Методы и приёмы на уроках литературного чтения формирующие нравственные качества
статья
Эффективность нравственного воспитания зависит от системы методов и приемов, способствующих глубокому и эмоциональному усвоению младшими школьниками литературно-художественного произведения. Доминирующими методами на уроках являются эвристические методы: решение познавательных задач,
выполнение заданий, проблемное изложение, эвристическая беседа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья | 24.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Якимова Вера Григорьевна
учитель начальных классов
МОУ Трубачевская ООШ
Методы и приёмы на уроках литературного чтения формирующие нравственные качества
Эффективность нравственного воспитания зависит от системы методов и приемов, способствующих глубокому и эмоциональному усвоению младшими школьниками литературно-художественного произведения. Для выбора методов и приемов работы с художественной литературой необходим учет психологических возможностей и особенностей усвоения знаний младшими школьниками.
Доминирующими методами на уроках являются эвристические методы: решение познавательных задач, выполнение заданий, проблемное изложение, эвристическая беседа и т.д.
Во втором классе можно обучать детей исследовательскому методу. Желательно проводить уроки в основном в игровой форме с опорой на базовые знания учащихся. Большое внимание на уроках уделяется образности, занимательности, наполненности практической деятельностью.
В процессе работы с художественной литературой могут применяться как традиционные формы обучения, так и уроки нестандартного, нового типа, нашедшие широкое применение в практике современной школы: урок - анализ первоисточников; урок - комментарий; урок - панорама; урок - викторина; экспресс - опрос и так далее. Преимущественное значение имеет и наглядная, образная память. Дети младшего школьного возраста не умеют еще достаточно хорошо перерабатывать материал логически. Не умея выделить существенное, расчленить текст, составить общую схему материала, дети заучивают текст дословно. Склонность детей запоминать конкретные образы, подмечать детали и частности, прочно усваивать события и даты создают тот фундамент фактических знаний, который является необходимой основой для дальнейшего, более глубокого усвоения системы исторических знаний. Воображение живое, яркое, с характерными чертами необузданной фантазии. Постепенно развивается воссоздающее воображение (что особенно важно для изучения истории), оно становится более реалистичным.Развивается и творческое воображение, на основе переработки прошлого опыта ребенок может создать необходимые образы.
Особенностями восприятия художественного материала младшими школьниками являются:
- односторонний подход к оценке описываемых событий, явления. Младшим школьникам присуще размежевание доброго и злого; хорошего и плохого; справедливого и несправедливого. Дети проводят резкое разграничение: "наши - не наши"; "мы - они"; "свои - не свои";
- обобщение единичных фактов. Учащимся младшего школьного возраста иногда свойственно стремление строить обобщение на основе единичного факта. На уроках учитель должен помочь школьникам делать обобщения;
- склонность к заучиванию материала. При заучивании не бывает достаточно глубокого усвоения материала. Необходимы задания, требующие размышления, творческого воображения;
- неустойчивость внимания, рассеянность, стремление отвлечься у отдельных школьников можно объяснить однообразием приемов, которыми пользуются учителя, ведущие урок, а также сложность материала
З.И.Романовская отмечает, что особый вид деятельности, которым является восприятие художественного произведения, "надо рассматривать как длительный, постоянно расширяющийся и углубляющийся процесс, в котором отражаются развитие, духовный рост читателя". В исследовании З.И.Романовской, посвященном особенностям восприятия и понимания младших школьников художественных произведений, критерием полноценности протекания этих процессов выступает уровень понимания и восприятия образной конкретности и образного обобщения, представляющих единство в художественном произведении. Данные уровни отличаются качественными изменениями в понимании художественных произведений, показывают динамику восприятия, не зависящую от возраста школьников. Характеризуя каждый уровень, З.И.Романовская отмечает, что репродуктивный уровень "отражает усвоение содержания сюжетно-событийной стороны произведения без творческой переработки воспринятого и без проникновения". Дети усваивают фабулу произведения, запоминая последовательность событий в нем. Помимо восприятия на этом уровне явилась критерием выделения в нем двух подуровней. Первый - фрагментарный - присущ слабо читающим детям, особенно первоклассникам. Плохо владея техникой чтения, ребенок с трудом усваивает содержание произведений, обращает внимание лишь на отдельных героев, запоминающиеся эпизоды, не связывая их в единое целое.
Второй подуровень - сюжетно-логический - характеризуется более полным восприятием произведения, результатом которого является попытка детей детально запомнить и подробно пересказать содержание прочитанного.
Эмоционально-сюжетный уровень восприятия характеризуется личностным отношением к героям, сопереживанием и особой эмоциональностью, позволяющей всей личности школьника активно включаться в восприятие.
Интуитивно-художественный уровень проявляется в полноте и самостоятельности восприятия произведения, в интуитивном выборе в произведении понравившихся фрагментов, стремлении осмыслить их художественное содержание и высказать свое отношение к произведению в целом.
Элементарный осознанно-художественный уровень был назван целостно-аналитическим. На этом этапе детям приходит понимание качества художественного изображения, его образной стороны, стремление оценить достоинства и недостатки произведения. "На этой основе у школьников происходит перестановка акцентов в структуре художественного восприятия -на первый план выдвигается наряду с познавательным аспектом, наблюдением за развертывающимися действиями, как в ответах 1 и 2 уровней, движение к пониманию сущности художественного произведения, формированию художественного образа, в восприятии и понимании которого проявляются элементы анализа и синтеза". Романовская З.И. Чтение и развитие младших школьников. – М., 1982
Восхождение учащихся к полноценному восприятию художественных произведений является глубоко индивидуальным для каждого ребенка и обусловлено особенностями развития волевой, интеллектуальной и эмоциональной сферы личности в процессе ее восприятия.
Одной из форм работы по нравственному воспитанию младших школьников является проигрывание литературных произведений на уроках чтения с последующим обсуждением. Учитель выбирает произведения, которые соответствуют ситуации взаимоотношений между детьми в классе.
Первый этап работы — выявление в классе проблемы нравственного характера. Учитель продумывает, какие случаи и ситуации из жизни детей он может отразить, работая над произведением. Также на этом этапе
нужно продумать, как распределить роли и кто будет зрителем.
Работу необходимо начать с прослушивания литературного произведения на аудиокассете. Произведение читают артисты театра, что придает сказке дополнительную яркость и эмоциональную окраску. Далее предполагается пересказ произведения. Затем детям задают вопросы: о чем это произведение, кто главные герои, какие симпатичны, а какие нет и почему.
При обсуждении произведения важно обратить внимание учащихся на характер героев, выделить характеристики персонажей.
На следующем этапе предлагаем школьникам разделиться на группы для проигрывания литературного произведения: одна группа — зрители; две — действующие лица. Детям можно предложить подумать, как бы они поступили, окажись на месте героев литературного произведения, как бы они вели себя в аналогичной жизненной ситуации, как бы они действительно поступили, если такая ситуация с ними случалась. Постепенно подводим учеников к сравнению того, как они считают нужным действовать правильно и как они действуют на самом деле. После проигрывания произведения обсуждаем характеры героев. Важно обратить внимание на то, что, инсценируя произведение, доброту героя необходимо показать своими действиями, и попросить детей - зрителей назвать, какие именно действия можно назвать добрыми. Необходимо, чтобы дети поняли: то, что названо словом, должно быть подтверждено действием, и наоборот, то, что показано в действии, должно быть названо. Так, доброту ребенок часто воспринимает как «делать приятное и легкое». Однако добрые дела часто требуют определенных усилий, и к такому выводу надо школьников подвести. Со временем доброе, приятное и легкое в сознании детей начинают различаться. Результат такой работы — школьники сами начинают искать соответствие между словами и действиями, сами пробуют характеризовать действия героев литературных произведений и свои. Далее зрители выбирают команду, которая, на их взгляд, наиболее удачно показала характер героев литературного произведения.
Для закрепления полученных знаний о характерах героев ученикам можно предложить нарисовать понравившийся персонаж.
Итогом работы можно считать умение ребенка применять полученные знания в реальной или воображаемой ситуации. В процессе проигрывания различных нравственных ситуаций (в том числе и на основе литературных произведений) активизируется воображение ребенка. Это имеет важное значение для положительных изменений в нем самом благодаря появлению
у него «образа себя», действующего по нравственным законам. [Развитие способности воображения / Отв. ред. Л.В. Голубцова. М., 2005.].
Систематическая и целенаправленная работа в этом направлении дает возможность ученикам к IV классу самостоятельно искать новые способы
разрешения нравственно - этических ситуаций. Они могут самостоятельно описать ситуацию и предложить разные варианты действий людей в этой ситуации (например, разрешить конфликт в детском коллективе, в семье с родителями).
Результаты работы оцениваются исходя из ответов, учащихся на вопросы: «Как ты поступишь, если...» В конце I и IV классов
ученикам предлагается ответить на такие
вопросы: Как ты поступишь, если узнаешь, что:
1) друг попал в беду;
2) вещь, нужная самому, срочно потребовалась другу;
3) твой друг совершил обман;
4) отправляясь на дачу, друг просит тебя сказать в школе, что заболел.
Анализ ответов показал, что систематическая работа по нравственному воспитанию на основе литературных произведений позволяет повышать
уровень нравственного развития младших школьников «относительно самого себя».
Ответы учащихся IV класса отражают накопленный ими опыт, способность давать оценку ситуаций, умение выражать свои мысли, обосновывать их, т.е. защищать свою нравственную позицию.
[ начальная школа№1-2008 год (стр41-45]
Приёмами формирования нравственности убеждений могут быть оценка (анализ, обсуждение) нравственного выбора литературного героя, объяснение причины неправильных с точки зрения ученика, поступков героя, оправдание оступившегося героя.
Следующая группа приёмов направлена на формирование нравственных чувств посредством сопоставления, нравственных чувств персонажей и собственных чувств читателей. Это может быть подбор слов для характеристики персонажей (составления словарика чувств и настроения героя); составления текста, раскрывающего эмоциональное состояние, возникающее при чтении произведения: написание письма герою. Написание письма поможет детям лучше разобраться в своих чувствах и понять отношение к герою произведения. В процессе написания письма дети будут лучше пытаться понять эмоциональное состояние героев, ставить себя на их место, учиться анализировать поступки и различные жизненные ситуации, искать другие возможные варианты выхода из затруднительных положений, возможно вспоминать случаи, которые происходили в их жизни близкие к тем, в которых очутился герой рассказа. Всё это способствует формированию доброты, отзывчивости, сочувствия.
С целью закрепления усвоенных ценностей в поведении можно использовать приём инсценирования (обыгрывания) похожих ситуаций, приём «совершай добрые дела». Инсценируя (обыгрывая) различные ситуации, ученики лучше усваивают нормы нравственного поведения, т.к. сами вживаются в роль, стараются лучше почувствовать героя произведения.
Еще один прием, который может быть эффективным - прием «совершай добрые дела». После прочтения произведения с детьми обсуждается необходимость совершения хороших, добрых дел. В качестве примеров рассматриваются дела, которые совершали герои рассказов. Нужно, чтобы дети совершали добрые дела бескорыстно и усвоили, что «Мало не делать зло, надо делать добро», «Если не я это сделаю, то кто?». Можно после прочтения произведения обсудить с детьми, что они могли бы сделать и как сделать в той или иной ситуации. Учитель может контролировать, какие добрые дела дети совершают и совершают ли, через беседу с родителями, через наблюдение.
Целью данного приема является приучение детей к нравственным поступкам. Важно, чтобы у детей был стимул совершать добрые дела, чтобы дети научились поступать нравственно сами, по собственной инициативе, а не по просьбе учителя или родителей.
Мы пришли к выводу, что эффективность нравственного воспитания зависит от системы методов и приемов, способствующих глубокому и эмоциональному усвоению младшими школьниками литературно-художественного произведения. Доминирующими методами на уроках являются эвристические методы: решение познавательных задач,
выполнение заданий, проблемное изложение, эвристическая беседа. Одной из форм работы по нравственному воспитанию младших школьников является проигрывание литературных произведений на уроках чтения с последующим обсуждением.
Список литературы
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им.В.В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 стр.
- Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс [Текст]: учеб.для студ. пед. вузов: в 2 кн. Кн. 2: Процесс воспитания/ И.П. Подласый. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 575 с.
- Харламов, И.Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для классн. руководителей [Текст]/И.Ф. Харламов. – Москва, 2003.-415с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования[Электронный ресурс]. - http://standart.edu.ru/
- Онлайн словари [Электронный ресурс]. -
- Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст]/ В.И. Даль. - Спб.: 4-е, под редакцией И.А. Бодуэна де Куртенэ, 2003. - 912 с.
- Нравственное развитие младшего школьника в процессе воспитания [Текст]/ под ред. И.А Каирова., О.С. Богдановой. - М.: Педагогика, 1979.- 97 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение технологии формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивное чтение) на уроках литературного чтения для повышения качества знаний учащихся.
Перед учителями начальных классов стоит задача не только приобщить младших школьников к чтению в целом, но и обучить их вдумчивому, аналитическому чтению. Справиться с этой задачей поможет использован...
Использование АМО (стратегия «РАФТ», метод универсального характера) на уроке литературного чтения в 4а классе
Преимущество стратегии "РАФТ": стратегию можно адаптировать к любой предметной области; школьники начинают писать охотнее, если видят, что у них это получается; эта стратегия д...
Метод интеллект-карт на уроках литературного чтения в начальной школе
Метод интеллект-карт на уроках литературного чтения в начальной школе....
Формирование навыков чтения через эффективные приёмы на уроках литературного чтения и внеклассной работе
Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начальной школы. И эта задача актуальна, так как чтение является богатейшим источником познания жизни и инструмен...
Урок литературного чтения. Идейно-нравственное значение стихотворения. Анализ художественных приемов в стихотворении М.В. Исаковского «Попрощаться с теплым летом».
Урок для 3 класса...
Использование современных педагогических приёмов на уроках литературного чтения в начальной школе.
Современные педагогические приёмы, использоуемые на уроках литературного чтения в начальной школе. Конкретные актуальные приёмы (более 10)....
Использование современных педагогических приёмов на уроках литературного чтения в начальной школе.
laquo;Использование современных педагогических приёмов на уроках литературного чтения в начальной школе»....