Деловая игра в рамках повышения финансовой грамотности учащихся "Финансы без романсов"
методическая разработка на тему
Деловая игра в рамках повышения финансовой грамотности учащихся "Финансы без романсов". Игра может проводиться в одном учреждении между разными классами, а также в режиме on-line.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
finansy_bez_romansov.docx | 122.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное
учреждение города Калининграда
для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа - детский сад № 72
Деловая игра в режиме on-line
«Финансы без романсов»
Калининград – 2016
Технологическая карта
Деловая игра в режиме on-line
«Финансы без романсов»
I Методический блок
Цель | Объяснить детям принципы экономии семейного бюджета | |
Задачи | - работа по выработке умений применять знания в различных жизненных ситуациях; - развитие навыков коммуникативных явлений; - воспитание правильного отношения к деньгам | |
Форма занятия | Игровая программа | |
Время занятия | 45 мин | |
Материал | Презентация «Виды семейного бюджета», разноцветные квадратики для деления на группы, карточки с ситуациями, листы А3 и маркеры, флажки. | |
Предварительная работа | Оформление зала для игры, настройка скайпа, разучивание сценки, подготовка раздаточного материала | |
Методические рекомендации организаторам игры | Целевая группа: школьники 2 класс |
II Содержательный блок
Развернутый сценарий деловой игры в режиме on-line
«Финансы без романсов»
Ход занятия:
Ребята, сегодня нас ждет интересное занятие. Мы будем работать вместе с учениками из другой школы – это второклассники из школы № 11 в Чкаловске. Поприветствуйте друг друга!
- Сценка
Вася: - Мам, давай пойдем в субботу в кино, после него в Макдональдс зайдем, картошки фри с гамбургерами поедим!
Мама: -Сынок, не сможем мы пойти, у нас финансы поют романсы!
Вася: - Как это? (Достает кошелек, открывает). Ничего не поют – молчат. Мам, они молчат! Деньги не умеют петь!
Мама: - Да, сынок, не умеют, это только так говорят: «Финансы поют романсы». Романсы – это очень грустные, печальные песни. И если у человека нет денег или их слишком мало, то говорят, что его финансы поют романсы.
Вася: - Понятно…
- Учащийся-тьютор: «Все мы знаем, что такое семейный бюджет. Это сопоставление доходов и расходов семьи. (1 слайд)
Есть 3 варианта. Первый – идеальный – доходы превышают расходы: семье на все хватает денег и еще есть сбережения на необходимые случаи. Избыточный бюджет. (2 слайд)
Второй – сбалансированный – доходы равны расходам: семье хватает денег на все необходимое, но нет сбережений на непредвиденные случаи. (3 слайд)
И третий – плохой вариант – расходы превышают доходы: семье не хватает денег на самое необходимое, приходится брать в долг (взаймы у знакомых или кредит в банке). Это дефицитный бюджет. (4 слайд)
3. Учащийся-тьютор:
- Чтобы семейный бюджет был рассчитан правильно, надо вести учет доходов и расходов. Если расходы больше доходов или им равны, то надо экономить. (5 слайд)
- Есть вещи, на которых нельзя экономить: это оплата услуг ЖКХ, оплата образования, наше здоровье.
- А вот на питании, на одежде, на развлечениях и отдыхе, на бытовых покупках экономить можно и нужно.
- А сейчас мы с вами поработаем в группах, и вы сможете сами разобраться, как и где можно сэкономить.
(Групповая работа проводится по методике 6*6*6.)
Давайте разделимся на группы. (18 человек вытаскивают квадратики разных цветов (по 6 каждого цвета) – на квадратиках одного цвета должны быть цифры (1,1,2,2,3,3)
Сначала мы делимся на группы по цвету квадратиков: получилось 3 группы по 6 человек. В каждой группе задание: рассмотрите карточки и определите, как можно сэкономить. (1 группа – при покупках в супермаркете, 2 группа – при расходах на бытовую химию, бытовые услуги, одежду, 3 группа – на развлечениях, отдыхе, в отпуске).
- Через 7 минут группы перемешиваются (по цифрам на квадратиках) – в результате в новых группах сидят по 2 человека из предыдущих групп. Они должны рассказать, какие способы экономии они нашли.
Задание для новых групп: приняв к сведению полученную информацию, составить «Экономную памятку».
- А теперь давайте проверим, насколько хорошо вы усвоили правила экономии.
Правила игры: ведущий читает вопрос, время для подготовки – 1 минута. После сигнала команда даёт ответ. Право ответа принадлежит команде, которая первая подаст сигнал (поднимет флажок). Если ответ правильный, команда получает одно очко, если нет, – вторая команда продолжает обсуждение и по прошествии минуты отвечает.
Вопросы:
- Крупный магазин по продаже полного ассортимента продуктов питания и напитков ( супермаркет).
- Широкая распродажа товаров, часто с элементами развлекательной программы (ярмарка).
-Где легче сэкономить деньги: в супермаркете или на ярмарке? ( на ярмарке)
- Подумайте и скажите, для чего в супермаркетах стоят большие тележки? (чтобы покупатель купил больше).
- Информация, представленная с использованием разных средств, с целью продвижения какого-нибудь товара (реклама)
- Место в магазине для показа товаров (витрина).
- Возле кассы в супермаркете всегда много привлекательного товара: жвачки, конфетки, шоколадные батончики, разноцветные журналы. Вася каждый день покупает шоколадный батончик за 10 рублей. Сколько денег он тратит каждую неделю?
- О каком продукте экономисты говорят: «Это умение продать одну картофелину по цене килограмма»? (чипсы)
- На что обычно откладывают деньги предусмотрительные граждане? ( На чёрный день).
- Как говорят о деньгах, если они пропали в пустую? (Плакали денежки).
Я надеюсь, что после нашего занятия ваши денежки не будут ни плакать, ни петь романсы.
- Подведение итогов.
- Ребята, вам понравилось? Что вам понравилось больше всего? Что вы узнали нового? Где вам это может пригодиться?
Благодарим вас за работу: победители и участники получают дипломы.
Приложение
Бланк с заданием № 1
Выберите только полезные советы,
которые помогут вам сэкономить во время покупок в супермаркете
- Около кассы всегда продается много вкусностей: шоколадки, киндер-сюрпризы, желатинки, жвачки. Когда стоите в очереди, всегда просите у мамы купить шоколадку. Подумаешь – 20-30 рублей! Это ведь немного!
- Сыр, колбасу покупайте на вес, хлеб – целым, но не берите упаковки с уже нарезанными продуктами. Цена на такие товары всегда выше и намного! Порезать всё можно самому.
- При входе в супермаркет все чувствуют запах свежей выпечки и бегут купить пару булочек-пирожков. Чтобы не накупить всяческих ненужностей, в магазин нельзя ходить голодным.
- При входе надо взять большую тележку – в нее больше войдет!
- Овощи-фрукты покупайте по сезону: клубника или арбуз в январе стоит гораздо дороже, чем в июле-августе. А экзотические фрукты (те, что не растут в России) всегда стоят дороже, чем наши яблоки-груши-сливы.
- Помогите маме и устройте «огород» на подоконнике: посадите там лук, укроп, петрушку. Так вы обеспечите всю семью витаминами бесплатно.
- Вместо большого пакета кефира или молока надо покупать маленькие коробочки с коктейлями и малюсенькие баночки с йогуртами.
- Товары на полках, которые находятся на уровне глаз покупателя, всегда дороже, чем товары на верхних и нижних полках. Перед тем, как брать похожие продукты, сверьте цены!
- Перед походом в супермаркет составьте список необходимых продуктов. И берите в магазин столько денег, сколько хватит на покупку товаров из списка. Даже если у вас появится соблазн купить что-то лишнее, денег на каприз уже не останется.
Бланк с заданием № 2
Выберите только полезные советы,
которые помогут вам сэкономить деньги
- Когда чистите зубы, обязательно закрывайте кран, чтобы вода напрасно не текла.
- Попросите родителей, чтобы они заменили обычные лампочки на энергосберегающие. Уходя из дома всегда выключайте все электроприборы.
- Звоните друзьям и родственникам при всяком удобном случае, не задумываясь о тратах. Подключите платные развлекательные услуги («Гудок» например).
- Не стесняйтесь носить одежду, которая досталась вам от подросших братьев-сестер-соседей.
- Старые, но пригодные вещи (вашу одежду и обувь) и игрушки можно продать за небольшую цену.
- Слушайте и смотрите рекламу, чтобы потом клянчить у родителей деньги на эти «модные» товары.
- Расскажите маме, что выключать плиту за 3-5 минут до полной готовности блюда выгодно – плита сразу не остывает, пища доварится, а вот газ мы сэкономим.
- Мыло, шампунь, зубная паста – состав у них почти одинаковый, а цена разная. Перед тем, как брать похожие продукты, сверьте цены!
- Заведите копилку и вносите в нее сдачу от своих покупок. Так вы сможете накопить сбережения.
- Карманные деньги надо тратить сразу – ведь если их оставить, то можно потерять. И вообще, может завтра в магазине уже не будет нужных вам товаров.
Бланк с заданием № 3
Выберите только полезные советы,
которые помогут вам сэкономить деньги
- Журналы не покупайте, лучше читайте в электронном виде. Фильмы «скачивайте» в интернете - поход всей семьей в кино обойдется гораздо дороже. Если же хотите посмотреть фильм на большом экране, то нужно идти на утренний сеанс – так билеты дешевле.
- Посещайте распродажи – там такие дешевые товары! Все равно ведь когда-нибудь пригодятся.
- Если вы умеете что-нибудь мастерить, вязать, плести или рисовать, всегда можно подготовить подарок друзьям и близким своими руками.
- В поездку или поход с классом берите с собой чипсы, конфетки, шоколадные батончики. Это вкуснее, чем бутерброды и яблоки.
- Встречайтесь с друзьями в кафе или «МакДональдсе» - и поговорите и вкусно покушаете.
- Используйте общественную сеть wi-vi (вай-фай), чтобы не тратить деньги на интернет в телефоне.
- Звоните друзьям и родственникам при всяком удобном случае, не задумываясь о тратах.
- Слушайте и смотрите рекламу, чтобы потом клянчить у родителей деньги на эти «модные» товары.
- Всегда хочется пить на прогулке? Берите с собой небольшую бутылочку воды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к классному часу в рамках недели финансовой грамотности "Дети и деньги."
В рамках недели финансовой грамотности, в целях развития экономической грамотности, был проведён классный час....
Деловая игра в рамках повышения финансовой грамотности для 1 класса "Лесная ярмарка"
Деловая игра в рамках повышения финансовой грамотности для 1 класса "Лесная ярмарка". Ребята узнают понятия «опт и «розница», научатся различать оптовую и розничную торговл...
Проект "Мой бюджет" (Повышение финансовой грамотности учащихся)
Проект "Мой бюджет" предназначен для работы с учащимися 2-4 классов. Может быть использован в рамках изучения внутрипредметных модулей (у нас в математике есть модуль "Задачи гнома Эконома") или во вн...
Задания, игры, головоломки способствующие повышению финансовой грамотности детей.
Задания, игры, головоломки способствующие повышению финансовой грамотности детей....
Открытое занятие "Деловая игра " в рамках внеурочной деятельности Сундучок Знаний
Тема занятия: Закрепление навыков умножения и деления. Развитие пространственного мышления.Тип занятия: урок повторения, систематизация и обобщение знанийЦель: совершенствовать вычислительн...
Рабочие программы курсов внеурочной деятельности "Народные игры" 1-4 класс,"Финансовая грамотность"1-4 класс
Программы "Народные игры" и "Финансовая грамотность" разработаны в соответствии с ФГОС НОО для 1-4 классов....