Исследование познавательного интереса обучающихся при освоении образовательной программы школы
статья на тему
Процесс обучения - источник воздействия на обучающегося, причины его поведения и учения, на свойства личности. Именно в процессе учения формируется познавательный интерес, возникает мотивационное поле активности обучающегося. В ходе познавательной деятельности школьники осваивают содержание каждого из учебных предметов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 26.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследование познавательного интереса обучающихся при освоении образовательной программы школы
Процесс обучения - источник воздействия на обучающегося, причины его поведения и учения, на свойства личности. Именно в процессе учения формируется познавательный интерес, возникает мотивационное поле активности обучающегося. В ходе познавательной деятельности школьники осваивают содержание каждого из учебных предметов. Ценность познавательного интереса в том, что интересующая ученика деятельность способна активировать психические процессы, приводит к интеллектуальному удовлетворению, способствует эмоциональному подъему. Можно сказать, что познавательный интерес - весьма значимый мотив для активного человека. В работе, проходящей под действием познавательного процесса, появляется инициативность поиска, готовность к разного рода действиям.
Многие исследователи отмечают, что познавательный интерес - существенная часть учебного процесса, которая воздействует на становление личности обучающихся.
В образовательном учреждении объектом познавательного интереса является содержание учебных предметов, владение которыми является целью учения.
На становление познавательного интереса влияет:
- содержание учебного материала.
- умственная деятельность обучающихся.
- организация процесса учения.
- комбинирование методических приёмов обучения
Возможно, что бездействие обучающихся на уроках определяется не их пассивностью, а низкой значимостью или непривлекательным внешним видом предлагаемого учебного задания, поэтому предметом нашего внимания стало развитие познавательных интересов обучающихся с помощью учебного материала в общеобразовательной школе.
Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ с УИОП №34 г. Воронежа(учитель 2 класса Швецова О.В.; учитель математики 6 классов Колтовская В.В.), МБОУ СОШ № 2 г.Воронежа(учитель 2 класса Кокорева Е.А.), СОШ №1 Острогожского муниципального района Воронежской области (учитель математики 5-6 классов Трофименко), учитель 6 классов Романова, учитель математики 8-9 классов Мурина, МКОУ СОШ № 9 г. Россошь(учитель математики 9 классов Радченко Н.Ф.).
Мы разделили познавательные интересы на три уровня: высокий, средний и низкий.
Высокий уровень - обучающийся инициативен, заинтересован в поиске решений задач. В трудных случаях школьник упорно идет к поставленной цели.
Средний уровень - в большинстве случаев обучающийся показывает самостоятельность при решении задач. При трудностях не теряет интерес, прибегает к поддержке педагога, интересуется способами решения заданий, получив толчок, стремится достигнуть цели, что говорит о заинтересованности учебной деятельностью.
Низкий уровень - обучающийся не обнаруживает инициативности и самостоятельности в решении учебных задач, теряет интерес в трудных ситуациях, проявляет негативные эмоции, не интересуется способами решения заданий, нуждается в разъяснении этапов решения задания, в постоянной поддержке педагога.
Таблица 1 - результаты исследования в начальной школе. Учебник русского языка 2 класса. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий(29 обучающихся).
Привлекательность задания | Отметка за задание | ||
Высокий уровень (4-5 баллов) | 93,1% | Высокая (4-5 баллов) | 79,3% |
Средний уровень (3 балла) | 6,9% | Средняя (3 балла) | 13,8% |
Низкий уровень (0-2 балла) | - | Низкая(2 балла) | 6,9% |
Согласно таблице 1, у учащихся 2 класса выражена мотивированная деятельность на уроке русского языка, наблюдается прямая зависимость между познавательным интересом и конечным результатом выполнения задания. У учеников есть стремление выполнять все требования, присутствуют высокие познавательные мотивы.
Таблица 2 - результаты исследования в начальной школе. Учебник математики 2 класса. Автор: Н.Б. Истомина(28 обучающихся).
Привлекательность задания | Отметка за задание | ||
Высокий уровень (4-5 баллов) | 20,7% | Высокая (4-5 баллов) | 74,1% |
Средний уровень (3 балла) | 36,1% | Средняя(3 балла) | 7,1% |
Низкий уровень (0-2 балла) | 43,2% | Низкая(2 балла) | 21,5% |
Как показывают данные таблицы 2, у учащихся 2 класса показатель интереса к заданию по математике небольшой - 20,7%, преобладает низкий уровень привлекательности, но показатель отметки за его выполнение высокий - 74,1%. Делаем вывод: задание не заинтересовало обучающихся, как следствие - отсутствие инициативы и самостоятельности в процессе выполнения учебных заданий, утрата к ним интереса в случае возникновения затруднений. Но дети показали высокий уровень знаний по данной теме, возможно потому, что хорошо отработан навык перевода именованных чисел.
Таблица 3 - результаты исследования в основной школе (5-6 класс, 93 обучающихся).
Привлекательность задания | Отметка за задание | ||
Высокий уровень (4-5 баллов) | 38,7% | Высокая (4-5 баллов) | 72% |
Средний уровень (3 балла) | 40,9% | Средняя(3 балла) | 18,8% |
Низкий уровень (0-2 балла) | 22,6% | Низкая(2 балла) | 9,7% |
Исходя из данных таблицы 3, делаем вывод: обучающиеся 5-6 классов не заинтересованы предложенными заданиями, хотя процент их выполнения высок(72%). Около половины учащихся показали средний уровень привлекательности задания, это значит, что поисковая деятельность на уроке будет требовать побуждений учителя, самостоятельная работа будет зависеть от учебной ситуации, необходимо побуждение.
Таблица 4 - результаты исследования в основной школе (8-9 класс, 127 обучающихся).
Привлекательность задания | Отметка за задание | ||
Высокий уровень (4-5 баллов) | 26,8% | Высокая (4-5 баллов) | 27,6% |
Средний уровень (3 балла) | 34,6% | Средняя(3 балла) | 22,8% |
Низкий уровень (0-2 балла) | 29,1% | Низкая(2 балла) | 49,6% |
Сопоставив данные таблицы 4, видим зависимость между познавательным интересом и результатом выполнения задания. Обучающихся задание мало заинтересовало, как следствие - преобладание низкой отметки за его выполнение, поисковая пассивность, кажущаяся самостоятельность (списывание с доски), частая отвлекаемость, бездейственность при затруднениях в выполнении заданий.
Сравнив результаты таблиц 1,3,4, делаем вывод: обучающиеся начальной и основной школы по-разному оценили привлекательность учебных заданий. У ребят младших классов познавательный интерес выражен сильнее, чем у учащихся основной школы. Это можно связать с большим количеством ярких, красочных иллюстраций учебников начальной школы и психологическими особенностями младших школьников. Анализ результатов нашего исследования показал, что у обучающихся основной школы в недостаточной степени развиты познавательные интересы.
Познавательный интерес соотносится с поисковой активностью, которая подразумевает любознательность, поиск точной, новой, дополнительной информации, достижение целей.
Становление познавательных интересов, вызывающих поисковую активность, связано с обучением школьников. Выявление степени развития интереса и поисковой активности у обучающихся позволит учителю определить направления работы с детьми:
1. Дети с высоким уровнем познавательных интересов нуждаются в углублении знаний. Их нужно знакомить с науками, где необходимо внедрение исследовательской, поисковой деятельности. Им нужен выбор заданий при неотъемлемом повышении сложности познавательных задач и оттачивании умений и способностей.
2. Обучающимся со средним уровнем развития познавательных интересов и поисковой активности необходима помощь педагога, интерес у таких обучающихся еще недостаточно развит. В работе необходимо систематическое побуждение к овладению методами познавательной активности, поиску решений заданий, к преодолению пассивности при овладении знаниями, включение всех обучающихся в интенсивную поисковую деятельность.
3. Для детей с низким уровнем развития познавательных интересов и поисковой активности необходима интенсивная периодическая работа. Расширение кругозора этих обучающихся - одна из ключевых задач становления их познавательных интересов. Актуально развитие интереса к чтению, расширению познаний, исследовательской деятельности, в результате которой ребенок испытывает успех.
Связь познавательного интереса и поисковой активности дает возможность управлять развитием обучающихся. Поэтому педагогам нужно интересоваться данным вопросом, что будет содействовать увеличению уровня познавательного интереса и поисковой активности.
Развитие познавательных интересов обучающихся, становление их в роли ведущих мотивов – процесс непростой. Важно учитывать обилие факторов, под воздействием которых формируется целостная личность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательного интереса обучающихся с ЗПР через использование электронных образовательных ресурсов
Развитие познавательного интереса обучающихся с ЗПР через использование электронных образовательных ресурсов...
Отчет освоения обучающимися/воспитанниками коррекционных образовательных программ за ГКОУ Школа 2009 2018год
Отчет освоения обучающимися/воспитанниками коррекционных образовательных программ за ГКОУ Школа 2009 ...
Отчет освоения обучающимися/воспитанниками коррекционных образовательных программ за ГКОУ Школа 2009 за 2018 - 2019 год
Отчет освоения обучающимися/воспитанниками коррекционных образовательных программ за ГКОУ Школа 2009 за 2018 - 2019 год...
Доклад «Использование возможностей цифровой образовательной среды для повышения познавательного интереса обучающихся»
Доклад «Использование возможностей цифровой образовательной среды для повышения познавательного интереса обучающихся»...
Доклад «Использование возможностей цифровой образовательной среды для повышения познавательного интереса обучающихся».
quot; Научить человека жить в информационном мире"- важнейшая задача современного образования . Академик Андрей Петрович Семенов...
Использование возможностей цифровой образовательной среды для повышения познавательного интереса обучающихся
В докладе раскрыты такие понятия: цифровая образовательная среда, познавательная активность, познавательный интерес. Приведены примеры цифровых образовательных ресурсов, описан механизм развития позна...
Использование возможностей цифровой образовательной среды для повышения познавательного интереса обучающихся
Презентация к докладу. Схемы, этапы, примеры ЦОР...