Конспект занятия внеурочной деятельности по курсу "Как прекрасен этот мир" на тему "Мы рисуем музыку" для 2 класса
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 2 класс) по теме
Подробный конспект занятия, на котором дети, слушая музыку, пытаются понять, догадаться, о чем она, а затем зарисовывают свои образы. При этом дети не знают названия произведения. В конце занятия, когда все рисунки вывешиваются на доску, можно еще раз послушать музыку и узнать, кто оказался ближе к разгадке замысла автора после сообщения названия музыкальной пьесы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_vneur._zanyatiya_my_risuem_muzyku.docx | 24.48 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ № 36 ИМ. А. М. ГОРОДНЯНСКОГО
г. Смоленск
Конспект занятия
внеурочной деятельности
«Как прекрасен этот мир!»
на тему «Мы рисуем музыку»,
2 класс
Каменкова Лилия Рафаиловна
Цели занятия:
- Образовательная
Познакомить учащихся с творчеством французского композитора К. Сен-Санса.
2. Развивающие
а) Развивать речь, воображение, эмоциональную сферу учащихся.
б) Развивать творческие способности детей.
в) Развивать умение символически изображать действительность и понимать символы других людей.
3. Воспитывающая
Воспитывать любовь к музыке и изобразительному искусству.
Оборудование:
- На доске:
1) Тема занятия «Мы рисуем музыку»
2) Имя и фамилия композитора: Камилл Сен-Санс
3) Портрет К.Сен-Санса
2. Оборудование для воспроизведения музыки
Магнитофон
Диск с записью пьесы К.Сен-Санса «Аквариум»
Ход занятия:
- Организация и мотивация учащихся
Я рада встрече с вами, ребята. Начинаем занятие.
Проверка готовности к занятию
На столах все необходимое для работы: краски, кисти, листы для рисования, палитра.
Так будьте же старательны,
Активны и внимательны!
И вот, мы начинаем наш урок!
II. Работа по теме занятия
- Сообщение темы занятия. Актуализация знаний учащихся.
Сегодня, уже не в первый раз, мы «рисуем» музыку.
А как вы думаете, музыка, действительно, связана с изобразительным искусством?
Давайте вспомним названия музыкальных произведений, которые мы недавно слушали.
«Жаворонок» М.И. Глинки,
«Подснежник» П.И. Чайковского.
Как могли появиться эти произведения?
/ Композитор увидел первые цветы, услышал, как поет жаворонок и ему захотелось всем рассказать, как это прекрасно!
- Художник Анри Матисс говорил: «Нужно находить, уметь находить радость во всем: в небе, в деревьях, в цветах. Цветы растут всюду для всех, кто хочет их видеть. Цветок, листок, камень – все сверкает, переливается… Как это красиво!»
- Художник рисует красоту мира красками, а композитор – звуками.
А мы, если очень постараемся, услышав музыку, можем увидеть, представить себе то, о чем хотел рассказать нам композитор. А потом, конечно, и нарисовать.
- Знакомство с творчеством Камилла Сен-Санса
Сегодня у нас новая загадка. А загадывает нам ее французский композитор Камилл Сен-Санс (1798-1835).
Посмотрите на портрет этого человека . Что вы можете сказать о нем?
/ Видно, что это очень добрый человек, у него внимательные глаза.
- К.Сен-Санс очень рано потерял отца, его воспитывали мама и бабушка. С трех лет он начал учиться музыке (играл на фортепиано). В 9 лет Камилл дал свой первый концерт. Кроме музыки, мальчик интересовался археологией, математикой, астрономией. Любовь и увлечение этими науками он сохраняет на всю жизнь.
В 1875 году К.Сен-Санс приезжал в Россию с концертами. Он выступал как дирижер и пианист. В России Сен-Санс встречался с русским композитором (уже вам известным) П.И.Чайковским.
Мы прослушаем сегодня одну небольшую пьесу Камилла Сен-Санса. Постараемся угадать, что видел сам композитор, когда «рисовал» свою музыкальную картину. Затем нарисуем то, что представили себе во время слушания музыки. А название пьесы вы узнаете в конце урока. И вот тогда посмотрим, кто из нас ближе всего окажется к замыслу композитора.
Слушаем… Я советую закрыть глаза и внимательно вслушиваться в музыку, стараться почувствовать ее. Что расскажет нам музыка?..
3. Слушание музыки
4. Обсуждение
- Какую музыку вы услышали?
/ Музыка очень нежная, плавная.
- А еще? Давайте еще раз послушаем самое начало…(звучит отрывок)
- Что могут означать эти звуки? Какие они?
/ Кажется , что сейчас случится какое-то чудо, волшебство.
/ Музыка как-будто зовет нас куда-то в сказку.
- Вы очень тонко почувствовали таинственный характер этой мелодии. Что же это за тайна? Что вы представили себе?
/ Мне показалось, что идет снег, снежинки кружаться вокруг деревьев.
/ А я ничего не смог представить.
- Не всегда получается с первого раза. Это не просто, но каждый может научиться. Постарайся, у тебя обязательно получится!
- Давайте послушаем музыку еще раз и попробуем определить, радуется автор или грустит?
Звучит музыка
/ Я услышал, как звенят капельки воды, это весна!
/ Музыка медленная, плавная, но не грустная.
/ Кажется, что композитор чему-то очень удивился, ему очень что-то понравилось.
- А что это может быть? Это живое или неживое? Кто или что может так двигаться? Послушаем еще раз, чтобы получше расслышать… Вы можете встать со своих мест и двигаться под музыку.
- Я видела ваши плавные движения. Кем или чем вы представляли себя?
/ Мне казалось, что я – цветок, подснежник, который спит зимой, а потом зажурчали ручейки, я проснулся и стал расти.
/ А я, как кленовый листок, который висел на веточке, играл, вертелся, а потом оторвался и закружился в воздухе.
- Это было очень красиво! Молодцы, ребята! Вы смогли почувствовать музыку. А теперь нарисуйте, пожалуйста, что вы представляли себе.
Звучит музыка
5. Рисование
Это очень интересно. Я рада, что у каждого свое видение, свои представления. Продолжайте рисовать и если вдруг вам захочется написать несколько предложений или стихотворений, строчек о своем рисунке или о музыке и своих чувствах, пожалуйста, сделайте это.
6. Просмотр рисунков под музыку
Вы закончили рисовать, вывешивайте рисунки на доску и садитесь полукругом возле доски.
Сейчас мы опять услышим музыку Сен-Санса и, вслушиваясь в нее, всматриваясь в наши рисунки, попытаемся определить, какие из них помогли нам лучше понять музыку, были ей «созвучны».
7. Обсуждение работ
Высказывания детей:
/ Я слушала музыку и смотрела на рисунок Максима: зимний лес, все в снегу и в воздухе сверкают снежинки. Мне казалось, что я слышу, как звенят льдинки на веточках.
/ А мне помог слушать музыку рисунок Насти: нежные лепестки подснежника раскрываются весной под звон капели.
/ У Ильи на рисунке осенний лес. Листья летят, летят и плавно опускаются на траву. Кажется, что они летят и кружатся под музыку.
/ У Андрея оба рисунка подходят, хотя на одном – весна: ручейки бегут, тают сосульки, летят птицы, а на другом – лето: яркие цветы, а над ними порхают бабочки.
/ У Леры нарисован дождик. Капельки падают в лужи и тихонечко звенят. Когда звучала музыка, я слышала, как будто водичка льется.
Обобщение:
- Как интересно получилось! Все времена года на наших рисунках! И все рисунки удивительно красивые, сказочные, таинственные, как музыка Камилла Сен-Санса. Каждый увидел по-своему и, все оказались очень близки к разгадке!
8. Объявление названия пьесы
- Ведь композитор нарисовал нам с помощью звуков… аквариум! Пьеса К. Сен-Санса так и называется «Аквариум».
Звуки природы на суше и звуки волшебного подводного мира действительно имеют много общего. Звенящие хрустальные колокольчики капелек воды в аквариуме вы услышали и нарисовали ручейки, весеннюю капель, заледеневшие веточки. Плавно движущиеся рыбки очень похожи на порхающих бабочек или кружащиеся в воздухе листья, или сверкающие снежинки.
9. Последнее прослушивание пьесы
- Теперь, когда мы знаем, что именно «изобразил» в своей музыке
К. Сен-Санс, давайте вспомним, как мы с вами ходили в зоопарк и тоже восхищались красотой аквариумов. Вам понятно, почему французский композитор написал такую музыку?
/ Да, ведь аквариум очень красивый.
/ На дне аквариумов часто бывают старинные замки или корабли.
/ Рыбки в аквариуме яркие, разноцветные.
/ Рыбки плавают между водорослей, как будто они в сказочном лесу.
- Да, аквариум – это частичка моря. А море – огромный загадочный мир, который с давних пор влечет к себе людей своей красотой, своими загадками и тайнами.
- Давайте послушаем пьесу «Аквариум» еще раз. Теперь, зная ее название, нам легко будет представить себе картину подводного мира. Но, может быть, мы еще не все еще заметили и поняли? Не забудьте, что вы можете двигаться в такт музыке по классу.
Звучит музыка
III. Подведение итогов занятия
- Наше занятие подходит к концу. Чем оно удивило вас, чему научило?
/ Я не думала, что композитор тоже «рисует», это меня очень удивило.
/ Мне понравилась музыка, которую мы слушали.
/ Я научился представлять себе картину под музыку. Раньше у меня это не получалось.
- Ребята, спасибо вам за работу. Вы очень меня порадовали сегодня. И, конечно, спасибо французскому композитору Камиллу Сен-Сансу за подаренные нам чудесные мгновения красоты и творчества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного урока по литературе и изобразительному искусству по теме «Как прекрасен этот мир!» во 2 классе
Цели:- воспитание и развитие у учащихся творческих способностейи художественно – эстетических навыков;- расширение диапазона чувств, воображения, зрительныхпредставлений, фантазии;- воспитание э...
Конспект урока - лекции по окружающему миру "Как прекрасен этот мир"
Урок - лекция подготовлен учениками 4 класса и проведен с демонстрацией презентации....
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению кружка «Как прекрасен этот мир»
Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению кружка «Как прекрасен этот мир» включает в себя описание нормативно-правовой базы, цели и задач, методов, ценностных ориенти...
Рабочая программа внеурочной деятельности " Как прекрасен этот мир"
Рабочая программа внеурочной деятельности " как прекрасен этот мир"...
Внеурочная деятельность "Как прекрасен этот мир!" для 1-2 классов
Курс внеурочной деятельности "Как прекрасен этот мир!" посвящен развитию индивидуальности ребенка в процессе творческой изобразительной деятельности. Дети учатся рисовать самостоятельно без образца, д...
Внеурочная деятельность "Как прекрасен этот мир!" 2 класс, 3 класс, 4 класс
Курс внеурочной деятельности "Как прекрасен этот мир!" посвящен развитию индивидуальности ребенка в процессе творческой изобразительной деятельности. Дети учатся рисовать самостоятельно без образца, д...
Конспект внеурочной деятельности "Главные улицы Челябинска" (Курс "Моя малая Родина”) (2 класс)
Личностные: -уметь планировать работу на уроке;-устанавливать связь между учебной деятельности и ее мотивов.Предметные: углублять и расширять знания учащихся об улицах Челябинска.Познавательные:Цель: ...