Использование современных педагогических приёмов на уроках литературного чтения в начальной школе.
опыты и эксперименты (2 класс)

Гапко Анастасия Александровна

Современные педагогические приёмы, использоуемые на уроках литературного чтения в начальной школе. Конкретные актуальные приёмы (более 10).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_nauchno.docx16.37 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад научно-практической конференции образовательного портала «Золотой век»

«Использование современных педагогических приёмов на уроках литературного чтения в начальной школе»

 Подготовила:

 учитель начальных классов

Гапко А. А.

2021

Актуальность данного доклада заключается в пассивности младших школьников на уроках литературного чтения. Зачастую ученики не могут выражать свои мысли. Особенно это касается устной речи. Ввиду активного пользования телефонами, планшетами, компьютерами, в которых дети могут только давать свои команды на «вход» в систему, возникла проблема пассивного отношения к литературному чтению. Читать во многих семьях уже не актуально, поэтому учителю литературного чтения не просто мотивировать новое поколение на развитие своей речи. Именно поэтому темой доклада является именно «Использование современных педагогических технологий на уроках литературного чтения в начальной школе».

В конце  XX  века была разработана методика критического мышления в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). Суть данной методики заключается в преодолении учащимся четырёх стадии: вызова, осмыслении, понимании и рефлексии, что практически созвучно современным этапам урока литературного чтения по ФГОС: мотивация, актуализация, синтез, анализ, синтез, творческая работа и рефлексия.

Критическое мышление – самостоятельное добывание знаний учащимся, продиктованное желанием учиться. В настоящее время для учителей большой помощью являются современные технологии. Ведь именно с помощью них учащиеся начальных классов мотивированы к обучению. Как один из учеников однажды написал мне записку: «Я хотел бы, что бы вы обучали нас по игре «Brawl Stars». Рабочие листы с данной игрой уже есть в моей педагогической копилке.

Итак, посредством использования современных приёмов на уроках литературного чтения развивается познавательный интерес учащихся. Данное утверждение основано на личном опыте работе в школе.

Приведём далее конкретные приёмы:

  1. Правда или ложь? Как учитель – учащимся, так и ученики друг другу на этапе актуализации или анализа произведения могут задавать данные вопросы по теме урока.
  2. Кластер. Подходит также к этапу актуализации, анализа произведения. В центре пишется ключевое понятие, а от него уже иду различные разветвления. Важно, что учащиеся проговаривают свои кластеры всему классу.
  3. Древо предсказаний. Это выстраивание предположений во время чтения произведения (отрывочное чтение).
  4. Толстые и тонкие вопросы. Использовать можно на любой стадии урока. Ответом на тонкий вопрос служат частица «Да» или «»Нет», на толстый вопрос – глубокий ответ.
  5. Составление таблиц. Что/кто, где, когда это произошло с тем или иным героем? Использовать целесообразнее во время анализа произведения.
  6. Работа в группах. Многие педагогик боятся такой формы работы, ведь зачастую работают лидеры, а остальные отдыхают. Это утверждение имеет место, но на личном опыте я убедилась, что работы в группах позволяет сплотить за один урок учащихся больше, что за совместно проведённый в одном классе триметр.
  7. Синквейн. Состоит из пяти строк. Целесообразен на этапе анализа произведения.
  8. Диаманта. Состоит из семи строк. Также целесообразен на этапе анализа произведения. Здесь, в отличие от синквейна, происходит сравнение двух (зачастую противоположных) героев, которых объединяет что-то общее. Это общее пишется на четвёртой строчке.
  9. Облако слов. Учащимся моего класса очень нравится применять данный приём на уроках. Использую на этапе творческой работы. Суть заключается в том, что ребята рисуют одного из героев прочитанного произведения, а внутри героя пишут ключевые слова, относящиеся к этому произведению. Затем рисунок закрашивается.
  10. Кубик Блума. С каждый стороны кубика написаны следующие вопросы: «Почему?.», «Предположи…», «Поделись…», «Назови…», «Объясни…», «Придумай…». Один из детей выходит к доске, кидает кубик и задаёт вопрос с опорным выпавшим словом. Другой ученик отвечает на данный вопрос, выходит к доске, бросает кубик и так далее.
  11. На этапе творческой работе полезно для развития устной речи придумывать стихотворение всем классом. Записывая предполагаемые рифмы, можно выбирать нужные и, таким образом, писать стихотворение.
  12. Система образов. Ученики пишут имена героев в тетради на некотором расстоянии друг от друга. Затем при помощи стрелочек и надписей над ними показывают, как герои относятся друг к другу. К примеру, Фея заботится о Золушке, а Золушка выражает ей свою благодарность.

Таким образом, данные и некоторые другие современные приёмы я использую на уроках литературного чтения уже во втором классе. Приёмы позволяют не только развить творческие начала и речь в учащихся, но и познавательный интерес к урокам литературного чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка в начальной школе в условиях реализации фгос

В статье "Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка в начальной школе в условиях реализации ФГОС" рассказывается о техниках учения технологии развития критического м...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

Текст выступления на фестивале педагогических идей по теме: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО"...

«Использование игровых педагогических технологий на уроке литературного чтения в начальной школе как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий»

В статье рассматривается применение игровых технологий на уроке литературного чтения как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий у детей с ЗПР....

Использование современных педагогических технологий на уроке литературного чтения.

Современная российская школа находится в сложном периоде поиска. В настоящее время возникает очень много вопросов и споров по поводу организации учебной деятельности. Сегодня нет учителя, который не з...

Использование современных педагогических приёмов на уроках литературного чтения в начальной школе.

laquo;Использование современных педагогических приёмов на уроках литературного чтения в начальной школе»....