Проектирование индивидуального образовательного маршрута в начальной школе
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Интегрированный урок (чтение+рисование) по теме "Стихи русских поэтов-классиков. И.З. Суриков. «Зима». Изображение зимнего пейзажа в технике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izochtenie.docx | 20.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок (чтение+рисование) по теме "Стихи русских поэтов-классиков. И.З. Суриков. «Зима». Изображение зимнего пейзажа в технике
ЦЕЛИ УРОКА:
- Развивать воссоздающее воображение, учить детей представлять себе картины природы, изображенные поэтом.
- Учить детей словесному рисованию, учить высказывать свои впечатления, делиться своими представлениями с товарищами.
- Формировать умение определять эмоциональную тональность стиха, настроение автора.
- Создавать атмосферу для возникновения сопереживания, эмоционального отклика на произведение.
- Учить детей выразительно читать стихи о природе, развивать речевые умения.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- Портрет поэта И.З. Сурикова.
- Рисунки детей по стихотворению И.З. Сурикова “Детство” и таблички-заголовки к каждой части стихотворения И.З. Сурикова “Детство”.
- Магнитофонная запись песен на слова Сурикова “Рябина”, “В степи глухой”.
- Памятка по выразительному чтению и словарь настроений.
- Для рисования: черная тушь, свечка или белый восковой карандаш, кисточка, зубочистка, салфетка.
ХОД УРОКА
1. Организация класса:
Итак, друзья, внимание -
Ведь прозвенел звонок
Садитесь поудобнее-
Начнем скорей урок.
2. Речевая разминка:
Сани.
Хороши конечно сани,
Только хитрые они:
Вниз, под горку, едут сами,
А на горку – их тяни!
А. Шибаев
3. Сообщение темы урока:
– Сегодня на уроке мы продолжаем работу над произведениями русских поэтов-классиков.
– Назовите автора стихотворения, которое вы читали дома?
4. Проверка домашнего задания:
1) – Вспомните, на сколько логически законченных частей можно разделить это стихотворение?
2) – Посмотрите на эти рисунки, которые приготовили ребята, по каждой части. Соответствуют ли они порядку изложения текста?
3) Восстановим нарушенный порядок
4) Чтение отрывка, соответствующего первому рисунку.
а) определение качества чтения 1части и далее всех частей (опора на памятку по выразительному чтению)
б) – Какую картину рисует поэт в первой части?
в) – Озаглавливание части. /Зимние забавы детей.\
5) Чтение отрывка соответствующего второму рисунку.
а) – В какой семье рос мальчик? /дружной, но бедной/
б) – Подтверждение словами текста:
дед плетет | ветхая шубенка |
мать прядет | лапти |
| огонек свечи |
в) – Озаглавливание второй части. /Крестьянская жизнь./
6) Чтение третьей части.
а) – Где находится мальчик во время прослушивания сказки?
– Почему?
б) – Какую сказку слушал мальчик?
Подтвердить словами текста.
– Нравится ли ему эта сказка?
– Какое слово доказывает это?
/сердце мрет/
в) Озаглавливание третьей части. /Бабушкины сказки./
7) Чтение четвертой части.
а) – Кем представляет себя мальчик во сне?
– Отчего он просыпается?
– Почему ему снятся сказки, как вы думаете?
б) Озаглавливание четвертой части / Волшебные сны./
8) Обобщение:
– В каких словах стихотворения заключается главная мысль поэта?
– С каким чувством относится поэт к своему детству?
(При затруднении опираемся на словарь настроений – приложение 1)
– Почему вы так думаете?
/ Был из крестьян, гордился своим происхождением, любил родную природу, людей, с которыми жил и т. п. /
Поэтому многие его стихи автобиографичные – писал о себе.
5. Введение в новую тему:
Поэт не раз возвращался в своем творчестве к теме родной природы, крестьянской жизни. В родных местах он отдыхал душою, она давала ему силы для дальнейшего творчества. Послушайте, как он писал об этом в одном из своих стихотворений.
И я готов всю ночь сидеть на берегу,
И не ходить домой
И вовсе не ложиться,
Чтоб запахом травы на скошенном лугу
И этой тишиной целебной наслаждаться.
………………………………………………
И хотелось бы мне от тревог отдохнуть
В тишине деревенской природы,
На людей и на мир
Посветлее взглянуть,
Как гляделось мне в прошлые годы.
/По дороге./
– Сегодня мы познакомимся с особенным стихотворением И.З.Сурикова. Оно было написано в начале 1880 года, незадолго до смерти поэта. Это было последнее стихотворение, отправленное им в журнал “Воспитание и обучение”.
Стихотворение было напечатано в № 6-7 в разделе “Для детского чтения” вслед за некрологом на Сурикова, в котором было сказано: “В этом номере мы даем последнее стихотворение его, присланное нам поэтом”.
6. Работа над новой темой.
1) Первичное чтение стихотворения учителем.
– Понравилось ли вам стихотворение? Чем?
– Какие ЧУВСТВА испытывали вы, когда слушали стихотворение?
/при необходимости используем словарь настроений/
– Как вы думаете, что чувствовал поэт, когда писал? О чем думал?
/С нежностью вспоминал свою деревенскую жизнь, простую необычную красоту своей родной земли. Скучает, тоскует по тишине, покою зимней природы./
7.Физминутка.
Все мы по лесу шагаем – раз, два, три,
Руки выше поднимаем – раз, два, три.
Ноги ставим широко, дышим ровно, глубоко – раз – и, два-и, три-и.
Теперь давай попрыгаем – раз, два, три,
И ножками подрыгаем – раз, два, три.
И ручками похлопаем – раз, два, три,
И ножками потопаем – раз, два, три.
Давай с тобой покружимся – раз, два, три,
И мы с тобой подружимся – раз, два, три.
Три, четыре – прямо встанем.
Влево, вправо наклонимся
И за парты вновь садимся.
2) Повторное чтение стихотворения учащимися.
а) Словарная работа
б) Деление стихотворения на логически законченные /смысловые/ части (2).
3) Чтение по частям и беседа по содержанию.
а) Чтение первой части
– О чем говорится в первой части? (о красоте зимней природы)
– Что радует поэта? радуется свежести воздуха, светлому наряду природы, любуется ее красотой, что бело и тихо)
Выступает как живописец
– Что же он описывает? (первый снег – белый, пушистый; поле – точно пелена, лес – шапкой чудной)
– Какие поэтические приемы он использует?
– О каких признаках зимы он говорит еще в этой части? (Дни коротки, солнце светит мало, морозы)
б) Чтение второй части
– О ком эта часть?
– Как он называет крестьянина?
– Что несет зима крестьянину – труженику?
– Как он готовится к зиме? Почему так?
– Как вы думаете, что хотел сказать ВАМ поэт этим стихотворением?
(Чтобы мы любили свою землю как и он )
Поэт очень живописно изобразил нам русскую зиму словами. И мне бы очень хотелось, чтобы вы сегодня на уроке тоже побыли в роли “живописцев”, но не поэтов, а художников:
Берем мы кисть, берем листок,
Фантазий радужный поток
Тебе поможет сотворить
Прекрасный мир…
8. Переход к уроку рисования.
Выполнение иллюстрации к стихотворению И.З. Сурикова “ЗИМА”.
1) Словесное рисование картин по выбранному отрывку
2) Напоминание техники и хода работы в стиле “ графика”
3) Самостоятельная работа учащихся над рисунком.
4) Индивидуальная помощь ( советы) учащимся
9. Заключение.
1) Выставка лучших рисунков. (Приложение 2)
– Посмотрите, как замечательно получился у ребят зимний пейзаж!
Попробуем отыскать в стихотворении строчки, которые подойдут для описания наших рисунков.
/ Дети подбирают и зачитывают строчки из стихотворения Сурикова к работам выставленным на доске./
10. Итог урока.
– Кому из вас захотелось прочитать другие стихи этого поэта?
– А кто уже прочитал их? Какие?
– Я вижу, что вам понравились стихи И.З.Сурикова. В чем же художественная особенность его стихов?
(Читаются легко, звучат плавно, похожи на народные песни)
Сообщение учителя о песнях и десяти его произведениях положенных на музыку. Прослушивание песен на слова И.З.Сурикова “Рябина” и “Как в степи глухой”.
/Песни могут служить фоном во время рисования, на усмотрение учителя/.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуально-образовательный маршрут ученика начальной школы
Через индивидуальные образовательные маршруты раскрывются особенности, интересы, потребности ребёнка в достижении образовательных результатов.Дан примерный образовательный маршрут....
Использование индивидуальных образовательных маршрутов в начальной школе
Индивидуальный образовательны маршрут (траектория)- специфический метод индивидуального обучения, помогающий ликвидировать пробелы в знаниях, умениях, навыках ...
Презентация по теме: Пакет диагностического инструментария как средство проектирования индивидуального образовательного маршрута. Комплексные работы для выпускника начальной школы
Доклад на педагогическом совете ОУ по теме: Пакет диагностического инструментария как средство проектирования индивидуального образовательного маршрута. Комплексные работыдля выпускника начальной школ...
Индивидуальный образовательный маршрут ученика начальной школы
Образец Индивидуального образовательного маршрута ученика начальной школы. Данный ИОМ составлен для обучающегося 4 класса имеющего высокий уровень мотивации к обучению, но на фоне низкого у...
Индивидуальный образовательный маршрут ученика начальной школы
Индивидуальный образовательный маршрут ученика начальной школы...
«Проектирование индивидуального образовательного маршрута обучающегося начальной школы»
Построение ИОМ обучающегося и создание необходимых условий для индивидуализации образовательного процесса для разных и равных детей в начальной школе....
Проектирование индивидуального образовательного маршрута в начальной школе
Проектирование индивидуального образовательного маршрута в начальной школе...