Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников как основа реализации ФГОС
статья на тему
Методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения - системно-деятельностный подход.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistemno-_deyatelnostnyy_podkhodv_obuchenii_mladshikh_shkolnikov.docx | 26.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников как основа реализации ФГОС
Карнаухова Светлана Николаевна ,учитель начальных классов
Системно-деятельностный подход – методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.
Деятельностный метод обучения младших школьников, снимает у учащихся страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для ее исправления. Такой подход к решению проблем, особенно в трудных ситуациях, необходим и в жизни: в случае неудачи не впадать в уныние, а искать и находить конструктивный путь.
Обучать деятельности – это, значит, делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения; помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Для решения и выполнения этих задач, мною на каждом уроке разрабатываются различные задания проблемного, поискового характера, а также тесты, головоломки, шарады, проводятся опыты, ведутся наблюдения как краткосрочные, так и долговременные.
Работая по программе «Школа России», жизненно необходимо выполнение реализации технологии деятельностного метода на уроках различной целевой направленности. А осуществить это возможно путём создания проблемных ситуаций, проблемного диалога.
Примеры приёмов создания проблемных ситуаций.
Русский язык 3 класс тема: « Образование сложных слов».
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
- В словах, которые записаны на доске, выделите корень. - Все согласны? - Почему вы так решили? | Ученик у доски в слове «ледокол» выделяет один корень - ледокол. - Нет. В слове «ледокол» два корня: - лёд - и - кол -. - Дети исследуют лексическое значение слова с использованием знаний получаемых из толкового словаря и формулируют ответ. |
Математика 2 класс тема: «Прямоугольники».
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
- Начертите прямоугольник. -Почему вы испытываете затруднения? -Какие? | -Дети оказываются в затруднении, так как передними встаёт проблема, какой прямоугольник. -Потому что прямоугольники бывают разные. - Дети дают обоснованный ответ и приступают к выполнению задания. |
Русский язык 4 класс тема: «Спряжение глаголов - исключения».
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
- Чему мы научились на прошлом уроке? - Определите спряжение глаголов, записанных на доске: хвалить, смеяться, юлить, разговаривать.
- А теперь определите спряжение глаголов: «держать» и «брить». - Давайте проверим. Я проспрягала эти глаголы на доске. - Что вы заметили? -А почему так произошло? -Учитель выбирает правильную гипотезу из предложенных детьми или выдвигает свою с опорой на правило. | - Определять спряжение глаголов. -Дети выполняют задание, используя знания правила. -Дети выполняют задание согласно алгоритму предыдущего задания. Дети внимательно просматривают предложенные учителем варианты ответа и сравнивают со своими. Что наши ответы и учителя не совпадают. Дети выдвигают свои гипотезы, предположения. - Дети находят решение возникшей проблемной ситуации. |
Русский язык 3 класс тема: «Образование наречий».
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
- Прочитайте столбики слов, записанных на доске: ловкий - ловко сладкий - сладко мелкий – мелко - Что можете о них сказать? - Разберите по составу слова каждого столбика. - Проверим.
Почему вы считаете, что во втором столбике разбор слов выполнен неправильно? Докажите. К какой части речи относятся слова 2 столбика? -Что такое наречие? - Но тогда чего не может быть у наречий? | -Дети читают слова про себя. - Это родственные слова. В первом столбике прилагательные, а во втором – наречия. - Ученик у доски выделяет в наречиях окончание – о. -Дети выражают своё несогласие с результатом выполнения задания учеником у доски. - Потому что в этих словах нет окончаний. -Это наречия. -Неизменяемая часть речи. - Окончания. |
Математики 2 класс тема: Письменные приёмы вычитания»
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
- На доске записаны два примера на вычитание: _ 98 _ 53 67_ 29_
-Выполните решение данных примеров. Почему невозможно применить письменный алгоритм вычитания для решения второго примера? Как бы вы предложили решить эту проблему? -Учитель вместе с детьми выбирает правильное предположение и выстраивает алгоритм письменного приёма вычитания с переходом через разряд. | -Решение 1 примера выполняют быстро, а с решением второго примера испытывают затруднения. -Потому что невозможно от 3 отнять 9. -Дети выдвигают различные предположения, приводят свои аргументы и доказательства. -Дети согласно новому алгоритму выполняют решение 2 примера. |
Технология проблемно-диалогического обучения (подводящий к теме, побуждающий).
Эта технология является составной частью деятельностного метода обучения младших школьников. Она включает в себя создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик в учебном процессе совершает субъективное открытие закона, явления, закономерности; осваивает способ познания и механизм приобретения новых знаний о действительности.
Организации учебного процесса проходит по формуле: «Обучаем через открытие». Организация учебного процесса строится на реализации метода проблемности в обучении, который реализуется как в содержании учебного предмета, так и в процессе развертывания этого содержания в учебном процессе.
Подводящий к теме проблемно-диалогический диалог – это система посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к осознанию темы урока, которые не требуют создания проблемной ситуации, хорошо выстраиваются «от повторения».
Посредством подводящего диалога на уроках открытия нового знания сначала предоставляется помощь ученикам сформулировать тему или вопрос для исследования, тем самым вызывая у них интерес, а затем в диалоге организовывается «открытие» школьниками новых знаний, добиваясь тем самым понимания материала, ибо нельзя не понимать то, что ты открыл сам.
Примеры подводящего к теме диалога.
Русский язык 2 класс тема: « Правописание безударных гласных в корне слова».
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
- Спишите из упражнения слова: зимовка, зелёный, вылепил. - Поставьте в словах ударение. - Подчеркните безударные гласные. - В какой части слова находятся безударные гласные? - Подчеркните их. - Какое правило мы не знаем? - Значит, какая сегодня тема урока? | -Записывают слова. -Ставят ударение. -Подчеркивают. - Безударные гласные находятся в корне слов. -Подчёркивают. О правописании безударной гласной в корне. - Правописание безударных гласных в корне слова. (Тема урока). |
Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученикам работать творчески, и развивает творческие способности. Необходимо создать проблемную ситуацию, затем произносить специальные реплики, которые подводят учеников к осознанию противоречия и формулированию проблемы. Во время поиска решения необходимо побуждаю учеников выдвинуть и проверить гипотезы, обеспечить открытие путём проб и ошибок. В формировании проблемы помогают такие приёмы, как открытые вопросы, рефлексивные задачи, провокации, ситуации риска, ловушки. Наличие неожиданного препятствия вызывает у детей удивление и способствует появлению вопроса. Появляется вопрос – начинает работать мышление. Нет удивления – нет диалога. Если не удаётся удивить ребёнка, то может не получиться проблемной ситуации, и ребёнок останется равнодушным к тому, что происходит на уроке.
Пример побуждающего к проблемной ситуации диалог.
Побуждение к созданию противоречия. | Побуждение к формулированию учебной проблемы. |
Приём 1. О фактах: Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты? О теориях: Что вас удивило? Сколько существует теорий (точек зрения)? Приём 2. Сколько же в нашем классе мнений? Приём 3. Вы сначала как думали? Приём 4. Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение? Приём 5. Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущие? Приём 6. Что вы хотели сказать? Какие знания применили? Задание выполнено? | Выбрать подходящее: - Какой возникает вопрос? - Какова будет тема урока? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Системно-деятельностный подход как основа реализации ФГОС»
Выступление на пед .совете по теме:"Системно-деятельностный подход как основа реализации ФГОС"...
Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников как основа реализации ФГОС
Системно-деятельностный подход – методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование граждан...
Системно-деятельностный подход в обучении как основа реализации ФГОС
Развитие познавательных процессов и мыслительных операций.Формирование представлений о коммуникативном взаимодействии и приобретение опыта коммуникации в позициях «автора», «понимающего», ...
Системно- деятельностный подход к обучению и воспитанию школьников – основа реализации ФГОС
Главная цель системно-деятельностного подхода в обучении состоит в том, чтобы пробудить у ученика интерес к предмету и процессу обучения, а также развить у него навыки самообразования. Такой человек с...
Презентация "Использование индивидуальных образовательных маршрутов младшего школьника – основа реализации ФГОС через УМК «Начальная инновационная школа»"
Через презентацию делюсь опытом по использованию индивидуальных образовательных маршрутов младшего школьника. Предлагаю данную презентацию использовать учителя в своей педагогической деятельност...
Проект «Реализация системно - деятельностного подхода к обучению в соответствии с требованиями ФГОС НОО» Проектирование урока русского языка в 1 классе по теме «Парные звонкие и глухие согласные звуки» на основе проектно-творческой деятельности
В проекте представлен методический материал к уроку русского языка в 1 классе на тему «Парные звонкие и глухие согласные звуки», включающем в себя технологическую карту урока. Карта разработана на осн...
Инновационные подходы при обучении младших школьников в условиях ФГОС НОО
laquo;Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра» ...