Памятки. Работа над литературным произведением
консультация
Памятки для учащихся по литературному чтению, 2-4 кл.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_nad_literaturnym_proizvedeniem.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН РАБОТЫ НАД
ЛИРИЧЕСКИМ СТИХОТВОРЕНИЕМ
- Как ты думаешь, какое настроение было у автора, когда он писал это стихотворение?
2. С какой целью автор написал это произведение?
3. Какие строчки показались наиболее образными (как бы ожили перед тобой, стали зримыми, ощутимыми образами)? Какие образы?
4. Какие рифмы показались самыми необычными, новыми, удивительными?
5. Попробуй подобрать несколько синонимов к словам, которые тебе показались новыми, редко встречающимися в современном языке.
6. Перечисли наиболее яркие сравнения в стихотворении. Какова их роль?
7. Какие слова употребляются в переносном выражении?
8. Как ты думаешь, при каких обстоятельствах ты мог бы вспомнить строки этого стихотворения?
9. Какую иллюстрацию ты хотел бы сделать к этому стихотворению?
ПЛАН РАБОТЫ НАД РАССКАЗОМ.
- Прочитай рассказ. Обрати внимание на имя автора. Что ты знаешь об авторе?
- Подумай, какой из типов текста здесь преобладает: повествование (рассказывает); описание (показывает, описывает); рассуждение (доказывает).
- Вкратце передай сюжет (основные события) рассказа.
- Что, по-твоему, является кульминацией (высшей точкой напряжения в развитии действия) этого рассказа?
- Каких героев ты считаешь положительными, а каких отрицательными и почему?
- Какому герою ты больше сопереживал? Опиши, какие чувства ты испытывал вместе с героем.
- Что в этом рассказе тебя рассмешило, а что показалось грустным?
- В чем, по-твоему, главная идея этого произведения? О чем нам предлагает задуматься автор?
9. Как ты думаешь, как сложится судьба героев в будущем?
10.Рекомендовал бы ты прочитать этот рассказ другу? Почему?
ПЛАН АНАЛИЗА СКАЗКИ
- Прочитай сказку. Обрати внимание на то, есть ли у нее автор или она относится к устному народному творчеству.
- Как ты думаешь: что в этой сказке взято из реальной жизни, а что в ней вымышлено?
- Что тебя в этой сказке больше увлекло: сюжет (основные события) или описание волшебства? Какие волшебные предметы из этой сказки стали частью нашей реальной жизни? Чего на самом деле никогда не может быть?
- Какой момент в сказке можно считать самым захватывающим?
- Назови положительных и отрицательных героев этой сказки, перечисли их основные черты их характеров, вспомни самые значительные поступки.
- Какому герою ты больше всего сопереживал? Опиши, какие чувства ты испытывал вместе с героем.
- Какими пословицами ты бы мог передать основную мысль этой сказки? В какой фразе сказки выражена ее главная мысль?
- Знаешь ли ты другие сказки, в чем-то близкие по сюжету, замыслу и характеру главного героя?
ПЛАН АНАЛИЗА БАСНИ
- Прочитай произведение. Подумай, почему оно считается басней.
- Попробуй передать мораль (основную мысль) басни своими словами.
- Обрати внимание на то как написана басня - прозой или стихами. Найди рифмы.
- Какие недостатки, встречающиеся у людей, высмеиваются в этой басне?
- Какие фразы, выражения показались тебе наиболее яркими, образными, запоминающимися?
- Перечисли основные черты характера главных героев басни.
- Подумай, какие пословицы ближе всего к морали этой басни.
- Что тебе показалось в этой басне смешным, а что - поучительным?
- Подготовься к выразительному чтению басни. Прочитай басню по ролям.
10. Какие выражения из этой басни обогатили русский язык, украсили нашу речь?
ОТЗЫВ О ПРОЧИТАННОЙ КНИГЕ (вариант 1)
- Автор книги.
- Название книги.
- Перечисли главных героев. Какой герой любимый, почему?
- Напиши, какие приключения показались тебе самыми интересными.
- Чему научила тебя эта книга?
ОТЗЫВ О ПРОЧИТАННОЙ КНИГЕ (вариант 2)
- Автор книги.
- Название книги.
- Перечислить главных героев с кратким пояснением, кто они.
- Краткий пересказ самых захватывающих моментов книги.
- Чему научила тебя эта книга? О чем заставила тебя задуматься?
ПЛАН РАССКАЗА О ГЕРОЕ
- Расскажи о понравившемся герое.
Начни так … Мне очень понравился( ась)… Мне очень запомнился(ась)… Мне показался интересным… Я восхищаюсь… Мне очень не понравился(ась)
- Опиши внешность героя (его лицо, одежду, манеру поведения).
- Вспомни, в каких поступках, мыслях, действиях, лучше всего раскрывается характер героя?
- Перечисли основные черты характера понравившегося (непонравившегося) героя.
- Расскажи о его взаимоотношениях с другими персонажами.
- Назови героев других произведений, которые в чем-то схожи с этим персонажем.
- Подумай и скажи, в чем тебе самому хотелось (не хотелось) бы походить на этого героя?
- Вспомни, какая из пословиц, поговорок и крылатых фраз могла бы лучше всего передать характер этого героя?
- Если бы ты был художником, то в какой момент изобразил бы своего любимого героя, какое бы у него было выражение лица, как бы ты его одел, что было бы вокруг?
ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ
ГЕРОЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
- Имя, фамилия (если есть), возраст.
- Портрет (внешность, особенности внешнего вида).
- Поступки героя, особенности его поведения.
- Основные интересы.
- Черты характера героя.
- Речь (о чём и как говорит герой).
- Отношение к людям, окружающему миру, своему делу.
- Взаимоотношения с другими персонажами.
- Авторское отношение к герою.
- Ваше личное отношение к герою.
ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ
ГЕРОЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
- Имя, фамилия (если есть), возраст.
- Портрет (внешность, особенности внешнего вида).
- Поступки героя, особенности его поведения.
- Основные интересы.
- Черты характера героя.
- Речь (о чём и как говорит герой).
- Отношение к людям, окружающему миру, своему делу.
- Взаимоотношения с другими персонажами.
- Авторское отношение к герою.
- Ваше личное отношение к герою.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с литературным произведением
В помощь ученику и учителю. Планы работы с различными литературными произведениями....
Методика работы над литературными произведениями
Правила чтения и обращения с книгой 1. Не берите книги грязными руками. 2. Читайте, сидя за удобным столом. 3. Держите кн...
Учебно-методическое пособие для учащихся начальной школы "Учимся работать с литературными произведениями "
Учебно-методическое пособие составлено для учащихся 2 - 3 классов. В основу работы легли произведении Л.Н.Толстого (рассказы). Работа с этими текстами поможет научиться учащимся применять полученные з...
Памятки для работы над литературными произведениями.
Памятки для учащихся....
Технологическая карта урока_Литературное чтение_Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка
Класс: 4УМК «РО Л.В. Занкова»Предмет: Литературное чтениеТема: «Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка»Тип урока: систематиза...
Памятка «Работа с литературными источниками»
Памятка «Работа с литературными источниками»...
план работы над литературным произведением
В помощь учащимся план работы над литературным произведением...