"Метапредметный урок в школе"
консультация по теме
Архив содержит презентацию "Урок открытых мыслей как форма метапредметного занятия по формированю читательской компетенции младших школьников" и обобщающий материал "Проектирование метапредметного занятия"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
метапредметное занятие, урок открытых мыслей, проектирование | 874.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектирование метапредметного учебного занятия
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» заявлено, что результат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Одним из эффективных средств решения поставленных задач является использование в образовательном процессе метапредметного подхода, предполагающего интеграцию содержания образования, педагогических усилий, а также достижение практико-ориентированного результата обучения.
Введение в рамках конкурса «Учитель года России» номинации «Метапредметное учебное занятие» имеет колоссальную инновационную значимость для российского образования. Реализация метапредметного подхода актуализирует ряд педагогических проблем, так как требует особых усилий со стороны педагогов, как при разработке содержания образования, так и при отборе и применении образовательных технологий.
Метапредметность - это направленность обучения на общемировоззренческую (надпредметную) интерпретацию содержания образования.
Метапредметность - одно из средств реализации компетентностного подхода в образовании, а метапредметный урок - разновидность и высшая форма компетентностно-ориентированного учебного занятия.
Метазнания – это знания о том, как оно устроено и структурировано, о приемах и методах познания, о возможностях работы.
Метаспособы, метаумения, методы и умения, с помощью которых человек открывает новые способы решения задач. Они универсальны по сути, то есть междисциплинарные, используются не только в науке, но и в повседневной жизнедеятельности.
Метапредмет учебный - предмет нового типа, который выстраивается поверх традиционных учебных предметов в результате интеграции содержания.
Технология проектирования метапредметного учебного занятия включает фундаментальные и мировоззренческие понятия.
Фундаментальные понятия: пространство и время; единица и множество; порядок и хаос; война и мир; причина и следствие; рисунок и символ; подъем и упадок; наука и предрассудки и так далее.
Мировоззренческие понятия: простое и сложное; начало и конец; разум и чувства; покой и движение; зло и добро; опыт и интуиция и тому подобные.
Парность таких категорий удобна для реализации учителем педагогических задач с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию самостоятельного, творческого мышления учащихся, а также формированию их активной жизненной позиции.
Категории могут быть и одинарными: героическое, трагическое, стабильное, прогрессивное, вечное, жизнь, личность, любовь, дружба, знание, опыт, культура. Они также имеют значительный потенциал для решения задач метапредметного учебного занятия.
Приведенные примеры не исчерпывают всего многообразия ценностномировоззренческих категорий, используемых для метапредметной интерпретации традиционного содержания уроков.
Предпочтительные формы метапредметного учебного занятия:
-проблемная лекция;
-дискуссия, полилог;
-семинар;
-лабораторный практикум;
-деловая или ролевая игра;
-разработка и защита проекта;
-интегрированный урок.
Цель метапредметного учебного занятия в значительной степени сливается с развивающей и (в большей степени) - с воспитательной задачей.
Формулировки такой цели могут быть следующими: «формирование ценностного отношения к...», «обеспечение условий формирования личной позиции учащегося в вопросах ...».
Учитель традиционной формы обучения следует ошибочной логике: «У меня есть предметная тема - как бы сделать ее надпредметной?». Однако, здесь необходимо отталкиваться от стратегической цели образования - формирования личности. Основное средство достижения цели - это содержание образования. Учитель использует его для формирования личности, ее качественных характеристик, ценностей. При такой постановке вопроса знаниевый подход и соответствующая ему установка на обучение предмету трансформируются в использование знания для формирования и развития ценностных портретных характеристик личности учащегося.
Учитель как бы рассуждает: мне необходимо решить важную педагогическую задачу - сформировать у моих учеников общемировоззренческие позиции как основу ценностей, качественных характеристик личности, осмысленного восприятия жизни и различных ее процессов. На основе какого содержания предметного знания я могу решить эту педагогическую задачу?
При такой логике «традиционный» учитель, приверженец содержания своего предмета, злоупотребляющий научной, абстрактно-теоретической, детализированной составляющей содержания урока, не всегда сможет свыкнуться с мыслью, что предметное содержание - не самоцель изучения истории или химии.
Метапредметная интерпретация учебного занятия объективно повлечет за собой необходимость межпредметной интеграции, выхода за рамки научной области в конкретные ситуации жизнедеятельности ребенка. Многие педагоги обращают внимание на низкий уровень учебной мотивации школьников. Все труднее отвечать на вопрос учеников: «Зачем мы это учим?». Педагоги учащимся объясняют, что эти темы положено изучать по программе, что им еще предстоит сдавать ЕГЭ. Тем самым факторы и средства мотивации подменяются средствами контроля. Между тем любой учитель подтвердит, что ничто так не мотивирует ученика, как перевод сложных предметно-научных дидактических единиц в «разговор о жизни». А это и есть важнейший принцип педагогической мотивации - актуализация знания.
Метапредметное учебное занятие имеет в этом смысле колоссальный потенциал, поскольку в его основе лежат жизненно важные понятия, ценности, проблемы и ситуации, на которые проецируется предметное знание.
Не всегда учитель-предметник может увидеть и донести до каждого ученика понимание знания как ценности, необходимой и полезной для повседневной жизнедеятельности. Но любое содержание образования может быть использовано для формирования и совершенствования универсальных учебных действий, способов мышления (анализ, синтез, сравнение, поиск и обработка информации, проектирование и моделирование).
Рекомендации по разработке метапредметного учебного занятия
1.Не стоит пытаться сделать метапредметными сразу все уроки. Экспериментировать лучше в рамках уроков обобщающего типа. К ним учащиеся приходят уже с определенным знанием, которое можно развивать, интерпретировать, проецировать на себя.
2.Удобно проводить метапредметное учебное занятие с опорой на темы, предполагающие межпредметную интеграцию. Чем больше «связываний» узкопредметного знания с зонами его приложения (в других научных областях и в повседневной жизни), тем интереснее и продуктивнее урок.
3.Не всегда легко найти взаимосвязь между метапредметной по своему характеру категорией и предметной составляющей урока, но взаимосвязь с универсальным способом деятельности можно найти всегда.
4.Рекомендуется воспользоваться разработанной ниже схемой анализа/самоанализа учебного занятия в компетентностной и метапредметной интерпретации.
Схема анализа/самоанализа учебного занятия в компетентностной и метапредметной интерпретации
Если указанный этап учебного занятия был проведен в рамках традиционного подхода, отметьте в графе «Оценка» цифру 1,2 или 3 в зависимости от степени выраженности подхода. Если же учебное занятие было проведено, скорее в рамках компетентностного и метапредметного подходов, поставьте 4 или 5 баллов.
Этапы учебного занятия | Характеристика традиционного подхода | Оценка | Характеристика компетентностного и метапредметного подхода |
Организацион-ный этап | Ориентирован на дисциплинарный момент. | 12345 | Ориентирован на мотивацию учащихся через озвучивание ценности, полезности занятия. |
Целеполагание | Цель имеет обучающий характер. | 12345 | Цель имеет формирующий характер (конкретных компетенций и метапредметных категорий). |
Постановка задач | Определены учебная, развивающая и воспитательная задачи (при доминировании учебной задачи). | 12345 | Задачи соответствуют компетенции: знать, уметь, владеть (иметь опыт). |
Форма и структура | В основе - комбинированный урок. | 12345 | Активная форма обучения, направленная на выработку учебного продукта. |
Отбор содержания | Преобладание фактологической, предметно-научной составляющей. | 12345 | Практико-ориентированный характер содержания, четко соотносится с формируемой компетенцией, метапредметной направленностью. |
Используемые методы и приемы обучения | Преобладают технологии традиционного, репродуктивного обучения. | 12345 | Преобладают методы и приемы активного, продуктивного обучения. |
Субъектность учебной деятельности | Основной участник-педагог. Невысокий уровень самостоятельности учащихся. | 12345 | Основной участник-ученик. Высокий уровень самостоятельности учащихся. |
Контроль | Принадлежит педагогу. | 12345 | Осуществляется через взаимо-, самоконтроль и рефлексию. |
Основной результат | Приращение предметного знания. | 12345 | Продукт как опыт деятельности учащихся. |
Стиль педагога | Ментор | 12345 | Тьютор |
Общая сумма баллов (К)- |
Обработка результатов:
Подсчитывается общее количество баллов (К).
Максимальное количество баллов – 50. Минимальное количество баллов – 10.
От 0 до 30 баллов – педагог привержен традиционным подходам в обучении.
От 30 до 50 баллов – педагог стремится реализовывать компетентностный подход в обучении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метапредметный урок "Знакомство с правилом правописания сочетаний -ЧК- -ЧН-"
УМК: «Начальная школа 21 века»Продолжительность урока: 45 минут.Тип урока: урок усвоения новых знаний.Тема урока: Знакомство с правилом правописания сочетаний -ЧК-, -ЧН-.Цель урока: сформировать...
Конспект метапредметных уроков (окружающий мир + технология) по теме ""Кто такие звери?" Изделие:"Коллаж"" в 1 классе по программе Школа России.
Уроки направлены на создание условий для полноценного усвоения учебного материала по теме.Цель урока (окружающий мир) – сформировать знания учащихся о том, кто такие звери, узнать их отличительные при...
Выступление по теме: «Организация метапредметного урока в начальной школе в условиях технологии проблемно-диалогического обучения»
Выступление «Организация метапредметного урока в начальной школе в условиях проблемно-диалогического обучения» было предложено слушателям курсов повышения квалификации учителей начальных классов в мар...
Технологическая карта метапредметного урока по русскому языку в малокомплектной школе
Метапредметный урок - это урок, целью которого является обучение переносу теоретических знаний по предметам в практическую жизнедеятельность учащегося, подготовка учащихся к реальной жизни и формирова...
Речевая деятельность умственно отсталых школьников на метапредметном уроке в начальной школе.
Данная методическая разработка направлена на развитие речи обучающихся с ОВЗ....
Метапредметный урок во 2 классе "Урок Победы"
Урок, посвященныйсобытиям Великой Отечественной войны во 2 классе.«Блокада Ленинграда»...
Технология метапредметного урока в начальной школе (статья)
В сoвременной шкoле на этапе внедрения стандартoв новoго пoкoления каждый учитель, гoтoвясь к урoку, старается oпределить не тoлькo целевые устанoвки, нo и технoлoгии, кoтoрые oн будет испoльзовать на...