Личная компентность школьника и методы её оценивания
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Черниченко Валентина Михайловна

В данной статье рассматриваются виды и содержание личностных компетенций школьников в свете современных требований новых образовательных стандартов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Алексеевская общеобразовательная школа-интернат»

Сообщение на тему:

«Личностная компетентность школьника

и методы её оценивания».

Подготовила: Черниченко В.М.

Март, 2018 г.

Главная задача современной системы образования — создание условий для качественного обучения. В «Компетенции модернизации российского образования на период до 2010 года» зафиксировано положение о том, что «...общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования».

Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использование этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуации.

Компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим меняется, точнее, по- иному определяется система методов обучения. В основе отбора и конструирования методов обучения лежит структура состветствутоших компетенций и функции, которые они выполняют в образовании. Рассмотрим основания для отбора и конструирования методов обучения в компетентностном подходе. Для этого определим понятие компетенций и компетентностей, обозначим их структуру, функции.

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, закончивших начальную школу.

1.        Предметные (знания о сущности и особенностях объектов и явлений действительности, умение решать предметные задачи).

2.        Личностные (формирование мотивации к обучению, способность к саморазвитию,  социальные компетенции).                                            

3.        Метапредметные (освоение универсальных учебных действий, в том числе коммуникативных, формирование информационной компетенции).

Согласно программе внедрения компетентностно ориентированного подхода в учебно-воспитательный процесс выделяют следующие ключевые компетентности.

1. Познавательная компетентность:

– учебные достижения;

– интеллектуальные задания;

– умение учиться и оперировать знаниями.

2. Личностная компетентность:

– развитие индивидуальных способностей и талантов;

– знание своих сильных и слабых сторон;

– способность к рефлексии;

– динамичность знаний.

3. Самообразовательная компетентность:

– способность к самообразованию, организации собственных приемов самообучения;

– ответственность за уровень личной самообразовательной деятельности;

– гибкость применения знаний, умений и навыков в условиях быстрых изменений;

– постоянный самоанализ, контроль своей деятельности.

4. Социальная компетентность:

– сотрудничество, работа в команде, коммуникативные навыки;

– способность принимать собственные решения, стремиться к осознанию собственных потребностей и целей;

– социальная целостность, умение определить личностную роль в обществе;

– развитие личностных качеств, саморегулирование.

5. Компетентное отношение к собственному здоровью:

– соматическое здоровье;

– клиническое здоровье;

– физическое здоровье;

– уровень валеологических знаний.

Важнейшей  ключевой компетентностью младших школьников является информационная компетентность, так как умение работать с информацией становится ключевым интеллектуальным умением и наша задача формировать умение работать с информацией разных видов: текстовой, иллюстративной, графической, звуковой, мультимедийной.

     Показатели сформированности информационной компетентности

      Средства оценивания

1.

Компьютерная грамотность учащихся

Практическая  работа

2.

Умение пользоваться различными источниками информации

Интегрированные самостоятельные работы

3.

Умение переводить информацию из одного вида  в  другую

Творческие задания

        Электронные учебные материалы, воспроизводимые на компьютере, установленном в классе, применяются с целью расширения видов учебной деятельности, развития общеучебных умений и  навыков, создания условий для индивидуализации обучения.

В реальной жизни наши ученики большую часть времени проводят в малых группах: в школах,  дома, в семье, с друзьями. Возникает проблема общения, умения  осуществлять совместную деятельность, принимать самостоятельные и совместные решения, идти на компромисс, то есть совместная деятельность занимает значительную часть жизни младших школьников. В современном мире наиважнейшим умением является умение общаться. Договариваться, выстраивать свои отношения с партнёрами, осваивать принятые в обществе нормы поведения, понимать других, толерантно относиться к другой точке зрения – это то, чему необходимо учить воспитанников, формируя коммуникативную компетентность

.

      Показатели сформированности коммуникативной компетентности

    Средства оценивания

1.

Умение  общаться и работать в группе

Результативность при работе в команде

2.

Умение  доносить свою позицию до других, владеть всеми видами речевой деятельности

Создание текстов разных речевых жанров (устных и письменных)

      Воспитанники живут в социуме и  необходимо создать условия для их  социализации. Важно научить детей решать типовые жизненные ситуации, связанные с выполнением типичных ролей ученика, товарища, члена семьи,  ведь каждому ученику в будущем предстоит выполнять три главные роли реальной жизни – гражданина, работника, семьянина.

Показатели сформированности социальной компетентности

Средства оценивания

1

Позитивная внеурочная деятельность

Занятость учеников в учреждениях дополнительного образования и результативность в конкурсах и соревнованиях

2

Правовая культура учеников, благоприятный психологический климат

Отсутствие правонарушений у учащихся, мониторинг психолога, отзывы учеников

3

Активное участие учащихся в жизни школы и местного социума

Результативность участия в социально направленных мероприятиях

4

Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность для передачи социального опыта

Удовлетворенность родителей результатами формирования социальной компетентности учащихся, отзывы родителей и выпускников

5

Культура здоровья учеников

Занятость учеников в спортивных секциях, мониторинг психолога, врача школы

6

Самоуправление класса

Действующая система самоуправления класса

          Таким образом, формируя информационную, коммуникативную и социальную  компетентности учащихся начальной школы, я осуществляю развитие личностной компетентности младших школьников, готовя их к успешной жизни в современном обществе, что соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Личностная компетентность школьника и методы её оценивания"

В статье говорится о развитии   личностных и социальных компетенций младших школьников в условиях введения ФГОС второго поколения....

Личностная компетентность школьника и методы её оценивания

Выступление на ШМО начальных классов. Презентация....

Личностная компетентность младших школьников и методы ее оценивания

Выступление на заседании кафедры учителей начальных классов...

Доклад На тему: «Личностная компетентность школьника и методы её оценивания.»

Развитие   личностных компетентностей младших школьников в условиях введения ФГОС второго поколения...

Личностная компетентность школьника и методы ее оценивания

выступление на РМО учителей начальных классов...