Личная компентность школьника и методы её оценивания
статья (1, 2, 3, 4 класс)
В данной статье рассматриваются виды и содержание личностных компетенций школьников в свете современных требований новых образовательных стандартов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lichnostnaya_kompetentnost_shkolnika_i_metody_eyo_otsenivaniya._doklad_na_mo.docx | 25.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Алексеевская общеобразовательная школа-интернат»
Сообщение на тему:
«Личностная компетентность школьника
и методы её оценивания».
Подготовила: Черниченко В.М.
Март, 2018 г.
Главная задача современной системы образования — создание условий для качественного обучения. В «Компетенции модернизации российского образования на период до 2010 года» зафиксировано положение о том, что «...общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования».
Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использование этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуации.
Компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим меняется, точнее, по- иному определяется система методов обучения. В основе отбора и конструирования методов обучения лежит структура состветствутоших компетенций и функции, которые они выполняют в образовании. Рассмотрим основания для отбора и конструирования методов обучения в компетентностном подходе. Для этого определим понятие компетенций и компетентностей, обозначим их структуру, функции.
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, закончивших начальную школу.
1. Предметные (знания о сущности и особенностях объектов и явлений действительности, умение решать предметные задачи).
2. Личностные (формирование мотивации к обучению, способность к саморазвитию, социальные компетенции).
3. Метапредметные (освоение универсальных учебных действий, в том числе коммуникативных, формирование информационной компетенции).
Согласно программе внедрения компетентностно ориентированного подхода в учебно-воспитательный процесс выделяют следующие ключевые компетентности.
1. Познавательная компетентность:
– учебные достижения;
– интеллектуальные задания;
– умение учиться и оперировать знаниями.
2. Личностная компетентность:
– развитие индивидуальных способностей и талантов;
– знание своих сильных и слабых сторон;
– способность к рефлексии;
– динамичность знаний.
3. Самообразовательная компетентность:
– способность к самообразованию, организации собственных приемов самообучения;
– ответственность за уровень личной самообразовательной деятельности;
– гибкость применения знаний, умений и навыков в условиях быстрых изменений;
– постоянный самоанализ, контроль своей деятельности.
4. Социальная компетентность:
– сотрудничество, работа в команде, коммуникативные навыки;
– способность принимать собственные решения, стремиться к осознанию собственных потребностей и целей;
– социальная целостность, умение определить личностную роль в обществе;
– развитие личностных качеств, саморегулирование.
5. Компетентное отношение к собственному здоровью:
– соматическое здоровье;
– клиническое здоровье;
– физическое здоровье;
– уровень валеологических знаний.
Важнейшей ключевой компетентностью младших школьников является информационная компетентность, так как умение работать с информацией становится ключевым интеллектуальным умением и наша задача формировать умение работать с информацией разных видов: текстовой, иллюстративной, графической, звуковой, мультимедийной.
№ | Показатели сформированности информационной компетентности | Средства оценивания |
1. | Компьютерная грамотность учащихся | Практическая работа |
2. | Умение пользоваться различными источниками информации | Интегрированные самостоятельные работы |
3. | Умение переводить информацию из одного вида в другую | Творческие задания |
Электронные учебные материалы, воспроизводимые на компьютере, установленном в классе, применяются с целью расширения видов учебной деятельности, развития общеучебных умений и навыков, создания условий для индивидуализации обучения.
В реальной жизни наши ученики большую часть времени проводят в малых группах: в школах, дома, в семье, с друзьями. Возникает проблема общения, умения осуществлять совместную деятельность, принимать самостоятельные и совместные решения, идти на компромисс, то есть совместная деятельность занимает значительную часть жизни младших школьников. В современном мире наиважнейшим умением является умение общаться. Договариваться, выстраивать свои отношения с партнёрами, осваивать принятые в обществе нормы поведения, понимать других, толерантно относиться к другой точке зрения – это то, чему необходимо учить воспитанников, формируя коммуникативную компетентность
№. | Показатели сформированности коммуникативной компетентности | Средства оценивания |
1. | Умение общаться и работать в группе | Результативность при работе в команде |
2. | Умение доносить свою позицию до других, владеть всеми видами речевой деятельности | Создание текстов разных речевых жанров (устных и письменных) |
Воспитанники живут в социуме и необходимо создать условия для их социализации. Важно научить детей решать типовые жизненные ситуации, связанные с выполнением типичных ролей ученика, товарища, члена семьи, ведь каждому ученику в будущем предстоит выполнять три главные роли реальной жизни – гражданина, работника, семьянина.
№ | Показатели сформированности социальной компетентности | Средства оценивания |
1 | Позитивная внеурочная деятельность | Занятость учеников в учреждениях дополнительного образования и результативность в конкурсах и соревнованиях |
2 | Правовая культура учеников, благоприятный психологический климат | Отсутствие правонарушений у учащихся, мониторинг психолога, отзывы учеников |
3 | Активное участие учащихся в жизни школы и местного социума | Результативность участия в социально направленных мероприятиях |
4 | Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность для передачи социального опыта | Удовлетворенность родителей результатами формирования социальной компетентности учащихся, отзывы родителей и выпускников |
5 | Культура здоровья учеников | Занятость учеников в спортивных секциях, мониторинг психолога, врача школы |
6 | Самоуправление класса | Действующая система самоуправления класса |
Таким образом, формируя информационную, коммуникативную и социальную компетентности учащихся начальной школы, я осуществляю развитие личностной компетентности младших школьников, готовя их к успешной жизни в современном обществе, что соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Личностная компетентность школьника и методы её оценивания"
В статье говорится о развитии личностных и социальных компетенций младших школьников в условиях введения ФГОС второго поколения....
Личностная компетентность школьника и методы её оценивания
Выступление на ШМО начальных классов. Презентация....
Личностная компетентность младших школьников и методы ее оценивания
Выступление на заседании кафедры учителей начальных классов...
Доклад На тему: «Личностная компетентность школьника и методы её оценивания.»
Развитие личностных компетентностей младших школьников в условиях введения ФГОС второго поколения...
Личностная компетентность школьников и методы её оценивания
Выступление на ШМО...
Личностная компетентность школьника и методы ее оценивания
выступление на РМО учителей начальных классов...