Программа внеурочной деятельности как возможность поликультурного образования школьников.
методическая разработка (3 класс)
Как показывает практика работы в школе, дети младшего и среднего школьного возраста способны не только воспринимать информацию об исторических событиях, но и испытывать эмоциональное сопереживание сверстникам определенной исторической эпохи, понимать значение данных событий в культурном контексте.
Особенность программы, реализуемой автором, заключается в ее структурной сложности: развитие познавательных процессов происходит на культурно-историческом, в том числе языковом, материале.
При разработке программы одним из основополагающих аспектов ее успешной реализации было погружение детей в изучаемую культурно-историческую, языковую среду, подача материала с позиции сверстника (что он знал о мире, во что верил, во что играл, какие у него были бытовые условия жизни), добиваясь понимания единства человека и культурной среды.
Первое погружение происходит в среду сказок. Детям младшего школьного возраста близок и понятен материал сказок, и в то же время этот материал дает много возможностей для поликультурного образования.Остается актуальным суждение ученого-фольклориста В.Я. Проппа о том, что в сказке художественно выражено мировоззрение народа.
Во-первых, дети учатся анализировать характер сказочных героев и, кроме деления их на "плохих" и "хороших", понимать невозможность в некоторых случаях однозначного отнесения к "своим" или "чужим".Так, Баба-Яга или волк могут быть как враждебны, так и помогать героям сказок. Во-вторых, дети на примере сказочного наследия знакомятся с самобытностью культур различных народов. Почему в русских народных сказках есть Змей Горыныч, но нет гномов, джинов, драконов. И в третьих, дети младшего школьного возраста на культурном материале сказок знакомятся с универсальными культурными ценностями - любовь к Родине, добро, правда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti.docx | 22.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности как возможность поликультурного образования школьников.
Как показывает практика работы в школе, дети младшего и среднего школьного возраста способны не только воспринимать информацию об исторических событиях, но и испытывать эмоциональное сопереживание сверстникам определенной исторической эпохи, понимать значение данных событий в культурном контексте.
В ГБОУ СОШ 692 Калининского района уже три года реализуется программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности "Мой сверстник". Для параллели первых классов - "Мой сверстник из сказки", вторых - "Мой сверстник:современный мир//каменный век", третьих - "Мой сверстник из Древнего Новгорода", и четвертых - "Мой сверстник из будущего".Программа разработана педагогом-психологом школы и учителем начальных классов Царун О.Ю.
Особенность данной программы заключается в ее структурной сложности: развитие познавательных процессов происходит на культурно-историческом, в том числе языковом, материале.
При разработке программы одним из основополагающих аспектов ее успешной реализации было погружение детей в изучаемую культурно-историческую, языковую среду, подача материала с позиции сверстника (что он знал о мире, во что верил, во что играл, какие у него были бытовые условия жизни), добиваясь понимания единства человека и культурной среды.
Первое погружение происходит в среду сказок. Детям младшего школьного возраста близок и понятен материал сказок, и в то же время этот материал дает много возможностей для поликультурного образования.Остается актуальным суждение ученого-фольклориста В.Я. Проппа о том, что в сказке художественно выражено мировоззрение народа.
Во-первых, дети учатся анализировать характер сказочных героев и, кроме деления их на "плохих" и "хороших", понимать невозможность в некоторых случаях однозначного отнесения к "своим" или "чужим".Так, Баба-Яга или волк могут быть как враждебны, так и помогать героям сказок. Во-вторых, дети на примере сказочного наследия знакомятся с самобытностью культур различных народов. Почему в русских народных сказках есть Змей Горыныч, но нет гномов, джинов, драконов. И в третьих, дети младшего школьного возраста на культурном материале сказок знакомятся с универсальными культурными ценностями - любовь к Родине, добро, правда.
Цель программы, реализуемой на параллели вторых классов, заключается в развитии процесса обобщения, умения за внешними очевидными признаками предметов видеть существенные неизменные признаки, которые позволяют отнести данные предметы к определенной группе. Например, внешние признаки яблока – круглое, красное. Существенный признак яблока – оно съедобное. При изучении каждой темы дается параллель с жизнью ребенка из каменного века. Особенность яблок в каменном веке – маленький размер и кислый вкус, основное занятие ребенка - собирательство.
Третьеклассники анализируют и классифицируют уже не только предметы, но и культурные единицы (приметы, суеверия, представления о мироустройстве), отвечают на вопрос – почему в каменный век любое значимое действие должно было получить одобрение старших, старейшин, а в средние века – богов?
Программа для параллели четвертых классов «Мой сверстник из будущего» учит детей анализировать происшедшие и происходящие изменения как в предметах окружающего мира, так и в культуре, понимать закономерности этих изменений и относиться (вследствие этого понимания) терпимее к межкультурным различиям. И в то же время – видеть за изменениями неизменность культурных универсальных ценностей (гуманизм, толерантность).
Реализуемые программы дают детям кроме расширения кругозора, углубления исторических знаний, понимания межкультурных отличий в как прошлом, так и в современном мире, также и представление о существовании меж- инадкультурных ценностей.
Погружение в культурную среду позволяет ощутить и осознать ограничения, накладываемые принадлежностью к определенной культуре и воспитанием, в том числе собственной (той культуры, к которой принадлежит ребенок).
Обогащение культурно-историческими знаниями приводит к тому, что патриотизм, чувство гордости за родную страну развивается естественно, становясь частью духовно-нравственного мира ребенка, встраиваясь в структуру его личности.
Список литературы.
- Миронова Т. Необычайное путешествие в Древнюю Русь. Грамматика лревнерусского языка для детей и взрослых. Издательство: Мещерякова ИД, 2011.
- Пропп В.Я. Морфология/ Исторические корни волшебной сказки. М., Лабиринт, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Развитие пространственного мышления младших школьников через практическую работу с конструктором для объемного моделирования ТИКО"
Dasha_s_konstruktorom.jpgПрограмма внеурочной деятельности "Развитие пространственного мышления младших школьников через практическую работу с конструктором для объемного моделирования ТИКО", к...
Семинар – практикум к педсовету «Реализация программ внеурочной деятельности в работе с младшими школьниками»
В статье представлена классификация результатов внеурочной деятельности учащихся по трём уровням....
Примерные программы внеурочной деятельности Начальное и основное образование
Примерные программы внеурочной деятельности Начальное и основное образование, под редакцией В.А.Горского...
Рабочая программа внеурочной деятельности по английскому языку для школьников 9-10 лет "Путешествие в английский"
Рабочая программа ориентирована на преодоление у детей языкового барьера,социализацию, осознание возможностей личностного общения на иностранном языке посредством игры, драматизации, проектной деятель...
Рабочая программа внеурочной деятельности психолого-педагогического сопровождения младших школьников с особыми образовательными потребностями «Познай-ка»
Проблема помощи детям с особыми образовательными потребностями (с задержкой психического развития) приобрела в последние годы особую актуальность. По данными Министерства образования РФ, среди детей п...
Программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" для младших школьников (3 класс)
Занятия внеурочной деятельности по математике помогают установлению личности школьника, развитию его творческих способностей, мотивации к учению, формированию ж...
Программа внеурочной деятельности "Проектные задачи для младших школьников"
Программа «Проектные задачи младших школьников» тесно связана с содержанием предметных программ и программ внеурочной деятельности, реализуемых в начальном образовании, что позволяет компл...