«Работа с родителями в начальной школе».
статья (3 класс)
Алексеева Е.Н., учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 91 Санкт-Петербурга
Статья «Работа с родителями в начальной школе» (из опыта моей работы)
Аннотация
В течение моего долгого опыта работы учителем сложилась система работы с родителями.
Очень важным направлением в работе является духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования «По ступенькам взросления», целью которого является воспитание и социально-педагогическая поддержка становления и духовно-нравственного развития личности младшего школьника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_roditelyami.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Алексеева Е.Н., учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 91 Санкт-Петербурга
Статья «Работа с родителями в начальной школе» (из опыта моей работы)
В течение моего долгого опыта работы учителем сложилась система работы с родителями.
Очень важным направлением в работе является духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования «По ступенькам взросления», целью которого является воспитание и социально-педагогическая поддержка становления и духовно-нравственного развития личности младшего школьника.
Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся:
- формирование патриотических ценностей, способности к духовному развитию на основе нравственных установок и моральных норм;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата, реализации творческого потенциала;
- развитие навыков сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
Для организации совместной деятельности классного руководителя и родителей считаю необходимым использовать активные формы взаимодействия с семьями учеников, поддерживать инициативу родителей в делах класса и школы. При этом добиваться того, чтобы дети с родителями понимали значение тех требований, которые школа предъявляет к семье.
Знакомство с родителями будущих первоклассников происходит часто на этапе предшкольной подготовки, организованной в нашей школе, и первом собрании, где родители знакомятся с нормативными документами учреждения. Затем я составляю план воспитательной работы на год, в который включаю различные мероприятия с участием родителей.
Формы работы с родителями можно разделить на индивидуальные и групповые.
- Индивидуальные консультации, беседы, посещение на дому.
Остановлюсь на групповых, которые имеют место в моем классе.
- Родительские собрания
- Заседания родительского комитета
- Совместные классные часы, праздники
- Подготовка КТД
- Выезды на экскурсии
- Походы
- Участие с детьми в творческих конкурсах
- Консультации по предметам
- Проектная деятельность
Новые для меня формы работы - это Консультации по предметам и Проектная деятельность
Родительские собрания проводятся разные по содержанию.
- Организационные «Права и обязанности родителей»
- Тематические «Трудности адаптации первоклассников» «Первые уроки школьной отметки»
- Обмен мнениями «Первые дни ребенка в школе»
- Беседа с элементами игры «О детской агрессии»
- Собрание-практикум «Как готовить домашнее задание»
- Деловая игра «Поговорим о дружбе»
- Круглый стол «Методы воспитания» «Поощрения и наказания в семье»
Накануне родительского собрания я обычно провожу анкетирование детей, подвожу итоги для себя, а затем эти же вопросы задаю родителям и раздаю им ответы их детей для сравнения. После этого обсуждаем возникшие вопросы, разногласия, и я даю рекомендации или советы родителям, список литературы по проблеме. На мой взгляд, такие родительские собрания проходят очень интересно и полезно. Для подготовки к собраниям использую книгу Н.И.Дереклеевой «Новые родительские собрания».
Провожу собрания 1 раз в четверть, но в1 классе бывает и чаще. На собрании в 1 четверти назначаю родительский комитет по списку учеников (по 6 человек) и предлагаю присоединиться желающих (таких бывает мало), после собрания остаемся с комитетом, определяем план работы и ответственных. В конце года заслушиваем отчет.
Провожу совместные классные часы ко Дню матери, на которых выступают дети, готовят и дарят подарки мамам. К праздникам родители готовят конкурсы и чаепития, мы с ребятами - концерт, подарки.
Помощь
Неоднократно родители оказывали спонсорскую помощь (проводили Ремонт пола в кабинете, приобретение штор).
Сопровождение детей при выездах в театр, цирк, на экскурсии по городу.
Хорошо проходят КТД и становятся традиционными.
- класс - КТД «Вот и стали мы на год взрослей»
- класс - КТД «День семьи» Изготовление плакатов с пословицами о Семье совместно с родителями.
- класс - КТД «День семьи. Моя родословная» (создание проектов)
- класс - КТД Праздник «Прощание с начальной школой»
Родители участвуют вместе с ребятами в школьных, городских и областных творческих конкурсах.
Школьные конкурсы: «Папа, мама, я- спортивная семья», конкурсы на лучшую Новогоднюю игрушку, лучшую стенгазету к какому-либо мероприятию.
Со 2 класса по просьбе родителей проводила Консультации по предметам 2 раза в месяц (был определен день и время); в 3 классе - по мере необходимости (предлагаю время).
Также с 1 класса начинаем учиться вместе с родителями создавать проекты. Первый проект на тему «Моя родословная»
Хорошо налаженное и организованное взаимодействие семьи и школы дает возможность осознать родителям необходимость приобретения новых знаний для развития здоровой и полноценной личности.
Чем активнее будет сотрудничество детей и родителей в урочной и внеурочной деятельности, тем меньше проблем в работе с семьями.
Памятка классному руководителю по взаимодействию с родителями обучающихся
- Создайте условия для общения с родителями, так как им нужна поддержка, помощь, добрый совет.
- Не беседуйте с родителями второпях, на бегу, лучше договоритесь о встрече в другой раз.
- Разговаривайте с родителями спокойным тоном.
- Умейте терпеливо слушать родителей.
- Не спешите с выводами! Обдумайте то, что услышали.
- Помните, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но и хорошее, дающее шанс на будущее.
- Каждая встреча с семьей ученика должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ребенка.
- Активные родители должны быть отмечены классным руководителем и администрацией школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы с родителями учащихся начальной школы
Материал для родителей....
Программа антинаркотической работы с родителями детей начальной школы
Программа антинаркотической работы с родителями детей начальной школы...
Система работы с родителями в начальной школе (из опыта работы)
В материале описаны формы работы с родителями в начальных классах, начиная с Предшкольной подготовки детей....
Система работы с родителями в начальной школе
Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилось под сомнение. Родители являются первыми и...
Обобщение опыта работы по теме "Работа с родителями в начальной школе"
В работе описана система работы учителя начальных классов с родителями, основные методы и приемы....
Система работы с родителями в начальной школе (обобщение опыта работы)
Партнерство семьи и школы – важнейшее условие реализации воспитательных задач в контексте введения новых федеральных образовательных стандартов, которые предполагают общественный договор школы, ...
Формы взаимодействия школы с семьёй, работа с родителями в начальной школе
В работе указаны формы и методы проведения родительских собраний, формы взаимодействия школы с семьёй. Отмечены правила при подготовке к родительским собраниям, и принципы общения с родителями. Предст...