Индивидуализация обучения младших школьников на основе ИКТ
учебно-методический материал (3 класс)
В настоящее время российская начальная школа переживает новый качественный этап в своём развитии. Он связан с кардинальным изменением приоритетов начального образования: на первый план всё отчётливей выдвигается становление личности младшего школьника, формирование общих способностей в соответствии с его индивидуальными способностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korshunova_n.n._-_statya.docx | 22.08 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 330
Н.Н. Коршунова,
учитель начальных классов
МБОУ «СШ №8 г. Ельца»
Г. Елец, Российская Федерация
E-mail korshun1954@rambler.ru
Индивидуализация обучения младших школьников на основе ИКТ
Аннотация
В настоящее время российская начальная школа переживает новый качественный этап в своём развитии. Он связан с кардинальным изменением приоритетов начального образования: на первый план всё отчётливей выдвигается становление личности младшего школьника, формирование общих способностей в соответствии с его индивидуальными способностями.
Ключевые слова: информационные технологии, индивидуализация, проблемы, педагог.
Нет учеников плохих и хороших, они – разные. Каждый неповторим! Индивидуализация обучения вызвана тем, что уровень подготовки и способности к учению не у всех школьников одинаков. [1] У части из них недостаточно развиты психические процессы, вследствие чего дети начинают отставать в учёбе. В то же время сильные ученики нуждаются как минимум в обеспечении оптимального темпа продвижения в содержании изучаемого предмета и объёма учебной нагрузки. Поэтому задача достижения максимально высокой успеваемости каждым учеником может быть решена только на основе изучения индивидуальных особенностей обучающихся при дифференцированном подходе. [3,48 с.]
Важным элементом формирования УУД обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность, являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Именно информационные технологии, являясь универсальными средствами обучения, позволяют не только формировать у учащихся знания, умения и навыки, но и развивать личность ребёнка, удовлетворять его познавательные интересы.
Главным здесь является создание методической системы, дидактических разработок, которые позволили бы каждому учителю строить свою деятельность с использованием современных информационных технологий Интернет. [3,51 с.] Работая на уроке с интерактивной доской, учитель может представлять информацию детям, используя все каналы восприятия: и зрение, и слух, и кинестетический канал. Тогда у каждого из учеников есть шанс усвоить хотя бы часть этих сообщений. Использование интерактивной доски на уроке позволяет рационально распределять рабочее время, повышает активность на уроке, увеличивает темп урока и делает обучение интересным творческим процессом. Учитель видит ответную реакцию учащихся, понимает, на каких моментах стоит остановиться дополнительно, корректирует занятие.
Даже такую сложную для малышей науку как математика, можно сделать более понятной с помощью медиауроков. В начальной школе много времени отводится решению задач. Здесь особенно нужна наглядность на всем протяжении обучения, как важное средство развития более сложных форм конкретного мышления и формирования математических понятий. Начиная с первого класса, ребята должны научиться понимать задачу, поэтому учителю приходится рисовать иллюстрации, чертежи и рисунки к задаче. Это отнимает драгоценные учебные минуты, да и учителю приходится долго готовиться, чтобы сделать рисунок. А здесь достаточно щелчка мышки.
Для окружающего мира презентация просто находка. Основная функция презентации - служить наглядным материалом. Картинки природы, животные, моря, океаны, природные зоны, круговорот воды, цепочки питания – всё можно отразить на слайдах. Во многих школах нет современных карт, да и купить их накладно. А здесь всё готовое. И проверить знания проще. Тесты, кроссворды, ребусы, шарады – это всё делает урок увлекательным, следовательно, запоминающимся.
Обычно ученики, медленнее своих товарищей усваивающие объяснения учителя, стесняются поднимать руку, задавать вопросы. Имея в качестве партнёра компьютер, они могут многократно повторять материал в удобном для себя темпе и контролировать степень его усвоения. Компьютер значительно расширяет возможности представления информации. Главная методическая проблема преподавания смещается от того, «как лучше рассказать материал», к тому, «как лучше показать». Применять компьютерные программы можно на любом этапе урока: при изучении нового материала, закреплении, при повторении, на обобщающих уроках. Основная задача учителя состоит в том, чтобы правильно организовать работу учащихся. [2,34 с.] ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами, стать как бы участником того или иного праздника, традиции. По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения. [2,37 с.] Следует, однако, помнить, что ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Компьютер - мощный инструмент в руках грамотного учителя, но никогда не сможет претендовать на место самого Учителя.
Список использованной литературы
1. Бондарь, Е.Н. ИКТ как средство дифференциации и индивидуализации в обучении младших школьников. [Информационный ресурс] / Е.Н. Бондарь // https://worldofteacher.com/9531-ikt-kak-sredstvo-differenciacii-i-individualizacii-v-obuchenii-mladshih-shkolnikov.html
2.Гуненкова, Е. В. Для чего на уроке компьютер? [Текст] / Е. В. Гуненкова // «Начальная школа плюс. До и После», №7, 2007. - № 7. — С. 34–37.
3.Кирсанов, А.А. Индивидуализация учебной деятельности. [Текст] / А.А. Кирсанов // «Советская педагогика», N 9,1985. - С. 48-51.
© Н.Н. Коршунова, 2018
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференциация и индивидуализация в обучении младших школьников
Индивидуализация обучения вызывается тем, уровень подготовки и развития способностей к учению не у всех школьников одинаков.Ученики одного и того же класса для выполнения одного и т...
Индивидуализация и дифференциация учебно-воспитательного процесса как условие успешности обучения младших школьников.
Перед педагогической общественностью стоит глобальная проблема современности - проблема экологии детства. Уже при поступлении в школу дети характеризуются различны...
Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников как основа реализации ФГОС
Методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения - системно-деятельностный подход....
Организация индивидуального подхода в обучении младших школьников на основе ИКТ
Актуальность данной темы заключается в заказе общества в творческой саморазвивающейся личности, способной реализовать свои индивидуальные личностные запросы, решать проблемы общества....
Создание условий индивидуализации обучения младших школьников с ОВЗ, имеющих задержку психического развития.
Создание условий индивидуализации обучения младших школьников с ОВЗ, имеющих задержку психического развития....
Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников как основа реализации ФГОС
Системно-деятельностный подход – методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование граждан...
Статья на тему: "Проблема индивидуализации обучения младших школьников в контексте развивающего образования"
Проблема индивидуализации обучения младших школьников в контексте развивающего образования....