Организация индивидуального подхода в обучении младших школьников на основе ИКТ
статья по теме
Актуальность данной темы заключается в заказе общества в творческой саморазвивающейся личности, способной реализовать свои индивидуальные личностные запросы, решать проблемы общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_voronina_g.m.docx | 24.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация индивидуального подхода
в обучении младших школьников на основе ИКТ
Г.М. Воронина, учитель начальных классов МБОУ СОШ №8, г. Елец
Аннотация: Актуальность данной темы заключается в заказе общества в творческой саморазвивающейся личности, способной реализовать свои индивидуальные личностные запросы, решать проблемы общества.
Ключевые слова: индивидуализация обучения, технологии.
Школа должна формировать у учащихся новые навыки – умение адаптироваться и найти себя в этом мире, умение самостоятельно собирать информацию, анализировать, обобщать и передавать ее другим людям, осваивать новые технологии. Внедрение ИКТ в образовательный процесс не только дает возможность современным ученикам идти в ногу со временем, а также делает процесс обучения более интересным, увлекательным, способствует развитию познавательной мотивации. Без учета индивидуальный особенностей детей не возможен полноценный процесс обучения. Теперь учитель выступает не только в роли педагога, но и в роле психолога и воспитателя.
Индивидуальный подход — психолого-педагогический принцип, согласно которому в учебно-воспитательной работе надо учитывать личностные особенности и условия жизни каждого обучаемого.
Успешное осуществление индивидуального подхода предполагает:
- глубокое изучение личности, ее деятельности и индивидуальных особенностей;
- определение ближайших конкретных и более отдаленных целей и задач формирования у обучаемого тех или иных качеств (или преодоления недостатков);
- применение принципов, методов, средств и приемов педагогического воздействия соответственно задачам воспитания и обучения данной личности с учетом ее особенностей и деятельности;
- анализ результатов применения педагогических воздействий к тому или иному обучаемому.
Важное значение для осуществления индивидуального подхода имеет знание и учет трудностей, ошибок, недостатков и успехов каждого в учебной деятельности. [1]
Индивидуализация обучения предполагает учитывать как комплекс различных особенностей, так и отдельную особенность ребёнка. Часто учитывается комплекс, где главным является уровень знаний, умений, навыков и познавательных способностей, которые необходимо правильно продиагностировать. В комплекс таких особенностей включается:
- уровень умственного развития (обучаемость), приобретенные знания (обученность), способность достигать в более короткие сроки более высокого уровня усвоения;
- скорость усвоения учебного материала;
- умственные способности.
Таким образом, учащиеся различаются как по уровню способностей, так и по их структуре. [2]
Чтобы обучение было успешным, необходимо на уроках использовать ИКТ. Это позволит повысить качество усвоения материала; организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями; развивать любознательность учащихся; формировать элементы информационной культуры; поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий; идти в ногу со временем. Важной формой обучения является работа с компьютерными презентациями, выполненными в программе Power Point. Основная функция презентации - наглядность. Вторая функция - информативная. Индивидуальная работа учащихся с презентацией развивает самостоятельность, поисковую деятельность, инициативность, творчество. Защита презентаций помогает детям обрести уверенность в себе, способствует выработке коммуникативных качеств. Использование ИКТ на уроках русского языка, литературы, окружающего мира способствует формированию у учащихся рефлексии. Обучающая программа дает возможность учащимся наглядно представить результат своих действий. Результатом педагогической деятельности является создание ситуации успеха - обстановки, располагающей ученика к деятельности, вызывающей положительные эмоции и направленной на то, чтобы ученик обязательно справился с работой.
На уроке литературного чтения при изучении темы: « Д. Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост» была создана учебная ситуация. Выдвижение гипотезы: зайцы могут быть храбрыми. Чтобы подвести учащихся к пониманию темы и цели исследования, их деятельность была направлена в русло исследовательской работы.
- Расскажите, что случилось с зайцем, когда он увидел волка?
-Порассуждайте, какие чувства он испытывал? К чему был готов?
-Представьте себя на месте зайца в этот момент.
В конце урока- экспресс – диагностика.
- Кто считает, что, заяц храбрый – прикрепите фигурку на пенёк, а кто считает, что заяц на самом деле трус – рядом с ёлочкой.
Вывод: нет ничего невозможного, главное захотеть и поверить в свои силы.
-Наше предположение подтвердилось или нет? (да)
-Зайцы могут быть храбрыми!
Такая форма работы позволяет в большей степени осуществлять индивидуальный подход к обучению.
Таким образом, на уроках индивидуализированного обучения роль учителя изменяется. Он является создателем и организатором среды, которая побуждает учеников учиться. Задача учителя - сделать так, чтобы работа каждого ученика была успешной, чтобы каждый ученик получал удовольствие от преодолённой им трудности.
Литература
1. Макаров С.П.«Технология индивидуального обучения»// Педагогический вестник. – 1994г
2. Чиркова Т. Учет индивидуально – психологических особенностей детей.// М.1986г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Способы реализации принципа индивидуального подхода при обучении младших школьников
В статье рассматривается индивидуализация процесса обучения младших школьников как один из способов реализации принципа индивидуального подхода...
индивидуальный подход в обучении младших школьников
индивидуальный подход в обучении младших школьников...
Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников как основа реализации ФГОС
Методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения - системно-деятельностный подход....
Индивидуальный подход к обучению младших школьников в системе профилактики школьной дезадаптации.
Что такое школьная дезадоптация. Этапы развития адаптационных нарушений. Значение индивидуализации обучения для предотвращения дезадоптации....
Дифференцированный и индивидуальный подходы в обучении младших школьников
Дифференцированный и индивидуальный подходы в обучении младших школьников...
Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников как основа реализации ФГОС
Системно-деятельностный подход – методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование граждан...
Организация индивидуального подхода к гиперактивным младшим школьникам
В данной статье раскрываются понятие гиперактивность детей, основные проявления гиперактивного поведения младших школьников. Рассматриваются отличительные особенности таких детей. Раскрываются проблем...