Ресурсы технологии «Школа Понимания», используемые для разработки индивидуальных учебных планов для одарённых детей
статья
С точки зрения психологии, одарённый ребёнок - это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. В обыденной жизни одарённость – синоним талантливости. Каждый одаренный ребенок - индивидуальность, требующая особого подхода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_bolotnoe.docx | 19.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение №3
Ресурсы технологии «Школа Понимания», используемые для разработки индивидуальных учебных планов для одарённых детей
Автор: Каргалова Надежда Николаевна,
учитель начальных классов
«В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».
В.А. Сухомлинский
Что понимается под термином «одарённость»?
С точки зрения психологии, одарённый ребёнок - это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. В обыденной жизни одарённость – синоним талантливости. Каждый одаренный ребенок - индивидуальность, требующая особого подхода.
Можно выделить основные проблемы в организации работы с одарёнными детьми:
- отсутствие у педагогов знаний об особенностях проявления детской одарённости, видовом её разнообразии;
- ориентация школы на "уравнивание" под "среднего" без прогноза на индивидуальное развитие.
Выделяем следующие категории одарённых детей:
- Дети с необыкновенно высокими общими и интеллектуальными способностями.
- Дети с признаками специальной умственной одарённости в определённой области наук.
- Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
- Дети со спортивными способностями.
- Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями
Одарённых детей отличает исключительная успешность обучения. Урок для них особенно интересен, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация, импровизация. Традиционная классно-урочная система обучения, являясь хорошим стимулом для средних учащихся, становится часто тормозом для одарённых. Поэтому мы выбираем систему обучения, педагогические технологии, методы, используем приёмы обучения, оптимальные для каждого школьника и для развития способностей одарённых детей во внеурочной деятельности.
Для развития одаренности учащемуся необходимы индивидуальные формы обучения. Индивидуальный учебный план - одна из форм педагогической поддержки личностного, жизненного и профессионального самоопределения учащихся.
Как помочь ребенку развить его индивидуальные способности?
Учителя нашей школы искали то, что действительно помогает в работе с такими детьми. В результате мы пришли к технологии Школа понимания, авторами которой являются Ю.Л. Троицкий, канд. ист. наук, доцент РГГУ, В.И. Тюпа, доктор филол. наук, профессор РГГУ, Т.С. Троицкая, докт. пед. наук, проф. МГПУ, Ю.В. Шатин, доктор филол. наук, профессор НГПУ, Н.В. Максимова, доктор филол. наук, проф. кафедры гуманитарного образования НИПКиПРО.
В 2016 году наша Сокурская школа №19 Мошковского района официально стала стажировочной площадкой кафедры гуманитарного образования НИПКиПРО под руководством Максимовой Наталии Викторовны.
Какие приемы и методы мы считаем наиболее эффективными в работе с одаренными детьми?
- Смысловое чтение
Смысловое чтение отличается от любого другого чтения тем, что каждый читатель возьмет из текста ровно столько, сколько он способен взять в зависимости от его потребностей и способностей.
При смысловом виде чтения происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента текста, т. е. осуществляется процесс его интерпретации, наделения смыслом.
Есть много приёмов работы по формированию смыслового чтения, обучения способам понимания текста, я хочу сегодня остановиться на некоторых:
- Это может быть работа с заголовком до чтения. "Вероятностное прогнозирование" («О чем здесь пойдет речь?» «Что нам предстоит узнать?» «Что я уже знаю об этом?» Предугадывание смысла текста для включения новых знаний в уже имеющиеся).
- Составление вопросов
Рождение вопросов к тексту и поиск ответа на них - двигатель всей работы по осмыслению текста. Очень важно научиться задавать вопросы по тексту. Если они составлены правильно, это значит, что информация усвоена. Очень интересным, на наш взгляд, является прием «Толстые и тонкие вопросы» (слайд).
- Пометки
Если текст сложный, то в местах, требующих дополнительного разъяснения (термины, диалекты, сложные обороты) можно делать пометки. После изучения полного объёма информации вспомните о сделанных пометках и выясните всё, что вас интересует.
- Остановки или СТОПЫ
Остановки или изучение по частям. Если вам сложно сразу запомнить весь объём данных и изучить весь текст полностью, попробуйте делать передышки. Прочтите часть, задайте вопросы (автору, герою, себе), воспроизведите информацию, выясните, всё ли вам было понятно. Продолжайте читать дальше, снова сделав паузу через определённое время.
- Работа с цитатой (предлагаем учащимся оборванную цитату, которую необходимо закончить). В результате такой систематической работы мы получаем детские афоризмы, которые могут конкурировать с мыслями известных людей.
- ФРИРАЙТИНГ - это свободное письмо, волшебная пилюля от всех писательских страхов.
Существует Шесть секретов фрирайтинга Марка Леви («Гениальность на заказ»):
писать без сверхусилий;
делать это быстро и непрерывно;
работать с ограничением по времени (5-7 минут);
писать, как думаешь;
развивать мысль;
переориентировать внимание.
- Сторителлинг — это прием рассказывания историй, который помогает передать атмосферу, раскрыть тему и погрузить слушателя в контекст.
- Клоуз-тесты (тесты с пропуском слов)
Основная цель данного приема - научить ребёнка понимать смысл текста, устройство его смысловой организации и на этой основе работать с языковыми явлениями, законами, правилами.
- СИНКВЕЙН
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза из четырёх слов, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Все дети от природы обладают творческим началом к развитию своих способностей. Если же способности ребёнка не находят полноценного развития, то виноваты в этом взрослые, которые либо не создали условий для развития его природных возможностей, либо загасили их догматическими методами обучения и воспитания. Поэтому нужно не только измерять одарённость, но и создавать соответствующую инновационную образовательную среду, что мы и пытаемся делать с помощью Школы понимания.
Закончить свое выступление хочу словами Сократа: «Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированные образовательные программы обучения по индивидуальному учебному плану на дому для детей с глубокой умственной отсталостью 1 класс
Адаптированная образовательная программа обучения по индивидуальному учебному плану на домудля детей с глубокой умственной отсталостью 1 класс...
Адаптированные образовательные программы обучения по индивидуальному учебному плану на дому для детей с умственной отсталостью 9 класс
Адаптированные образовательные программы обучения по индивидуальному учебному плану на домудля детей с умственной отсталостью 9 класс...
Индивидуальный учебный план "Школа России" 2 класс
литературное чтение автор Горецкийфизическая культураанглийский язык...
Реализация адаптированной образовательной программы и индивидуального учебного плана учащегося с ОВЗ в образовательной организации с учетом рекомендаций индивидуальной программы реабилитации и (или) психолого-медико-педагогической комисси
Реализация адаптированной образовательной программы и индивидуального учебного плана учащегося с ОВЗ в образовательной организации с учетом рекомендаций индивидуальной программы реабилитации и (или) п...
Индивидуальный маршрут по развитию одарённых детей
Развитие одарённых детей учителя начальных классов МАОУ СОШ № 5 Широких О.В....
Рабочая ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА «Песочная терапия» для обучающегося с ОВЗ по индивидуальному учебному плану на 2022-2023 учебный год 2класс
Песок - идеальная развивающая среда, где можно творить без страха что-либо испортить или сломать (в отличие от листа бумаги). Песочные занятия способствуют развитию речи, мелкой моторики, памяти, вооб...
Рабочая программа учебного предмета «Музыкально-ритмические занятия» для обучающихся по АООП для обучающихся с РАС (вариант 8.2) по индивидуальному учебному плану для 1 класса
Рабочая программа учебного прдмета "Музыкально-ритмические занятия" для обучающихся по АООП с РАС (вариант 8.2)...