Педсовет "Творчество учителя"
статья
материал к педсовету
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация | 781.86 КБ |
анкета | 66 КБ |
сценарий | 649.13 КБ |
картинки | 630.05 КБ |
задания командой | 11.1 КБ |
цитаты | 20.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ТВОРЧЕСТВО- это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью
ТВОРЧЕСТВО – это новизна, в учебном процессе она представлена, прежде всего, научными открытиями, выявлением ранее не- опознанных закономерностей обучения и воспитания, исследовательской, экспериментальной разработкой высокоэффективных методик, позволяющих решать задачи, как современной школы, так и школы будущего
. Творческий учитель – “это тот, кто открывает, умудряет, и ободряет” Н. Рерих
. Педагогический труд не творческим не бывает, и быть не может, ибо неповторимы дети, обстоятельства, личность самого учителя, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов. ( М.М. Поташник)
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО активный процесс , направленный на поиск более совершенных форм учебно-развивающей работы , успешное решение педагогических проблем, улучшение качества образования учащихся
. ФУНКЦИИ ТВОРЧЕСКИ РАБОТАЮЩИХ УЧИТЕЛЕЙ -выявление творческого потенциала ученика ; -нацеленность на формирование творческой личности школьника; - владение педагогическим тактом, способностью к эмпатии ; - уметь развивать детское воображение, артистизм; - уметь ставить интересные, занимательные вопросы; - создавать интересные ситуации, обладать чувством юмора.
КАЧЕСТВА ТВОРЧЕСКОГО УЧИТЕЛЯ - объективность - активность - разносторонность - целеустремленность - комплексность - динамизм, гибкость - мобильность - аналитичность - самокритичность и критичность
ТВОРЧЕСТВО является ведущим компонентом педагогической деятельности и является решающим фактором продвижения педагога к вершинам педагогического мастерства. Творческим продуктом креативного педагога могут быть новые образовательные технологии, формы, методы обучения и воспитания .
. Творческий учитель понимает, что: Ученик имеет право на ошибку. Учитель несет идею, в сотрудничестве рождается истина. Учитель не передает знания , а помогает ученику сделать открытие.
. ГРУППЫ ПЕДАГОГОВ ПО УРОВНЮ ТВОРЧЕСТВА педагоги , владеющие набором стандартных приемов , способные создавать новое в рамках несложной деятельности педагоги , стремящиеся выработать новую систему методов в условиях более сложной деятельности педагоги, создающие систему обучающих технологий .
. Творчество - это универсальное средство в борьбе со стрессом. Творчество укрепляет личность, помогает структурировать мировоззрение и положительно влияет на эмоциональное и физическое здоровье
. Педагог-творец видит шире и значительно дальше. Каждый педагог так или иначе преобразует педагогическую действительность, но только педагог-творец активно борется за кардинальные преобразования и сам в этом деле является наглядным примером.
. «Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим ». Ч. Диккенс
. Творите сами! Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов. Творческих Вам успехов! .
Предварительный просмотр:
Определение уровня сформированности опыта творческой педагогической деятельности учителей. (ОТПД)
№ | Содержание вопросов. | Предлагаемые варианты ответов. |
1 | Можете ли вы дать определение понятия «педагогический опыт»? | 1. Нет, не могу. 2. Понимаю, но затрудняюсь сформулировать. 3. Для меня это не трудно. |
2 | Как часто в своей педагогической практике вы обращались к педагогической теории? | 1 .Эпизодически, не видел (а) в этом особой необходимости. 2.Часто, но, как правило, в рамках своего учебного предмета. 3. Постоянно, использовал (а) в своей работе последние достижения педагогической теории. |
3 | В своей педагогической деятельности вы: | 1 .Часто допускаете теоретические и практические ошибки. 2. Редко ошибаетесь, умеете связать теорию с практикой. 3. Умело применяете полученные в процессе обучения знания. |
4 | Какого вида педагогическая деятельность преобладает у вас? | 1 .В основном репродуктивная, воспроизводящая, использую имеющиеся у учащихся знания, умения. 2. Репродуктивная, но с элементами творчества. 3. Творческо-репродуктивная. |
5 | Если у вас возникла интересная педагогическая идея, то способны ли вы, предварительно теоретически её обосновав, экспериментально её проверить? | 1.Мне это будет сделать сложно. 2. Не всегда. З.Да, мне хватает теоретических знаний и способов практической деятельности. |
6 | Есть ли у вас потребность пополнять свой опыт творческим опытом других педагогов? | 1 .Нет, считаю, что приду ко всему сам (а). 2. Смотря, какой педагог, это очень индивидуально. 3. Считаю это обязательным условием становление профессионализма педагога. |
7 | Встречаясь с интересным педагогическим опытом, вы: | 1 .Наблюдали и по возможности оценивали. 2.Наблюдали, оценивая и выделяя новое, творческое в нем. 3.Наблюдали, оценивали и анализировали новое, творческое с позиции возможности и необходимости применения в своей творческой деятельности. |
8 | В какой мере вы испытываете потребность в постоянном педагогическом творчестве. | 1. Пока об этом говорить рано. 2. Минимальной. 3. Чувствую в нем постоянную необходимость. |
9 | Каковы, на ваш взгляд, роль и место повышения квалификации в формировании у вас ОТПД? | 1. Формирование ОТПД происходит в период профессиональной деятельности, а не в период повышения квалификации. 2.Повышение квалификации - начальный этап формирования ОТПД. 3.Очень важную роль, но большое значение имеет самостоятельная педагогическая деятельность в этом направлении. |
10 | Способны ли вы, обобщив результаты своей педагогической деятельности, подготовить выступление, написать творческую работу, статью диссертацию, т.е. провести собственное педагогическое исследование? | 1.Наверное, но только в виде небольшого творческого выступления, отчета. 2. Мне это интересно, смог (ла) бы. 3. Я уже работаю в этом направлении. |
Определение уровня сформированности опыта творческой педагогической деятельности учителей. (ОТПД)
№ | Содержание вопросов. | Предлагаемые варианты ответов. |
1 | Можете ли вы дать определение понятия «педагогический опыт»? | 1. Нет, не могу. 2. Понимаю, но затрудняюсь сформулировать. 3. Для меня это не трудно. |
2 | Как часто в своей педагогической практике вы обращались к педагогической теории? | 1 .Эпизодически, не видел (а) в этом особой необходимости. 2.Часто, но, как правило, в рамках своего учебного предмета. 3. Постоянно, использовал (а) в своей работе последние достижения педагогической теории. |
3 | В своей педагогической деятельности вы: | 1 .Часто допускаете теоретические и практические ошибки. 2. Редко ошибаетесь, умеете связать теорию с практикой. 3. Умело применяете полученные в процессе обучения знания. |
4 | Какого вида педагогическая деятельность преобладает у вас? | 1 .В основном репродуктивная, воспроизводящая, использую имеющиеся у учащихся знания, умения. 2. Репродуктивная, но с элементами творчества. 3. Творческо-репродуктивная. |
5 | Если у вас возникла интересная педагогическая идея, то способны ли вы, предварительно теоретически её обосновав, экспериментально её проверить? | 1.Мне это будет сделать сложно. 2. Не всегда. З.Да, мне хватает теоретических знаний и способов практической деятельности. |
6 | Есть ли у вас потребность пополнять свой опыт творческим опытом других педагогов? | 1 .Нет, считаю, что приду ко всему сам (а). 2. Смотря, какой педагог, это очень индивидуально. 3. Считаю это обязательным условием становление профессионализма педагога. |
7 | Встречаясь с интересным педагогическим опытом, вы: | 1 .Наблюдали и по возможности оценивали. 2.Наблюдали, оценивая и выделяя новое, творческое в нем. 3.Наблюдали, оценивали и анализировали новое, творческое с позиции возможности и необходимости применения в своей творческой деятельности. |
8 | В какой мере вы испытываете потребность в постоянном педагогическом творчестве. | 1. Пока об этом говорить рано. 2. Минимальной. 3. Чувствую в нем постоянную необходимость. |
9 | Каковы, на ваш взгляд, роль и место повышения квалификации в формировании у вас ОТПД? | 1. Формирование ОТПД происходит в период профессиональной деятельности, а не в период повышения квалификации. 2.Повышение квалификации - начальный этап формирования ОТПД. 3.Очень важную роль, но большое значение имеет самостоятельная педагогическая деятельность в этом направлении. |
10 | Способны ли вы, обобщив результаты своей педагогической деятельности, подготовить выступление, написать творческую работу, статью диссертацию, т.е. провести собственное педагогическое исследование? | 1.Наверное, но только в виде небольшого творческого выступления, отчета. 2. Мне это интересно, смог (ла) бы. 3. Я уже работаю в этом направлении. |
Первый уровень (теоретический) - знание о сущности и компонентном составе ОТПД, стремление его развить и расширить, овладеть им как составляющей профессиональной культуры.
Второй уровень (теоретико-практический). Педагог не только полностью владеет теорией ОТПД, но и переходит к непосредственному формированию собственного опыта. Это происходит преимущественно на репродуктивном уровне, по образцу, известному в педагогической теории и практике. Такой процесс имеет сугубо индивидуальный характер. При этом в силу определенных барьеров, в основном психологических (неуверенность в собственных силах, скованность, излишняя самокритичность и др.), творческие элементы в опыте педагога выражены еще недостаточно. Этот уровень соответствует началу целенаправленного формирования собственного опыта творческой педагогической деятельности.
Третий уровень (творческо-репродуктивный) характеризуется стремлением выйти за рамки собственного педагогического опыта с помощью наблюдений, сравнения, анализа и оценки новых педагогических явлений в педагогической деятельности других учителей. Ведется целенаправленный отбор творческих решений из опыта коллег, при этом Идёт активное, целенаправленное обобщение, определение значения наблюдаемых явлений, их эффективности, перспектив использования в собственной педагогической деятельности. Отдельные творческие элементы используются в собственной педагогической практике. Этот уровень можно рассматривать как уровень целенаправленного отбора и применения всего нового, творческого в собственной деятельности.
Четвертые уровень (новаторский) - сформированностъ ОТПД как профессионально - личностного образования. Его отличает стремление учителя не только апробировать, внедрять в свою деятельность творческие, инновационные, оригинальные решения, но и корректировать, расширять и углублять своп педагогический опыт за счет его постоянного и целенаправленного обогащения новыми элементами - самыми эффективными, перспективами; у педагога вырабатывается позиция исследователя по отношению к собственному ОТПД.
Все перечисленные уровни связаны между собой, они скорее последовательны, непрерывны, чем дискретны, и поэтому могут иметь промежуточные позиции.
Вместе с тем выбранный нами интегративный подход к формированию ОТПД предполагает, что каждый предшествующий уровень - подготовительный по отношению к последующему, более высокому, а каждый из последующих обязательно включает в себя все предыдущие и вносит в них качественные изменения.
Эти уровни целесообразно определять с помощью следующего текста: здесь каждый вопрос позволяет учителям выбрать соответствующий их уровню сформированности ОТПД вариант ответа: они располагаются в соответствии с компонентным составом ОТПД и оцениваются 1, 2, 3 баллами соответственно. Следовательно, сумма баллов при ответе на вопрос составляет:
0-6 баллов - 1-й уровень (теоретический);
6-15 баллов - 2-й уровень (перехода к непосредственному формированию ОТПД);
15 - 24 баллов - 3-й уровень (начало целенаправленного формирования собственного опыта творческой педагогической деятельности);
24 - 33 баллов - 4-й уровень (наваторско - исследовательский, сформированностъ ОТПД как профессионально личностно - деятельностного образования).
Предварительный просмотр:
(слайд 1) Педсовет «Без творчества нет учителя!»
Вы знаете самую точную примету: если встретились два учителя, то обязательно начнется педсовет? И начать педсовет мы предлагаем с определения уровня сформированности опыта творческой педагогической деятельности учителей. (ОТПД) – анкета.
Наш педсовет называется «Без творчества нет учителя!». В переводе с английского «креативность» обозначает - творить, создавать.
Оно не обязательно связано с такими видами деятельности, традиционно
относимыми к «творческой», как рисование, сочинение стихов или музыки,
игра на сцене и т.д. Оно проявляется, когда приходится действовать в
ситуациях неопределенности, отсутствия четких алгоритмов, неизвестности
сути и способов решения встающих перед человеком проблем,
непредсказуемо меняющихся условий. Креативность подразумевает под собой
систему творческих способностей.
Слайд 2. ТВОРЧЕСТВО- это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью
Слайд 3. ТВОРЧЕСТВО – это новизна, в учебном процессе она представлена, прежде всего, научными открытиями, выявлением ранее не- опознанных закономерностей обучения и воспитания, исследовательской, экспериментальной разработкой высокоэффективных методик, позволяющих решать задачи, как современной школы, так и школы будущего.
Слайд 4. Творческий учитель – «это тот, кто открывает, умудряет и одобряет» (Николай Рерих)
Слайд 5. Педагогический труд нетворческим не бывает, и быть не может, ибо неповторимы дети, обстоятельства, личность самого учителя, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов. Таким образом, педагогическая деятельность – это проявление постоянного разностороннего творчества.
Педагог, д-р педагог. наук М.М. Поташник
ПРИТЧА!!!!
Творческий подход к педагогической деятельности требует большого труда, как в этой притче: В сарае стояли два плуга. Один был ржавый и некрасивый, а второй весь блестящий, начищенный. Ржавый плуг с завистью смотрел на то, как солнце отражается на блестящих боках соседа. Однажды он не выдержал и сказал:
- Это несправедливо! Мы с тобой одинаковые. Но ты такой красивый, весь блестишь, а я нет. Откуда у тебя это великолепие? Должно быть равноправие!
Второй плуг усмехнулся и сказал:
- Должна быть справедливость! Я с раннего утра и до позднего вечера работаю, поэтому и блещу. Мне просто некогда ржаветь!
Слайд 6. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО- активный процесс, направленный на поиск более совершенных форм учебно-развивающей работы, успешное решение педагогических проблем, улучшение качества образования учащихся
Слайд 7. ФУНКЦИИ ТВОРЧЕСКИ РАБОТАЮЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
-выявление творческого потенциала ученика;
-нацеленность на формирование творческой личности школьника;
- владение педагогическим тактом, способностью к эмпатии- отклик человека на чувства и состояние другого, сопереживание;
- уметь развивать детское воображение, артистизм,
- уметь ставить интересные, занимательные вопросы,
создавать интересные ситуации, обладать чувством юмора.
Слайд 9. Творчество является ведущим компонентом педагогической деятельности и является решающим фактором продвижения педагога к вершинам педагогического мастерства. Творческим продуктом креативного педагога могут быть новые образовательные технологии, формы, методы обучения и воспитания.
Слайд 10 Творческий учитель понимает, что:
Ученик имеет право на ошибку.
Учитель несет идею, в сотрудничестве рождается истина.
Учитель не передает знания, а помогает ученику сделать открытие.
ЧИТАЮ!!!!!
Людям, которые занимаются творчеством, приходится преодолевать много трудностей. Это различные барьеры, что в большей или меньшей степени негативно влияют на творческий процесс.
Специалисты считают, что к внутренним барьерам можно отнести:
— несобранность, лень;
— незаинтересованность в работе;
— болезни;
— нестабильное психическое состояние;
— вредные привычки;
— работа без режима;
— неумение организовать свое время;
— негативные качества характера и мышления.
Исследователи называют также внешние барьеры:
- неудобную среду (например, помещение);
-посторонние помехи (шум, жара, холод и т. др.);
- плохой психологический климат в коллективе;
-неадекватная (заниженная) оценка деятельности.
- страх ошибиться, стремление не оригинально решить задачу, а получить высокую оценку;
- слишком большое желание может тормозить творческий процесс, мешать импровизации, появлению вдохновения;
- одноплановые знания не способствуют творчеству, нужны широкие интересы в различных жизненных сферах;
- страх быть в центре внимания, нежелание казаться «белой вороной»,
экстравагантным человеком.
Слайд 11. Исследователи выделяют следующие ГРУППЫ ПЕДАГОГОВ ПО УРОВНЮ ТВОРЧЕСТВА.
Первая группа - учителя, владеющие набором стандартных приёмов, способные создавать новое в рамках несложной деятельности. НИЗКИЙ
Вторая группа — педагоги, стремящиеся выработать новую систему методов в условиях более сложной деятельности. СРЕДНИЙ
Третья группа - педагоги, создающие систему обучающих технологий. ВЫСОКИЙ
Слайд 12. Творчество - это универсальное средство в борьбе со стрессом. Творчество укрепляет личность, помогает структурировать мировоззрение и положительно влияет на эмоциональное и физическое здоровье.
Слайд 13. Педагог-творец видит шире и значительно дальше. Каждый педагог так или иначе преобразует педагогическую действительность, но только педагог-творец активно борется за кардинальные преобразования и сам в этом деле является наглядным примером.
В последние годы укоренилось утверждение «У творчески работающего педагога – творчески развитые дети». Еще В. О. Сухомлинский подчеркивал, что только творческий педагог способен зажечь в детях жажду познания, поэтому каждому педагогу необходимо развивать креативность, являющуюся главным показателем его профессиональной компетентности.
А вы считаете себя креативным? Приведу небольшую историю, герой которой обладает ярко выраженной способностью к творчеству (Во время Первой мировой войны некому мистеру Хэрригану жена прислала отчаянное письмо. «Похоже, во всей Ирландии не осталось ни одного трудоспособного
мужчины, - писала она, - и мне приходится самой вскапывать сад». В ответ
Хэрриган написал: «Не вскапывай сад. Там зарыто оружие». Письмо было
вскрыто цензурой, в дом жены нагрянули солдаты и перекопали весь сад до
последнего дюйма. «Не знаю, что и думать, дорогой, - написала миссис
Хэрриган мужу, – пришли солдаты и перерыли весь наш сад. – «Теперь посади картошку», - ответил Хэрриган).
Итак, сегодня в рамках КТД (коллективной творческой деятельности) я вам
предлагаю поучиться искать нестандартные выходы из стандартных
ситуаций, мыслить креативно и тем самым поднять свой
профессиональный уровень.
Уважаемые коллеги,
№1 задание – «Перевертыши». Дети не всегда четко умеют выразить свои мысли, поэтому в любом случае вы должны научиться их понимать.
Вам нужно отгадать по «перевертышу» название известного фильма или пословицу.
Задание команде 1.
Василий Иванович остается на работе – «Иван Васильевич меняет профессию».
Грустные взрослые – «Веселые ребята».
Громче стоишь – ближе не будешь – «Тише едешь – дальше будешь»
Задание команде 2. Крик баранов – «Молчание ягнят».
Мужик на телеге – мерину тяжелее – «Баба с возу – кобыле легче».
С ленью не засунешь и птицу в море – «Без труда не выловишь и рыбку из пруда».
Задание команде 3
Холодные ноги – «Горячие головы».
Не бойся велосипеда – «Берегись автомобиля».
В симфоническом оркестре не только мальчики – «В джазе только девочки».
№2. «Свойства – антисвойства».
Одна команда называет свойства, другая – антисвойства (по два слова). Назвать как можно больше пар слов, имеющих противоположные свойства, например:
лёгкий - тяжёлый.
№3.“Образно-ассоциативное мышление” (умение группировать объекты на основании их признаков (свойств), связанных с возникновением произвольных ассоциаций между этими объектами).
Каждой команде предлагается карточка с картинками. Необходимо составить как можно больше групп картинок, объединив их по разным признакам объединения.
Возможные варианты ответов:
1. группа: предметы, в которых можно что-то переносить (ведро, ранец,
пакет сока)
2. группа: транспорт (машина, лодка)
3. группа: предметы деревянные (ель, ложка, гитара)
4. группа: предметы, в которых можно наливать жидкости (пакет сока, ведро)
5. группа: предметы металлические (машина, ведро)
6. группа: могут плавать (рыба, лодка)
7. группа: предметы, сделанные человеком (гитара, ранец, пакет, машина, ведро, лодка)
8. группа: предметы природы (рыба, ель)
А сейчас мы подведём итоги анкетирования:
Заключительные слова ведущего:
- Знаете, какое различие делал Гилфорд (автор одного из классических исследований) между креативными людьми и всеми остальными? Креативные ищут множество ответов на один вопрос, а все остальные ищут единственно правильный ответ из всех возможных. Так вот я вам желаю найти множество нестандартных ответов на единственно возможный ответ. И научить этому своих воспитанников.
Слайд 14. И закончить своё выступление я бы хотела словами Чарльза Диккенса
«Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает
усовершенствоваться другим».
Слайд 15. Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без
творческих порывов. Творческих Вам успехов!
Проект решения
1.Продолжать работу по творческому развитию школьников, используя технологии проблемного обучения, игровые, ИКТ.
2. Использовать творческий подход на уроках и во внеурочной деятельности (постоянно);
3. Совершенствование педагогического мастерства через курсовую подготовку, самообразование (постоянно).
4. Рекомендовать педагогам открыть свои сайты в Интернете и помещать свои находки, говорить о перспективах образовательной работы.
5. Педагогам презентовать свой опыт работы на семинарах, заседаниях методических объединений.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Задание команде 1.
Василий Иванович остается на работе –
Грустные взрослые –
Громче стоишь – ближе не будешь –
Задание команде 2.
Крик баранов –
Мужик на телеге – мерину тяжелее –
С ленью не засунешь и птицу в море –
Задание команде 3
Холодные ноги –
Не бойся велосипеда –
В симфоническом оркестре не только мальчики -
Предварительный просмотр:
Вся радость творчества –
в возможности делиться.
Творчество - это нескончаемый поиск себя там, где себя нашёл.
Леонид Сухоруков
В любой работе есть место творчеству.
С. Довлатов
Творческая работа - это прекрасный, необычайно тяжелый и изумительно радостный труд.
Н.А. Островский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий праздника“ День Учителя”, проведенный учителями и учащимися начальных классов специальной (коррекционной) школы-интерната..
Сценарий праздника“ День Учителя”, проведенный учителями и учащимися начальных классов специальной (коррекционной) школы-интерната № 65 для глухих детей....
Эссе учителя "Ради чего учителю творить?"
Надо ли стремиться к своему самосовершенствованию? Ради чего учителю творить? Не претендуя на исчерпывающие ответы, попробую поразмышлять на эту тему....
Самообразование учителя как объект самоуправления. Программа самообразования учителя.
Самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи учителя. Такое определение можно найти в словаре Ожегова. Но когда речь заходит о педагогах, то этот термин тра...
Учитель-друг, учитель-наставник.
"Учитель-друг, учитель-наставник!" (Описание воспитательной работы учителя начальных классов)...
Работа учителя – дефектолога с семьёй Работа учителя – дефектолога с семьёй
Представляю систему работы учителя – дефектолога с семьёй по развитию коммуникативных умений...
Памятки, правила, алгоритмы и таблицы по русскому языку в помощь учителям начальных классов, учителям русского языка и учителям-логопедам
Памятки, правила, алгоритмы и таблицы по русскому языку в помощь учителям начальных классов, учителям русского языка и учителям-логопедам....
МАТЕРИАЛЫ участника муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» в номинации «Лучший учитель» Мирзоевой Замины Гаджиевны учителя начальных классов МКОУ СОШ №12
МАТЕРИАЛЫ участника муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» в номинации «Лучший учитель» Мирзоевой Замины Гаджиевны...