Выступление на педагогическом совете
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Доклад на тему:
«Роль педагога в управлении качеством образования»
Выполнила:
учитель начальных классов
Тишонко Ирина Юрьевна
Когалым
2015 год.
Роль педагога в управлении качеством образования.
«Управлять — значит, предвидеть,
организовывать, распоряжаться,
координировать и контролировать»
(Анри Файоль)
Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что важнейшим условием обеспечения высокого качества образования являетсяпрофессионализм учителя. Это один из важнейших критериев позволяющих решить проблему повышения качества образования.
Качество образования – это главный показатель престижности образовательного учреждения любого уровня. Под качеством образования (если оценивать весьма упрощённо) понимается определённый уровень освоения учебной программы, уровень физического, психического, нравственного развития, которого учащийся достигает в соответствии с индивидуальными возможностями и стремлениями. Проблема повышения качества образования остается основной проблемой современной школы. Для решения этой проблемы необходимо создать условия, которые будут способствовать внедрению в образовательный процесс инноваций и мотивировать учителя к профессиональному росту.
В Современном обществе, как и во все времена, считается, что школа начинается с учителя, и в первую очередь обращается внимание на эту ключевую фигуру. В настоящее время роль учителя меняется, время выставляет новые требования к личности педагога. Сегодня в обществе мы слышим две точки зрения о роли учителя в школе. С одной стороны, есть утверждение, что учителя можно с успехом заменить техническими средствами обучения, к тому же современные дети достаточно легко и самостоятельно осваивают новые технологии. С другой стороны, совершенно очевидно, что роль учителя возрастает, но одновременно и меняется – расширяется область его ответственности. Вероятно, эти точки зрения не противоречат друг другу, так как сегодня успешный учитель меньше вмешивается в учебный процесс (внешне), но на самом деле качество этого вмешательства другое.
Современному учителю нужно уметь в команде с коллегами планировать образовательную деятельность, давать профессиональные консультации родителям, уметь работать в поликультурной среде, в виртуальной среде, уметь выстраивать индивидуальные маршруты развития учащихся. Федеральные государственные образовательные стандарты определяют, каким должен быть учитель. Он является ключевой фигурой исполнения Стандарта. В Стандарте обозначен ряд компетентностей, которыми должен владеть учитель на современном этапе развития образования.
1.Компетентность в планировании и подготовке уроков:
- высокий темп работы;
- концентрация и переключение внимания учеников;
- многообразие форм презентации материала: фото, видео, аудио, компьютерные программы.
2. Компетентность в управлении классом:
- максимальная включенность всех учеников;
- разнообразие форм работы и заданий;
- сотрудничество между учителем и детьми.
3. Создание условий и использование методов, обеспечивающих максимальную активность и самостоятельность:
- самостоятельная работа в группах и парах;
- эмоциональная вовлеченность учеников;
- поддержка коммуникации между учениками.
4. Планирование своей деятельности для максимального соответствия потребностям учащихся:
- дифференциация заданий по сложности и объему;
- индивидуальная работа и обратная связь;
- использование творческих заданий.
5. Использование разнообразных методов оценивания:
- использование различных инструментов оценивания;
- использования оценивания для организации учебного процесса;
- партнерское, групповое, индивидуальное оценивание и самооценка.
Действительно, эти компетентности учителя остаются актуальными для повышения качества образования школьников, невзирая на то, что изменяющийся мир, развивающаяся экономика выдвигают новые требования к сфере образования и вызывают обострение проблемы его качества. Управление качеством образования – это не только административная проблема, прежде всего это уровень, на котором происходит взаимодействие учителя и ученика. Именно здесь определяется, будет образование качественным или нет. Нехватка компетентных учителей препятствует достижению высокого качества образования.
"Для кого я работаю?" - каждый учитель общеобразовательной школы, приходя на работу, задает себе такой вопрос. Индивидуализация и дифференциация образовательного процесса для каждого учителя при его загруженности выливается во внутренний конфликт: работать для того, чтобы получить средний общий результат по качеству образования, то есть максимально подтягивать слабых учеников, или работать на развитие творческих, сильных учеников. Естественно, в идеале учитель должен успеть и то, и другое. Но теперь национальной инициативой определено, что школа должна работать на талантливых учеников. Да, школа оказывается скорее начальным звеном поддержания успешного ребенка, она должна выявить и направить в учреждения, которые могут удовлетворить потребности ребенка в углубленном изучении предмета, но, тем не менее, эта задача перед школой четко определена. И, как следствие, новое требование к качеству работы учителя: ему надо уметь распознать зерна таланта, направить деятельность ребенка в нужное русло, быть осведомленным в области развития образования, сориентировать родителей на те заведения, которые смогут помочь ребенку раскрыться и реализоваться в будущем.
Дети, подростки, в большинстве своём отзывчивы на внимание и общение. Хотим мы того или нет, но если мы будем навязывать учение в качестве ведущего вида деятельности, то у нас ничего хорошего из этого не получится. Командованием, давлением, нажимом, двойками мы ничего не сделаем. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – общение. Позиция, роль учителя сейчас должна быть не такой как 10 -15 лет назад. Учитель уже не является неоспоримым авторитетом, последней инстанцией. Если учителя не станут единой командой, не будут все вместе работать на общий результат, то ни о каком качестве образования говорить не придётся.
Учитель занимает особое место в организации современного образовательного процесса. Его желание раскрыть способности каждого учащегося – это и есть главный ресурс, необходимый для осуществления новых требований к организации учебно-воспитательного процесса. Профессионализм учителя как раз и заключается в его способности меняться, уметь перестраиваться в соответствии с требованием времени.
Источники:
- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273;
- ФГОС ООО (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897);
- http://www.anovikov.ru/
- Управление качеством образования современной школы (методиче ские материалы) // автор - состав. Покасов В.Ф., к.и.н. – Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2012. – 145 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете школы Тема выступления: Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе.
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе....
выступление на педагогическом совете. Деятельность педагогического коллектива по развитию инновационного потенциала.
В данном высуплении говорится о том, какой должна быть наша новая школа....
"Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников". Выступление на педагогическом совете (из опыта работы)
С первых дней первоклассникам необходима педагогическая поддержка. Моя задача - создание условий для развития индивидуальности ребёнка, благоприятной нравственно-психологической атмосферы. Я должна ст...
Выступление на педагогическом совете по теме "Ведущие педагогические технологии современности"
Доклад на педсовете....
Выступление на педагогическом совете "Педагогическая поддержка одаренных детей"
Данная статья раскрывает содержание различных приемов для осуществления поддержки одаренных детей....
Выступление на педагогическом совете. Тема: «Использование современных педагогических технологий, направленных на реализацию ФГОС».
Классификация проектов...
Выступление на педагогическом совете. Тема: "Современные педагогические технологии как эффективное средство совершенствования образовательного процесса в условиях реализации ФГОС".
Данный материал представляет собой отчет работы кафедры начального образования с 2013 по 2015 гг. В нем даны современные технологии обучения, разработанные учителями задания и проекты с сылками,...