Урок музыки во 2 классе «Пусть рисует музыка».
план-конспект урока по музыке (2 класс) на тему

Ирзина Наталья Фёдоровна

Программа: Д.Б. Кабалевский «Музыка» (1-4 кл.).

Класс: 2.

Четверть: II.

Тема четверти: «О чём говорит музыка».

Тема урока: «Пусть рисует музыка».

Цель урока: научиться лучше слушать и понимать музыку, рисовать её в своем воображении.

Художественно-педагогическая идея:

«…Музыка в её наивысшем смысле способна воплощать всю многообразную конкретность реальной жизни: самые тонкие и особенные состояния души, жизнь отдельного человека и жизнь народов, национальный характер страны и её природу».                                    Роберт Шуман.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_muzyki.doc77 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Программа: Д.Б. Кабалевский «Музыка» (1-4 кл.).

Класс: 2.

Четверть: II.

Тема четверти: «О чём говорит музыка».

Тема урока: «Пусть рисует музыка».

Цель урока: научиться лучше слушать и понимать музыку, рисовать её в своем воображении.

Художественно-педагогическая идея:

«…Музыка в её наивысшем смысле способна воплощать всю многообразную конкретность реальной жизни: самые тонкие и особенные состояния души, жизнь отдельного человека и жизнь народов, национальный характер страны и её природу».                                    Роберт Шуман.

Задачи:

Образовательные:

- осознание темы изобразительности в музыкальном искусстве на теоретическом и интонационном уровне;

- знакомить детей со средствами музыкальной выразительности;

- знакомство с творчеством Н. Бургмюллера;

- продолжить знакомство с творчеством Д.Б. Кабалевского.

Воспитательные:

- воспитывать почтительное отношение к музыке русских и зарубежных композиторов;

- воспитывать любовь к уроку музыки;

- воспитывать духовно – нравственные качества личности посредством музыки;

- воспитывать любовь к природе.

Развивающие:

- развивать музыкальные способности детей;

- развитие чувство эмпатии;

- формировать слушательскую и исполнительскую культуру учащихся.

Музыкальный материал:

Н. Бургмюллер «Гроза»; Д. Кабалевский «Карусель»;

Е. Бриская «Колокольчик».

Дидактический материал, оборудование: фортепиано; детские музыкальные инструменты; картинки с изображением грозы; ромашка со средствами музыкальной выразительности; стихотворение И. Белоусова.

Ход урока.

Музыкаль-

ный, дидакти-

ческий и наглядный материал.

Задачи

Методы

Ход урока

Бриская Е. «Колокольчик»

-настроить класс на урок музыки;

- распеть детей, подготовить их голосовой аппарат к пению.

- метод возвращения к прйденному.

1. Организационный момент (5минут).

У.: Ребята, здравствуйте, садитесь. Я очень рада видеть вас на сегодняшнем уроке! Давайте вспомним попевку «Колокольчик», которую мы с вами разучили на прошлом уроке. Послушайте, я вам её исполню, а затем мы попробуем исполнить её вместе. Как раз мы и распоемся.        

Музыкальное приветствие.

Колокольчик нам поёт,
Всех на “Музыку” зовёт.
Слышишь тонкий голосок,
Нам пора начать урок:

“Динь-дон” (пропевает учитель),
“Динь-дон”
(пропевают ученики),
“Здравствуйте”
(пропевает учитель),
“Здравствуйте”
(пропевают ученики).

(см. Приложение).

- вспомнить предыдущие занятия.

- метод ретроспективы;

2. Актуализация полученных ранее знаний.

У.: Мы с вами на прошлом уроке говорили о том, что музыка может выражать характер человека. Скажите мне, о каком композиторе и его произведении мы узнали?

Д.: О Д.Б. Кабалевском и его произведении «Три подружки».

У.: Верно. О каких трех характерах рассказало нам это произведение?

Д.: «Резвушка», «Плакса», «Злюка».

У.: Хорошо, все запомнили, молодцы!

Н. Бургмюллер «Гроза».

- воспитывать интерес и любовь к музыке, потребность общения с ней, желание слушать ее;

- воспитывать почтительное отношение к музыке зарубежных композиторов;

- развитие умения слушать и слышать музыку;

- формировать слушательскую культуру учащихся.

-художественное исполнение музыки;

- метод эмоционально-

го воздействия;

- проблемно-поисковый метод;

- беседа.

3. Основной этап урока.

(32 минуты).

А) Слушание музыкального произведения.(17 мин.)

- Вступительное слово учителя.

У.: Тема сегодняшнего нашего урока «Пусть рисует музыка».

Скажите, ребята, о чем нам может рассказать музыка?

Д.: О характере, о человеке.

У.: Правильно! А как вы думаете, может ли музыка изобразить картины природы? Какие?

Д.: Может: дождь, ветер, шум леса.

У.: Хорошо! Сейчас я вам сыграю музыкальное произведение, изображающее картину природы. Напомните мне, пожалуйста, как мы должны слушать музыкальное произведение?

Д.: Тихо, не разговаривать, представит, будто мы в концертном зале.

У.: Молодцы! А теперь – слушаем.

- Непосредственное слушание музыкального произведения.

Н. Бургмюллер «Гроза»;

стихотво-

рение

Белоусова

«Из-за гор

и леса»;

ромашка;

иллюстрации

по теме.

-знакомить детей со средствами музыкальной выразительности;

-развитие умения определять настроение и характер музыки;

- воспитывать любовь к природе.

- метод размышления о музыке;

-ассоциативный метод;

- метод создания художественного контекста;

- метод создания композиций (Игра на детских музыкальных инструментах и пластическое интонирова-

ние);

- метод переживания музыки;

- метод совместного рождения образа.

-Анализ музыкального произведения.

У.: Ребята, понравилось ли вам данное произведение?

Д.: Да.

У.: А каков характер этой музыки? (Играю начало).

Д.: Грозный, нагнетающий.

У.: А как вы думаете, что же может изобразить композитор с помощью этой музыки? Какую картину природы?

Д.:  Метель, либо гром, грозу.

У.: Правильно, ребята, грозу. Данное произведение так и называется «Гроза» Это музыкальный пейзаж. А что такое пейзаж?

Д.: Изображение картин природы в живописи, в музыке.

У.: Хорошо. А втор данного произведения - Норберт Бургмюллер, немецкий композитор и пианист. Он жил 190 лет назад, в 19 веке, т.е. принадлежал к течению романтизма. А романтизм – это мир чувств, эмоций и переживаний. И они отображаются в этом произведении, правда?

Д.: Да.

У.: А вы знаете какие-нибудь стихотворения про грозу?

Послушайте, пожалуйста, стихотворение Белоусова и подумайте, подходит ли оно для нашего произведения?

Из-за гор и леса

Туча грозовая

Приползла неслышно,

Солнце заслоняя.

Под её навесом

Страшно, жутко было.

Гром гремел и ярко

Молния светила. (Играю).

Д.: Подходит для первой части произведения.

У.: А какими бы красками  вы нарисовали состояние природы в момент грозы? Какие чувства вызвала у вас эта музыка?

Д.: Темными. Чувство страха.

У.: Вы заметили, что в конце произведения гроза стихает, природа успокаивается и приходит в равновесие? (Играю).

Д.: Природа приходит в равновесие.

У.: На мой взгляд, с этой музыкой перекликается вторая часть стихотворения Белоусова:

Пронеслася туча,

Небеса синеют

И луга цветами яркими пестреют.

И грозы как будто

Вовсе не бывало.

Все, как прежде, тихо

И спокойно стало.

У.: Ребята, посмотрите, у меня для вас есть сюрприз – цветик семицветик. (Идет разбор средств музыкальной выразительности данного произведения: динамики, интонации, лада, характера).

У.: Очень хорошо, мы с вами разобрались, с помощью чего же Бургмюллер создает образ грозы.

Посмотрите, пожалуйста, на доску и скажите, все ли иллюстрации подходят для нашей музыки.

Д.: Все.

- Повторное слушание музыкального произведения.

У.: А теперь предлагаю вам создать классный оркестр. Сейчас я вам раздам музыкальные инструменты – ваша задача помочь не создать образ грозы и её затишья. Остальные ребята должны с места изобразить природу, например переживания деревьев.

Д.Б. Кабалевский «Карусель».

- продолжить знакомство с творчеством Д.Б. Кабалевского;

- воспитывать почтительное отношение к музыке русских композиторов;

- формировать исполнительскую культуру учащихся.

- метод размышления о музыке;

-проблемный метод;

- словесный метод;

- ролевое отождествление с образом музыкального произведения.

Б) Вокально-хоровая работа.

(15 минут).

- Вступительное слово учителя.

У.: Сегодня мы с вами познакомимся с еще одним произведением Дмитрия Борисовича Кабалевского, которое называется «Карусель».

- Исполнение песни учителем.

Послушайте, пожалуйста, мое исполнение, а затем мы с вами разучим её.

- Беседа о песне.

У.: Понравилась вам песня, ребята?

Д.: Да, очень

У.: Скажите, а какое настроение она передает?

Д.: Радостное, игривое, веселое.

У.: Ребята, а эта музыка что-нибудь изображает?

Д.: Да, она изображает движение карусели.

У.: Правильно, а кто мне скажет, с помощью каких музыкальных красок композитор достигает этот эффект?

Д.: Мелодия яркая, радостная, быстрая.

У.: Ну что же, разучим эту песню.

- Разучивание песни.

Учить будем по фразам. Послушайте первую.

(Исполнение).

У.: Давайте все вместе повторим слова этой фразы.

У.: Хорошо, запомнили?

Д.: Да!

У.: Тогда попробуем исполнить её вместе со мной. (Таким образом разучиваются все фразы).

У.: Ребята, это же у нас карусель, правда? Все катались на карусели? Тогда вы прекрасно знаете, что она постепенно набирает скорость и движется все быстрее и быстрее. Давайте изобразим это в своем пении.

- Концертное исполнение песни.

У.: Молодцы, вы прекрасно исполнили песню и передали её настроение!

- сделать выводы по уроку.

- метод обобщения;

-постановка заданий на усвоение знаний о музыке.

4. Итоги урока. (3 минут).

У.: Умницы! Какую тему мы сегодня с вами рассматривали?

Д.: Пусть рисует музыка.

У.: С какими произведениями мы сегодня познакомились?

Д.: «Гроза» и «Карусель».

У.: Хорошо. А кто авторы этих произведений?

Д.: Немецкий композитор Бургмюллер и Кабалевский.

У.: С помощью каких музыкальных красок композитор может изобразить тот или иной образ?

Д.: С помощью динамики, интонации, характера.

У.: Значит, царица «Музыка» может рисовать?

Я думаю, произведения, с которыми мы с вами сегодня познакомились, вдохновили вас на творчество. Дома я предлагаю вам создать картину на одно из прослушанных произведений.

У.: Ребята, вы все молодцы, все были очень активны, спасибо вам большое!

Приложение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Загадки «Музыкальные инструменты» по музыке 3 класс, по прогамме «Музыка (для четырёхлетней начальной школы)» авторов Л.В.Школяр и В.О. Усачёва издательство « БАЛАСС» 2011 года издания.

Работа построена на презентации музыкальных инструсентов,в основе лежит презентация Автора: Сорвачёва Оксана Федоровна Место работы: КГУ "Школа-гимназия №10", г.Усть-Каменогорск, я ее дополнила м...

Урок музыки. 2 класс.Что изображает музыка.

Урок по учебникам В.О.Усачёвой ,Л.В.Школяр,УМК "Школа 2100"....

Технологическая карта к уроку музыки 3 класс, по теме "Музыка утра"

Уважаемые коллеги!Надеюсь, что моя технологическая карта к уроку музыки в 3 классе, по теме "Музыка утра",поможет Вам, при составлении Ваших технологических карт....

План конспект урока музыки 1 класс "Мелодия - душа музыки"

План конспект урока музыки 1 класс "Мелодия - душа музыки"...

РИСУЕМ МУЗЫКУ 3 класс

Ты слышишь музыку в любом движенье дня.Она бежит навстречу лёгкими шагамиИли  течёт, тихонечко звеня,Перекликаясь с небом голосами.Ты слышишь музыку в гудении осыИ в шорохе опавшего листочка.Пуст...

РИСУЕМ МУЗЫКУ 4 класс

Мелодия весёлая приснилась как-то раз,Запел её, поверьте мне, не открывая глаз;Потом играл на скрипочке, на гуслях подбирал,В тетрадке по сольфеджио все ноты записал.Сыграть свою мелодию я взял аккорд...

Конспект урока музыка 2 класс "Что выражает музыка?"

Тема урока. «Что выражает музыка?»Цель. Создать условия, для того, чтобы  учащиеся почувствовали в произведение которое они исполняют, различные настроения и чувства....