Комбинированный урок русского языка (родного) и ОРКСЭ «Бесценный дар слова»
план-конспект урока (4 класс)

Тема урока:  «Бесценный дар слова»

                                                                                                              

Цель: развивать интерес к языку как учебному предмету; формировать у обучающихся любовь к великому русскому языку; показать значение, роль и свойства слова, объяснить необходимость бережного обращения со словом, дать рекомендации правильного употребления слов.

 

 

Планируемые результаты:

Личностные  

развитие у обучающихся:

уважения и ценностного отношения к своей Родине – России; понимания своей этнокультурной и общенациональной (российской) принадлежности, сопричастности настоящему и будущему своей страны и родного края о нравственно-этических нормах поведения и межличностных отношений; предпочтений в ситуациях выбора в пользу нравственно-этических норм; позитивного опыта соблюдения правил повседневного этикета; проявления доброжелательности, толерантности, неприятия любых форм поведения, направленного на причинение морального вреда другим людям Метапредметные

 познавательные УУД

использовать наблюдения для получения информации об особенностях слова;

формулировать выводы по результатам проведенного исследования;

осознанно использовать базовые межпредметные понятия и термины, отражающие связи и отношения между объектами, явлениями, процессами окружающего мира

 УУД в работе с информацией

выбирать источник для получения информации (учебник, словарь, справочник);

анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей;

регулятивные УУД

понимать учебную задачу, сохранять ее в процессе учебной деятельности;

контролировать и оценивать результаты и процесс деятельности;

коммуникативные УУД

осуществлять смысловое чтение определять главную мысль, назначение текста участвовать в диалоге, соблюдать правила ведения диалога (слушать собеседника, признавать возможность существования разных точек зрения, корректно и аргументировано высказывать свое мнение);

осознанно строить в соответствии с поставленной задачей речевое высказывание

УУД совместной деятельности

 понимать и принимать цель совместной деятельности; обсуждать и согласовывать способы достижения общего результата;

осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, оценивать свой вклад в общее дело;

Предметные

Осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа;

сформированность понимания роли языка как основного средства человеческого общения.

сформированность первоначальных научных представлений

об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи. Выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения; определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря;

осознавать язык как одну из главных духовно-нравственных ценностей народа;

понимать необходимость овладения родным языком; проявлять познавательный интерес к родному языку и желание его изучать;

формирование первоначальных представлений о традиционных религиях Российской Федерации;

называть священные книги традиционных религий;

проявлять негативное отношение к любым случаям оскорбления человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_bestsennyy_dar_slova.docx30.35 КБ

Предварительный просмотр:

   Тема урока:  «Бесценный дар слова»

                                                                                                              

Цель: развивать интерес к языку как учебному предмету; формировать у обучающихся любовь к великому русскому языку; показать значение, роль и свойства слова, объяснить необходимость бережного обращения со словом, дать рекомендации правильного употребления слов.

 1. Мотивация к учебной деятельности

Есть слова словно раны

 Слова, словно труд,

с ними в плен не сдаются 

и в плен не берут.

 Словом можно убить,

 Словом можно спасти

 Словом можно полки за собой повести…

                                      Вадим Шефнер

Война смерть боль

любовь семья дружба

Клевета предательство ложь

Вера помощь милосердие

- О чём говорится в стихотворении Вадима Шефнера?

Так какое же слово чаще всего повторяется в этом стихотворении?

Слово

- Попробуйте сформулировать тему занятия. (Предположения детей)

-Правильно, ребята, сегодня мы поговорим о слове. (табличка вывешивается на доску)

-А что значит «слова словно раны», «слова словно труд».  Давайте разберемся.

Перед вами маршрутный лист. Слева написано данное стихотворение справа слова. Соотнесите каждую строчку стихотворения со словами.

2.Вызов

(Когда дошли до строк «Словом можно полки за собой повести» показываю 2 видеофрагмента)

Фрагмент 1 и фрагмент 2

Какими же словами вели за собой полки? Какие слова мы должны добавить в нашу карточку?

Ребята, вы просмотрели два видеофрагмента, скажите, пожалуйста, на каком  уроке, мы можем использовать 1 фрагмент, а 2?

 

Вот так и мы попытаемся разобраться, что такое слово с точки зрения русского языка (с научной точки зрения) и с точки зрения православия.

3. Обсуждение

Мы будем заниматься исследовательской работой. И объектом нашего исследования будет слово.

Значение слов в нашей жизни очень велико. Из слов состоит наша речь, посредством которой мы общаемся друг с другом. Словами в книгах описываются все мысли и знания, накопленные человечеством.

Поговорим и порассуждаем сегодня о том, что такое слово действительно ли обладает слово силой и как слово влияет на человека?

        - Что же такое СЛОВО? Давайте заглянем в словари.

- В толковом словаре С.И.Ожегова говорится: «Слово – это единица языка, служащая для наименования понятий, лиц, действий, состояний, отношений, оценок».

Исходя из этого определения, назовите 1 функцию слова?

СЛОВО

единица речи

наименование

Ребята, закройте глаза и произнесите слова «мама», «небо», «лес».

Когда вы произносили эти слова, у вас голове возникали какие-то картинки или можно сказать, у вас возникал некий ОБРАЗ слова (табличка вывешивается на доску). 

СЛОВО- ОБРАЗ

Ушаков Д.Н.

Единица речи, представляющая собою звуковое выражение отдельного предмета мысли.

Значит слово состоит из ….. (звуков)

А если мы его запишем?   (из букв)

СЛОВО

единица речи

наименование

состоит из звуков, букв

СЛОВО — одна из основных единиц языка, служащая для наименования предметов, лиц, процессов, свойств. В языкознании слово рассматривается с точки зрения звукового состава; лексического значения; морфологического строения; словообразовательного характера, роли в предложении.

Большой энциклопедический словарь

Читаем, записываем

СЛОВО

единица речи

наименование

состоит из звуков, букв

лексическое значение

морфологические признаки

словообразование

синтаксическая роль

- Многие великие люди задумывались над силой слова. 

- О силе русского языка, о силе слова говорили классики нашей литературы

Л.Н.Толстой «Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же служить вражде и ненависти.»

М.Ладур. «Слово! Великое русское слово. Как много в нем оттенков, как много красок и глубины! Просто необходимо, чтобы это наше богатство русских «цветных слов» оберегали умные и чуткие люди».

                                                                                                         

А теперь давайте посмотрим на слово с точки зрения православия.

- «Слово, которым владеет человек, есть особый неоценимый дар Божий» - писал в своих проповедях схимонах Иоанн Маслов.

Мы с вами и есть русский народ, которому был дан как дар удивительный язык.

Мы должны бережно отноститься к каждому слову, должны уметь грамотно говорить и писать.

Давайте откроем Новый завет, одну из книг Библии.

Слово – величайшее орудие Бога. Словом Бог сотворил все: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него нАчало быть." (Ин. 1, 1-5) Слово стало благодатным даром Божиим для человека и главнейшим его отличием от прочих живых существ. Изначально, этим даром человек призван был прославлять величие своего Творца.

Что такое слово разобрались, теперь давайте выясним действительно ли слово обладает силой и как слово влияет на человека?

- Оказывается, некоторые слова могут не только повлиять на настроение человека, но и стать опасными для его здоровья. Прочитайте, какие исследования проводили учёные

Дети читают.

1. Слова и звуки могут оказывать сильнейшее влияние на человеческое сознание и организм в целом, они обладают как творящей, так и разрушительной энергией.

Доказательство этому – исследования учёного Ивана Белявского. Он в течение многих лет наблюдал за двумя группами людей. Одна использовала в своей речи скверные слова, другая принципиально не ругалась матом.

Наблюдения показали, что у любителей сквернословить развились различные хронические заболевания. У людей, не использовавших бранную речь, состояние организма было на 5-10  лет моложе их официального возраста.

2. Учёный объяснил этот факт тем, что каждое произнесённое или услышанное человеком слово несёт в себе определённый энергетический заряд, который напрямую воздействует на здоровье и наследственность людей.

В ходе наблюдений выяснилось, что люди, которые слышали и употребляли слова «вера», «доброта», «любовь», выздоравливали на 5–7 дней раньше, чем пациенты, просто принимавшие лекарства!

Как вы думаете на что влияет произнесенное нами слово? 

(Ответы детей ) вывешиваю слово здоровье.

СЛОВО- ОБРАЗ-ЗДОРОВЬЕ

Слова действуют не только на всё живое, но также и на предметы неживой природы, например, воду.

Так, японский исследователь доктор Масару Эмото исследовал, какое влияние оказывают слова на воду.

Видео про  Эмото Масару

(В своих экспериментах он писал слова на листочках бумаги и прикреплял их к пробиркам с водой, а после воздействия слов на воду замораживал её и фотографировал.

Почему именно вода была выбрана для эксперимента?

Дело в том, что вода – это самое емкое вещество на земле, самое восприимчивое к любой информации. Вода может быть носителем информации. Давайте рассмотрим опыты, которые проводил на воде и рисе японский ученый Масару Эмото.

Фотоснимки таких слов как «ангел», «любовь», «душа», «благодарю» – отличаются изысканным орнаментом. Кристаллы получились красивыми, гармоничными, симметричными. Противоположное влияние оказывают слова с негативной окраской – фразы типа «Я тебя убью», «Ты дурак». Застывшая вода имеет тусклый вид.)

Человек на 70% состоит из воды. Представьте, что происходит с нами, когда мы говорим друг другу плохие слова. А представьте, что мы испытываем, когда слова хорошие.

- Как вы считаете, какое следующее слово продолжит цепочку:

слово – образ – здоровье – …. Ответить на этот вопрос вам поможет одна притча (читает учитель)

«Однажды Мастер рассказывал о великой силе Живого Слова. Сотни учеников внимательно слушали его. И каждый из них хотел владеть этой необычайной силой.

Но не каждый верил Мастеру. Кто-то из задних рядов неожиданно выкрикнул:

Ты говоришь чепуху! Разве станешь святым оттого, что все время твердишь: «Бог, Бог, Бог»? Разве станешь грешником оттого, что без конца повторяешь: «Грех, Грех, Грех»? Ерунда эта твоя сила Живого Слова!

Сядь на место, глупец! - отрезал Мастер.

Человека охватила ярость, его назвали глупцом среди сотен учеников! Это слышал каждый! Он стал браниться еще больше, оскорблять Мастера. Гнев совершенно затмил его разум. Мастер выслушал его. А затем с видом раскаяния сказал:

- Прости меня... я погорячился. Искренне прошу прощения. Мне не стоило оскорблять тебя.

Ученик тут же успокоился.

- Вот всем вам и ответ, – подытожил Мастер. – От одного слова человек пришел в ярость, от другого – успокоился».

- Попробуйте ответить на вопрос. (Предположения детей, затем вывешивается табличка со словом «ПОВЕДЕНИЕ»)

СЛОВО- ОБРАЗ-ЗДОРОВЬЕ-ПОВЕДЕНИЕ

Почему мы обращаемся к притчам?

-Они позволяют прийти к определённым выводу.

Это не случайно, ведь в притчах хранится глубокая мудрость, накопленная веками.

Для того чтобы определить последнее слово в нашей цепочке, посмотрите, еще одну видеопритчу, которую создали ребята из Студии анимации, которая работает при Свято-Никольском соборе г. Льгова.

 (Мультфильм)

Жил-был один очень вспыльчивый молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.

В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться.

Наконец пришёл день, когда он научился себя сдерживать и рассказал об этом своему отцу. Отец сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.

Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:

- Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде.)

 Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и  дыры на столбе. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься – шрам останется …».)

- Закончите мысль. (…на всю жизнь) (Табличка ЖИЗНЬ)

5. Вывод

СЛОВО- ОБРАЗ-ЗДОРОВЬЕ-ПОВЕДЕНИЕ-ЖИЗНЬ

-Как вы думаете, могут ли слова оказать влияние на нашу жизнь в целом?

 Искусство повседневного пользования словом – это искусство жить.

СЛОВО- ОБРАЗ-ЗДОРОВЬЕ-ПОВЕДЕНИЕ-ЖИЗНЬ

Сегодня мы работали с вами исследовали слово.

Ребята, мы с вами сегодня плодотворно поработали, вы молодцы. Итак, слово – это бесценный дар, к которому мы должны бережно относиться. Нужно всегда думать о том, что мы говорим!

Домашнее задание: Попробуйте составить правила: мальчики – для говорящего

девочки –для слушающего

СЛОВО О СЛОВАХ (читается на фоне музыки)

 

Когда  ты хочешь молвить слово.

Мой друг, послушай, не спеши.

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

 

Оно то жаворонком вьется,

То медью траурной поет,

Покуда слово сам не взвесишь,

Не выпускай его в полет.

 

Им можно радости прибавить,

И радость людям отравить,

Им можно лед зимой расплавить,

И камни в крошку раздолбить.

 

Оно одарит и ограбит

Пусть ненароком, пусть шутя.

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.

                        

Владимир Солоухин

Слово - это дар Божий.

В завершение урока мне хочется прочитать слова святителя Игнатия Брянчанинова

"Дары Божии надо содержать в чистоте ",


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2-м классе "Родственные слова и формы слова".

Разработка урока по русскому языку по УМК "Перспективная начальная школа": Родственные слова и формы слова....

Технологическая карта к уроку русского языка во 2 классе по теме: «Слова с безударными гласными в корне слова» (по системе Л.В. Занкова) Тип урока: закрепление новых знаний

Технологическая карта урока русского языка во 2 классеТема урокаСлова с безударными гласными в корне словаТип уроказакрепление новых знаний;      ЦельНаучить школьников ...

Презентация и конспект комбинированного урока русского языка и ОБЖ по правилам дорожного движения

Комбинированный  урок  проведенный  совместно   с   сотрудником  УГИБДД ,  с  использованием  презентации ....

Конспект комбинированного урока русского языка в 1 и 3 классах

3 класс         Тема: Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова.                       ...

Технологическая карта к комбинированному уроку русского языка 2 класс "Дорога к мудрецам"

Эта технологическая карта урока русского языка, на котором  "мудрецы" Ломоносов , Ибн Сина, Аристотель помогают ребятам понять  тему  "Синонимы и антонимы". Мудрецы готовятся  зара...