Рабочая программа по математике. 1 класс
рабочая программа (1 класс)

Байрамгулова Лилия Ямиловна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4._matematika_2021.doc948 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Лиля\Desktop\Программы - 1 класс, 21\Скан_20210920 (2).bmp

Пояснительная записка

Рабочая программа по математике на 2021/22 учебный год для обучающихся 1 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:

•  Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

• приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего» (распространяется на правоотношения с 1 сентября 2021 года);

• приказа Минобрнауки от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении ФГОС начального общего образования»;

• СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28 (действуют с 1 января 2021 года);

• СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2 (действуют с 1 марта 2021 года);

• концепции развития математического образования  в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства от 24.12.2013 № 2506-р;

• с требованиями основной образовательной программы ООО МБОУ «СШ №25».

Данная рабочая программа разработана и реализуется на основе учебника:

  1. Моро М.И., С.И.Волкова, Степанова С.В. Учебник . 1 класс . Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2020.

Для реализации программы используются пособия из УМК для педагога и обучающихся

Для педагога:

  1. Моро М.И., С.И.Волкова, Степанова С.В. Учебник . 1 класс . Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2020.
  2. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова С.И. Математика. Методические рекомендации. 1 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2019.

Для обучающихся:

  1. Моро М.И., С.И.Волкова, Степанова С.В. Учебник . 1 класс . Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2020.

Рабочая программа предназначена для освоения основного стандарта по математике  для  1 класса, в том числе для обучающихся с ОВЗ.

Общая характеристика учебного предмета «Математика» 

В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретённые им знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на математическом материале, первоначальное овладение математическим языком станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.

В основе конструирования содержания и отбора планируемых результатов лежат следующие ценности математики, коррелирующие со становлением личности младшего школьника:

  • понимание математических отношений выступает средством познания  закономерностей  существования   окружающего мира, фактов, процессов  и  явлений,  происходящих  в  природе и в обществе (хронология событий, протяжённость по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т д ); математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);
  • владение математическим языком, элементами алгоритмического мышления позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать  истинность  предположения).

        Младшие школьники проявляют интерес к математической сущности предметов и явлений окружающей жизни — возможности их измерить, определить величину, форму, выявить зависимости и закономерности их расположения во времени и в пространстве. Осознанию младшим школьником многих математических явлений помогает его тяга к моделированию, что облегчает освоение общего способа решения учебной задачи, а также работу с разными средствами информации, в том числе и графическими (таблица, диаграмма, схема).

В начальной школе математические знания и умения применяются школьником при изучении других учебных предметов (количественные и пространственные характеристики, оценки, расчёты и прикидка, использование графических форм представления информации). Приобретённые учеником умения строить алгоритмы, выбирать рациональные способы устных и письменных арифметических вычислений, приёмы проверки правильности выполнения действий, а также различение, называние, изображение геометрических фигур, нахождение геометрических величин (длина, периметр, площадь) становятся показателями сформированной функциональной грамотности младшего школьника и предпосылкой успешного дальнейшего обучения в основном звене школы.

Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал. Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».

Арифметическим ядром программы является учебный материал, который, с одной стороны, представляет основы математической науки, а с другой — содержание, отобранное и проверенное многолетней педагогической практикой, подтвердившей необходимость его изучения в начальной школе для успешного продолжения образования.

Основа арифметического содержания — представления о натуральном числе и нуле, арифметических действиях (сложение, вычитание, умножение и деление). На уроках математики

младших школьников будут сформированы представления о числе как результате счёта, о способах образования, записи и сравнения целых неотрицательных чисел. Учащиеся научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с целыми неотрицательными числами в пределах миллиона; узнают об основных свойствах и связях между компонентами и резуль-татами арифметических действий; научатся находить неизвестный компонент арифметического действия по известному компоненту и результату действия; усвоят связи между сложением и вычитанием, умножением и делением; освоят различные приёмы проверки выполненных вычислений. Младшие школьники познакомятся с калькулятором и научатся пользоваться им при выполнении некоторых вычислений, в частности при проверке результатов действий с многозначными числами.

Программа предусматривает ознакомление с величинами (длина, площадь, масса, вместимость, время) и их измерением, с единицами этих величин и соотношениями между ними.

Важной особенностью программы является включение в неё элементов алгебраической пропедевтики (выражения с буквой, уравнения и их решение). Как показывает многолетняя школьная практика, такой материал в начальном курсе математики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует более глубокому осознанию связей между компонентами и результатом арифметических действий, расширяет основу для восприятия функциональной зависимости между величинами, обеспечивает готовность выпускников начальных классов к дальнейшему освоению алгебраического содержания школьного курса математики.

Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. Работа с ними в данном курсе имеет свою специфику и требует более детального рассмотрения.

Система подбора задач, определение времени и последовательности введения задач того или иного вида обеспечивают благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также для рассмотрения взаимообратных задач. При таком подходе дети с самого начала приучаются проводить анализ задачи, устанавливая связь между данными и искомым, и осознанно выбирать правильное действие для её решения. Решение некоторых задач основано на моделировании описанных в них взаимосвязей между данными и искомым.

Решение текстовых задач связано с формированием ряда общих умений: осознанно читать и анализировать содержание задачи (что известно и что неизвестно, что можно узнать по данному условию и что нужно знать для ответа на вопрос задачи); моделировать представленную в тексте ситуацию; видеть различные способы решения задачи и сознательно выбирать наиболее рациональные; составлять план решения, обосновывая выбор каждого арифметического действия; записывать решение (сначала по действиям, а в дальнейшем составляя выражение); производить необходимые вычисления; устно давать полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность её решения; самостоятельно составлять задачи.

Работа с текстовыми задачами способствует развитию у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, углубляет понимание практического значения математических знаний, пробуждает у учащихся интерес к математике и усиливает мотивацию к её изучению. Сюжетное содержание текстовых задач, связанное, как правило, с жизнью семьи, класса, школы, событиями в стране, городе или селе, знакомит детей с разными сторонами окружающей действительности; способствует их духовно-нравственному развитию и воспитанию: формирует чувство гордости за свою Родину, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру, природе, духовным ценностям; развивает интерес к занятиям различных кружках и спортивных секциях; формирует установку на здоровый образ жизни.

При решении текстовых задач используется и совершенствуется знание основных математических понятий, отношений, взаимосвязей и закономерностей. Работа с текстовыми задачами способствует осознанию смысла арифметических действий и математических отношений, пониманию взаимосвязей между компонентами и результатами действий, осознанному использованию действий и их свойств.

Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами. Школьники научатся распознавать и изображать точку, прямую и кривую линии, отрезок, луч, угол, ломаную, многоугольник, различать окружность и круг. Они овладеют навыками работы с измерительными и чертёжными инструментами (линейка, чертёжный угольник, циркуль). В содержание включено знакомство с простейшими геометрическими телами: шаром, кубом, пирамидой. Изучение геометрического материала создаёт условия для развития пространственного воображения детей и закладывает фундамент успешного изучения систематического курса геометрии в основной школе.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Эти умения формируются как на уроках, так и во внеурочной деятельности — на факультативных и кружковых занятиях. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационных объектов: стенгазет, книг, справочников. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.

Большое внимание в программе уделяется формированию умений анализировать математические объекты (числа, числовые выражения, различные величины, геометрические фигуры т. д.), выделять их существенные признаки и свойства, сравнивать и проводить на этой основе классификацию объектов, моделировать процессы и ситуации, отражающие смысл арифметических действий, а также отношения и взаимосвязи между величинами, формулировать выводы, делать обобщения, переносить освоенные способы действий в изменённые условия.

Знание и понимание математических отношений и взаимозависимостей между различными объектами (соотношение целого и части, пропорциональные зависимости величин, взаимное расположение объектов в пространстве и др.), их обобщение и распространение на расширенную область приложений выступают как средство познания закономерностей, происходящих в природе и в обществе. Это стимулирует развитие познавательного интереса школьников, стремление к постоянному расширению знаний, совершенствованию освоенных способов действий.

Изучение математики способствует развитию алгоритмического мышления младших школьников. Программа предусматривает формирование умений действовать по предложенному алгоритму, самостоятельно составлять план действий и следовать ему при решении учебных и практических задач, осуществлять поиск нужной информации, дополнять ею решаемую задачу, делать прикидку и оценивать реальность предполагаемого результата. Развитие алгоритмического мышления послужит базой для успешного овладения компьютерной грамотностью.

 В процессе усвоения программного материала младшие школьники знакомятся с языком математики, усваивают некоторые математические термины, учатся читать математический текст, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, задавать вопросы по ходу выполнения заданий, обосновывать правильность выполненных действий, характеризовать результаты своего учебного труда и свои достижения в изучении этого предмета.

Овладение математическим языком, усвоение алгоритмов выполнения действий, умения строить планы решения различных задач и прогнозировать результат являются основой для формирования умений рассуждать, обосновывать свою точку зрения, аргументированно подтверждать или опровергать истинность высказанного предположения. Усвоение математического содержания создаёт условия для повышения логической культуры и совершенствования коммуникативной деятельности учащихся.

Обучение младших школьников математике на основе данной программы способствует развитию и совершенствованию основных познавательных процессов (включая воображение мышление, память и речь). Дети научатся не только самостоятельно решать поставленные задачи математическими способами, но и описывать на языке математики выполненные действия и их результаты, планировать, контролировать и оценивать способы действий и сами действия, делать выводы и обобщения, доказывать их правильность. Усвоение курса обеспечивает развитие творческих способностей, формирует интерес к математическим знаниям и потребность в их расширении, способствует продвижению учащихся начальных классов в познании окружающего мира.

Содержание курса имеет концентрическое строение, отражающее последовательное расширение области чисел. Такая структура позволяет соблюдать необходимую постепенность

нарастании сложности учебного материала, создаёт хорошие условия для углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности (при усвоении новых знаний, проведении обобщений, формулировании выводов), для постоянного совершенствования универсальных учебных действий.

Структура содержания определяет такую последовательность изучения учебного материала, которая обеспечивает не только формирование осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизма навыков вычислений, но и доступное для младших школьников обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих основе изучаемых математических фактов, осознание связей между рассматриваемыми явлениями. Сближенное во времени изучение связанных между собой понятий, действий, задач даёт возможность сопоставлять, сравнивать, противопоставлять их в учебном процессе, выявлять сходства и различия рассматриваемых фактах.

Цели изучения учебного предмета «Математика»

Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих образовательных, развивающих целей, а также целей воспитания:

1. Освоение начальных математических знаний — понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий

2. Формирование функциональной математической грамотности младшего школьника, которая характеризуется наличием у него опыта решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, построенных на понимании и применении математических отношений («часть-целое», «больше-меньше», «равно-неравно», «порядок»), смысла арифметических действий, зависимостей (работа, движение, продолжительность события).

 3. Обеспечение математического развития младшего школьника — формирование способности к интеллектуальной деятельности, пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения, вести поиск информации (примеров, оснований для упорядочения, вариантов и др )

4.  Становление учебно-познавательных мотивов и интереса к изучению математики и умственному труду; важнейших качеств интеллектуальной деятельности: теоретического и пространственного мышления, воображения, математической речи, ориентировки в математических терминах и понятиях; прочных навыков использования математических знаний в повседневной жизни.

Место учебного предмета «Математика» в учебном плане

Рабочая программа рассчитана на 33 недели, за год –132 часа, в неделю – 4 часа.

Срок реализации рабочей программы – 1 год.        

Содержание учебного предмета «Математика»

Основное содержание обучения в примерной программе представлено разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения и геометрические фигуры», «Математическая информация».

Числа и величины

Числа от 1 до 9: различение, чтение, запись. Единица счёта. Десяток. Счёт предметов, запись результата цифрами Число и цифра 0 при измерении, вычислении.

Числа в пределах 20: чтение, запись, сравнение.  Однозначные и двузначные числа Увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.

Длина и её измерение. Единицы длины: сантиметр,  деци- метр; установление соотношения между ними.

Арифметические действия

Сложение и вычитание чисел в пределах 20 Названия компонентов действий, результатов действий сложения, вычитания Вычитание как действие, обратное сложению.

Текстовые задачи.

Текстовая задача: структурные элементы, составление текстовой задачи по образцу. Зависимость между данными и искомой величиной в текстовой задаче Решение задач в одно действие.

Пространственные отношения и геометрические фигуры

Расположение предметов и объектов на плоскости, в пространстве: слева/справа, сверху/снизу, между; установление пространственных отношений.

Геометрические фигуры: распознавание, изображение от руки круга, треугольника, прямоугольника, отрезка. Построение отрезка, квадрата, треугольника с помощью линейки на листе в клетку; измерение длины отрезка в сантиметрах.

Математическая информация

Сбор данных об объекте по образцу. Характеристики объекта, группы объектов (количество, форма, размер). Группировка объектов по заданному признаку.

Закономерность в ряду заданных объектов: её обнаружение, продолжение ряда.

Верные (истинные) и неверные (ложные) предложения, составленные относительно заданного набора математических объектов.

Чтение таблицы (содержащей не более 4-х данных); извлече- ние данного из строки, столбца; внесение одного-двух данных в таблицу. Чтение рисунка, схемы с одним-двумя числовыми данными (значениями данных величин).

Двух-трёхшаговые инструкции, связанные с вычислением, измерением длины, изображением геометрической фигуры.

Изучение содержания учебного предмета «Математика» в первом классе способствует освоению на пропедевтическом уровне ряда универсальных учебных действий

Универсальные познавательные учебные действия:

—наблюдать математические объекты (числа, величины) в окружающем мире;

—обнаруживать общее и различное в записи арифметических действий;

—понимать назначение и необходимость использования вели- чин в жизни;

—наблюдать действие измерительных приборов;

—сравнивать два объекта, два числа;

—распределять объекты на группы по заданному основанию;

—копировать изученные фигуры, рисовать от руки по собственному замыслу;

—приводить примеры чисел, геометрических фигур;

—вести порядковый и количественный счет (соблюдать последовательность)

Работа с информацией:

—понимать, что математические явления могут быть представ- лены с помощью разных средств: текст, числовая запись, таблица, рисунок, схема;

—читать таблицу, извлекать информацию, представленную в табличной форме

Универсальные коммуникативные учебные действия:

—характеризовать (описывать) число, геометрическую фигуру, последовательность из нескольких чисел, записанных по порядку;

—комментировать ход сравнения двух объектов;

—описывать своими словами сюжетную ситуацию и математическое отношение, представленное в задаче; описывать положение предмета в пространстве

—различать и использовать математические знаки;

—строить предложения относительно заданного набора объектов

Универсальные регулятивные учебные действия:

—принимать учебную задачу, удерживать её в процессе деятельности;

—действовать в соответствии с предложенным образцом, инструкцией;

—проявлять интерес к проверке результатов решения учебной задачи, с помощью учителя устанавливать причину возникшей ошибки и трудности;

—проверять правильность вычисления с помощью другого приёма выполнения действия

Совместная деятельность:

—выбирать партнёра по участию в совместной работе не только по симпатии, но и по деловым качествам;

—участвовать в парной работе с математическим материалом; выполнять правила совместной деятельности: договариваться, считаться с мнением партнёра, спокойно и мирно разрешать конфликты.

Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Математика» на уровне начального общего образования

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения предмета «Математика» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

—осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека; развития способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их;

—применять правила совместной деятельности со сверстниками, проявлять способность договариваться, лидировать, следовать указаниям, осознавать личную ответственность и объективно оценивать свой вклад в общий результат;

—осваивать навыки организации безопасного поведения в информационной среде;

—применять математику для решения практических задач в повседневной жизни, в том числе при оказании помощи одноклассникам, детям младшего возраста, взрослым и пожилым людям;

—работать в ситуациях, расширяющих опыт применения ма- тематических отношений в реальной жизни, повышающих интерес к интеллектуальному труду и уверенность своих силах при решении поставленных задач, умение преодолевать трудности;

—оценивать практические и учебные ситуации с точки зрения возможности применения математики для рационального и эффективного решения учебных и жизненных проблем;

—оценивать свои успехи в изучении математики, намечать пути устранения трудностей; стремиться углублять свои математические знания и умения;

—пользоваться разнообразными информационными средствами для решения предложенных и самостоятельно выбранных учебных проблем, задач.

Личностные результаты освоения Примерной рабочей программы по математике для начального общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:

Гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных на русском языке; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном  обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на русском языке; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтёрство).

Патриотического воспитания:

Осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России; проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России в контексте учебного предмета «Русский язык»; ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины—России, к науке, искусству, боевым подвигами трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.

Духовно-нравственного воспитания:

Ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётомосознанияпоследствийпоступков;активноенеприятиеасоциальныхпоступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.

Эстетического воспитания:

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

осознание последствий и  (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного языкового образования; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям именяющимся социальным, информационным и природным условиям,  в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, неосуждая; умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений,  написанных на русском языке; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.

Трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей; умение рассказать о своих планах на будущее.

Экологического воспитания:

ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

Ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития чело века, природы и общества, взаимосвязях человека  с  природной и социальной средой; закономерностях развития языка; овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного языкового образования; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются следующие универсальные учебные действия.

Универсальные познавательные учебные действия:

  1. Базовые логические действия:

—устанавливать связи и зависимости между математически- ми объектами (часть-целое; причина-следствие; протяжённость);

—применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение;

—приобретать практические графические и измерительные навыки для успешного решения учебных и житейских задач;

—представлять текстовую задачу, её решение в виде модели, схемы, арифметической записи, текста в соответствии с предложенной учебной проблемой.

  1. Базовые исследовательские действия:

—проявлять способность ориентироваться в учебном материале разных разделов курса математики;

—понимать и адекватно использовать математическую терминологию: различать, характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач;

—применять изученные методы познания (измерение, моделирование, перебор вариантов)

  1. Работа с информацией:

—находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию в разных источниках информационной среды;

—читать, интерпретировать графически представленную ин- формацию (схему, таблицу, диаграмму, другую модель);

—представлять информацию в заданной форме (дополнять та- блицу, текст), формулировать утверждение по образцу, в соответствии с требованиями учебной задачи;

—принимать правила, безопасно использовать предлагаемые электронные средства и источники информации.

Универсальные коммуникативные учебные действия:

—конструировать утверждения, проверять их истинность; строить логическое рассуждение;

—использовать текст задания для объяснения способа и хода решения математической задачи; формулировать ответ;

—комментировать процесс вычисления, построения, решения;

—объяснять полученный ответ с использованием изученной терминологии;

—в процессе диалогов по обсуждению изученного материала — задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников, приводить доказательства своей право- ты, проявлять этику общения;

—создавать в соответствии с учебной задачей тексты разного вида –описание (например, геометрической фигуры), рас- суждение (к примеру, при решении задачи), инструкция (на- пример, измерение длины отрезка);

—ориентироваться в алгоритмах: воспроизводить, дополнять, исправлять деформированные; составлять по аналогии;

—самостоятельно составлять тексты заданий, аналогичные типовым изученным.

Универсальные регулятивные учебные действия:

  1. Самоорганизация:

—планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий;

—выполнять правила безопасного использования электронных средств, предлагаемых в процессе обучения.

  1. Самоконтроль:

—осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; объективно оценивать их;

—выбирать и при необходимости корректировать способы действий;

—находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей преодоления ошибок;

  1. Самооценка:

—предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения (формулирование вопросов, обращение к учебнику, дополнительным средствам обучения, в том числе электронным);

—оценивать рациональность своих действий, давать им качественную характеристику.

Совместная деятельность:

—участвовать в совместной деятельности: распределять работу между членами группы (например, в случае решения задач, требующих перебора большого количества вариантов, приведения примеров  и  контрпримеров);  согласовывать  мнения в ходе поиска доказательств, выбора рационального способа, анализа информации;

—осуществлять совместный контроль и оценку выполняемых действий, предвидеть возможность возникновения ошибок и трудностей, предусматривать пути их предупреждения.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу обучения в первом классе обучающийся научится:

—читать, записывать, сравнивать,  упорядочивать  числа  от  0 до 20;

—пересчитывать различные объекты, устанавливать порядковый номер объекта;

—находить числа, большие/меньшие данного числа на заданное число;

—выполнять арифметические действия сложения и вычитания в пределах 20 (устно и письменно) без перехода через десяток;

—называть и различать компоненты действий сложения (слагаемые, сумма) и вычитания (уменьшаемое, вычитаемое, разность);

—решать текстовые задачи в одно действие на сложение и вычитание: выделять условие и требование (вопрос);

—сравнивать объекты по длине, устанавливая между ними соотношение длиннее/короче (выше/ниже, шире/уже);

—знать и использовать единицу длины — сантиметр; измерять длину отрезка, чертить отрезок заданной длины (в см);—различать число и цифру;

—распознавать геометрические фигуры: круг, треугольник, прямоугольник (квадрат), отрезок;

—изображать геометрические фигуры: отрезок, треугольник, прямоугольник (квадрат), круг;

—устанавливать между объектами соотношения: слева/справа, дальше/ближе, между, перед/за, над/под;

—распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения относительно заданного набора объектов/предметов;

—группировать объекты по заданному признаку; находить и называть закономерности в ряду объектов повседневной жизни;

—различать строки и столбцы таблицы, вносить данное в таблицу, извлекать данное/данные из таблицы;

—сравнивать два объекта (числа, геометрические фигуры);

—распределять объекты на две группы по заданному основанию.

Календарно-тематическое планирование по математике  для 1 класса

на 2021-2022 учебный год

№п/п

Тема урока

Кол- во часов

Основные  виды и формы учебной деятельности

Дата проведения

Примечание

План

Факт

Раздел I. Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления. (8 часов)

Счет предметов

1

Называть числа в порядке их следования при счёте. Отсчитывать из множества предметов  заданное  количество  (8–10  отдельных предметов).

 / Беседа. Фронтальная работа. Урок - игра

Пространственные представления

1

Моделировать разнообразные расположения объектов на плоскости и в пространстве по их описанию и описывать расположение объектов с использованием слов: вверху, внизу, слева, справа, за. Устанавливать пространственные отношения с помощью сравнения: выше – ниже, слева – справа.

/ Беседа. Фронтальная работа

Временные представления.

1

Упорядочивать события, располагая их  в  порядке  следования  (раньше, позже, ещё позднее). Выполнять задания  творческого  и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях.

/Беседа. Дифференцированная работа.

Столько же. Больше. Меньше.

1

Сравнивать две группы предметов:

объединяя предметы в пары и опираясь на сравнение чисел в порядке их следования при счёте; делать вывод, в каких группах предметов поровну (столько же), в какой группе предметов  больше  (меньше)  и  на сколько.

/ Беседа. Фронтальная работа. Урок - игра

На сколько больше (меньше)?

1

Формулировать ответы на вопросы: «Сколько?», «Который по счёту?», «На сколько больше?», «На сколько меньше?», «Что получится, если увеличить/уменьшить количество на 1, на 2?» — по образцу и самостоятельно. 

/ Беседа. Фронтальная работа

На сколько больше (меньше)?

1

Формулировать вопросы, связанные с порядком чисел, увеличением /уменьшением числа на несколько единиц, установлением закономерности в ряду чисел. Моделировать учебные ситуации, связанные с применением представлений о числе в практических ситуациях. Уравнивать  предметы.  Сравнивать  группы  предметов.

 / Беседа. Фронтальная работа. Урок - игра

Странички для любознательных.

1

Выполнять задания  творческого  и поискового характера,  применять знания и способы действий в изменённых условиях.

/Беседа. Дифференцированная работа.

Что узнали. Чему научились? Проверочная работа по теме «Подготовка к изучению чисел»

1

Использовать знания в практической деятельности для сравнения и уравнивания предметов.

/ Индивидуальная работа

Раздел II. Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация. (28 часов)

Много. Один. Письмо цифры 1

1

Назвать и записывать цифрой натуральное число 1. Соотносить цифру с числом предметов

/Беседа. Работа в парах

Числа 1, 2. Письмо цифры 2.

1

Определять  место   числа 2 в этой последовательности. Считать  различные объекты (предметы, группы предметов, звуки, слова и т. п.) и устанавливать порядковый номер того или иного объекта при заданном порядке счёта. Писать цифры. Соотносить цифру

и число. Образовывать   следующее число прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел.

 / Беседа. Фронтальная работа. Урок - игра

Число 3. Письмо цифры 3.

1

Определять  место   числа 3 в этой последовательности. Считать  различные объекты (предметы, группы предметов, звуки, слова и т. п.) и устанавливать порядковый номер того или иного объекта при заданном порядке счёта. Писать цифры. Соотносить цифру и число.

/ Беседа. Фронтальная работа. Урок - игра

Знаки +, –, =. «Прибавить», «вычесть»,  «получится».

1

Считать различные объекты (предметы, группы предметов, звуки, слова и т.п.) и устанавливать порядковый номер того или иного объекта при заданном порядке счёта. Писать цифры. Соотносить цифру и число. Образовывать следующее число прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел. Пользоваться математической терминологией.

/ Беседа. Фронтальная работа

Число 4. Письмо цифры 4.

1

Назвать и записывать цифрой натуральные числа от 1 до 4. Различать  линии (прямую, кривую,  ломаную), Распознавать и правильно называть многоугольники, измерять отрезки и выражать длину в сантиметрах. Называть состав числа.

 / Беседа. Фронтальная работа. Урок - игра

Длиннее. Короче. Одинаковые по длине.

1

Сравнивать  предметы по размерам (длиннее – короче). Сравнивать длины отрезков на глаз. Называть,  записывать натуральные  числа от 1 до 4; пользоваться математическими терминами.

/ Беседа. Фронтальная работа

Число 5. Письмо цифры 5.

1

Назвать и записывать цифрой натуральные числа от 1 до 5. Сравнивать любые два числа (в пределах изученного). Записывать результат сравнения чисел, используя соответствующие знаки.

/Беседа. Дифференцированная работа.

Числа от 1 до 5: получение, сравнение, запись, соотнесение числа и цифры. Состав числа 5 из двух слагаемых

1

Называть состав числа 5 из двух слагаемых. Сравнивать любые два числа, от 1 до 5. Формулирование вопросов, связанных с порядком чисел, увеличением /уменьшением числа на несколько единиц, установлением закономерности в ряду чисел. Моделирование учебных ситуаций, связанных с применением представлений о числе в практических ситуациях. Письмо цифр.

/Беседа. Дифференцированная работа.

Странички для любознательных.

1

Выполнять задания  творческого  и поискового характера,  применять знания и способы действий в изменённых условиях.

 / Беседа. Фронтальная работа. Урок - викторина

Точка. Линия: кривая, прямая. Отрезок.

1

Знакомство с приборами для измерения величин. Линейка как простейший инструмент измерения длины. Распознавать  и изображать  геометрические  фигуры: точка, прямая, кривая, отрезок. Находить на чертеже геометрические фигуры.

Понимание назначения и необходимости использования величин в жизни. Использование линейки для измерения длины отрезка.

/Беседа. Работа в парах.

Ломаная линия. Звено ломаной, вершины.

1

Распознавать  и изображать изученные геометрические  фигуры. Распознавать  и строить в тетради, ломаные, вершины, геометрические фигуры: точки, прямые, кривые, отрезки.

/Беседа. Работа в парах.

 

Закрепление. Тематический учет по теме «Числа от 1 до 5»

1

Называть состав числа от 2 до 5 из двух слагаемых, сравнивать любые два числа прибавлением 1 к предыдущему числу, различать изученные геометрические фигуры.

/ Беседа. Фронтальная работа. Урок - игра

Знаки «больше», «меньше», «равно».

1

Записывать  отношения «больше», «меньше», «равно» для чисел, с помощью знаков: > (больше), < (меньше), = (равно). Сравнивать числа первого десятка.

/ Беседа. Фронтальная работа

Равенство. Неравенство.

1

Записывать  отношения «больше», «меньше», «равно» для чисел, с помощью знаков: > (больше), < (меньше), = (равно). Сравнивать числа первого десятка. Сравнивать пары чисел; записывать и читать, используя математические  термины, слушать учителя, одноклассников, делать выводы о равенствах и неравенствах. Уметь сравнивать выражения.

/Беседа. Работа в прах.

Многоугольник.

1

Распознавать геометрические фигуры: многоугольники, делать выводы.

/ Беседа. Фронтальная работа

Числа 6, 7. Письмо цифры 6.

1

Назвать и записывать цифрой натуральные числа от 1 до 7. Расположение предметов по порядку: установление первого и последнего, следующего и предшествующего (если они существуют). Выполнять  запись в виде примера (с использованием знаков +, –, =) случаи образования чисел, читать такие примеры, решать их.

 / Беседа. Фронтальная работа. Урок - игра

Закрепление. Письмо цифры 7.

1

Называть и записывать цифру натурального числа 7; правильно соотносить цифру с числом предметов; записывать результат сравнения чисел, используя соответствующие знаки; называть состав числа.

/Беседа. Работа в прах.

Числа 8, 9. Письмо цифры 8.

1

Назвать и записывать  цифрой натуральные числа от 1 до 8 цифрами. Располагать предметы по порядку: устанавливать первый и последний, следующий и предшествующий (если они существуют).

/Беседа. Дифференцированная работа.

Закрепление. Письмо цифры 9.

1

Называть и записывать цифрой натуральные числа от 1 до 9. Знать случаи образования изученных чисел. Называть и записывать последовательность чисел от 1 до 9; писать цифру 9, устанавливать порядок при счете.

/Беседа. Дифференцированная работа.

Число 10. Запись числа 10.

1

Называть и записывать цифрой натур. числа от 1 до 10; располагать предметы по порядку, устанавливать первый и последний, следующий и предшествующий, сравнивать числа. Знать правило образования числа 10, случаи состава числа 10.

/ Беседа. Фронтальная работа. Урок - игра

Числа от 1 до 10. Закрепление.

1

Сравнивать числа первого десятка. Называть и записывать цифрой натуральные числа от 1 до 10, сравнивать числа, называть состав числа.

/Беседа. Работа в парах.

Числа от 1 до 10. Знакомство с проектом «Числа в загадках, пословицах и поговорках».

1

Отбирать загадки, пословицы и поговорки. Собирать и классифицировать  информацию по  разделам (загадки, пословицы и поговорки). Работать в группе: планировать работу,  распределять  работу  между

членами группы. Совместно оценивать результат работы.

/Беседа. Работа в парах.

Сантиметр. Измерение отрезков в сантиметрах.

1

Измерять  отрезки  и  выражать  их длины в сантиметрах. Чертить  отрезки  заданной  длины

(в сантиметрах). Использовать  понятия  увеличить

на…, уменьшить на… при составлении схем и при записи числовых выражений.

/ Беседа. Фронтальная работа. Урок - игра

Увеличить на.. Уменьшить на...

1

Получать  число вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счёте.

/Беседа. Работа в парах.

Число и цифра 0. Свойства 0.

1

Выпонлять сложение и вычитание с числом 0. Знать место числа 0 в числовом ряду.

/Беседа. Дифференцированная работа.

Странички для любознательных.

1

Выполнять задания  творческого  и поискового характера,  применять знания и способы действий в изменённых условиях.

/ Беседа. Фронтальная работа.

Повторение пройденного.  «Что узнали. Чему научились». Проверочная работа по теме «Числа от 1 до 10»

1

Считать различные объекты (предметы, группы предметов, звуки, слова и т.п.) и устанавливать порядковый номер того или иного объекта при заданном порядке счёта. Писать цифры. Соотносить цифру и число. Образовывать следующее число прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел.

/ Индивидуальная работа

Анализ результатов. Работа над ошибками.

1

Считать различные объекты (предметы, группы предметов, звуки, слова и т.п.) и устанавливать порядковый номер того или иного объекта при заданном порядке счёта. Писать цифры. Соотносить цифру и число. Образовывать следующее число прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел.

/ Урок-путешествие.

Раздел III. Числа от 1 до 10. Число 0. Сложение и вычитание. (56 часов)

+1, – 1.  Знаки +, –, =.

1

Записывать в виде примера (с использованием знаков +, –, =) случаи образования чисел, читать такие примеры, решать их. Измерять длину отрезков; сравнивать пары чисел.

/ Беседа. Фронтальная работа.

– 1 –1, +1+1.

1

Представлять числа в пределах 10 в виде суммы двух слагаемых, одно из которых равно 1, 2 и 3. Прибавлять и вычитать 1  к любому числу в пределах 10. Проверять правильность вычисления с использованием раздаточного материала, линейки, модели действия, по образцу; обнаружение общего и различного в записи арифметических действий, одного и того же действия с разными числами.

/ Беседа. Фронтальная работа.

+2, –2.

1

Моделировать  действия  сложение и вычитание с помощью предметов (разрезного материала), рисунков; составлять по рисункам схемы арифметических действий сложение и вычитание, записывать по ним числовые равенства.

/ Беседа. Фронтальная работа. Урок - игра

Слагаемые. Сумма.

1

Называть компоненты и результат сложения при чтении. Читать равенства, используя математическую терминологию (слагаемые, сумма).

Выполнять сложение и вычитание вида  ± 1,  ± 2.

Прибавлять и вычитать по 2.

/Беседа. Дифференцированная работа.

Задача.

1

Получить представление о задаче, о структурных компонентах текстовых задач (условие, вопрос, решение, ответ). Решать текстовые задачи арифметическим способом; приводит примеры; называть состав числа; называть и проговаривать компоненты сложения; запоминать структуру.

/Беседа. Дифференцированная работа.

Составление задач на сложение и вычитание по одному рисунку.

1

Выделять задачи из предложенных текстов. Моделировать с помощью предметов, рисунков, схематических рисунков и решать задачи, раскрывающие смысл действий сложение  и вычитание;  задачи  в  одно  действие  на увеличение (уменьшение)  числа  на несколько единиц. Объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи. Дополнять условие задачи недостающим данным или вопросом.

/Беседа. Работа в парах.

+2, –2.  Составление таблиц.

1

Применять прибавление и вычитание 2 к любому числу в пределах 10; приводить примеры на состав числа; составлять , заучивать таблицу сложения однозначных чисел.

/Беседа. Работа в парах.

Присчитывание и отсчитывание по 2.

1

Присчитывать и отсчитывать по 2. Работать на простейшей вычислительной машине, используя её рисунок.

/Беседа. Работа в парах.

Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.

1

Моделировать с помощью предметов, рисунков, схематических рисунков и решать задачи, раскрывающие смысл действий сложение и вычитание; задачи в одно действие на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. Объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи. Дополнять условие задачи недостающим данным или вопросом.

/Беседа. Дифференцированная работа.

Странички для любознательных.

1

Выполнять задания  творческого  и поискового характера,  применять знания и способы действий в изменённых условиях.

/ Беседа. Фронтальная работа. Урок - викторина

Повторение пройденного.  «Что узнали.  Чему научились».

1

Практическая работа с числовым выражением: запись, чтение, приведение примера (с помощью учителя или по образцу), иллюстрирующего смысл арифметического действия. Обсуждение приёмов сложения, вычитания: нахождение значения суммы и разности на основе состава числа, с использованием числовой ленты, по частям и др. Использование разных способов подсчёта суммы и разности, использование переместительного свойства при нахождении суммы.

/Беседа. Дифференцированная работа.

Повторение пройденного. Проверочная работа по теме «Прибавление и вычитание чисел 0,1,2»

1

Выполнять сложение и вычитание вида: □ ± 1, □ ± 2. Присчитывать и отсчитывать по 2. Работать на простейшей вычислительной машине, используя её рисунок. Моделировать с помощью предметов, рисунков, схематических рисунков и решать задачи, раскрывающие смысл действий сложение и вычитание; задачи в одно действие на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.

 /Беседа. Фронтальная работа. Урок - игра

Странички для любознательных.

1

Выполнять задания  творческого  и поискового характера,  применять знания и способы действий в изменённых условиях.

/Беседа. Работа в парах.

+3, –3. Примеры вычислений.

1

Выполнять сложение и вычитание вида  ± 3.

Прибавлять и вычитать по 3.

/ Беседа. Фронтальная работа. Урок - игра

Закрепление. Решение текстовых задач.

1

Различение текста и текстовой задачи, представленного в текстовой задаче. Соотнесение текста задачи и её модели.

Моделирование: описание словами и с помощью предметной модели сюжетной ситуации и математического отношения. Иллюстрация практической ситуации с использованием счётного материала.

/Беседа. Работа в парах.

Закрепление. Решение текстовых задач.

1

Решение текстовой задачи с помощью раздаточного материала. Объяснение выбора арифметического действия для решения,

иллюстрация хода решения, выполнения действия на модели.

/Беседа. Дифференцированная работа.

+3, –3. Составление таблиц.

1

Применять прибавление и вычитание 3  к любому числу в пределах 10; приводить примеры на состав числа; составлять, заучивать таблицу сложения однозначных чисел.

/Беседа. Фронтальная работа.

Закрепление. Сложение и соответствующие случаи состава чисел.

1

Выполнять сложение и вычитание вида □ ± 3.

Присчитывать и отсчитывать по 3. 

Дополнять условие задачи одним недостающим данным

/Беседа. Дифференцированная работа.

Решение задач.

1

Решение текстовой задачи. Объяснение выбора арифметического действия для решения,

иллюстрация хода решения, выполнения действия на модели.

/Беседа. Фронтальная работа.

Закрепление. Тематический учет по теме «Прибавление и вычитание числа 3»

1

Выполнять сложение и вычитание вида □ ± 3.

Присчитывать и отсчитывать по 3. 

/ Индивидуальная работа

Странички для любознательных.

1

Выполнять задания  творческого  и поискового характера,  применять знания и способы действий в изменённых условиях.

/Беседа. Дифференцированная работа.

Странички для любознательных.

1

Выполнять задания  творческого  и поискового характера,  применять знания и способы действий в изменённых условиях.

/ Урок - викторина

Повторение пройденного.  «Что узнали. Чему научились».

1

Обобщать и систематизировать знания, выполнять решения задач арифметическим способом.

/ Беседа. Фронтальная работа. Урок - игра

Повторение пройденного.  «Что узнали. Чему научились».

1

Решать текстовые задачи арифметическим способом. Применять усвоенный материал.

/ Беседа. Фронтальная работа.

Повторение пройденного.  «Что узнали. Чему научились».

1

Решать текстовые задачи арифметическим способом. Применять усвоенный материал.

/ Урок - игра

Повторение пройденного.  «Что узнали. Чему научились». Контрольный тест по пройденному материалу.

1

Обобщать и систематизировать знания, выполнять решения задач арифметическим способом.

Контролировать и оценивать свою работу.

/ Индивидуальная работа

Анализ результатов. Работа над ошибками.

1

Контролировать и оценивать свою работу. Анализировать ошибки.

/ Беседа. Фронтальная работа.

Закрепление изученного

1

Применять арифметические действия с числами.

Решать текстовые задачи арифметическим способом.

/Беседа. Фронтальная работа.

Задачи на увеличение числа на несколько единиц.

1

Моделировать с помощью предметов, рисунков, схематических рисунков и решать задачи, раскрывающие смысл действий сложение  и вычитание;  задачи  в  одно  действие  на увеличение

(уменьшение)  числа  на несколько единиц.

Объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи. Дополнять условие задачи недостающим данным или вопросом.

/Беседа. Дифференцированная работа.

Задачи на увеличение числа на несколько единиц.

1

Моделировать с помощью предметов, рисунков, схематических рисунков и решать задачи, раскрывающие смысл действий сложение  и вычитание;  задачи  в  одно  действие  на увеличение

(уменьшение)  числа  на несколько единиц.

Объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи. Дополнять условие задачи недостающим данным или вопросом.

/Беседа. Дифференцированная работа.

Задачи на уменьшение числа на несколько единиц.

1

Моделировать с помощью предметов, рисунков, схематических рисунков и решать задачи, раскрывающие смысл действий сложение и вычитание; задачи в одно действие на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. Объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи. Дополнять условие задачи недостающим данным или вопросом.

/Беседа. Дифференцированная работа.

+ 4. Приемы вычислений.

1

Выполнять вычисления вида: □± 4. Прибавлять (вычитать) числа по частям, вычитание на основе знания соответствующего случая сложения.

/Урок - игра

Задачи на разностное сравнение чисел.

1

Решать задачи на разностное сравнение чисел.

/Беседа. Дифференцированная работа.

Решение задач.

1

Решать задачи на разностное сравнение чисел.

/Беседа. Работа в парах

+ 4. Составление таблиц.

1

Применять прибавление и вычитание 4  к любому числу в пределах 10; приводить примеры на состав числа; составлять, заучивать таблицу сложения однозначных чисел.

/Беседа. Фронтальная работа.

Закрепление. Решение задач.

1

Решать текстовые задачи арифметическим способом. Складывать  и вычитать числа, использовать соответствующие термины. Отношения «больше на…», «меньше на…»

/Беседа. Дифференцированная работа.

Перестановка слагаемых.

1

Применять переместительное свойство сложения

/Урок-игра

Перестановка слагаемых и ее применение для случаев вида: + 5, 6, 7, 8, 9.

1

Применять переместительное свойство сложения для случаев вида □ + 5, □ + 6, □ + 7, □ + 8, □ + 9. Проверять правильность выполнения сложения, используя другой приём сложения, например приём прибавления по частям (□ + 5 = □ + 2 + 3).

/Беседа. Дифференцированная работа.

Составление таблицы для случаев вида: + 5, 6, 7, 8, 9.

1

Применять прибавление 5, 6, 7, 8, 9  к любому числу в пределах 10; приводить примеры на состав числа; составлять, заучивать таблицу сложения однозначных чисел.

/ Беседа. Фронтальная работа. Урок - игра

Состав чисел в пределах 10. Закрепление.

1

Выполнять сложение с использованием таблицы сложения чисел в пределах 10.

/Беседа. Дифференцированная работа.

Состав чисел в пределах 10. Закрепление.

1

Выполнять сложение с использованием таблицы сложения чисел в пределах 10. Решать задачи изученных видов.

/Беседа. Фронтальная работа.

Повторение изученного. Проверочная работа по теме «Решение задач».

1

Решать задачи изученных видов.

Контролировать и оценивать свою работу и её результат.

/ Индивидуальная работа

Странички для любознательных.

1

Выполнять задания  творческого  и поискового характера,  применять знания и способы действий в изменённых условиях.

/Урок-путешествие

Повторение пройденного.  «Что узнали. Чему научились».

1

Выполнять сложение с использованием таблицы сложения чисел в пределах 10. Решать задачи изученных видов.

/Урок-игра

Повторение пройденного.  «Что узнали. Чему научились».

1

Выполнять сложение с использованием таблицы сложения чисел в пределах 10. Решать задачи изученных видов. Коллективное наблюдение: распознавание в окружающем мире ситуаций, которые целесообразно сформулировать на языке математики и решить математическими

средствами.

/Урок-викторина

Связь между суммой и слагаемыми.

1

Называть компоненты и результат действия сложения. Использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств.

Выполнять вычисления вида: 6 – □ , 7 – □, 8 – □, 9 – □,

10 – □, применяя знания состава чисел 6, 7, 8, 9, 10 и знания о связи суммы и слагаемых.

/ Беседа. Фронтальная работа

Решение задач.

1

Решать текстовые задачи арифметическим способом.

/ Беседа. Фронтальная работа

Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность.

1

Пользоваться математической терминологией: «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность». Проговаривать математические термины; записывать примеры.

/ Урок - игра

Прием вычитания в случаях «вычесть из 6, 7».

1

Выполнять вычисления вида: 6 – □ , 7 – □, применяя знания состава чисел 6, 7, 8, 9, 10 и знания о связи суммы и слагаемых. Выполнять сложение с использованием таблицы сложения чисел в пределах 10.

/ Беседа. Фронтальная работа

Прием вычитания в случаях «вычесть из 8, 9».

1

Выполнять вычисления вида: 6 – □ , 7 – □, 8 – □, 9 – □, применяя знания состава чисел 6, 7, 8, 9, 10 и знания о связи суммы и слагаемых.Выполнять сложение с использованием таблицы сложения чисел в пределах 10.

/ Беседа. Работа в парах

Закрепление. Решение задач.

1

Решать текстовые задачи арифметическим способом.

/ Беседа. Работа в парах

Прием вычитания в случаях «вычесть из 10».

1

Выполнять вычисления вида: 6 – □ , 7 – □, 8 – □, 9 – □, 10 – □, применяя знания состава чисел 6, 7, 8, 9, 10 и знания о связи суммы и слагаемых.

Выполнять сложение с использованием таблицы сложения чисел в пределах 10.

/ Беседа. Фронтальная работа. Урок - игра

Килограмм.

1

Познакомиться с единицей измерения массы: килограмм. Устанавливать  зависимость  между величинами.  Взвешивать предметы с точностью до килограмма. Сравнивать предметы по массе. Упорядочивать предметы, располагая их в порядке увеличения (уменьшения) массы.

/ Беседа. Работа в парах

Литр.

1

Познакомиться с единицей вместимости: литр. Устанавливать  зависимость  между величинами.  Сравнивать сосуды по вместимости. Упорядочивать сосуды по вместимости, располагая их в заданной последовательности.

/ Беседа. Работа в парах

Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились».

1

Выполнять сложение и вычитание на основе знаний таблицы сложения однозначных чисел. Решать текстовые задачи арифметическим способом.

/ Беседа. Дифференцированная работа.

Проверочная работа. «Проверим себя и оценим свои достижения». Контрольный тест по пройденному материалу.

1

Контролировать и оценивать свою работу и её результат.

\Индивидуальная работа

Раздел IV. Числа от 1 до 20. Нумерация.  (12 часов)

Названия и последовательность чисел от 10 до 20.

1

Образовывать числа второго десятка из одного десятка и нескольких единиц.

/ Беседа. Фронтальная работа.

Образование чисел из одного десятка и нескольких единиц.

1

Сравнивать числа в пределах 20, опираясь на порядок их следования при счёте.

/ Беседа. Работа в парах

Запись и чтение чисел

1

Читать и записывать числа второго десятка, объясняя, что обозначает каждая цифра в их записи.

/ Беседа. Дифференцированная работа.

Дециметр.

1

Познакомиться с единицей измерения длины: дециметр. Устанавливать  зависимость  между величинами. Соотношение между единицами длины (см, дм)

Переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними.

/ Беседа. Фронтальная работа. Урок - игра

Случаи сложения и вычитания, основанные на знании нумерации.

1

Выполнять вычисления вида 15 + 1, 16 – 1, 10 + 5, 14 – 4,18 – 10, основываясь на знаниях по нумерации.

/ Беседа. Дифференцированная работа.

Закрепление.

1

Выполнять вычисления вида 15 + 1, 16 – 1, 10 + 5, 14 – 4,18 – 10, основываясь на знаниях по нумерации.

/ Беседа. Дифференцированная работа.

Странички для любознательных.

1

Выполнять задания  творческого  и поискового характера,  применять знания и способы действий в изменённых условиях.

/ Урок-путешествие

Контрольная работа.

1

Контролировать и оценивать свою работу и её результат.

/Индивидуальная работа

Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились».

1

Воспроизводить последовательность чисел от 1 до 20 в порядке возрастания и убывания, называть предыдущее и последующее числа. Выполнять вычисления вида 15 + 1, 16 – 1, 10 + 5, 14 – 4,18 – 10, основываясь на знаниях по нумерации.

/ Беседа. Дифференцированная работа.

Повторение. Подготовка к введению задач в два действия.

1

Выполнять сложение и вычитание на основе знаний таблицы сложения однозначных чисел. Выполнять вычисления вида 15 + 1, 16 – 1, 10 + 5, 14 – 4,18 – 10, основываясь на знаниях по нумерации. Решать текстовые задачи арифметическим способом.

/ Беседа. Работа в парах

Ознакомление с задачей в два действия.

1

Выделять структурные части текстовой задачи, выполнять её решение арифметическим способом; составлять краткую запись.

/ Беседа. Фронтальная работа.

Решение задач в два действия.

1

Составлять план решения задачи в два действия.

Решать задачи в два действия.

/ Беседа. Фронтальная работа. Урок - игра

Раздел V. Числа от 1 до 20. Сложение и вычитание. (22 часа)

Общий прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток.

1

Моделировать приём выполнения действия сложение с переходом через десяток, используя предметы, разрезной материал, счётные палочки, графические схемы.

/ Беседа. Дифференцированная работа.

Сложение вида +2, +3.

1

Моделировать приём выполнения действия сложение с переходом через десяток +2, +3, используя предметы, разрезной материал, счётные палочки, графические схемы. Выполнять сложение чисел с переходом через десяток в пределах 20.

/ Беседа. Фронтальная работа. Урок - игра

Сложение вида +4.

1

Моделировать приём выполнения действия сложение с переходом через десяток +4 , используя предметы, разрезной материал, счётные палочки, графические схемы. Выполнять сложение чисел с переходом через десяток в пределах 20.

/ Беседа. Дифференцированная работа.

Решение примеров вида + 5.

1

Моделировать приём выполнения действия сложение с переходом через десяток +5, используя предметы, разрезной материал, счётные палочки, графические схемы. Выполнять сложение чисел с переходом через десяток в пределах 20.

/ Беседа. Работа в парах.

Прием сложения вида + 6.

1

Моделировать приём выполнения действия сложение с переходом через десяток +6 , используя предметы, разрезной материал, счётные палочки, графические схемы. Выполнять сложение чисел с переходом через десяток в пределах 20.

/ Беседа. Работа в парах.

Прием сложения вида + 7.

1

Моделировать приём выполнения действия сложение с переходом через десяток +7 , используя предметы, разрезной материал, счётные палочки, графические схемы. Выполнять сложение чисел с переходом через десяток в пределах 20.

/ Беседа. Работа в парах.

Приемы сложения вида + 8, + 9.

1

Моделировать приём выполнения действия сложение с переходом через десяток + 8, + 9 , используя предметы, разрезной материал, счётные палочки, графические схемы. Выполнять сложение чисел с переходом через десяток в пределах 20.

/ Беседа. Работа в парах.

Таблица сложения.

1

Выполнять сложение чисел с переходом через десяток в пределах 20.

/ Беседа. Фронтальная работа.

Странички для любознательных.

1

Выполнять задания  творческого  и поискового характера,  применять знания и способы действий в изменённых условиях.

/ Беседа. Работа в парах.

Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». Тематический учет по теме «Числа от 1 до 10»

1

Контролировать и оценивать свою работу и её результат.

/Индивидуальная работа

Общие приемы вычитания с переходом через десяток.

1

Моделировать приёмы выполнения действия вычитание с переходом через десяток, используя предметы, разрезной материал, счётные палочки, графические схемы.

/ Беседа. Фронтальная работа. Урок - игра

Вычитание вида 11–□.

1

Моделировать приёмы выполнения действия вычитание с переходом через десяток 11- □ , используя предметы, разрезной материал, счётные палочки, графические схемы. Выполнять вычитание чисел с переходом через десяток в пределах 20.

/ Беседа. Фронтальная работа.

Вычитание вида 12 –□.

1

Моделировать приёмы выполнения действия вычитание с переходом через десяток 12- □ , используя предметы, разрезной материал, счётные палочки, графические схемы. Выполнять вычитание чисел с переходом через десяток в пределах 20.

/ Беседа. Фронтальная работа. Урок - игра

Вычитание вида 13 –□.

1

Моделировать приёмы выполнения действия вычитание с переходом через десяток 13- □ , используя предметы, разрезной материал, счётные палочки, графические схемы. Выполнять вычитание чисел с переходом через десяток в пределах 20.

/ Беседа. Фронтальная работа.

Вычитание вида 14 –□.

1

Моделировать приёмы выполнения действия вычитание с переходом через десяток 14- □ , используя предметы, разрезной материал, счётные палочки, графические схемы. Выполнять вычитание чисел с переходом через десяток в пределах 20.

/ Беседа. Фронтальная работа.

Вычитание вида 15 –□.

1

Моделировать приёмы выполнения действия вычитание с переходом через десяток 15- □ , используя предметы, разрезной материал, счётные палочки, графические схемы. Выполнять вычитание чисел с переходом через десяток в пределах 20.

/ Беседа. Фронтальная работа.

Вычитание вида 16 –□.

1

Моделировать приёмы выполнения действия вычитание с переходом через десяток 16- □ , используя предметы, разрезной материал, счётные палочки, графические схемы. Выполнять вычитание чисел с переходом через десяток в пределах 20.

/ Беседа. Фронтальная работа.

Контрольная работа.

1

Контролировать и оценивать свою работу и её результат.

/Индивидуальная работа

Вычитание вида 17 –□, 18 –□. Странички для любознательных.

1

Выполнять задания  творческого  и поискового характера,  применять знания и способы действий в изменённых условиях. / Беседа. Фронтальная работа. Урок - викторина

Повторение пройденного.  «Что узнали. Чему научились».

1

Выполнять сложение и вычитание чисел с переходом через десяток в пределах 20.

/ Беседа. Работа в парах.

Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои  достижения».  Контрольный тест по пройденному материалу.

1

Контролировать и оценивать свою работу и её результат.

/Индивидуальная работа

Проект «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты».

1

Собирать информацию: рисунки, фотографии клумб, цветников. Наблюдать, анализировать и устанавливать правила чередования формы, размера, цвета в отобранных узорах и орнаментах, закономерность их чередования. Составлять свои узоры. Контролировать выполнение правила, по которому составлялся узор. Работать в группах: составлять план работы, распределять виды работ между членами группы, устанавливать сроки выполнения работы по этапам и в целом, оценивать результат работы.

/Урок-защита проекта

Раздел VI. Итоговое повторение. (6 часов)

Итоговое повторение.

1

Выполнять сложение и вычитание однозначных чисел до 10, решать простые и составные  арифметические задачи.   Выполнять сложение и вычитание чисел с переходом через десяток в пределах 20.

/ Беседа. Фронтальная работа. Урок - игра

Итоговое повторение.

1

Выполнять сложение и вычитание однозначных чисел до 10, решать простые и составные  арифметические задачи.   Выполнять сложение и вычитание чисел с переходом через десяток в пределах 20.

/. Урок - путешествие

Итоговое повторение.

1

Выполнять сложение и вычитание однозначных чисел до 10, решать простые и составные  арифметические задачи.   Выполнять сложение и вычитание чисел с переходом через десяток в пределах 20.

/ Беседа. Работа в парах.

Итоговое повторение.

1

Выполнять сложение и вычитание однозначных чисел до 10, решать простые и составные  арифметические задачи.   Выполнять сложение и вычитание чисел с переходом через десяток в пределах 20.

/Индивидуальная работа

Итоговое повторение. «Что узнали, чему научились в 1 классе»

1

Учебный диалог: «Сравнение практических (житейских) ситуаций, требующих записи одного и того же арифметического действия, разных арифметических действий».

/Урок-викторина

Итоговое повторение. «Что узнали, чему научились в 1 классе»

1

Работа с наглядностью — рисунками, содержащими математическую информацию. Формулирование вопросов и ответов по рисунку (иллюстрации, модели). Упорядочение математических объектов с опорой на рисунок, сюжетную ситуацию и пр.

/Урок - путешествие

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИЗУЧЕНИЯ

предмета «Математика»

1. Программа предмета  «Математика»

2. Учебник. 

Моро М.И., С.И.Волкова, Степанова С.В. Учебник . 1 класс . Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2020.

3.Электронная форма учебника. Электронная форма учебника является полным содержательным аналогом печатной версии, дополненным различными медиаобъектами, в том числе интерактивными и функционалом, делающим работу с электронной формой учебника комфортной. Электронная форма учебника содержит также весь методический аппарат печатной версии, однако использование компьютерных технологий позволяет его несколько усовершенствовать.

4. Методические пособия, которые содержат описание воспитательного потенциала курса и методику его реализации, пример рабочей программы, методические рекомендации по организации и проведению уроков. В основе методических рекомендаций лежат идеи развития у обучающихся представлений о многообразии и целостности современного мира, а также формирования основы системного мышления.

5  Контрольно-измерительные материалы для текущего и итогового контроля: тесты. Контрольно-измерительные материалы предназначены для формирования и закрепления у обучающихся предметных и универсальных учебных действий при работе с диагностическим материалом разного вида.

Информационные ресурсы, обеспечивающие методическое сопровождение образовательной деятельности:

 ФГБНУ «Институт стратегии образования Российской Академии Образования» https://www.instrao.ru/

  • Интерактивная образовательная онлайн-платформа «Учи.ру» синтерактивными уроками по основным школьным предметам, олимпиады: https://uchi.ru/ 

 Открытый банк заданий НИКО: http://185.12.29.196/

 Реестр примерных основных общеобразовательных программ / Примерные основные общеобразовательные программы / Основные образовательные программы в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей): http://fgosreestr.ru

 Ресурс «Открытый урок. Первое сентября» / база педагогических идей https://urok.lsept.ru/

 Российская электронная школа: https://resh.edu.ru/

 Цифровой образовательный ресурс для школ: https://www.yaklass.ru/ Цифровые ресурсы и сервисы для школы группы компаний «Просвещение»: https://digital.prosv.ru/

 Электронно-библиотечная система «БИБЛИОШКОЛА» ИД «Директ-Медиа»: https://biblioschool.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ Класс 1 Б

В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Математика помогает ученику сделать первые шаги к пониманию научной картины мира, способствует развитию вообр...

Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой

   Рабочая программа по математике для 3К  класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...

Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».

Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...

рабочая программа по математике класс Начальная школа века

Рабочая программа соответствует ФГОС НОО....

Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина

Рабочая программа по  математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4  «Математика» (автор Г.М. Капустин...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...