"Чувствуем и рисуем музыку"
план-конспект урока (1, 2, 3, 4 класс)

Троянова Алла Николаевна

Конспект интегрированного занятия (ИЗО, музыка, психология). Педагоги: Кириакиди И.И., Колесникова Л.Н., Троянова А.Н.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chuvstvuem_i_risuem_muzyku_konspekt.docx27.63 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ  ИНТЕГРИРОВАННОГО  ЗАНЯТИЯ МУЗЫКИ, ИЗО, ПСИХОЛОГИИ

в 3 классе

 «ЧУВСТВУЕМ И РИСУЕМ МУЗЫКУ»

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Музыкальный материал

1. Организационный момент  

 - Здравствуйте, ребята.  У нас сегодня необычный урок. Вести его будут 3 педагога: учитель музыки, ИЗО и психолог (представление).

Дети заходят в класс под музыку и садятся на места.

 

Вивальди «Времена года»

2. Актуализация знаний  

Учитель ИЗО, музыки, педагог-психолог

1,2 слайды

  • Красок музыка полна

И живет во всех она.  

  • Кто рисует все в себе,

Кто рисует на холсте.

  • Но везде пусть вашей кистью

Управляют чувства,

Как внутри, так и во вне. .

Это  чудо!  Это  чудо!                                  

Это  музыка повсюду!                      

Прилетает ниоткуда и играет, и  поёт.            

На  концерте соловьином,                                

В  дальнем  крике  журавлином,

Даже  в  писке  комарином –                    

Всюду музыка  живет!

 3 слайд

 -Эпиграфом нашего урока будут слова Леонарда да Винчи.

«Живопись - это поэзия, которую видят, а музыка -это живопись, которую слышат.»

 - Дети, кто сможет сказать, чему будет посвящен наш необычный урок? Кто сможет сформулировать тему урока?

 - Вы были правы, урок будет посвящен связи музыки и изобразительного искусства, влиянию этих видов искусства на наше настроение, состояния и чувства. Тема нашего урока «Чувствуем и рисуем музыку».

4 слайд (название темы урок):   «Чувствуем и рисуем музыку»

 

Учащиеся формулируют тему урока.

3. Открытие нового знания.  

 Учитель музыки

5 слайд

 - Как нужно слушать музыку, чтобы ее услышать?

- А можно увидеть музыку?

     -  Давайте сейчас послушаем и увидим, представим и почувствуем два музыкальных произведения, которые исполнят для вас ученики  нашей гимназии. Слушайте, пожалуйста, внимательно, а потом вы поделитесь, что представляли и чувствовали, слушая эти музыкальные произведения.

Дети : «Внимательно, не  отвлекаясь, вспоминая что-то, представляя, о чем песня или музыка, в тишине, возникают в воображении образы» и т.д.

4. Исполнение учащимися музыкальных произведений под аккомпанемент:

 

Организация деятельности учащихся в роли слушателей.

Дети слушают выступления учащихся.

Детские песни:

  1. А. Аренский  «Комар один, задумавшись»;

2. А. Варламов «Веселая мышка»

5. Обсуждение услышанных произведений, обсуждение возникших образов, цветовых ассоциаций, настроения, чувств.

 

 Учитель ИЗО, педагог-психолог

 

- Спасибо, вы внимательно слушали эти песни. Понравились?

Расскажите, пожалуйста, как вы слушали? Что представляли? С какими героями познакомились? Какие образы возникали у вас при прослушивании песни? А что бы вы изобразили на листе бумаги? Какие средства изображения использовали? Какие цвета? Почему? Какие линии, мазки?

 

Ответы детей на вопросы.

Дети рассуждают, отвечают на вопросы педагога

7.  Открытие новых знаний.

Знакомство с творчеством Н.К. Чюрлениса  

 Учитель ИЗО:

6-18 слайды

 Микалоюс Константинас Чюрлёнис (лит. Mikalojus Konstantinas Čiurlionis), был также известен под именем Николай Константинович Чурленис. Литовский композитор, художник, литератор. Гордость литовского искусства.

Краткая биография Чюрлёниса

Чюрлёнис родился 10 (22) сентября 1875 года в Варене, умер 28 марта (10 апреля) 1911 года. Отец, крестьянин Константин Чюрлёнис, умел играть на органе и подрабатывал органистом в деревенском костёле. В 10 лет Чюрлёнис окончил курс в Друскининкайском народном училище. В детстве освоил орган и с шести лет заменял на службах отца. Профессионально заниматься музыкой Чюрлёнис стал в 13 лет, по рекомендации знакомых попав в музыкальную школу и оркестр князя Михала Огинского. В этой школе Огинский на свои деньги учил талантливых детей, с тем чтобы сделать из них музыкантов для собственного оркестра. Чюрлёнис учился играть на флейте, параллельно пытался писать музыку, чем обратил на себя внимание Огинского. С подачи последнего Чюрлёнис переехал в Варшаву и поступил в фортепианный класс Музыкального института. В тот период Чюрлёнис сочинил кантату для хора и оркестра, фуги, пьесы для рояля. Чюрлёнис создал симфоническую поэму «Море», которая считается гордостью литовской музыки. Чюрлёнис - автор более 300 живописных произведений, в числе которых «Соната солнца», «Соната весны», «Соната моря», «Соната звёзд», триптих «Сказка», цикл «Сказка королей», циклы «Сотворение мира», «Знаки зодиака», «Весна», «Зима».

Дети слушают

Дети слушают

Рассказ на фоне тихой музыки и сменяющихся слайдов

8.Открытие нового знания.

Знакомство с творчеством Римского-Корсакова Н.А. и Скрябина А.Н.

 Учительг музыки:

19-23 слайды   +  24 слайд (отрывок из «Прометея» Скрябина А.Н.)

 

 

Видеоролик «Прометея» Скрябина А.Н. на слайде

9.Открытие нового знания   

Беседа педагога-психолога с учащимися

«Что роднит музыку и изобразительное искусство. Влияние музыки и изобразительного искусства на человека»

На каждого из нас огромное эмоциональное воздействие имеет музыка и изобразительное искусство.

Под марш и военные песни войны уходили на фронт и мужественно разбивали врага, под нежную колыбельную песню ребенок засыпает на руках своей мамы, улыбаясь во сне.

Одни картины вызывают в нас восторженные, светлые, побуждающие эмоции, другие- заставляют задуматься, поразмышлять, с волнением вспомнить прошлое.

Вы замечали, наверное, когда смотрите какой-то художественный или документальный фильм и картины природы сопровождаются прекрасной мелодией, например, отрывками из произведений Вивальди, Чайковского, то происходит более мощное воздействие на наши чувства, настроение, состояние, эмоции становятся ярче, а переживания глубже.

Люди очень давно заметили влияние музыки и изобразительного искусства на эмоциональную сферу человека. О воздействии цвета писали древние ученые. Они делили цвета на возбуждающие, бодрящие, оживляющие и вызывающие  тревожно-беспокойное настроение. Цвет вызывает воспоминания и связанные с ним эмоции, образы, состояния, т.е. ЦВЕТОВЫЕ АССОЦИАЦИИ.

Различный цвет обладает разной способностью вызывать эмоциональную реакцию. Есть общие, у всех одинаковые цветовые ассоциации, желтый –солнце, тепло, золото и др, зеленый-весна, пробуждение природы, здоровье и др, голубой- небо, воздух, глубина, простор и др, белый- чистота, бесконечность, торжественность и др. Но у каждого есть и индивидуальны

е, присущие только ему цветовые ассоциации, опирающиеся на прошлый жизненный опыт. А почему там много мы говорим о цвете? Большую часть информации о мире, о прекрасном мы получаем через зрение. В психологии есть специальные тесты, которые по выбору цвета определяют состояние,  эмоции человека. Есть специальные способы воздействия на наше настроение, состояние, воспоминания и даже здоровье- это приемы цветотерапии и музыкотерапии. Но человек и без рекомендации психологов и врачей, испытывает потребность  послушать прекрасную музыку и насладиться  полотнами великих художников, посещает музеи, картинные галереи, выставки, филармонии, консерватории.

А что роднит музыку и живопись?

 

25-28 слайды

Интерактивная беседа с учащимися.

10.Организация изобразительной деятельности учащихся

Учитель ИЗО:

-Дети, сейчас вы станете художниками, изображающими музыку. 

29 слайд  

Дается краткая инструкция - оформление листа бумаги. Обсуждение использования различных форм, средств и методов изображения.

30-41 слайды

Учитель музыки исполняет отрывки классических произведений, или музыка воспроизводится в записи.

Учащиеся изображают на листах А3  мелодии,  свои настроения, состояния. под аккомпанемент педагога музыки.

1.Штогоренко «Плясовая» (веселая)

2.Чайковский «Октябрь» (грустная)

3.Рахманинов «Музыкальные моменты, ре мажор» (тревожная)

 4.Марш.

11. Рефлексия  

  Организация показа работ учащихся.

 

 

Краткое представление учащимися своих работ – рассказ о возникших образах, о настроении, состоянии, чувствах, о мотивах выбора изобразительных форм, средств и методов.  

12. Подведение итогов урока

 

42-44 слайды

45 слайд   «Спасибо за внимание»

Дети слушают


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку музыки по теме: "Музыка рисует картины природы"

Презентация к уроку музыки в 1 классе по теме: "Музыка рисует картины природы"...

Урок музыки во 2 классе «Пусть рисует музыка».

Программа: Д.Б. Кабалевский «Музыка» (1-4 кл.).Класс: 2.Четверть: II.Тема четверти: «О чём говорит музыка».Тема урока: «Пусть рисует музыка».Цель урока: научиться лучше слушать и понимать музыку, рисо...

разработка урока музыки в 1 классе "Музыка рисует картины природы"

Традиционный урок  по музыке в 1 классе 2 четверть. "музыка рисует картины природы2Проводится перед Новым  годом, есть сюрпризный момент.За каждый правильный ответ, хорошую работу на уроке р...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мы рисуем музыку"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мы рисуем музыку"...

Конспект занятия внеурочной деятельности по курсу "Как прекрасен этот мир" на тему "Мы рисуем музыку" для 2 класса

Подробный конспект занятия, на котором дети, слушая музыку, пытаются понять, догадаться, о чем она, а затем зарисовывают свои образы. При этом дети не знают названия произведения. В конце занятия, ког...

РИСУЕМ МУЗЫКУ 3 класс

Ты слышишь музыку в любом движенье дня.Она бежит навстречу лёгкими шагамиИли  течёт, тихонечко звеня,Перекликаясь с небом голосами.Ты слышишь музыку в гудении осыИ в шорохе опавшего листочка.Пуст...

РИСУЕМ МУЗЫКУ 4 класс

Мелодия весёлая приснилась как-то раз,Запел её, поверьте мне, не открывая глаз;Потом играл на скрипочке, на гуслях подбирал,В тетрадке по сольфеджио все ноты записал.Сыграть свою мелодию я взял аккорд...