Статья и презентация "Психологические особенности обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата"
статья
Статья и презентация "Психологические особенности обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_detey_s_ovz_.docx | 18.28 КБ |
osobennosti_detey_s_ovz.pptx | 1.87 МБ |
Предварительный просмотр:
Психологические особенности обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Категория лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата неоднородна по составу. Имеется значительный разброс первичных патологий и вторичных нарушений развития. Отклонения в развитии лиц с такой диагностикой отличаются значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности.
Отмечаются следующие виды патологии опорно-двигательного аппарата:
I. Заболевания нервной системы:
-детский церебральный паралич (ДЦП);
-полиомиелит.
II. Врожденная патология опорно-двигательного аппарата:
-врожденный вывих бедра;
-кривошея;
-косолапость и другие деформации стоп;
-аномалии развития позвоночника (сколиоз);
-недоразвитие и дефекты конечностей (верхних и/или нижних);
-аномалии развития пальцев кисти;
-артрогрипоз (врожденное уродство).
III. Приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата:
-травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и
конечностей;
-полиартрит;
-заболевания скелета (туберкулез, опухоли костей, остеомиелит);
-системные заболевания скелета (хондродистрофия, рахит).
Характеристика типичных нарушений:
Церебральные:
-нарушение опороспособности, равновесия, вертикальной позы,
ориентировки в пространстве координации микро-и/или макромоторики;
-остеохондроз, мышечная гипотрофия, остеопороз, контрактуры;
-дисгармоничность физического развития;
-нарушения сердечно-сосудистой и дыхательной систем, заболевания
внутренних органов;
-нарушения зрения, слуха, интеллекта;
-низкая работоспособность.
Спинальные:
-полная или частичная утрата движений, чувствительности;
-расстройство функций тазовых органов;
-нарушение вегетативных функций, пролежни;
-остеопороз;
-при высоком (шейном) поражении нарушение дыхания, ортостатические нарушения;
-при вялом параличе атрофия мышц;
-при спастическом -тугоподвижность суставов, контрактуры, спастичность.
Ампутационное:
-нарушение опороспособности и ходьбы (при ампутации нижних конечностей), координации движений, осанки, вертикальной позы;
-уменьшение массы тела, сосудистого русла;
-нарушение регуляторных механизмов, дегенеративные изменения нервно-мышечной и костной ткани, контрактуры;
-нарушения кровообращения, дыхания, пищеварения, обменных процессов, ожирение;
-снижение общей работоспособности;
-фантомные боли.
Люди с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) частично или полностью ограничены в произвольных движениях. При всем разнообразии врожденных и рано приобретенных заболеваний и повреждений опорно-двигательного аппарата у большинства людей наблюдаются сходные проблемы.
Ведущим в клинической картине является двигательный дефект (задержка формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций). Самую многочисленную группу среди тех, кто относится к категории лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, составляют люди с ДЦП (89%). Двигательные расстройства у них сочетаются с отклонениями в развитии сенсорных функций, познавательной деятельности, что связано с органическим поражением нервной системы. Очень часто отмечаются речевые нарушения, которые имеют органическую природу и усугубляются дефицитом общения.
Потому эти больные помимо лечебной и социальной помощи нуждаются также в психолого-педагогической и логопедической коррекции.
Остальные, как правило, не имеют отклонений в развитии познавательной деятельности и не требуют специального обучения и воспитания. Но все люди с нарушениями опорно-двигательного аппарата нуждаются в особых условиях жизни, обучения и последующей трудовой деятельности.
К основным типам ограничений, связанных с обучением, относятся:
ограничения по дороге на занятия и с занятий;
ограничения во время занятий;
ограничения при выполнении домашних заданий.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Понятие «нарушение функций опорно-двигательного аппарата» носит собирательный характер и включает в себя двигательные расстройства, различные по происхождению и степени тяжести.
Виды патологии опорно-двигательного аппарата
Характеристика типичных нарушений Церебральные Ампутационное Спинальные нарушение опороспособности, равновесия, вертикальной позы; остеохондроз, мышечная гипотрофия, остеопороз , контрактуры; дисгармоничность физического развития; нарушения сердечно-сосудистой и дыхательной систем, заболевания внутренних органов; нарушения зрения, слуха, интеллекта; низкая работоспособность. полная или частичная утрата движений, чувствительности; расстройство функций тазовых органов; нарушение вегетативных функций, пролежни; остеопороз ; при высоком (шейном) поражении нарушение дыхания, ортостатические нарушения; атрофия мышц; нарушение опороспособности и ходьбы, координации движений, осанки, вертикальной позы; уменьшение массы тела, сосудистого русла; нарушение регуляторных механизмов, дегенеративные изменения нервно-мышечной и костной ткани, контрактуры; нарушения кровообращения, дыхания, пищеварения, обменных процессов, ожирение; снижение общей работоспособности.
Особенности обучающихся с ДЦП двигательный дефект (задержка формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций); отклонениями в развитии сенсорных функций, познавательной деятельности, что связано с органическим поражением нервной системы; нарушения в эмоционально-волевой сфере; речевые нарушения, которые имеют органическую природу и усугубляются дефицитом общения. Помимо лечебной и социальной помощи нуждаются также в психолого-педагогической и логопедической коррекции
Все люди с нарушениями опорно-двигательного аппарата нуждаются в особых условиях жизни, обучения и последующей трудовой деятельности. К основным типам ограничений, связанных с обучением, относятся: ограничения по дороге на занятия и с занятий; ограничения во время занятий; ограничения при выполнении домашних заданий.
Я хочу, чтобы каждый из нас знал, что он особенный, что он может вдохновлять других, мечтать по-крупному и никогда не сдаваться... Ник Вуйчич
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальное дефектологическое занятие с обучающимся,имеющим нарушения опорно-двигательного аппарата по теме "Времена года"
ФИ обучающегося Класс 3-БТема Времена года.Тип Закрепление пройденногоЦель Развитие познавательной сферы учащихся (...
Адаптированная основная общеобразовательная рабочая программа начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) с учетом психофизических особенностей детей с нарушениями опорно двигательного аппарата ( вариант
Адаптированная основная общеобразовательная рабочая программа начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) с учетом психофизических особенностей ...
Рабочая программа образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата 6.2 внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Уроки нравственности» для 2 «А» класса
Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Уроки нравственности» для 2 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарт...
Психолого-педагогические особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Психолого-педагогические особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата....
Психолого-педагогические особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Психолого-педагогические особенности детей с нарушениямиопорно-двигательного аппарата...
Рабочая программа "Математические представления" для детей, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата, нарушением интеллекта. Вариант 6.4
Рабочая программа предназначена для ребенка, обучающегося на дому. Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования для...
Рабочая адаптированная коррекционно-логопедическая программа «Речевая практика» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью, тяжёлыми множественными нарушениями развития (в. 6.4)
Важнейшей особенностью курса «Речевая практика» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее – НОДА) и умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, тяже...