Использование АМО (стратегия «РАФТ», метод универсального характера) на уроке литературного чтения в 4а классе
презентация к уроку по чтению (4 класс) по теме
Преимущество стратегии "РАФТ": стратегию можно адаптировать к любой предметной области; школьники начинают писать охотнее, если видят, что у них это получается; эта стратегия для учащихся более привлекательна, чем простые ответы на вопросы в письменном виде.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
РЕФЛЕКСИЯ Само слово рефлексия пришло в русский язык из английского языка и является синонимом таким более привычным словам, как «обратная связь», «отдача», «самооценка и самоанализ», «взаимопонимание и взаимодействие».
Стратегия « РАФТ» Роль Аудитория Форма Тема Кто может написать данную тему? (выявление социальных групп) Для кого может быть написан текст? (предполагаемая аудитория) В какой форме может быть написан текст (выбор жанра) О чем будет тот или иной текст? Какие идеи постарается донести автор? (определение тематики)
Стратегия « РАФТ» 1. Выбор темы, роли, аудитории, формы. 2. Обсуждение в группе (паре) 3. Письмо (текст) 4. Правка 5. Читка в читательском кресле.
Урок литературного чтения А.П.Чехов «Белолобый» РОЛЬ АУДИТОРИЯ ФОРМА ТЕМА Щенок волчиха сторож Игнат, Старая сосна Волчатам, собаке Арапке, путнику, молодой липе Рассказ, письмо Белолобый
Преимущества стратегии РАФТ Стратегию можно адаптировать к любой предметной области. Школьники начинают писать охотнее, если видят, что у них это получается. Эта стратегию для учащихся более привлекательна, чем простые ответы на вопросы в письменном виде. Ученикам дается структура их письменной работы, они точно представляют, какую точку зрения описывают и чего от них хотят. Получая возможность для творчества, школьники приобретают дополнительную мотивацию для обучения.
Предварительный просмотр:
Реймхе М.В., учитель начальных классов МБОУ СОШ № 8 Рефлексия - обязательная составляющая современного урока. Это своеобразное подведение итогов учебной деятельности учащихся, некий самоанализ, позволяющий зафиксировать достигнутый результат и оценить свою работу. Само слово рефлексия пришло в русский язык из английского языка и является синонимом таким более привычным словам, как «обратная связь», «отдача», «самооценка и самоанализ», «взаимопонимание и взаимодействие» Как же проводить рефлексию эффективно и интересно? Фантазировать на тему рефлексии может сам учитель. Чем более творчески он к этому подойдёт, тем сильнее будет отдача, ответ. |
Рефлексия может быть осуществлена в устной или письменной форме. При этом она имеет разное смысловое назначение. |
Устная рефлексия имеет своей целью обнародование собственной позиции, ее соотнесение с мнениями других людей. Часто школьники говорят о том, что выражение своих мыслей в форме повествования, диалога или вопросов помогает прояснить некоторые значимые проблемы
Однако большинство ученых-психологов и педагогов отмечают, что наиболее важной для развития личности является письменная рефлексия.
Можно выделить несколько наиболее известных форм письменной рефлексии: эссе,синквейн,сочинение,хокку,телеграмма, РАФТ
И сегодня мы остановимся на одной из форм письменной рефлексии-РАФТ. Данная стратегия была предложена в 1988 году американским педагогом К.Санта. Эта стратегия пробуждает воображение и творчество и мотивирует к письменному рассуждению.
. Основной задачей для выполняющих это социо-игровое задание будет являться описание, повествование или рассуждение от имени выбранного персонажа. Сложность задачи будет еще и в том, что этот персонаж должен учитывать аудиторию, к которой обращается. Начинать надо, конечно, с темы: о чем будет тот или иной текст? Какие идеи постарается донести автор? (определение тематики). Затем можно перейти к выбору роли: кто может написать данную тему? Это очень важный этап. Мы не просто выбираем роль, а пробуем перевоплотиться в персонажа, почувствовать его. Не забываем, что нам приходится искать тот способ словесного воздействия, который позволит воплотить заданный характер, сделать его узнаваемым. Речь у каждого героя особенная, имеющая свою лексику, свою конструкцию. Необходимо подумать, к кому бы мог обратиться этот герой? То есть выбрать аудиторию (адресат: для родителей, учеников, для друга ); выбрать форму: письмо, стихотворение,рассказ и т.д., то есть в каком жанре герой мог бы обратиться к выбранной аудитории. Итак, стратегия РАФТ включает в себя: 1. Выбор темы, роли, аудитории, формы 2. Обсуждение в группе, в паре выбранных параметров. 3. Письмо. 4. Правка. 5. Читка в читательском кресле. |
РАФТ можно использовать на уроках русского языка, окружающего мира, литературного чтения.
Приведу фрагмент урока окружающего мира.
Учитель: Определим четыре параметра будущего текста.
Р – роль (любой человек нашей планеты)
А – аудитория (кому вы будете писать – жителям планеты Венера,Сатурн)
Ф - форма – письмо
Т – тема «Животный и растительный мир Австралии»
Учитель предлагает ученикам:
-Напишите небольшой рассказ о том, что вы узнали сегодня на уроке. Но рассказ должен быть не от вашего имени, а от имени любого человека нашей планеты, и предназначен он будет для жителей планеты Венера.
Ученики в течение 3-5 минут составляют и записывают рассказы, а затем зачитывают их.
Здравствуйте, дорогие инопланетяне! Это пишет вам Соловьянова Аня с планеты Земля. Надеюсь, что мое письмо дойдет до вашей планеты Сатурн!Может вы и не поймете мой язык,но я все равно решила вам написать.
Так как я живу в Австралии и знаю многих животных,то я охотно поделюсь с вами своими знаниями о них!
Коала-это маленький медведь,который спит от 18 до 22 часов в сутки. Это очень ленивое животное. А вы знаете, что собака динго-единственный хищник на самом маленьком континенте. Необычные кенгуру живут до 16 лет и являются сумчатыми.
Была рада поделиться своими знаниями. Напишите мне,пожалуйста,ответ. Я хочу, чтобы вы прилетели на мою планету, и мы с вами подружились. До встречи!
Итак, в данной технологии, в отличие от традиционной, меняются роли педагогов и обучающихся. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Роль учителя в основном координирующая. Значит, отношения между участниками образовательного процесса «субъект-субъектные». А быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.
Урок литературного чтения проходит не менее интересно при использовании стратегии РАФТ. Сейчас мои ученики поделятся с вами своими интересными мыслями. (СЛАЙД 8)
- Саша Черный.
«Дневник фокса Микки»
Попробуй сочинить от лица фокса Микки «Собачьи стихи»
(читает Хубиева К., Рашкевич А.,Катан А.)
РОЛЬ | АУДИТОРИЯ | ФОРМА | ТЕМА |
Фокс Микки | читателям | стихотворение | Собачьи стихи |
- А.П.Чехов «Белолобый» (читает Катан Анастасия,Шляхова София,Вершинин Андрей,Хубиева К.)(СЛАЙД 9)
- А.И.Куприн «Слон» (читает Рашкевич А.,Вершинин А,Шляхова С)
(СЛАЙД 10)
Преимущества стратегии РАФТ. (СЛАЙД 11)
- Стратегию можно адаптировать к любой предметной области.
- Школьники начинают писать охотнее, если видят, что у них это получается.
- Эта стратегию для учащихся более привлекательна, чем простые ответы на вопросы в письменном виде.
- Ученикам дается структура их письменной работы, они точно представляют, какую точку зрения описывают и чего от них хотят.
- Получая возможность для творчества, школьники приобретают дополнительную мотивацию для обучения
Стандарты нового поколения смещают акценты в образовании на активную деятельность обучающихся. В процессе деятельности обучающийся осваивает УУД, развивается как личность. Данная стратегия формирует ряд следующих компетентностей обучающихся: (СЛАЙД 12)
- готовность к импровизации;
- свободное взаимодействие (общение на том языке, на котором думает собеседник);
- анализ своих поступков и происходящих событий, осознание своего отношения к миру;
- формирует понимание специфики жанра, учит разбираться в художественных средствах.
Успешность современного урока зависит, на мой взгляд, от личности учителя. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – это и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.
Спасибо за внимание
Я фоксик Микки:добродушный пес
В семью пришел и счастье им принес.
Зина мне бросает мячик,командует,чтоб я его ловил
И как послушный мальчик ей в руки приносил.
Собачьей верности она от меня все время ждет,
Но в город погулять с собою не берет.
Хозяйку я всегда послушаться готов,
Пусть даже мне придется позабыть котов.
На них не буду лаять никогда,
Быть может в город отвезет тогда.
Птицы бегают,кричат.
Куры зернышки хотят.
И с утра в курятнике
Бегают цыплятники.
У коровы молоко
Ей-корове,нелегко.
Ходят куры грустные,
Но яйца очень вкусные.
Я все вижу,замечаю
Я над жизнью размышляю.
Умный очень песик я,
Знает это вся семья.
РОЛЬ | АУДИТОРИЯ | ФОРМА | ТЕМА |
волчиха | К волчатам | рассказ | Заботливая волчиха |
Доброе утро, мои любимые волчата. Я хочу вам рассказать историю, которая произошла со мной этой ночью.
Когда вы еще мирно спали, я пошла добывать для нас еду. С трудом дошла до зимовки, где в эту пору, по-моему разумению, должны быть ягнята.Я прыгнула на крышу и начала разбирать сено.Оно оказалось очень мягким и мокрым от снега, и я чуть не провалилась. Прыгнув в дыру, я упала на что-то мягкое и теплое.Я схватила первое, что мне попалось в зубы и бросилась вон.
Куры расшумелись. Из дома вышел дед Игнат со своей верной собакой Арапкой. Но я уже была далеко от зимовки. Когда все затихло, я решила отпустить добычу и очень расстроилась, увидев перед собой глупого белолобого щенка. Я с грустью побежала домой, ведь сегодня мы остались вновь без вкусной еды. Но щенок не отставал от меня «Неужели он думает, что я его съем?» Кстати, этот невежа сейчас здесь, и я разрешаю вам поиграть с ним.
РОЛЬ | АУДИТОРИЯ | ФОРМА | ТЕМА |
щенок | Собака Арапка | рассказ | Приключения щенка |
Я думаю, если бы я не любил спать в хлеву с овцами, то со мной не произошла бы эта история.
Однажды, когда я спал в хлеву, сверху на меня что-то упало. С перепугу я залаял,завизжал,а потом неожиданно оказался в зубах чудовища. Это была волчица. Она бежала, а я болтался в ее зубах. Волчица положила меня на снег, но есть почему-то не стала.
Я облизал свою раненую спину и захотел поиграть с волчицей. Она зарычала на меня и побежала, я за ней. Так мы добрались до ямы, где ее ждали волчата. Я сначала залаял на них, но потом успокоился и решил с ними поиграть. Они бегали за мной, визжали от восторга и в шутку кусали меня. Нам было весело!
К ночи похолодало. Я соскучился по тебе, мама, и пошел домой.
РОЛЬ | АУДИТОРИЯ | ФОРМА | ТЕМА |
Игнат | Страннику | Рассказ | Переполох в сарае |
Мне 70 лет, мил человек, и уже давно прошло то время, когда я служил механиком. Живу я у почтовой дороги, в зимовье, и работаю сторожем. Вокруг ни души и мне часто приходиться разговаривать с самим собой. Я рад, что сегодня ты забрел ко мне в сторожку, мне жуть как хочется рассказать тебе историю, произошедшую совсем недавно.
Проснулся я однажды ночью от громкого визга. А в сарае у меня небольшое хозяйство: куры, овцы.Я решил, что на них напала волчиха, до того неистово выла Арапка. Но проверив сарай, был крайне удивлен: живность вся была на месте. И так бы я не узнал причину столь странного поведения животных, если бы на следующий день, эта бы история не повторилась. А оказалось, божий человек, все очень просто. Малая бестолковая собака повадилась спать в сарае с животными, да еще и не через дверь к ним ходить, а через крышу. Оттрепал я его за уши и наказал хворостиной: не люблю глупых. Понравилась ли тебе эта история?
РОЛЬ | АУДИТОРИЯ | ФОРМА | ТЕМА |
Старая сосна | Молодая липа | рассказ | История старой сосны |
Что ты шелестишь листьями, неугомонная липа? Да было время и я была высокой красивой сосной, поражала вокруг путников своею мощью. Но однажды в наш дремучий лес налетела настоящая буря, которая все сметала на своем пути и я попала к ней в лапы. Меня с корнем вырвало из земли, отчего и образовалась огромная яма. В ней теперь живет семейство волков: старая волчица и три маленьких волчонка. Ты знаешь,липа, мне хочется рассказать тебе о забавном случае, свидетелем которого я стала.
Недавно, не успело солнце взойти, я заметила странную картину: рядом с ямой стояла изможденная волчица, а поблизости - черный, с большой головой щенок. «Что они делают вместе? - подумала я. - Неужели это ее добыча?»
Спустя некоторое время, я заметила, что и щенок, и волчата играли друг с другом, визжа от восторга. «Какая умная мать, подумала я!»- ведь так она приучает своих детей к охоте!
РОЛЬ | АУДИТОРИЯ | ФОРМА | ТЕМА |
Хозяин зверинца | дочь | рассказ | Встреча |
Однажды ко мне в зверинец, а я являюсь его хозяином, подошел мужчина с необычным предложением: отпустить слона на некоторое время к нему домой. Отчего, моя маленькая дочка Лиза, я был просто удивлен. Я подумал, не является ли этот человек сумасшедшим. Но оказалось, что у него, как и у меня, есть маленькая дочь Надя, которая тяжело больна. А сейчас эта девочка просит только одного: привести к ней в гости настоящего слона. Как я мог отказать ему? Ведь Наде столько же лет, как и тебе, Лиза. И я решил помочь этим людям. Большой фисташковый торт позволил мне провести слона в дом, откуда заранее была вывезена вся мебель.
Наутро состоялась встреча маленькой девочки и нашего сильного большого слона -Томми.Надя оказалась очень воспитанной барышней, она кивнула Томми головой, здороваясь с ним, а он в ответ, пожал ее тонкие пальчики длинным хоботом, при этом его маленькие глаза сузились, точно смеялись. Весь день я наблюдал за ними. Они разговаривали, играли, обедали вместе. И когда наступил вечер, Надя так и заснула возле нашего Томми, не желая ни на миг с ним расставаться. Ты спрашиваешь, выздоровела ли она? Конечно, недавно на представлении она громко смеялась и хлопала в ладоши!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНО- УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ
Личностные действия включают в себя ценностно-смысловую ориентацию учащихся, т. е. ученик должен знать морально-этические...
Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в 1 классе.
Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе. Обучение устному пересказу на начальном этапе. ...
Урок литературного чтения в 3 классе "Читательская конференция "По страницам детских журналов" с использованием кейс-метода"
Разработка урока по литературному чтению с использованием кейсов....
Технологическая карта к уроку литературного чтения в 1 классе (Система Л. В. Занкова). Тема урока "Характер литературного героя. Проверь себя. Трудности существования. В.Ф. Панова «Кто такой Сережа…» (фрагменты)".
Технологическая карта к уроку литературного чтения в 1 классе (Система Л. В. Занкова). Тема урока "Характер литературного героя. Проверь себя. Трудности существования. В.Ф. Панова «Кто такой Сер...
Урок литературного чтения для 1 класса "Звук и буква Х,х. Закрепление. Чтение текстов этического характера"
Урок литературного чтения для 1 класса по программе "Школа России"...
"Использование методов и приемов на уроках литературного чтения" из опыта работы
Использование разнообразных методов и приёмов на уроках литературного чтения позволило достичь следующих результатов:...