план работы над литературным произведением
материал по чтению (3 класс)

Деришева Елена Викторовна

В помощь учащимся план работы над литературным произведением

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya_3_klass.docx20.27 КБ
Файл pamyatki.docx14.51 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: И.А. Крылов. «Ворона и лисица»

Цели: - совершенствовать знания учащихся о творчестве А.И. Крылова;

- познакомить детей с басней И.А. Крылова «Ворона и Лисица»;

-формировать умение определять басню как жанр;

- продолжить обучение вдумчивому чтению с элементами лингвистического анализа текста;

-создать условия для обучения работе с текстом басни (выявление структурных особенностей басни, характеристика героев басни; определение морали);

развивать умения пользоваться справочной литературой;

- способствовать осмыслению нравственных ценностей в басне И. А. Крылова «Ворона и Лиса»

- воспитывать стремление к правде, неприятию лести, чувству товарищества, искренность;
-развивать творческие способности детей, речь, мышление, навыки беглого чтения.

Планируемые результаты.

Личностные.

-воспитание художественно-эстетического вкуса;

-положительное отношение к учебной деятельности;

- основные моральные нормы поведения;

Познавательные.

-объяснять авторское и собственное отношение к персонажам;

– работать с иллюстрациями;

– определять особенности басни, выделять мораль басни, представлять героев басни, характеризовать героев басни на основе их поступков.

– делить текст на смысловые части

- понимание нравственного смысла басни, характеров героев.

Обучающиеся научатся:

- понимать содержание прочитанного;

- высказывать свое отношение к прочитанному;

-осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий;

- Регулятивные.

Обучающиеся научатся:

-определять учебную задачу урока в совместном обсуждении;

- соотносят ее выполнение с формулировкой в конце урока;

-осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу

- извлекать необходимую информацию из текстов;

- организовывать свое рабочее место;

Коммуникативные.

- инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации;

- выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью в соответствии с задачами;

- умение слушать ответы товарищей

Оборудование: портрет И.А. Крылова, его книги; аудиозапись басни «Ворона и Лисица»; презентация к уроку.

Ход урока.

1. Организационный момент  (мотивация)

«Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели стремиться к их достижению…» (французский писатель и философ Ж.Ж.Руссо) 

2.Проверка домашнего задания.

Что нового вы узнали о его творчестве? Рассказать нужно только самые интересные эпизоды из его жизни. Ответ должен быть лаконичным и чётким.

(Ответы детей.)

-Назовите источники: Сергеев «Крылов», «Детская энциклопедия», вступление к сборнику басен Крылова.

- Когда происходили события, рассказанные вами? (200 лет назад)

-Кто был современником Крылова? (Пушкин)

- Какие их басен Крылова вам понравились и чем?

- Что такое басня? (ответы детей)

Слайд. «Басня – краткое иносказательное, нравоучительное стихотворение, рассказ» Ожегов.

-Давайте докажем, почему это рассказ, почему стихотворение?

-Как понимаете слово «иносказательное»?

-Что отличает басню от рассказа, стихотворения?

- Что такое мораль?

-Назовите действующих лиц басен.

-Что такое порок?

-Какие пороки высмеиваются в баснях Крылова? Приведите примеры.

3. Знакомство с басней «Ворона и лисица»

-Послушайте басню, а потом ответите на вопрос: чем эта басня отличается от других.

Чтение басни.

- Если не можете ответить сразу, то перечитайте басню про себя.Вчитайтесь в текст, найдите ответ.

- Кто главные действующие лица басни? Докажите.

-Что можете сказать о каждом из них?

-Начнём с Вороны. (глупая)

- Прочитайте, как об этом говориться в тексте.

-Какой глагол подчёркивает её глупость? (призадумалась). Что это значит?

-Какая ещё Ворона? (неуклюжая) Подтвердите словами текста. (взгромоздясь)

- Что ещё особенного в этом слове, что подчёркивает её неуклюжесть?

(неблагозвучное, трудное сочетание звуков в слове)

-А какая лиса? Вспомните русские народные сказки. (хитрая, лукавая, обманщица).

- Каким точным словом охарактеризовал её Крылов? (плутовка)

-Что это значит?

-Какими словами Крылов это доказывает? Прочитайте.

- Что задумала Лиса? Докажите.

- Как вы понимаете слово «пленил»?

-Прочитайте, как Лиса добивается своей цели?

-Какие слова использует автор, чтобы подчеркнуть её хитрость? (слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами).

-Что такое лесть?

- Почему замысел лисицы удался?

-Вспомните примеры из литературы, где встречается у героев такое качество, как лесть. («Лиса и тетерев», «Петушок Золотой Гребешок»).

- А теперь вернёмся к первому вопросу. Чем эта басня отличается от других?

(главная мысль – обличение лести)

-В чём идея басни? (в морали)

Перечитайте мораль?

- Почему Крылов помещает мораль в начало басни?

- Какую черту характера Крылова мы можем отметить, прочитав басню? (не любил лесть).

Басни очень обогатили наш язык. Многие выражения из них вошли в повседневную речь. Стали «крылатыми».

-Какие «крылатые выражения» приходят на память?

V. Рефлексия.

Оцените свою работу на уроке.

VI. Домашнее задание.

1) научиться читать басню и ответить на вопросы после басни.

Желающие могут попробовать выучить басню.

2) Вспомнить произведения, в которых главное действующее лицо – Лиса.



Предварительный просмотр:

План анализа сказки.

1.Прочитай сказку. Какая это сказка: народная или литературная?

2.Что в сказке взято из реальной жизни, а что выдумано?

3.Что больше всего увлекло в сказке: сюжет, герои, описания волшебства?

4.Какое событие стало самым захватывающим?

5.Охарактеризуй героев сказки.

6.Какому герою ты больше всего сопереживал?

7. Подбери пословицу к сказке, которая отражает её главную мысль.

План работы над лирическим стихотворением.

1.Какое настроение ты испытываешь при чтении стихотворения?

2.Что послужило причиной создания этого стихотворения?

3.Какие сравнения использует автор?

4. Приведи примеры олицетворения? (если есть)

5. Какие эпитеты встречаются в стихотворении?

6. При каких обстоятельствах ты смог бы вспомнить это стихотворение?

7. Какую иллюстрацию можно сделать к этому стихотворению?

План работы над басней.

1. Объясни, почему данное произведение можно назвать басней

2.Какие пороки высмеиваются в этой басне? Какие слова наиболее ярко это иллюстрируют?

3. Охарактеризуй героев басни.

4.Как ты понимаешь мораль басни?

5.Какие пословицы можно подобрать к басне?

6. Какие выражения стали «крылатыми»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с литературным произведением

В помощь ученику и учителю. Планы работы с различными литературными произведениями....

Методика работы над литературными произведениями

  Правила чтения и обращения с книгой     1. Не берите книги грязными руками.    2. Читайте, сидя за удобным столом.    3. Держите кн...

Учебно-методическое пособие для учащихся начальной школы "Учимся работать с литературными произведениями "

Учебно-методическое пособие составлено для учащихся 2 - 3 классов. В основу работы легли произведении Л.Н.Толстого (рассказы). Работа с этими текстами поможет научиться учащимся применять полученные з...

Технологическая карта урока_Литературное чтение_Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка

Класс: 4УМК «РО Л.В. Занкова»Предмет: Литературное чтениеТема: «Позиция читателя в работе с литературным произведением   Д.Н. Мамина  –Сибиряка  «Серая шейка»Тип урока: систематиза...

Памятки. Работа над литературным произведением

Памятки для учащихся по литературному чтению, 2-4 кл....

Этапы работы над литературным произведением

Этапы работы над произведением...