О деятельности классного руководителя по духовно-нравственному развитию и социализации школьника. Опыт, находки, проблемы.
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Из опыта работы по духовно-нравственному развитию и социализации школьника, направленую на формирование всех УУД, которая реализуется в системе в урочной и внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar.docx | 18.92 КБ |
duhovno-nravstvennoe_razvitie_i_sotsializatsiya.docx | 18.92 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Сибирская СОШ №1» Кокорич М.Л., учитель начальных классов
О деятельности классного руководителя по духовно-нравственному развитию и социализации школьника. Опыт, находки, проблемы.
Тема духовно-нравственного развития и социализации детей является одной из ключевых для современного общества. Поскольку в настоящее время отсутствуют чёткие положительные жизненные ориентиры для молодого поколения.
Перед семьёй, школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника.
Под духовно-нравственным развитием следует понимать процесс формирования нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды для развития обучающихся.
Социализация – это процесс получения ребёнком навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. Согласно Н. Д. Никандрову и С. Н. Гаврову, «социализация предполагает многосторонние и часто разнонаправленные влияния жизни, в результате которых человек усваивает „правила игры“, принятые в данном обществе, социально одобряемые нормы, ценности, модели поведения».
Таким образом, понятия «социализация» и «духовно-нравственное развитие» неразрывно связаны между собой.
Первоначально социализация ребенка происходит в семье, а уже потом в обществе. Поэтому первоклассники к нам приходят уже с определенным «багажом» навыков, понятий, моделей поведения. И не всегда данный «багаж» соответствует социально одобряемым нормам. Мы, педагоги, стараемся с первых дней создать для школьников среду для формирования их духовно-нравственного развития в процессе социализации.
Такая среда включает в себя урочную, внеурочную деятельность обучающихся, реализуемую в совместной деятельности школы, семьи и социальных партнеров. Воспитательная программа является неотъемлемой частью работы каждого педагога. В 4 «а» классе реализуется авторская программа Г.А. Бенько «Дарить тепло», духовно-нравственное направление (Перепелицына М.В.), в 4 «б» классе – Е.А. Коба, Н.Ф. Юнгблюд «В мире добра», духовно-нравственное направление (Кокорич М.Л.).
Поскольку Стандарт направлен на достижение планируемых результатов – формирование УУД у школьников, то всю учебно-воспитательную работу выстраиваем в соответствии с современными требованиями.
Планируемые результаты включают:
Личностные УУД
У ученика будут сформированы:
- готовность и способность к саморазвитию;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
Ученик получит возможность для формирования:
- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
- эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживание им.
Регулятивные УУД
Ученик научится:
- применять установленные правила в планировании способа решения;
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
Ученик получит возможность научиться:
- определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата;
- составлять план и последовательность действий;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Познавательные УУД
Ученик научится:
- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- использовать общие приёмы решения задач;
- осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);
- передавать информацию (устным, письменным, цифровым способами);
- проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию по заданным критериям.
Ученик получит возможность научиться:
- произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;
- устанавливать аналогии, причинно-следственные связи.
Коммуникативные УУД
Ученик научится:
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- вести устный и письменный диалог;
- слушать собеседника.
Ученик получит возможность научиться:
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия
- аргументировать свою позицию в совместной деятельности;
- разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников.
Деятельность по духовно-нравственному развитию и социализации школьника направлена на формирование всех УУД и в системе реализуется в урочной и внеурочной деятельности.
Урочная деятельность: дидактические игры, проблемные задачи, творческие задания, учебные проекты, организация отдыха на перемене.
Внеурочная деятельность: классные часы, внеклассные мероприятия, телекоммуникационные проекты, конкурсы, олимпиады, НПК школьников, общешкольные мероприятия, сотрудничество с «Сибирским РДК», «ЦБС Омского района», школьной библиотекой.
По итогам года были проведены диагностики «Уровень воспитанности учащихся» (по Капустину Н. П.), «Удовлетворенность учащихся школьной жизнью» (А.А. Андреев). Уровень воспитанности учащихся 4 «а» класса высокий – 4,5; учащихся 4 «б» класса – хороший – 4,4. Удовлетворенность учащихся школьной жизнью высокая: в 4 «а» классе – 3,1; в 4 «б» классе – 3,4.
Организованная таким образом деятельность учащихся позволяет классному руководителю достигать планируемых результатов по развитию нравственных качеств школьников и их социализации.
Предварительный просмотр:
МБОУ «Сибирская СОШ №1» Кокорич М.Л., учитель начальных классов
О деятельности классного руководителя по духовно-нравственному развитию и социализации школьника. Опыт, находки, проблемы.
Тема духовно-нравственного развития и социализации детей является одной из ключевых для современного общества. Поскольку в настоящее время отсутствуют чёткие положительные жизненные ориентиры для молодого поколения.
Перед семьёй, школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника.
Под духовно-нравственным развитием следует понимать процесс формирования нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды для развития обучающихся.
Социализация – это процесс получения ребёнком навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. Согласно Н. Д. Никандрову и С. Н. Гаврову, «социализация предполагает многосторонние и часто разнонаправленные влияния жизни, в результате которых человек усваивает „правила игры“, принятые в данном обществе, социально одобряемые нормы, ценности, модели поведения».
Таким образом, понятия «социализация» и «духовно-нравственное развитие» неразрывно связаны между собой.
Первоначально социализация ребенка происходит в семье, а уже потом в обществе. Поэтому первоклассники к нам приходят уже с определенным «багажом» навыков, понятий, моделей поведения. И не всегда данный «багаж» соответствует социально одобряемым нормам. Мы, педагоги, стараемся с первых дней создать для школьников среду для формирования их духовно-нравственного развития в процессе социализации.
Такая среда включает в себя урочную, внеурочную деятельность обучающихся, реализуемую в совместной деятельности школы, семьи и социальных партнеров. Воспитательная программа является неотъемлемой частью работы каждого педагога. В 4 «а» классе реализуется авторская программа Г.А. Бенько «Дарить тепло», духовно-нравственное направление (Перепелицына М.В.), в 4 «б» классе – Е.А. Коба, Н.Ф. Юнгблюд «В мире добра», духовно-нравственное направление (Кокорич М.Л.).
Поскольку Стандарт направлен на достижение планируемых результатов – формирование УУД у школьников, то всю учебно-воспитательную работу выстраиваем в соответствии с современными требованиями.
Планируемые результаты включают:
Личностные УУД
У ученика будут сформированы:
- готовность и способность к саморазвитию;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
Ученик получит возможность для формирования:
- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
- эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживание им.
Регулятивные УУД
Ученик научится:
- применять установленные правила в планировании способа решения;
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
Ученик получит возможность научиться:
- определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата;
- составлять план и последовательность действий;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Познавательные УУД
Ученик научится:
- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- использовать общие приёмы решения задач;
- осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);
- передавать информацию (устным, письменным, цифровым способами);
- проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию по заданным критериям.
Ученик получит возможность научиться:
- произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;
- устанавливать аналогии, причинно-следственные связи.
Коммуникативные УУД
Ученик научится:
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- вести устный и письменный диалог;
- слушать собеседника.
Ученик получит возможность научиться:
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия
- аргументировать свою позицию в совместной деятельности;
- разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников.
Деятельность по духовно-нравственному развитию и социализации школьника направлена на формирование всех УУД и в системе реализуется в урочной и внеурочной деятельности.
Урочная деятельность: дидактические игры, проблемные задачи, творческие задания, учебные проекты, организация отдыха на перемене.
Внеурочная деятельность: классные часы, внеклассные мероприятия, телекоммуникационные проекты, конкурсы, олимпиады, НПК школьников, общешкольные мероприятия, сотрудничество с «Сибирским РДК», «ЦБС Омского района», школьной библиотекой.
По итогам года были проведены диагностики «Уровень воспитанности учащихся» (по Капустину Н. П.), «Удовлетворенность учащихся школьной жизнью» (А.А. Андреев). Уровень воспитанности учащихся 4 «а» класса высокий – 4,5; учащихся 4 «б» класса – хороший – 4,4. Удовлетворенность учащихся школьной жизнью высокая: в 4 «а» классе – 3,1; в 4 «б» классе – 3,4.
Организованная таким образом деятельность учащихся позволяет классному руководителю достигать планируемых результатов по развитию нравственных качеств школьников и их социализации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа работы классного руководителя по духовно-нравственному воспитанию младших школьников
Программа «Вместе весело шагать» - это поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и новых решений в воспитании у детей духовности и нравственности. Содержа...
Методические разработки по теме «Формы деятельности классного руководителя по духовно-нравственному воспитанию»
В начальной школе учащиеся наиболее активны как в учебной деятельности, так и во внеурочной. Им хочется активно участвовать во всех мероприятиях, которые пре...
Обобщение опыта классного руководителя по духовно-нравственному воспитанию личности
В работе представлено обобщение опыта классного руководителя по духовно-нравственному воспитанию личности...
Работа классного руководителя по духовно-нравственному воспитанию младших школьников
В данной работе представлен опыт работы по формированию гражданской позиции детей младшего школьного возраста....
Роль классного руководителя в духовно-нравственном развитии личности школьника в современной школе
Выступление на педсовете....
Обобщение опыта классного руководителя по духовно-нравственному воспитанию личности
Обобщение опыта классного руководителя по духовно-нравственному воспитанию личности...