Интеллектуальный метапредметный конкурс "Умники и умницы" для 3-х классов
олимпиадные задания (3 класс)

Канина Елена Ивановна

Материал содержит задания для двух этапов конкурса: школьного и муниципального, имеются ответы и разбалловка. Конкурс построен на основных предметах: математика и  логика, русский язык и литературное чтение, окружающий мир.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конкурс «Умники и умницы» 2016/2017 уч./г

Школьный этап 3 класс

Математика.

  1. Установи правило, по которому составлен ряд чисел, и продолжи его, записав 3 числа.

3, 5, 9, 17, 33, ____,   ____,  _____.

  1. У Тани и Коли было по 12 карандашей. Таня отдала Коле 3 карандаша. На сколько карандашей у Коли стало больше, чем у Тани?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. У Незнайки было пять целых груш, шесть половинок да восемь четвертинок. Сколько всего груш было у Незнайки?           

Напиши ответ. ___________________________________________________________

Русский язык.

  1.  Подчеркни слова, в которых все согласные звуки – твёрдые.

 Водит,  стучат,  пашешь,  верит,  смех,  губы,  мел,  можешь,  матч.

  1. Вставь пропущенные буквы.

                Я руж..ишко   зар…дил,

                       Им  м…рко…ку  прор…дил,

                 В  ог…роде    ув…дал,

                       Как  кустарник  ув…дал.

  1. Вместо пропусков вставь слово, которое служило бы окончанием первого и началом втopoгo слова.

           при ( ............. ) ец,              каб ( …………..... ) окошко,

           часто(…………... )ос,             ме( …………...... )олад

Литературное чтение.

  1. Вспомни, героям какой сказки понадобился этот предмет. Соедини предмет и сказку.
  1.  Зонтик                                                             А.     «Дикие лебеди»
  2. Санки                                                                Б.    «Стойкий оловянный солдатик»
  3. Скорлупа грецкого ореха                             В.    «Оле-Лукойе»
  4. Крапива                                                             Г.   «Снежная королева»
  5. Бумажный кораблик                                     Д.     «Дюймовочка»

  Запиши пары (цифра и буква)________________________________

  1.   Из слогов собери пословицу.

ша     ро     ший      кни     я        хо         друг     луч    га

  1. Узнай сказку.

а)   Героиня этой сказки, воспользовавшись случайной денежной находкой, не только сделала выгодную покупку к своему дню рождения, но и удачно вышла замуж за отважного фонарщика. Что это за сказка?

-

б)   Герои этой сказки – летающие похитители детей. Воспользовавшись человеческой беспечностью, летающие злодеи украли маленького мальчика и отдали его Бабе-Яге. Сестре несчастного ребенка пришлось пройти суровые испытания, чтобы не только спасти брата, но и вновь не попасть в лапы похитителей. Что это за сказка?

-

                                                                        

Окружающий мир

  1. Собери из букв как можно больше названий деревьев (букву в слове можно брать только один раз):

О    Т    Л    К    Е    Р    С    Я    И    П    Б    В    Ё    Н    А    Ь  

Ответ:_____________________________________________________________________

  1. Из букв каждой тройки слов составьте название гриба.

диво + пони + сок= ____________________________

хор + ум + ом =________________________________

лён + ас + ком = _______________________________

  1. Вставь пропущенные стадии развития животных:

а) икринка, малек, ____________ ;      б) яйцо, _____________,  куколка,  бабочка;

в) икринка, ___________________, лягушка



Предварительный просмотр:

Конкурс «Умники и умницы» 2016/2017 уч./г

муниципальный тур 3 класс

Математика.

  1. На витрине магазина разложены апельсины и мандарины в виде треугольника. В первом ряду — один апельсин, во втором — два мандарина, в третьем — три апельсина, в четвертом – четыре мандарина и т. д. Сколько лежало мандаринов, если всего было 20 рядов? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Из проволоки согнули два квадрата. Если их приложить друг к другу, то получится прямоугольник, длины сторон которого равны 3 дм и 6 дм.

       Сколько дециметров проволоки израсходовали на два квадрата?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Крош, Ёжик и Бараш зарыли секретики.

Крош сказал: «Я зарыл синий секретик!».

Ёжик сказал «Нет, это Бараш зарыл синий секретик!».

А Бараш промолчал.

Кто зарыл синий секретик, если синий секретик только один и все сказали неправду»   ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. 36 зверей собрали подарок Льву на день рождения. Они приходили группами:      по шесть зверей в группе. Первая группа принесла три килограмма мяса. Каждая следующая приносила в два раза больше мяса, чем предыдущая и ещё три килограмма.

 Составь закономерность и вычисли, сколько килограммов мяса собрали 36 зверей?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Русский язык

  1. Анаграммы – это слова, которые получаются при обратном чтении слова или при перестановке в нём слогов и букв. Переставьте буквы в приведённых словах так, чтобы получились новые слова.

Сон ___________, стук ____________, коршун ______________________,

глуп ______________, марш ______________, вес ____________,

ноги  _______________, Рига ________________, камыш _________________.

  1. Мама стала диктовать список продуктов, которые надо купить. Дочка быстро записывала и там, где сомневалась, пропускала букву или несколько букв, чтобы не написать с ошибками. Помоги девочке.

М….к….роны,  м….л….ко,  см….тана,  б….тон,  к…фир,  в….рм….шель,  ….всяные    хлоп….я,  тв….ро….,   к….лб….са,   п….ченье.

  1. Закончи пословицы и поговорки.

Волков бояться - ______________________________________________.

Готовь сани летом, ____________________________________________.

Один в поле___________________________________________.

Первый блин ___________________________________________.

  1. Какой пример не является словосочетанием?

кончил дело;                  чудесный день;                           вдали от берега;        

красный и синий;          в солнечный день;                      падают на землю

Выпиши его________________________________________________

Литературное чтение

  1. Соедини фамилии авторов и их произведения.

      1    К. Чуковский                            А     «Крокодил Гена и его друзья»

      2    С. Михалков                             Б      «Федорино горе»

      3    Э. Успенский                            В       «Снежная королева»

      4    А. Пушкин                                 Г    «Дядя Степа»

      5    Г.Х. Андерсен                           Д   «Конёк-Горбунок»

      6    П. Ершов                                    Е   «Сказка о рыбаке и рыбке»

Запиши получившиеся пары

(цифра-буква)____________________________________________________

  1. Русский язык богат меткими словами, которые выражают положительную или отрицательную характеристику лица (человека) или предмета. Очень часто для сравнения используются названия животных. Каких? Узнай и запиши.

Например: Горько жаловаться – Выть волком.

Суетиться, хлопотать –                 Кружиться как ______________________ в колесе.

Проучить, пригрозить –                Показать, где ______________________зимуют.

Вяло, неторопливо –                      Как сонная __________________________________.

Стремиться выполнить сразу несколько разных дел –  Гоняться за двумя ____________.

Заранее делить прибыль в еще не осуществленном деле – Делить шкуру неубитого __________ .

Увлеченно говорить –                                  Заливаться ___________________.

Слегка, наскоро утолить голод –               Заморить ________________________.

Приобретать нечто неизвестное –            Покупать _________в мешке.

  1. При наборе поэтических строк произошёл сбой: все строки перемешались, оказавшись не на своих местах. Ваша задача – восстановить их порядок, назвав верную последовательность строк.

1. Пора, красавица, проснись:

2. Мороз и солнце; день чудесный

3. Открой сомкнуты негой взоры  

4.  Еще ты дремлешь, друг прелестный —

(А.С. Пушкин)                         Правильная последовательность: ________________

  1. Толстый тополь у ворот.
  2. Сразу в памяти встаёт
  3. Старый дом, в саду смородина
  4.  Если скажут слово «родина»

(З. Александрова)                 Правильная последовательность: ________________

Окружающий мир

  1. Составь пословицу о растениях, используя слова:

  береги,  нет,  не  губи,   леса,   мало,    леса,  посади,  леса

Запиши, начиная со слова:

Много_______________________________________________________________

  1.  Разгадайте анаграммы и узнайте, какие деревья растут в лесах Подмосковья.

ИНОАС - _____________                            АОХЬЛ - _____________________

СЬНЯЕ - ______________                           ЕБРАВ - ______________________

  1. Название  какого ядовитого растения связано                                

с названием птицы - ___________________________

с названием зверя - ____________________________

  1. Отгадай, каких животных так называют.

Серый разбойник. _________________ Лесной доктор. _______________________

Пернатая кошка. _______________Косолапый. _____________________________

Сохатый. ____________________Патрикеевна. _____________________________

математика

русский язык

литературное чтение

Окружающий мир

итого

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

1

2

3

4



Предварительный просмотр:

Конкурс «Умники и умницы» 2016/2017 уч./г

Школьный тур 3 класс

Математика.

  1. Установи правило, по которому составлен ряд чисел, и продолжи его, записав 3 числа.

3, 5, 9, 17, 33, 65, 129, 257 (5 баллов: по 1 баллу за число, 2 балла за найденную закономерность)

  1. У Тани и Коли было по 12 карандашей. Таня отдала Коле 3 карандаша. На сколько карандашей у Коли стало больше, чем у Тани?

Ответ: У Коли стало на 6 карандашей больше. (У Коли было 12 + 3=15; У Тани было 12- 3=9; 15 – 9=6) (2 балла)

  1. У Незнайки было пять целых груш, шесть половинок да восемь четвертинок. Сколько всего груш было у Незнайки? Напиши ответ. 10 груш (3 балла)

Русский язык

  1. Подчеркни слова, в которых все согласные звуки – твёрдые.

 Водит, стучат, пашешь, верит, смех, губы, мел, можешь, матч. (3 балла)

  1. Вставь пропущенные буквы.

                Я ружьишко   зарЯдил,

                Им  мОркоВку  прорЕдил,

                В  огОроде    увИдал,

                Как  кустарник  увЯдал. (5 баллов; за каждую допущенную ошибку минус 1 балл)

  1. Вместо пропусков вставь слово, которое служило бы окончанием первого и началом втopoгo слова.

           при ( БОР ) ец,              каб (ЛУК ) окошко,

           часто(КОЛ )ос,             ме(ШОК)олад            (4 балла)

Литературное чтение

1. Вспомни, героям какой сказки понадобился этот предмет. Соедини предмет и сказку.

  1. Зонтик                                                               А.     «Дикие лебеди»
  2. Санки                                                                 Б.    «Стойкий оловянный солдатик»
  3. Скорлупа грецкого ореха                             В.    «Оле-Лукойе»
  4. Крапива                                                             Г.   «Снежная королева»
  5.  Бумажный кораблик                                     Д.     «Дюймовочка»

 Запиши пары (цифра и буква) : 1 – В, 2 – Г, 3 – Д, 4 - А, 5 – Б. (5 баллов)

2.  Из слогов собери пословицу.  

Хорошая книга – лучший друг.   (2 балла)

3.   Узнай сказку. (2 балла)

а) Героиня этой сказки, воспользовавшись случайной денежной находкой, не только сделала выгодную покупку к своему дню рождения, но и удачно вышла замуж за отважного фонарщика. Что это за сказка?

М

у

х

а

-

ц

о

к

о

т

у

х

а

б) Герои этой сказки – летающие похитители детей. Воспользовавшись человеческой беспечностью, летающие злодеи украли маленького мальчика и отдали его Бабе-Яге. Сестре несчастного ребенка пришлось пройти суровые испытания, чтобы не только спасти брата, но и вновь не попасть в лапы похитителей. Что это за сказка?

г

у

с

и

-

л

е

б

е

д

и

                                                                 

Окружающий мир

1.        Собери из букв как можно больше названий деревьев (букву в слове можно брать только один раз):

О    Т    Л    К    Е    Р    С    Я    И    П    Б    В   Ё    Н    А    Ь  

Ответ: осина, рябина, клён, липа, ель (ёлка), ива, верба, слива, яблоня и т. д.

(0,5 б за каждое слово, максим 5 баллов)

2. Из букв каждой тройки слов составьте название гриба.

диво + пони + сок= ___подосиновик_________________________

хор + ум + ом =___мухомор_____________________________

лён + ас + ком = __маслёнок_____________________________(3 балла)

3. Вставь пропущенные стадии развития животных:

а) икринка, малек, __рыба__; б) яйцо, личинка,  куколка,  бабочка;

в) икринка, __головастик_, лягушка;               (3 балла)



Предварительный просмотр:

Конкурс «Решай-ка» 2016/2017 уч./г

муниципальный тур 3 класс

Математика.

  1. На витрине магазина разложены апельсины и мандарины в виде треугольника. В первом ряду — один апельсин, во втором — два мандарина, в третьем — три апельсина, в четвертом – четыре мандарина и т. д. Сколько лежало мандаринов, если всего было 20 рядов?

 (Ответ: 110 мандаринов)      ( 4 балла за развернутое решение)

  1. Из проволоки согнули два квадрата. Если их приложить друг к другу, то получится прямоугольник, длины сторон которого равны 3 дм и 6 дм. Сколько дециметров проволоки израсходовали на два квадрата? (Ответ: 24 дм израсходовали проволоки на два квадрата) (4 балла)

  1. Крош, Ёжик и Бараш зарыли секретики.      Крош сказал: «Я зарыл синий секретик!».

Ёжик сказал «Нет, это Бараш зарыл синий секретик!».  А Бараш промолчал.

Кто зарыл синий секретик, если синий секретик только один и все сказали неправду»

(Ответ: Крош сказал неправду, следовательно, это не он зарыл секретик. Ёжик сказал неправду, следовательно, Бараш не зарывал синего секретика. Значит, зарыл синий секретик Ёжик.) (3 балла)

  1. 36 зверей собрали подарок Льву на день рождения. Они приходили группами:      по шесть зверей в группе. Первая группа принесла три килограмма мяса. Каждая следующая приносила в два раза больше мяса, чем предыдущая и ещё три килограмма.

 Составь закономерность и вычисли, сколько килограммов мяса собрали 36 зверей?

(Ответ: 3 + 9 + 21 +45 + 93 +189= 360) (3 балла)

Русский язык

  1. Анаграммы – это слова, которые получаются при обратном чтении слова или при перестановке в нём слогов и букв. Переставьте буквы в приведённых словах так, чтобы получились новые слова.

Сон  - нос, стук – куст,  коршун – шнурок,  глуп - плуг, марш  - шарм, шрам, вес – сев, все,  ноги – огни, гони, Рига – игра,  камыш  - мышка. (5 баллов)

  1. Мама стала диктовать список продуктов, которые надо купить. Дочка быстро записывала и там, где сомневалась, пропускала букву или несколько букв, чтобы не написать  с ошибками. Помоги девочке.

Макароны,  молоко,  сметана,  батон,  кефир,  вермишель,  овсяные хлопья,  творог,   колбаса,   печенье. (5 баллов)

  1. Закончи пословицы и поговорки.

Волков бояться -  в лес не ходить.                  Готовь сани летом, а телегу - зимой.

Один в поле не воин.                                         Первый блин  комом. (4 балла)

  1. Какой пример не является словосочетанием?

кончил дело;     чудесный день;     вдали от берега;        

красный и синий;   в солнечный день; падают на землю

Выпиши его___ красный и синий _________ (2 балла)

Литературное чтение

  1. Соедини фамилии авторов и их произведения.

      1    К. Чуковский                            А     «Крокодил Гена и его друзья»

      2    С. Михалков                             Б      «Федорино горе»

      3    Э. Успенский                            В       «Снежная королева»

      4    А. Пушкин                                 Г    «Дядя Степа»

      5    Г.Х. Андерсен                           Д   «Конёк-Горбунок»

      6    П. Ершов                                    Е   «Сказка о рыбаке и рыбке»

Запиши получившиеся пары  (цифра-буква)___

1 - Б, 2 – Г,  3 – А,  4 -  Е, 5 – В, 6 – Д  (3 баллов)

  1. Русский язык богат меткими словами, которые выражают положительную или отрицательную характеристику лица (человека) или предмета. Очень часто для сравнения используются названия животных. Каких? Узнай и запиши.

Например: Горько жаловаться – Выть волком.

Суетиться, хлопотать – Кружиться как ___белка_____в колесе.

Проучить, пригрозить – Показать, где ____раки___зимуют.

Вяло, неторопливо – Как сонная ___муха_____.

Стремиться выполнить сразу несколько разных дел – Гоняться за двумя __зайцами.

Заранее делить прибыль в еще не осуществленном деле – Делить шкуру неубитого _медведя___ .

Увлеченно говорить – Заливаться __соловьём.

Слегка, наскоро утолить голод – Заморить __червячка__.

Приобретать нечто неизвестное – Покупать _кота__в мешке.

(4 балла: по 0,5 б. за каждый правильный ответ)

  1. При наборе поэтических строк произошёл сбой: все строки перемешались, оказавшись не на своих местах. Ваша задача – восстановить их порядок, назвав верную последовательность строк.

1. Пора, красавица, проснись:

2. Мороз и солнце; день чудесный

3. Открой сомкнуты негой взоры  

4.  Еще ты дремлешь, друг прелестный —

(А.С. Пушкин)

Правильная последовательность: _2, 4, 1, 3.

  1. Толстый тополь у ворот.
  2. Сразу в памяти встаёт
  3. Старый дом, в саду смородина
  4.  Если скажут слово «родина»

(З. Александрова)

Правильная последовательность: _4,2,3,1.__   (4 балла: по 2 балла )

Окружающий мир

  1. Составь пословицу о растениях, используя слова:

  береги,  нет,  не  губи,   леса,   мало,    леса,  посади,  леса

Запиши, начиная со слова:

Много леса — не губи, мало леса — береги, нет леса — посади. (2 балла)_

  1.  Разгадайте анаграммы и узнайте, какие деревья растут в лесах Подмосковья.

ИНОАС - _осина____________                            АОХЬЛ - ____ольха_________________

СЬНЯЕ - _____ясень_________                           ЕБРАВ - ____верба__(4 балла)

  1. Название  какого ядовитого растения связано                                

с названием птицы – вороний глаз___________________________

с названием зверя - _волчье лыко__(2 балла)

  1. Отгадай, каких животных так называют.

Серый разбойник. _волк________________ Лесной доктор. __дятел____________

Пернатая кошка. __сова (филин)_____ Косолапый. _медведь____________

Сохатый. ___лось_____   Патрикеевна. ___лиса____________   (3 балла)

Окружающий мир

  1. Составь пословицу о растениях, используя слова:

  береги,  нет,  не  губи,   леса,   мало,    леса,  посади,  леса

Запиши, начиная со слова:

Много леса — не губи, мало леса — береги, нет леса — посади. (2 балла)_

  1.  Разгадайте анаграммы и узнайте, какие деревья растут в лесах Подмосковья.

ИНОАС - _осина____________                            АОХЬЛ - ____ольха_________________

СЬНЯЕ - _____ясень_________                           ЕБРАВ - ____верба__(4 балла)

  1. Название  какого ядовитого растения связано                                

с названием птицы – вороний глаз___________________________

с названием зверя - _волчье лыко__(2 балла)

  1. Отгадай, каких животных так называют.

Серый разбойник. _волк________________ Лесной доктор. __дятел____________

Пернатая кошка. __сова (филин)_____ Косолапый. _медведь____________

Сохатый. ___лось_____   Патрикеевна. ___лиса____________   (3 балла)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метапредметное занятие по русскому языку 2 класс "Слова отвечающие на вопрос что делать?, что сделать?"

Данное занятие проведено в день метапредметного осознания по теме "Вода"...

Рабочая программа метапредметного проекта "Мир моих увлечений" (3 класс)

Программа рассчитана на 1 час в неделю (34 учебные темы)....

Рабочая программа метапредметного проекта "Путешествие в космос" (3 класс)

Программа рассчитана на 1 час в неделю (34 учебные темы)....

Рабочая программа метапредметного проекта "Я - исследователь" для 4 класса

Данная программа разработана в соответствии с основными приоритетами школы и ориентирована на решение практических задач исследовательского обучения в начальной школе. Предусмотрен диалог с ребён...

Рабочая программа метапредметного проекта «Я в обществе» 3 класс

Рабочая программа метапредметного проекта «Я в обществе» 3 класс...

Оценивание метапредметных результатов обучения в 1-м классе (2- классе)

Таблица для оценивания  метапредметных результатов обучения в 1-м  и во 2 классах...