Мастер класс по теме "Технология проблемного обучения"
методическая разработка на тему
Цель: показать эффективность технологии проблемного обучения.
Задачи:
-показать практическую значимость применения проблемных ситуаций;
-создание условий для развития творческой деятельности, путём включения в содержание уроков русского языка формы, приёмы и методы проблемного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-_klass.docx | 30.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» с. Объячево
Мастер - класс по теме:
Технология проблемного обучения
учитель
начальных классов
Сердитова Людмила Васильевна
2017 год
Цель: показать эффективность технологии проблемного обучения.
Задачи:
-показать практическую значимость применения проблемных ситуаций;
-создание условий для развития творческой деятельности, путём включения в содержание уроков русского языка формы, приёмы и методы проблемного обучения.
Ход мастера – класса.
Вы слышали о Лохнесском чудовище? Как оно выглядит? Опишите его: цвет, размер, форма.
-Вы все описываете одно существо, тогда почему у вас разное описание?
- Может ли эта ситуация быть началом проблемного урока?
Это простой пример создания проблемной ситуации. Хотя ФГОС вошли в наше образование, но проблемное обучение всегда было основой развивающего урока. Именно поэтому мне интересно обсудить с вами эту тему.
Наша сегодняшняя встреча пройдёт под девизом: «Создать проблему? Нет проблем!»
Действительно знания, полученные в результате поиска, исследования запомнятся на всю жизнь.
Учащиеся становятся способными приобретать собственный опыт творческой деятельности. Дети учатся активно пользоваться доступными для них источниками информации, знают, где найти нужный материал, так как на первое место становится развитие мышления, а не памяти.
Создать проблемную ситуацию значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у детей эмоциональную реакцию удивления или затруднения.
Типичные задания проблемного обучения: рассмотреть явление с различных позиций, провести сравнение, обобщить, сформулировать выводы из ситуации, сопоставить факты, сформулировать самим конкретные вопросы.
Сегодня мы будем говорить о технологии постановки учебной проблемы.
Поставить учебную проблему значит помочь ученикам самим сформулировать тему урока.
Существуют три основных метода постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог; подводящий к теме диалог; сообщение темы с мотивирующим приемом.
Как вы думаете, какой из методов я использовала в начале нашей встречи, описывая чудовище?
Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески. На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы ученики осознали противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и сформулировали проблему. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.
Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию.
Урок русского языка в 4-м классе по теме «Склонение имен существительных»
Учитель Ученики
- Прочитайте предложение. Старая женщина волновалась о сестре и дочери.
- Найдите однородные члены в этом предложении.
- К какой части речи они относятся?
- Определите их род и падеж (предъявление первого факта).
- Выделите их окончания (предъявление второго факта).
- Что интересного заметили? (Побуждение к осознанию противоречия.)
- Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы.) - Старая женщина волновалась о сестре и дочери.
- Сестре, дочери.
- Это существительные.
- Женский род, предложный падеж.
- Выделяют окончания, испытывают удивление (возникновение проблемной ситуации).
- Эти существительные одного рода и падежа, но окончания у них разные (осознание противоречия).
- Почему у существительных одного рода и падежа разные окончания? (Учебная проблема как вопрос.)
Учитель сначала в побуждающем или подводящем диалоге помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым вызывая у школьников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию. Затем посредством побуждающего или подводящего диалога учитель организует поиск решения, или «открытие» нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам.
Рассмотрим технологию проблемного диалога: методы, формы, средства обучения.
Классификация методов обучения
методы | проблемные | ||
постановка учебной проблемы | побуждающий от проблемной ситуации диалог | подводящий к теме диалог | сообщение темы с мотивирующим приёмом |
поиска решения | побуждающий к гипотезам диалог | подводящий диалог от проблемы | подводящий диалог без проблемы |
Методы обучения представляют собой способы деятельности учителя на этапе введения знаний.
МЕТОДЫ ПОСТАНОВКИ УЧЕБНОЙ ПОБЛЕМЫ
Побуждающий от проблемной ситуации диалог
(Таблица 1) представляет собой сочетание приема создания проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих учеников к осознанию противоречия и формулированию учебной проблемы.
Таблица 2
Приемы создания проблемной ситуации | Побуждение к осознанию противоречия | Побуждение к формулированию проблемы |
1. Одновременно предъявить ученикам противоречивые факты, теории, мнения. | -Что вас удивило? -Что интересного заметили? - Какие факты налицо? | Выбрать подходящее: Какой возникает вопрос? Какая будет тема урока? |
2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал. | -Вопрос был один? А сколько мнений? Или Задание было одно? А как его выполнили? -Почему так получилось? Чего мы не знаем? | |
3. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими. | -Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие? |
Примеры:
Урок русского языка по теме «Правила переноса слов»
АНАЛИЗ | УЧИТЕЛЬ | УЧЕНИКИ | |
Постановка проблемы | Актуализация изученного | -Прочитайте слова на доске? | -Соль, Анна, майка, объявил |
-Объясните орфограммы | Объясняют | ||
-Что это? (Читает загадку о березе) | -Это береза! | ||
-Напишу слово «береза» на строке (продолжает запись). | Наблюдают, что новое слово на строке не помещается. | ||
-Что же мне делать, ребята? | -Надо перенести. | ||
-А что значит перенести? | -Одну часть слова оставить на строке, а другую перенести на следующую строку. | ||
-Какой знак нам нужен? | -Знак переноса. | ||
Задание на новый материал. | -Помогите мне перенести слово «береза». Работайте в парах. | Пары добавляют знак переноса в слово «береза» на своем листе. | |
Проверка задания. | -Посмотрим, что вы предлагаете (фиксирует работу пар на заготовленном шаблоне). | Видят варианты: Бер-еза бере-за Бе-реза берез-а (ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ) | |
Побуждение к осознанию | -Задание было одно? | -Да | |
-А выполнили его как? | -Мы выполнили по-разному. (Осознание противоречия) | ||
Побуждение к проблеме | -Почему так получилось? Чего мы пока не знаем? | -Как переносятся слова. (Неточная формулировка темы) | |
Тема | -Верно. Тема урока сегодня «Правила переноса слов» (Фиксирует тему на доске). |
Подводящий к теме диалог (Таблица 1)
представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока. По ходу диалога необходимо принимать даже ошибочные ответы учащихся.
Пример:
Урок русского языка по теме «Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода»
АНАЛИЗ | УЧИТЕЛЬ | УЧЕНИКИ | |
Постановка проблемы | Подводящий к теме диалог. | -Посмотрите на два столбика слов на доске | На доске: мяч дочь шалаш печь камыш мышь |
-Что заметили общего? | -В каждом столбике имена существительные, которые заканчиваются на шипящий согласный. | ||
-В чем различие? | В первом столбике имена существительные пишутся без мягкого знака, а во втором столбике – с мягким знаком на конце слова. | ||
Тема | -Значит, какая сегодня будет тема урока? (Фиксирует тему). | Мягкий знак после шипящих на конце существительных . |
Сообщение темы с мотивирующим приемом. (Таблица 1)
Суть метода заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом (прием «яркое пятно»), либо характеристикой значимости темы для самих учащихся (прием «актуальность»). В некоторых случаях оба мотивирующих приема используются одновременно.
Пример:
Урок русского языка по теме «Дательный падеж»
АНАЛИЗ | УЧИТЕЛЬ | УЧЕНИКИ | |
Постановка проблемы | «Яркое пятно» в форме шуточного стихотворения | -Сегодня мы познакомимся с падежом, про который Лежебокин, герой стихотворения Г.Граубина, сказал так: Такой падеж как ….. Я с детства не терплю. Давать, делиться чем-нибудь С друзьями не люблю. | |
-Кто догадался, о каком падеже идет речь? | -О дательном | ||
Тема | -Значит, тема нашего урока? (Фиксирует тему на доске) | -Дательный падеж |
МЕТОДЫ ПОИСКА РЕШЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПОБЛЕМЫ (Таблица 1)
Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог представляет собой сочетание специальных вопросов, стимулирующих учеников выдвигать и проверять гипотезы. Данный метод имеет определенную структуру: начинается с общего побуждения (призыва к мыслительной работе), при необходимости продолжается подсказкой (намеком, сужающим круг поиска), в крайнем случае, завершается сообщением учителя. При выдвижении и проверке гипотез диалог выглядит так:
Структура диалога | Побуждение к выдвижению гипотез | Побуждение к проверке гипотез | |
устной | практической | ||
Общее побуждение | -Какие есть гипотезы? | -Согласны с этой гипотезой? Почему? | -Как можно проверить эту гипотезу? |
Подводящий к теме диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование («открытие») нового знания учениками. Подводящий диалог можно развернуть как от поставленной учебной проблемы, так и без нее.
Приведу пример фрагмента урока русского языка в 1 классе по теме «Алфавит». Этап усвоения новых знаний. Ученикам, у которых уже сформировано умение располагать слова по алфавиту, предложила практическое задание.
Практическое задание: Отгадайте загадки (после отгадывания каждой загадки на доске появляется карточка с данным словом): морковь, капуста, ежевика, горох, малина (появляются предметные картинки). Детям предлагаю написать слова в алфавитном порядке.
- Напишите слова в алфавитном порядке. Создана проблемная ситуация: как определить порядок слов, начинающихся на одинаковую букву: морковь или малина.
В результате выполнения задания у учеников получилось 2 гипотезы:
На уроках объяснения предлагаются следующие задания, позволяющие ученикам самостоятельно вывести правило о том, что обозначает имя существительное.
Задание 1: Сравните правый и левый столбик.
Я ученик первого класса. Я первого класса.
В пенале лежат ручки и карандаши. В пенале лежат.
Я кладу в портфель тетради, учебники и пенал. Я кладу в портфель.
Учитель задает вопросы.
1. Обе ли записи слов являются предложением?
2. Если нет, то почему?
3. Какое слово нужно добавить, чтобы оно стало предложением?
4. Выпишите пропущенные имена существительные, задавая им вопрос.
Вывод: слова, обозначающие предмет, отвечающие на вопросы кто? что? называются именами существительными.
Урок русского языка в 1 классе на тему: «Описание внешности и повадок животных»
Предлагаю по схематическому изображению животного составить о нём рассказ.
- Итак, расскажите всем об этом животном.
- Почему не можете? Мы не видим ни цвет, ни размер. Мы не знаем о нём ничего.
- Какая тема урока сегодня? (Описание внешности и повадок)
-На какие вопросы мы должны ответить, чтобы рассказать о животном?
Проверка гипотез приводит учащегося к тому, что проблемная ситуация для ученика становится учебной задачей. Через создание проблемной ситуации и ведение диалога ребята обучаются и целеполаганию.
При работе с использованием проблемно-диалогического обучения происходит развитие:
1. умственных способностей учащихся (возникающие затруднения заставляют учащихся задумываться, искать выход из проблемной ситуации);
2. самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения);
3. креативного мышления (самостоятельное применение знаний, способов действий, поиск нестандартных решений).
Проблемное обучение
• вносит свой вклад в формирование готовности к творческой деятельности;
• способствует развитию познавательной активности;
• осознанности знаний;
• предупреждает появление формализма, бездумности;
• обеспечивает более прочное усвоение знаний;
• делает учебную деятельность учащихся более привлекательной.
Рефлексия.
- Выберите подходящую пословицу, которая на ваш взгляд подходит к сегодняшнему занятию.
Смелость города берет.
Всякому овощу свое время.
Старая песня на новый лад.
Через тернии к звездам.
О монах, ты идешь трудной дорогой.
Учиться обучая.
Ах, как я устал от этой суеты. (А я выберу себе вот эту табличку.)
Без труда не вытащишь рыбку из пруда.
А закончить свой мастер-класс я хочу следующими словами: «И один человек может привести табун лошадей к водопою, но и сто не заставят их напиться». Когда у детей есть мотивация к учению, тогда они с удовольствием получают знания, которые мы им даем.
«То, что я хочу познать - это яблоня, что я познаю – это ветвь яблони, то, что я передам ученику – это яблоко, то, что он возьмет от меня это семечко. Но из семечка может вырасти яблоня!».
Желаю Вам выполнять свою главную задачу: пробуждать жажду знания, поддерживать и подавать пример, и воспитывать в учениках человечность и доброту. Удачи вам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс.Презентация. Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника.
Презентация к мастер-классу "Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника."...
Мастер-класс "Освоение технологии проблемного диалога"
Фрагмент урока "окружающего мира" по теме "хозяйство человека"...
Мастер-класс "Освоение технологии проблемного диалога"
Фрагмент урока "окружающего мира" по теме "хозяйство человека"...
Мастер-класс "Освоение технологии проблемного диалога"
Фрагмент урока "окружающего мира" по теме "хозяйство человека"...
Мастер-класс 2: «Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника»
Целью моего мастер-класса является демонстрация эффективности использования проблемного обучения для развития познавательной активности младших школьников....
мастер -класс "Приёмы создания проблемной ситуации на уроках окружающего мира как средство формирования универсальных действий"
Демонстрируются приёмы создания проблемной ситуации на мотивационно-целевом этапе урока окружающего мира. Дана таблица "Методическая копилка"...
Мастер-класс "Приёмы создания проблемных ситуаций"
Как правильно создавать проблемные ситуации на уроке в начальной школе? Об этом можно узнать в предлагаемом материале!...