Урок музыки во 2 классе «Пусть рисует музыка».
план-конспект урока по музыке (2 класс) на тему
Программа: Д.Б. Кабалевский «Музыка» (1-4 кл.).
Класс: 2.
Четверть: II.
Тема четверти: «О чём говорит музыка».
Тема урока: «Пусть рисует музыка».
Цель урока: научиться лучше слушать и понимать музыку, рисовать её в своем воображении.
Художественно-педагогическая идея:
«…Музыка в её наивысшем смысле способна воплощать всю многообразную конкретность реальной жизни: самые тонкие и особенные состояния души, жизнь отдельного человека и жизнь народов, национальный характер страны и её природу». Роберт Шуман.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_muzyki.doc | 77 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Программа: Д.Б. Кабалевский «Музыка» (1-4 кл.).
Класс: 2.
Четверть: II.
Тема четверти: «О чём говорит музыка».
Тема урока: «Пусть рисует музыка».
Цель урока: научиться лучше слушать и понимать музыку, рисовать её в своем воображении.
Художественно-педагогическая идея:
«…Музыка в её наивысшем смысле способна воплощать всю многообразную конкретность реальной жизни: самые тонкие и особенные состояния души, жизнь отдельного человека и жизнь народов, национальный характер страны и её природу». Роберт Шуман.
Задачи:
Образовательные:
- осознание темы изобразительности в музыкальном искусстве на теоретическом и интонационном уровне;
- знакомить детей со средствами музыкальной выразительности;
- знакомство с творчеством Н. Бургмюллера;
- продолжить знакомство с творчеством Д.Б. Кабалевского.
Воспитательные:
- воспитывать почтительное отношение к музыке русских и зарубежных композиторов;
- воспитывать любовь к уроку музыки;
- воспитывать духовно – нравственные качества личности посредством музыки;
- воспитывать любовь к природе.
Развивающие:
- развивать музыкальные способности детей;
- развитие чувство эмпатии;
- формировать слушательскую и исполнительскую культуру учащихся.
Музыкальный материал:
Н. Бургмюллер «Гроза»; Д. Кабалевский «Карусель»;
Е. Бриская «Колокольчик».
Дидактический материал, оборудование: фортепиано; детские музыкальные инструменты; картинки с изображением грозы; ромашка со средствами музыкальной выразительности; стихотворение И. Белоусова.
Ход урока.
Музыкаль- ный, дидакти- ческий и наглядный материал. | Задачи | Методы | Ход урока |
Бриская Е. «Колокольчик» | -настроить класс на урок музыки; - распеть детей, подготовить их голосовой аппарат к пению. | - метод возвращения к прйденному. | 1. Организационный момент (5минут). У.: Ребята, здравствуйте, садитесь. Я очень рада видеть вас на сегодняшнем уроке! Давайте вспомним попевку «Колокольчик», которую мы с вами разучили на прошлом уроке. Послушайте, я вам её исполню, а затем мы попробуем исполнить её вместе. Как раз мы и распоемся. Музыкальное приветствие. Колокольчик нам поёт, “Динь-дон” (пропевает учитель), (см. Приложение). |
- вспомнить предыдущие занятия. | - метод ретроспективы; | 2. Актуализация полученных ранее знаний. У.: Мы с вами на прошлом уроке говорили о том, что музыка может выражать характер человека. Скажите мне, о каком композиторе и его произведении мы узнали? Д.: О Д.Б. Кабалевском и его произведении «Три подружки». У.: Верно. О каких трех характерах рассказало нам это произведение? Д.: «Резвушка», «Плакса», «Злюка». У.: Хорошо, все запомнили, молодцы! | |
Н. Бургмюллер «Гроза». | - воспитывать интерес и любовь к музыке, потребность общения с ней, желание слушать ее; - воспитывать почтительное отношение к музыке зарубежных композиторов; - развитие умения слушать и слышать музыку; - формировать слушательскую культуру учащихся. | -художественное исполнение музыки; - метод эмоционально- го воздействия; - проблемно-поисковый метод; - беседа. | 3. Основной этап урока. (32 минуты). А) Слушание музыкального произведения.(17 мин.) - Вступительное слово учителя. У.: Тема сегодняшнего нашего урока «Пусть рисует музыка». Скажите, ребята, о чем нам может рассказать музыка? Д.: О характере, о человеке. У.: Правильно! А как вы думаете, может ли музыка изобразить картины природы? Какие? Д.: Может: дождь, ветер, шум леса. У.: Хорошо! Сейчас я вам сыграю музыкальное произведение, изображающее картину природы. Напомните мне, пожалуйста, как мы должны слушать музыкальное произведение? Д.: Тихо, не разговаривать, представит, будто мы в концертном зале. У.: Молодцы! А теперь – слушаем. - Непосредственное слушание музыкального произведения. |
Н. Бургмюллер «Гроза»; стихотво- рение Белоусова «Из-за гор и леса»; ромашка; иллюстрации по теме. | -знакомить детей со средствами музыкальной выразительности; -развитие умения определять настроение и характер музыки; - воспитывать любовь к природе. | - метод размышления о музыке; -ассоциативный метод; - метод создания художественного контекста; - метод создания композиций (Игра на детских музыкальных инструментах и пластическое интонирова- ние); - метод переживания музыки; - метод совместного рождения образа. | -Анализ музыкального произведения. У.: Ребята, понравилось ли вам данное произведение? Д.: Да. У.: А каков характер этой музыки? (Играю начало). Д.: Грозный, нагнетающий. У.: А как вы думаете, что же может изобразить композитор с помощью этой музыки? Какую картину природы? Д.: Метель, либо гром, грозу. У.: Правильно, ребята, грозу. Данное произведение так и называется «Гроза» Это музыкальный пейзаж. А что такое пейзаж? Д.: Изображение картин природы в живописи, в музыке. У.: Хорошо. А втор данного произведения - Норберт Бургмюллер, немецкий композитор и пианист. Он жил 190 лет назад, в 19 веке, т.е. принадлежал к течению романтизма. А романтизм – это мир чувств, эмоций и переживаний. И они отображаются в этом произведении, правда? Д.: Да. У.: А вы знаете какие-нибудь стихотворения про грозу? Послушайте, пожалуйста, стихотворение Белоусова и подумайте, подходит ли оно для нашего произведения? Из-за гор и леса Туча грозовая Приползла неслышно, Солнце заслоняя. Под её навесом Страшно, жутко было. Гром гремел и ярко Молния светила. (Играю). Д.: Подходит для первой части произведения. У.: А какими бы красками вы нарисовали состояние природы в момент грозы? Какие чувства вызвала у вас эта музыка? Д.: Темными. Чувство страха. У.: Вы заметили, что в конце произведения гроза стихает, природа успокаивается и приходит в равновесие? (Играю). Д.: Природа приходит в равновесие. У.: На мой взгляд, с этой музыкой перекликается вторая часть стихотворения Белоусова: Пронеслася туча, Небеса синеют И луга цветами яркими пестреют. И грозы как будто Вовсе не бывало. Все, как прежде, тихо И спокойно стало. У.: Ребята, посмотрите, у меня для вас есть сюрприз – цветик семицветик. (Идет разбор средств музыкальной выразительности данного произведения: динамики, интонации, лада, характера). У.: Очень хорошо, мы с вами разобрались, с помощью чего же Бургмюллер создает образ грозы. Посмотрите, пожалуйста, на доску и скажите, все ли иллюстрации подходят для нашей музыки. Д.: Все. - Повторное слушание музыкального произведения. У.: А теперь предлагаю вам создать классный оркестр. Сейчас я вам раздам музыкальные инструменты – ваша задача помочь не создать образ грозы и её затишья. Остальные ребята должны с места изобразить природу, например переживания деревьев. |
Д.Б. Кабалевский «Карусель». | - продолжить знакомство с творчеством Д.Б. Кабалевского; - воспитывать почтительное отношение к музыке русских композиторов; - формировать исполнительскую культуру учащихся. | - метод размышления о музыке; -проблемный метод; - словесный метод; - ролевое отождествление с образом музыкального произведения. | Б) Вокально-хоровая работа. (15 минут). - Вступительное слово учителя. У.: Сегодня мы с вами познакомимся с еще одним произведением Дмитрия Борисовича Кабалевского, которое называется «Карусель». - Исполнение песни учителем. Послушайте, пожалуйста, мое исполнение, а затем мы с вами разучим её. - Беседа о песне. У.: Понравилась вам песня, ребята? Д.: Да, очень У.: Скажите, а какое настроение она передает? Д.: Радостное, игривое, веселое. У.: Ребята, а эта музыка что-нибудь изображает? Д.: Да, она изображает движение карусели. У.: Правильно, а кто мне скажет, с помощью каких музыкальных красок композитор достигает этот эффект? Д.: Мелодия яркая, радостная, быстрая. У.: Ну что же, разучим эту песню. - Разучивание песни. Учить будем по фразам. Послушайте первую. (Исполнение). У.: Давайте все вместе повторим слова этой фразы. У.: Хорошо, запомнили? Д.: Да! У.: Тогда попробуем исполнить её вместе со мной. (Таким образом разучиваются все фразы). У.: Ребята, это же у нас карусель, правда? Все катались на карусели? Тогда вы прекрасно знаете, что она постепенно набирает скорость и движется все быстрее и быстрее. Давайте изобразим это в своем пении. - Концертное исполнение песни. У.: Молодцы, вы прекрасно исполнили песню и передали её настроение! |
- сделать выводы по уроку. | - метод обобщения; -постановка заданий на усвоение знаний о музыке. | 4. Итоги урока. (3 минут). У.: Умницы! Какую тему мы сегодня с вами рассматривали? Д.: Пусть рисует музыка. У.: С какими произведениями мы сегодня познакомились? Д.: «Гроза» и «Карусель». У.: Хорошо. А кто авторы этих произведений? Д.: Немецкий композитор Бургмюллер и Кабалевский. У.: С помощью каких музыкальных красок композитор может изобразить тот или иной образ? Д.: С помощью динамики, интонации, характера. У.: Значит, царица «Музыка» может рисовать? Я думаю, произведения, с которыми мы с вами сегодня познакомились, вдохновили вас на творчество. Дома я предлагаю вам создать картину на одно из прослушанных произведений. У.: Ребята, вы все молодцы, все были очень активны, спасибо вам большое! |
Приложение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Загадки «Музыкальные инструменты» по музыке 3 класс, по прогамме «Музыка (для четырёхлетней начальной школы)» авторов Л.В.Школяр и В.О. Усачёва издательство « БАЛАСС» 2011 года издания.
Работа построена на презентации музыкальных инструсентов,в основе лежит презентация Автора: Сорвачёва Оксана Федоровна Место работы: КГУ "Школа-гимназия №10", г.Усть-Каменогорск, я ее дополнила м...
Урок музыки. 2 класс.Что изображает музыка.
Урок по учебникам В.О.Усачёвой ,Л.В.Школяр,УМК "Школа 2100"....
Технологическая карта к уроку музыки 3 класс, по теме "Музыка утра"
Уважаемые коллеги!Надеюсь, что моя технологическая карта к уроку музыки в 3 классе, по теме "Музыка утра",поможет Вам, при составлении Ваших технологических карт....
План конспект урока музыки 1 класс "Мелодия - душа музыки"
План конспект урока музыки 1 класс "Мелодия - душа музыки"...
РИСУЕМ МУЗЫКУ 3 класс
Ты слышишь музыку в любом движенье дня.Она бежит навстречу лёгкими шагамиИли течёт, тихонечко звеня,Перекликаясь с небом голосами.Ты слышишь музыку в гудении осыИ в шорохе опавшего листочка.Пуст...
РИСУЕМ МУЗЫКУ 4 класс
Мелодия весёлая приснилась как-то раз,Запел её, поверьте мне, не открывая глаз;Потом играл на скрипочке, на гуслях подбирал,В тетрадке по сольфеджио все ноты записал.Сыграть свою мелодию я взял аккорд...
Конспект урока музыка 2 класс "Что выражает музыка?"
Тема урока. «Что выражает музыка?»Цель. Создать условия, для того, чтобы учащиеся почувствовали в произведение которое они исполняют, различные настроения и чувства....