Читательская деятельность младшего школьника как механизм духовно-нравственного развития личности
статья

Адамбаева Людмила Анатольевна

В МБОУ «Школа № 5» к организации читательской деятельности младших школьников учителя подходят творчески. Выбор методов и приемов обоснован особенностями детей. О циклах творческих мероприятий, которые проходят в рамках  реализации Областной акции тотального чтения «День чтения» и пойдет далее речь. Цель этого глобального мероприятия в рамках нашего региона - поддержка и развитие чтения в Свердловской области, а главная идея акции – на примере взрослых, авторитетных, известных людей показать детям, подросткам и молодежи важность чтения в формировании успешной творческой личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adambaeva_l.a._belavinskie_chteniya.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Адамбаева Людмила Анатольевна,

Муниципальное  бюджетное  общеобразовательное учреждение Муниципального образования город Ирбит

 «Основная общеобразовательная школа  № 5»

учитель начальных классов

высшая квалификационная категория

Читательская деятельность младшего школьника

как механизм духовно-нравственного развития личности

Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные.

Жизнь сделает остальное.

Достоевский Ф. М.

Современный мир - это мир противоречий. С одной стороны - дети стали меньше читать, читать, как это принято традицией русской культуры. С другой стороны - дети стали в большом объеме воспринимать информацию, которую нужно, как и читаемую, осознать, переработать, закрепить и применить в жизни. Такую деятельность и сто лет назад, и сегодня русская культура относила и относит к читательской.

Читательская деятельность в современном мире органично включена в жизнедеятельность любого человека, так как является одной из важнейших форм социализации личности, средством умственного труда, познания, общения, духовного развития и главным ресурсом современной цивилизации при работе с информацией в любом формате.

В МБОУ «Школа № 5» к организации читательской деятельности младших школьников учителя подходят творчески. Выбор методов и приемов обоснован особенностями детей. О циклах творческих мероприятий, которые проходят в рамках  реализации Областной акции тотального чтения «День чтения» и пойдет далее речь. Цель этого глобального мероприятия в рамках нашего региона - поддержка и развитие чтения в Свердловской области, а главная идея акции – на примере взрослых, авторитетных, известных людей показать детям, подросткам и молодежи важность чтения в формировании успешной творческой личности.

Детский и учительский коллектив участвуют в данной акции с 2017 года. Проблема формирования читательской, а значит, и информационной компетенции обучающихся  прошла «перезагрузку» в сознании наших педагогов. Опыт реализации Федерального государственного образовательного стандарта и требования динамичного общества позволили сделать вывод о том, что основополагающим при формировании и развитии читательской компетенции в современном образовании является «восприятие-понимание-интерпретация» читаемого и воспринятого, то есть деятельность, читательская деятельность.

Каждый год в день реализации акции в школе проходят настоящие праздники «Читательского марафона», активным участником, организатором и координатором которых я являюсь. В 2017 году тематика акции была посвящена Году экологии. Во время уроков и на занятиях внеурочной деятельности, к которой были привлечены студенты Гуманитарного колледжа,   на   примерах    произведений  о природе  В. Бианки,   В. Драгунского,     К. Ушинского младшие школьники обращались к знакомым произведениям, их героям,  проблемам экологии средством авторского слова.  А на переменах ребят встречала мадам Книголюбова и её помощницы - учителя, которые проводили увлекательные мероприятия: «Скамейка Потеряшек», «По страницам прочитанных книг», «Создай книжку-малышку». Привлекательность в получении такого читательского опыта детьми опирается на творческий подход педагогов школы  к популяризации чтения. Л.Н. Толстой тоже  считал, что чтение, а, значит, и читательскую деятельность ребенка необходимо связывать с пробуждением творческих сил и развитием его познавательной деятельности. Произведения русских писателей, их акценты на принципы природосообразности способствовали  восприятию-пониманию-интерпретации информации младшими школьниками в рамках русского отношения к природе, к русской земле.

В 2018 году Областная акция прошла под девизом «Читаем классику!» и была посвящена русской и зарубежной классической литературе. Образовательные встречи с ирбитскими писателями и поэтами, Лидией Ивановной Шевчук и Аленой Анатольевной Зверевой украсили данное мероприятие. Поэтессы рассказали о своем творчестве, декламировали свои произведения, призывали и привлекали ребят  к активному чтению. Ребята «утонули» в эмоциональности Лидии Ивановны. Большое удовольствие от общения получили не только младшие школьники, но и учителя! Алёна Анатольевна дополнила свое выступление мастер-классом по стихосложению. Ребята поняли, что сочинять, творить - это сложная работа, которая требует проявления усидчивости, терпения, грамотности, целеустремленности, вдохновения и многих качеств, которые человеку необходимо в себе развивать.

А наши партнеры, студенты Ирбитского гуманитарного колледжа под руководством куратора Ольги Владимировны Щербаковой, вовлекали детей в интерактивные мероприятия, которые способствовали развитию у младших школьников интереса к чтению через знакомство с произведениями Л.Н. Толстого, В.П. Крапивина, Ш. Перро, В. Сутеева, расширению кругозора и источников жизненного опыта. И вновь творческая деятельность на переменах - разукрашивание сюжетных линий известных произведений, сбор пазлов по содержанию знакомого литературного творчества,  наполнение  «волшебных книг» своими знаниями. Очень значимую информацию малыши воспринимали в разных форматах, что позволяло воспринимать-понимать-интерпретировать информацию с интересом и любознательностью. Именно К.Д. Ушинский отводил важную роль читательской деятельности в процессе формирования и духовно-нравственного развития личности ребенка.

В 2019 году Областная акция тотального чтения «День чтения»  была посвящена семейному чтению. Данное направление абсолютно оправдано идейными вдохновителями масштабного мероприятия, ведь только читающие родители могут привить любовь к книге, к слову, к прекрасному. Основным отличием этого года в нашей школе стало расширение образовательного и познавательного пространства, привлечение специалистов библиотечной системы города к реализации акции, активное вовлечение родителей (законных представителей), преобразование дня акции в читательскую неделю. В процессе подготовки к реализации Дня чтения была организована предварительная работа с семьями  обучающихся и классными коллективами, которая позволила получить результат и эффект. А именно, прошел Фестиваль рисунков «Семья читает - никто не скучает», были представлены «Читательские деревья класса»,  в каждом коллективе определились  чемпионы «Лиги глотателей текста». Возможно, для некоторых семей и детей данные мероприятия и их результаты пройдут мимо, но мы, учителя уверены, что многие читательскую деятельность в разном формате сделают традицией своих семей.

В рамках образовательных встреч, основной упор был сделан на партнерское взаимодействие с библиотеками города. В свое время А.И. Герцен считал, что воспитание подрастающего поколения невозможно без привлечения книжных богатств. Такие «богатства» собраны в библиотеках нашего города, а их хранителями являются специалисты книжных храмов. Федосеева Алла Гомеровна, заведующая отделом Центральной детской библиотеки и Докучаева Елена Петровна, ведущий библиотекарь, провели литературную викторину по произведениям русских и российских авторов, олицетворяющим семью как очаг, единение близких людей, пример  друг для друга, прочный и дружный союз взрослых и детей.  Специалист  Общедоступной универсальной библиотеки Смирнова Анастасия Олеговна в процессе проведения мероприятия нацеливала младших школьников на пропаганду чтения книг таких авторов как Сергей Козлов и Туве Янссон.

Студенты Ирбитского гуманитарного колледжа в этом году занятия внеурочной деятельности ориентировали на расширение познания детей творчества Павла Бажова. Понимание и присвоение такой ценности как  «малая родина» необходимо проводить через творчество замечательного сказочника, ведь в нем собрана вся кладезь уральского быта и традиций.

Интерактивные уроки и познавательные игры на переменах, которые с удовольствием проводят педагоги нашей школы, способствуют формированию и развитию  у детей не только интереса к чтению через продуктивность и практичность, активную читательскую деятельность, но  и ориентируют на ценностное воспитание в духе русской культуры и традиций.

Современный мир - это мир противоречий. Именно эти противоречия заставляют педагогов через эффективные методы и приемы профессиональной деятельности, в том числе и читательскую деятельность, отстаивать в сознании наших детей способность жить и переживать, любить и почитать, верить и доверять, долженствовать и служить, заботиться и помогать. «Восприятие-понимание-интерпретация» социально значимой информации детьми  сегодня - самый мощный механизм поддержания и преумножения духовной культуры русского народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса.  В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...

Инновационная деятельность учителя начальных классов. Духовно-нравственное воспитание младших школьников на занятиях по внеурочной деятельности

В сообщении содержится тезис о важности духовно-нравственного воспитания  и развития патриотизма с младшего школьного возраста....

«Духовно – нравственное направление развитие личности как одно из важнейших условий реализации Программы «Воспитательной компоненты»

«Духовно – нравственное направление развитие личности как одно из важнейших условий реализации  Программы «Воспитательной компоненты»...

Статья по чтению по теме: Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса.  В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению развития личности: «Я- Петербуржец» («Город на Неве – наш дом»)

Рабочая программа курса  внеурочной деятельности по  духовно-нравственному направлению развития личности: «Я- Петербуржец»(«Город на Неве – наш дом»)...

Программа внеурочной деятельности "Академия добра". Духовно - нравственное направление развития личности

Рабочая программа внеурочной деятельности «Академия добра» позволяет расширить и обогатить содержание предметной области  «Окружающий мир» за счет межпредметной интеграции социогуманитарного комп...

О деятельности классного руководителя по духовно-нравственному развитию и социализации школьника. Опыт, находки, проблемы.

Из опыта работы по духовно-нравственному развитию и социализации школьника, направленую на формирование всех УУД, которая реализуется в системе в урочной и внеурочной деятельности....