Формы взаимодействия школы с семьёй, работа с родителями в начальной школе
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
В работе указаны формы и методы проведения родительских собраний, формы взаимодействия школы с семьёй. Отмечены правила при подготовке к родительским собраниям, и принципы общения с родителями. Представлены секреты успешного проведения родительского собрания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Формы взаимодействия школы с семьёй,
работа с родителями в начальной школе»
Социальный педагог МБОУ «СШ №27» а. Новая Адыгея
Дробжева Ольга Федоровна
Качество образования – это соотношение цели и результата образовательной деятельности. Оно всегда может быть улучшено.
Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком.
Для того чтобы сотрудничество семьи и школы было тесным:
1) В самом начале работы с родителями нужно изучить социальный статус семьи. Самой распространённой формой знакомства является проведение анкетирования, это поможет выявить количество многодетных, неполных, малообеспеченных семей и т.п. Это пригодиться как для индивидуальной работы с семьями, так и для составления социального паспорта класса и школы.
2) Посещение семьи: наилучшим способом познакомиться с условиями жизни, в которых живёт ребёнок, материальным положением семьи, образом жизни, проверить режим дня ребенка, а также проследить, как ребенок общается и ведет себя, можно только побывав у него дома. Это форма применяется по необходимости.
3) Консультации: данная форма работы с родителями полезна как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же – необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого обучающегося.
4) Телефонный разговор: если нет возможности личной встречи, всегда можно позвонить или наоборот. Применяется письменная форма информирования родителей об успехах их детей, где выставляются отметки, делается запись об опозданиях на уроки и т.д. - дневник ученика.
5) Также, у каждого классного руководителя есть группа наиболее опытных, инициативных родителей - классный родительский комитет. В основном способствует установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса.
6) Родительские собрания. В качестве основного недостатка в организации родительских собраний следует назвать отсутствие разнообразия форм и методов их проведения, следствием чего и бывает низкая посещаемость и активность родителей. Тематика родительских собраний обычно определяется педагогами. Каждое родительское собрание требует от учителя тщательной подготовки, создания своего рода «сценария», для того чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей.
Чем можно заинтересовать родителей на собрании – это нетрадиционные методы:
а) красочные именные пригласительные (можно вовлечь детей для их изготовления);
б) использование интересных упражнений, тренингов, презентации, анкет, фрагментов видеофильмов.
Пример:
Упражнение «Стаканы»
Инструкция: перед Вами три стакана с чистой водой. Представим, что каждый из них - это ребенок, родившийся с чистыми чувствами, у которого еще не сформировались или только начинают формироваться взгляды на мир и представления о нем.
Возьмем первый стакан и оставим его неизменным. Что происходит в этом стакане? Мы не знаем наверняка, что-то может в него попасть без нашего внимания.
Во второй стакан бросим кусочек черной краски и размешаем его. Что произошло в стакане? Вода стала грязной и темной.
В третьей стакан добавим золотой порошок. Что происходит в этом стакане? Вода заиграла золотыми искорками.
Вывод: Так происходит и в воспитании ребенка. Когда мы оставляем его без должного внимания и надзора, он может развиваться и дальше. Но в каком направлении? Когда мы вкладываем в ребенка только «грязь» - крик, нарекания, недовольство им, оскорбления и унижения то ребенок начинает тем же отвечать нам. Когда же мы вкладываем в ребенка внимание, любовь, уважение, то и ребенок отвечает нам доброжелательностью, нормальным гармоничным развитием своей личности. Такова суть СЕКРЕТА воспитания.
в) раздача родителям памяток и буклетов по теме;
г) организовать интересное начало собрания: по теме можно подобрать изречения, сказки, притчи и пр.;
д) проведение собрания в нетрадиционных формах: ролевые игры, диспуты, круглые столы и т.п.;
е) предварительная подготовка к собранию (например, можно попросить детей ответить на вопрос «Что вам запрещают делать родители?). На собрании разобрать этот вопрос в рамках круглого стола;
ж) проведение рефлексии, используя интересные приемы, например:
«Жест дня»
Сидя или стоя, родители демонстрируют свое отношение к результатам собрания соответствующей мимикой или жестом.
«Рисунок дня»
Родители выражают свое отношение к собранию соответствующим рисунком, поясняя, при необходимости, его смысл.
«Цепочка пожеланий»
Предлагается по цепочке обратиться с пожеланиями к себе и другим по итогам взаимодействия, или по поводу предстоящей работы. Можно при этом передавать символ.
Социальному педагогу следует просвещать классных руководителей по вопросам взаимодействия с семьями, интересной организации родительских собраний. Предлагать и рекомендовать!
Основа воспитательной работы в классе – это «союз трёх сердец»: учитель – ученик – родители.
От того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и их родителями зависят и достижения в воспитании и развитии детей. В 6,5 – 7 лет ребёнок приходит впервые в школу – и каждый согласится, что это ещё маленькое существо. Но в тоже время 7 лет – немалый период в воспитании. За это время (до школы) дети приобретают определённые привычки и склонности, хорошие и плохие. И многое здесь зависит от семьи, её культуры, морального уровня, согласия. Семья – первый коллектив ребёнка, естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности. Семья становится не только объектом, но и субъектом взаимодействия. Именно на неё возлагается ответственность за воспитание и обучение детей, семья должна стать социально-активным участником учебно-воспитательного процесса.
Приняв 1 класс, где ребёнок делает свои первые шаги, учитель обязан за упрямыми, не послушными или, напротив, дисциплинированными Сашами, Олями, Машами увидеть ту среду, которая их такими воспитала. А для этого необходимо настолько тактично и сердечно подойти к каждому ученику, чтобы он пустил учителя в свой внутренний мир, чтоб и семья увидела в учителе друга, которому хочется довериться. Лишь при этом условии действительно можно помочь ученику исправиться и развить лучшие черты характера, помочь родителям лучше выполнять свой долг – заботиться о воспитании детей, растить их достойными гражданами нашей страны.
Семья и школа должны вместе воспитывать и обучать ребёнка. Правильно организованная работа с родителями – уже половина успеха в обучении и воспитании учеников.
Ещё до начала учебного года учитель знакомится не только со своими будущими первоклассниками, но и с их родителями, узнавая в личной беседе о положении в семье, индивидуальных особенностях ребёнка (занятия музыкой, способности к рисованию, болезненность, раздражительность, недостатки речи, зрение и т.д.), чтобы с первого же дня работы всё это учесть, не допуская промаха при общении с детьми, рассаживании, развитии возможности каждого.
Основной формой работы с родителями являются родительские собрания. Они проводятся не только для того, чтобы держать родителей в курсе обучения и помочь им в воспитании детей, но и для того, чтобы помочь решить те проблемы, с которыми родители безуспешно пытаются справиться сами.
На первом собрании родителям надо рассказать о режиме дня школьника и роли его выполнения, о необходимых принадлежностях, о специфике учебной программы. В дальнейшем, когда учеников узнаём лучше, беседы с родителями становятся более конкретными и частыми.
Сколько бы это ни отнимало времени и даже сил, учитель должен учить родителей методически правильно помогать детям в учёбе и воспитывать их. На родительских собраниях и в беседах надо внушить родителям, что они такие же воспитатели, как и учителя, лишь с той разницей, что у них не 15 – 20 воспитанников, а гораздо меньше, и они должны выработать в себе такие же качества, какие требуются от учителя: выдержку, терпение, индивидуальный подход к ребёнку, искренний интерес к его делам, высокую моральную принципиальность в личном поведении.
При личных беседах с родителями объектом внимания №1 должны стать родители детей, имеющих проблемы в обучении и развитии. Сложность состоит в том, что очень часто эти родители, опасаясь критики, избегают родительских собраний и классный руководитель, уважая чувства родителей, должен дать понять, что их здесь не судят, а стремятся помочь.
При подготовке к родительским собраниям следует придерживаться следующих правил:
1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей.
2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.
3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.
4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.
Принципы общения с родителями:
● Помнить, что их дети - самое дорогое в жизни. Быть умной и тактичной. Постараться не обидеть и не унизить их достоинство.
● Каждая встреча должна стать для родителей полезной и результативной. Каждое собрание - вооружить их новыми знаниями в области педагогики, психологии, процесса обучения.
● Только в содружестве с родителями можно добиться хороших результатов.
Основа воспитательной работы – союз учителя, родителей и ребёнка. Именно в начальной школе так важен контакт учителя и родителей. Ведь ребёнок – это не только объект, но и субъект воспитательного процесса.
И поэтому главная цель в работе с родителями – всеми доступными средствами достигать взаимодействия, согласия с родителями в воспитании общей культуры, в создании эмоционально-благоприятного климата, ориентирующего на общечеловеческие ценности.
Исходя из цели воспитательной работы с родителями, можно выделить следующие задачи:
1. Организовать психолого-педагогическое просвещение родителей;
2. Создать условия для благополучного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей;
3. Привить культуру быть родителями, владеть приёмами воспитания и взаимодействия с детьми.
Работа с семьей – влияние на воспитательный потенциал семьи; объектом внимания является не сама семья, а семейное воспитание. Здесь необходимо изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи.
Ещё одной формой работы с родителями является психолого-педагогическая диагностика. Без использования такой диагностики невозможно конструктивно спланировать воспитательную работу в детском коллективе, наладить работу с коллективом родителей. Диагностика в работе классного руководителя помогает выявить проблемные ситуации в отдельных семьях, даёт возможность классному руководителю выбрать правильную линию поведения с родителями тех учеников, положение в семье чрезвычайно трудное.
Используя диагностику, необходимо помнить о нравственных аспектах всех своих исследований и руководствуюсь определенными правилами.
Правило первое. Если родители поделились информацией со своими классным руководителем, она не должна быть доступной всем.
Правило второе. Диагностика проблемы предполагает коррекционные действия классного руководителя по изученной проблеме.
Правило третье. Диагностическое исследование не должно ставить своей целью навешивание ярлыков.
Правило четвертое. Диагностическое исследование должно проводиться корректно и располагать к дальнейшему общению с классным руководителем.
Правило пятое. Для детального изучения проблемы одного диагностического исследования мало, необходимо использовать различные виды диагностик, чтобы получить достоверный материал.
Сотрудничество с родителями нельзя выстраивать «на глазок», ориентироваться только на интуицию, необходимо знать особенности современной семьи, ее отношение к школе и переменам в образовании.
Для чего классному руководителю нужна информация о семье?
• Для «отслеживания» и «сопровождения» семьи, это позволит выяснить её особенности и использовать способность воздействовать на ребёнка
• Для привлечения родителей к работе класса
• Для проведения информационно-просветительской работы с родителями, а также для создания информационных материалов для родителей, «родительских памяток».
Что необходимо знать учителю начальной школы о семьях своих учеников?
Социально-демографический портрет семьи.
• Состав семьи.
• Фамилии, имена и отчества отца и матери, их возраст.
• Род занятий родителей и других членов семьи (трудовая занятость родителей: сфера профессиональной деятельности и уровень квалификации).
• Материальная обеспеченность семьи.
• Культурный потенциал семьи: наличие библиотеки, предметов культурного досуга; отношение к искусству, литературе; основные духовные потребности членов семьи.
Круг интересов, хобби членов семьи.
• Образ жизни семьи.
Организация и принципы семейного воспитания.
• Внутрисемейные отношения: доминирующий стиль отношений (демократический, авторитарный, смешанный), микроклимат семьи, обычаи и традиции, лидерство в семье, авторитет взрослых.
• Воспитательная позиция. Преобладающие методы и формы воспитания. Уровень педагогической культуры и самообразования родителей.
Взаимоотношения родителей с классом.
• Участие членов семьи в жизни класса.
• Характер взаимодействия с педагогами, с классным руководителем.
При работе с родителями обязательно надо привлекать родителей в учебно-воспитательный процесс. Для этого используются следующие формы работы:
– дни творчества детей и родителей;
– открытые уроки и внеклассные мероприятия;
– помощь в организации и проведении внеклассных дел;
– совместные праздники;
– творческие лаборатории родителей;
– походы, экскурсии в природу;
– игры-соревнования.
При проведении родительских встреч, собраний нужно знать секреты успешного проведения родительского собрания:
1. Для проведения родительского собрания выбирать наиболее благоприятный день и час и стараться, чтобы на это время ни у учителя, ни у родителей учеников не было запланировано никаких важных дел, интересных телепередач и т.п.
2. Определить одну наиболее важную проблему, касающуюся учеников класса, и на её обсуждении строить разговор с родителями.
3. Особое внимание обратить на размещение родителей в классе. Например, можно расставить столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо видели и слышали друг друга.
4. Подготовить визитки с именами родителей, если они ещё недостаточно хорошо знают друг друга.
5. Вместе с родителями, возможно, придумывать правила для участников собрания. Например:
• снимать верхнюю одежду обязательно;
• не молчать при обсуждении проблемы;
• отвергать предложение (мнение), необходимо вносить встречное;
• называть друг друга по имени и отчеству или только по имени и т.д.
6. Беречь время людей, приглашённых на собрание. С этой целью устанавливать регламент и строго следить за его соблюдением.
7. В ходе собрания использовать игры и групповые формы организации взаимодействия родителей.
8. При обсуждении проблемных вопросов опираться на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей, на мнение членов родительского комитета и совета школы.
9. Стремиться к тому, чтобы на собрании были приняты конкретные решения.
Реализация мероприятий, направленных на организацию взаимодействия с родителями в воспитании подрастающего поколения позволяет:
● Повысить педагогическую культуру родителей как основы раскрытия творческого потенциала родителей;
● Содействовать возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания и восстановлению традиционного уклада жизни;
● Развить систему сотрудничества с семьей в интересах ребёнка;
● Сформировать общие подходы к воспитанию;
● Развить систему совместного изучения личности ребёнка, его психологических особенностей;
● Выработать близкие по сути требований к уровню воспитанности ребёнка;
● Организовать помощь в обучении, физическом и духовном развитии обучающегося;
● Создать благоприятный климат в семье, эмоциональный комфорт для ребёнка в школе и за её пределами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий на уроках в начальной школе "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе »
Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа ...
Формы взаимодействия с родителями в начальной школе.
Мотивация –это побуждение к действию.Мы должны создать такие благоприятные условия, выбрать такие формы взаимодействия с родителями, от которых будут зависеть эффективность самого воздейст...
Новые формы взаимодействия учителя и родителей в начальной школе
Данная статья поможет учителям начальных классов при работе с родителями...
Начальная школа. Методические материалы Материалы в помощь учителям начальной школы, реализующим ФГОС
Переход на пятидневную учебную неделю ведется параллельно с переходом на обновленное содержание образования и может быть осуществлен во всех организациях образования, независимо от видов, типов, форм ...
Информационный проект «Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся начальной школы по курсу окружающего мира в УМК «Начальная школа 21век».
III региональная научно-практическая конференция «Педагогический поиск: теория и практика организации проектной и исследовательской деятельности учащихся»...
Помощь учителя начальной школы в адаптации учащихся при переходе из начальной школы в среднюю.
Помощь учителя начальной школы в адаптации учащихся при переходе из начальной школы в среднюю.Переход детей из начального в среднее звено школы психологи и педагоги уверенно называют кризисом. Для это...
Эффективные формы и методы работы классного руководителя с родителями в начальной школе
Методы и формы работы с родителями...