Статья и презентация "Психологические особенности обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата"
статья

Бобылева Ирина Игоревна

Статья и презентация "Психологические особенности обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_detey_s_ovz_.docx18.28 КБ
Файл osobennosti_detey_s_ovz.pptx1.87 МБ

Предварительный просмотр:

Психологические особенности обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Категория лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата неоднородна по составу. Имеется значительный разброс первичных патологий и вторичных нарушений развития. Отклонения в развитии лиц с такой диагностикой отличаются значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности.

Отмечаются следующие виды патологии опорно-двигательного аппарата:

I. Заболевания нервной системы:

-детский церебральный паралич (ДЦП);

-полиомиелит.

II. Врожденная патология опорно-двигательного аппарата:

-врожденный вывих бедра;

-кривошея;

-косолапость и другие деформации стоп;

-аномалии развития позвоночника (сколиоз);

-недоразвитие и дефекты конечностей (верхних и/или нижних);

-аномалии развития пальцев кисти;

-артрогрипоз (врожденное уродство).

III. Приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата:

-травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и

конечностей;

-полиартрит;

-заболевания скелета (туберкулез, опухоли костей, остеомиелит);

-системные заболевания скелета (хондродистрофия, рахит).

Характеристика типичных нарушений:

Церебральные:

-нарушение опороспособности, равновесия, вертикальной позы,

ориентировки в пространстве координации микро-и/или макромоторики;

-остеохондроз, мышечная гипотрофия, остеопороз, контрактуры;

-дисгармоничность физического развития;

-нарушения сердечно-сосудистой и дыхательной систем, заболевания

внутренних органов;

-нарушения зрения, слуха, интеллекта;

-низкая работоспособность.

Спинальные:

-полная или частичная утрата движений, чувствительности;

-расстройство функций тазовых органов;

-нарушение вегетативных функций, пролежни;

-остеопороз;

-при высоком (шейном) поражении нарушение дыхания, ортостатические нарушения;

-при вялом параличе атрофия мышц;

-при спастическом -тугоподвижность суставов, контрактуры, спастичность.

Ампутационное:

-нарушение опороспособности и ходьбы (при ампутации нижних конечностей), координации движений, осанки, вертикальной позы;

-уменьшение массы тела, сосудистого русла;

-нарушение регуляторных механизмов, дегенеративные изменения нервно-мышечной и костной ткани, контрактуры;

-нарушения кровообращения, дыхания, пищеварения, обменных процессов, ожирение;

-снижение общей работоспособности;

-фантомные боли.

Люди с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) частично или полностью ограничены в произвольных движениях. При всем разнообразии врожденных и рано приобретенных заболеваний и повреждений опорно-двигательного аппарата у большинства людей наблюдаются сходные проблемы.

Ведущим в клинической картине является двигательный дефект (задержка формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций). Самую многочисленную группу среди тех, кто относится к категории лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, составляют люди с ДЦП (89%). Двигательные расстройства у них сочетаются с отклонениями в развитии сенсорных функций, познавательной деятельности, что связано с органическим поражением нервной системы. Очень часто отмечаются речевые нарушения, которые имеют органическую природу и усугубляются дефицитом общения.

Потому эти больные помимо лечебной и социальной помощи нуждаются также в психолого-педагогической и логопедической коррекции.

Остальные, как правило, не имеют отклонений в развитии познавательной деятельности и не требуют специального обучения и воспитания. Но все люди с нарушениями опорно-двигательного аппарата нуждаются в особых условиях жизни, обучения и последующей трудовой деятельности.

К основным типам ограничений, связанных с обучением, относятся:

ограничения по дороге на занятия и с занятий;

ограничения во время занятий;

ограничения при выполнении домашних заданий.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Зачётная работа по дисциплине «Проблема инклюзивного образования» на тему « Психологические особенности обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата» Выполнила: студентка 2 курса магистратуры 6 группы заочной формы обучения факультета педагогики и психологии направление подготовки 44.04.01 педагогическое образование (профиль «Педагогическая инноватика») Белая Ирина Игоревна

Слайд 2

Понятие «нарушение функций опорно-двигательного аппарата» носит собирательный характер и включает в себя двигательные расстройства, различные по происхождению и степени тяжести.

Слайд 3

Виды патологии опорно-двигательного аппарата

Слайд 4

Характеристика типичных нарушений Церебральные Ампутационное Спинальные нарушение опороспособности, равновесия, вертикальной позы; остеохондроз, мышечная гипотрофия, остеопороз , контрактуры; дисгармоничность физического развития; нарушения сердечно-сосудистой и дыхательной систем, заболевания внутренних органов; нарушения зрения, слуха, интеллекта; низкая работоспособность. полная или частичная утрата движений, чувствительности; расстройство функций тазовых органов; нарушение вегетативных функций, пролежни; остеопороз ; при высоком (шейном) поражении нарушение дыхания, ортостатические нарушения; атрофия мышц; нарушение опороспособности и ходьбы, координации движений, осанки, вертикальной позы; уменьшение массы тела, сосудистого русла; нарушение регуляторных механизмов, дегенеративные изменения нервно-мышечной и костной ткани, контрактуры; нарушения кровообращения, дыхания, пищеварения, обменных процессов, ожирение; снижение общей работоспособности.

Слайд 5

Особенности обучающихся с ДЦП двигательный дефект (задержка формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций); отклонениями в развитии сенсорных функций, познавательной деятельности, что связано с органическим поражением нервной системы; нарушения в эмоционально-волевой сфере; речевые нарушения, которые имеют органическую природу и усугубляются дефицитом общения. Помимо лечебной и социальной помощи нуждаются также в психолого-педагогической и логопедической коррекции

Слайд 6

Все люди с нарушениями опорно-двигательного аппарата нуждаются в особых условиях жизни, обучения и последующей трудовой деятельности. К основным типам ограничений, связанных с обучением, относятся: ограничения по дороге на занятия и с занятий; ограничения во время занятий; ограничения при выполнении домашних заданий.

Слайд 7

Я хочу, чтобы каждый из нас знал, что он особенный, что он может вдохновлять других, мечтать по-крупному и никогда не сдаваться... Ник Вуйчич


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное дефектологическое занятие с обучающимся,имеющим нарушения опорно-двигательного аппарата по теме "Времена года"

ФИ обучающегося  Класс 3-БТема Времена года.Тип Закрепление пройденногоЦель Развитие познавательной сферы учащихся (...

Адаптированная основная общеобразовательная рабочая программа начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) с учетом психофизических особенностей детей с нарушениями опорно двигательного аппарата ( вариант

Адаптированная основная общеобразовательная рабочая программа начального общего образования для обучающихся с  задержкой психического развития (вариант 7.2) с учетом психофизических особенностей ...

Рабочая программа образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата 6.2 внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Уроки нравственности» для 2 «А» класса

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Уроки нравственности» для 2 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарт...

Психолого-педагогические особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Психолого-педагогические особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата....

Психолого-педагогические особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Психолого-педагогические особенности детей с нарушениямиопорно-двигательного аппарата...

Рабочая программа "Математические представления" для детей, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата, нарушением интеллекта. Вариант 6.4

Рабочая программа предназначена для ребенка, обучающегося на дому.  Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования для...

Рабочая адаптированная коррекционно-логопедическая программа «Речевая практика» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью, тяжёлыми множественными нарушениями развития (в. 6.4)

Важнейшей особенностью курса «Речевая практика» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее – НОДА) и умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, тяже...