|
1.Начальный этап обучения пониманию речи.
|
№ | Направления деятельности | Задачи этапа | Развиваемые физические качества | Варианты возможных активностей |
0 | Адаптация обучающихся к новым условиям среды. | 1.Опередить, имеется ли дефицит: сенсорной модуляции; двухсторонней интеграции и нарушение последовательности движений; наличие/отсутствие соматодиспраксии; контролируемых движений глаз. 2. Установить эмоциональный контакт с ребенком и создать атмосферу доверительных отношений; |
_____ | Диагностический этап работы. Заполнение бланков- коммуникативных матриц. Оценка нейромоторной сферы. Наблюдение за ребенком в естественных условиях: проверка умени1 детей имитировать определенные действия |
Обучение выполнению инструкций по простым движениям |
1 | Обучение выполнения инструкции «На».
| Развивать умение устанавливать контакт с взрослым на уровне элементарных предметных действий; обучение выполнению инструкций по простым движениям; расширять пассивный словарь обучающихся; развивать понимание обращенной речи в естественных условиях | Удержание равновесия, постуральные подстройки, конвергенция и дивергенция | Ловля брошенного или катящегося мяча; захват неподвижных предметов: гимнастической палки, массажных мячей; попеременный захват предметов то одной ,то другой рукой; наклоны, повороты корпуса, реакция на обращенную речь педагога. захват подвижных предметов (например, необходимо поймать качающуюся в воздухе веревку, находясь в гамаке или на тренажере, либо сидя на гимнастическом мяче
|
2 | Обучения выполнению инструкции «Дай».
| Развивать умение устанавливать контакт с взрослым на уровне элементарных предметных действий; развивать понимание обращенной речи в естественных условиях: «Дай мне…» | Пространственная ориентировка; динамическое и статическое равновесие, постуральные подстройки, зрительная конвергенция и дивергенция | Захват и передача педагогу неподвижных предметов: гимнастической палки, массажных мячей; попеременный захват предметов то одной. то другой рукой; наклоны, повороты корпуса, реакция на обращенную речь педагога. Захват и передача педагогу подвижных предметов. Например, требуется поймать и принести мяч, скатившийся с горки; достать мяч, находящийся высоко и передать его учителю, находясь на нестабильной опоре (качели, мяч, гамак) и возвратить учителю мяч.
|
3 | Обучение выполнению инструкции: «Покажи». Ориентировка в схеме тела | Развивать умение устанавливать контакт с взрослым на уровне элементарных предметных действий. реагировать на просьбу взрослого: «Покажи мне.» | Повысить тонус мышц-разгибателей и постуральную стабильность, задания с перемещениями, постуральный праксис, зрительная конвергенция и дивергенция | Использовать тренажер «Вертолет», перетягивание эластичной ленты, на конце которой прикрепленынебольшая игрушка, большие подушки, игра «Черепаха», «Бутерброд» , ящики с чечевицей, шишки, игольчатые мячи, большие рыхлые маты |
4 | Предметы. Действия с предметами
| Продолжать развивать понимание обращенной речи в естественных условиях; знакомить обучающегося со спортивным инвентарем; расширять предметный и глагольный словарь | Пространственная ориентировка; постуральные подстройки, зрительная конвергенция и дивергенция | Ходьба с предметами, удержание мешочков-утяжелителей, элементы игры «футбол», прыжки на мячах, раскачивание на тренажерах «Лошадка», «Диск», ловля мяча, передача предметов из рук в руки, массажные мячи, массажные ролики и т.д. |
5 | Обучение пониманию действий по фотографиям (картинкам) | продолжать развивать понимание обращенной речи в естественных условиях; знакомить обучающегося со спортивным инвентарем; расширять предметный и глагольный словарь; развивать умение соотносить предмет или действие с картинкой | Пространственная ориентировка; постуральные подстройки, зрительная конвергенция и дивергенция | Например, поймать и принести мяч, скатившийся с горки; достать мяч, находящийся высоко и передать ее учителю, находясь на нестабильной опоре (качели, мяч, гамак) и возвратить учителю мяч и т.д с опорой на определенные заранее подготовленные картинки
|
2.Начальный этап обучения экспрессивной речи |
1 | Обучение умению использовать указательный жест для выражения своего желания. | Развивать умение использовать указательный жест для выражения своего желания; продолжать развивать понимание обращенной речи в естественных условиях; знакомить обучающегося со спортивным инвентарем; развивать умение соотносить предмет или действие с картинкой | Развитие вестибулярного аппарата, пространственная ориентировка; постуральные подстройки, развитие ловкости, тонус мышц-разгибателей | Упражнение в пролезании на четвереньках под дугой; пролезании в воротца, составленные из мягких модулей; упражнения и игры в сухом бассейне; любая деятельность: раскачивание в гамаке, проползание через трубу, прыжки на гимнастических мечах. Последовательность выполнения заданий выбирает обучающийся по визуальному расписанию |
2 | Развитие умения делать выбор предстоящей деятельности с использованием жеста. | Развивать умение использовать указательный жест для выражения своего желания; продолжать развивать понимание обращенной речи в естественных условиях; знакомить обучающегося со спортивным инвентарем;
| Развитие ловкости и вестибулярного аппарата, пространственная ориентировка; постуральные подстройки, усиление тонуса мышц-разгибателей | Прыжки в глубину, игры с бегом, ползание по поверхности шариков в сухом бассейне в разных направлениях, стараясь не погружаться в них, подвижная игра «Метко в цель», прокатывание мяча под дугу, полезание на четвереньках в заданном направлении и т.д. |
3 | Развитие умения отвечать на вопрос «Что ты хочешь?» с использованием визуального расписания (безречевой этап) | Развивать умение использовать указательный жест для выражения своего желания; продолжать развивать понимание обращенной речи в естественных условиях; знакомить обучающегося со спортивным инвентарем; подкреплять умение учащегося отвечать на вопрос взрослого «Что ты хочешь?», используя невербальные способы общения (жест, мимика). | Пространственная ориентировка; постуральные подстройки, зрительная конвергенция и дивергенция, меткость | Ходьба с предметами, удержание мешочков-утяжелителей, элементы игры «футбол», прыжки на мячах, раскачивание на тренажерах «Лошадка», «Диск», ловля мяча, передача предметов из рук в руки, массажные мячи, массажные ролики и т.д. |
4 | Развитие умения отвечать на вопрос «Что ты хочешь?» с использованием визуального расписания и называнием тех, предметов с которыми обучающийся будет взаимодействовать | Развивать умение использовать указательный жест для выражения своего желания; продолжать развивать понимание обращенной речи в естественных условиях; знакомить обучающегося со спортивным инвентарем; подкреплять умение учащегося отвечать на вопрос взрослого «Что ты хочешь?», используя вербальные способы общения (произнесение названия) | Пространственная ориентировка; постуральные подстройки, зрительная конвергенция и дивергенция, меткость. | Игры с мячом: "Скачущий мяч", "Кати мяч", "Передай мяч", " Попади в корзину", «Говорящий мяч», "Шлепанки" катание, бросание, ловля округлых предметов игры "Лунки","Кегля", "Найди предмет" и т.д.
|
5 | Обучение словам, выражающим просьбу «Дай», «Помоги», использование замещающих слова картинок в естественной ситуации. | Добиваться закрепления слов, связанных с каждодневными потребностями ребенка; закреплять появившиеся у ребенка слова и фразы - «Дай», «Помоги», всегда подхватывая его речевые реакции. | Пространственная ориентировка; меткость, ловкость | Подвижные игры. "Кошки-мышки», «Лиса и зайцы», «Гуси-лебеди», «Два мороза», "Воробушки и кот» "Лохматый пес" и т.д.
|
3.Закрепление навыков |
7 | Умение выражать согласие и несогласие при выборе последовательности видов деятельности «да/нет» | Развивать умение выражать согласие или не согласии при конструировании последовательности, выполняемых упражнений; добиваться закрепления слов, связанных с каждодневными потребностями ребенка; закреплять появившиеся у ребенка слова и фраз «да», «нет» | Развитие сенсомоторной координации, умения дифференцировать усилия при передаче мяча, способности быстро переключать внимание и изменять направление действий; развитие двигательной реакции, мелкой моторики, быстроты и точности движений кисти.
| Игра «Быстрые мячи», Игра «Солнышко — дождик», «Мешочки», ходьба с предметами, удержание мешочков-утяжелителей, элементы игры «футбол», прыжки на мячах, раскачивание на тренажерах «Лошадка», «Диск», ловля мяча, передача предметов из рук в руки, массажные мячи, массажные ролики и т.д.
|
8 | Функциональное значение спортивного инвентаря.
| Развивать умение обучающегося отвечать на вопрос: «Что ты делаешь?»; добиваться закрепления слов, связанных с каждодневными потребностями ребенка; закреплять появившиеся у ребенка слова и фраз | Развитие вестибулярного аппарата, Пространственная ориентировка; постуральные подстройки, развитие ловкости, активизация тонуса мышц-разгибателей | Упражнение в пролезании на четвереньках под дугой; пролезание в воротца, составленные из мягких модулей; упражнения и игры в сухом бассейне; любая деятельность: раскачивание в гамаке, пролезание через трубу, прыжки на гимнастических мечах. Последовательность выполнения заданий выбирает обучающийся по визуальному расписанию. |
9 | Обучение отвечать на вопросы о себе. Называние видов деятельности коротким словом (существительным)
| Развивать умение отвечать на вопрос «Где?» с помощью невербальных и/или вербальных способов общения (зависит от индивидуального уровня развития речи) | Развитие сенсомоторной чувствительности, вестибулярного аппарата, зрительная дивергенция и конвергенция и т.д | Ходьба по сенсорной тропе, ходьба по коврику «ГОФР» Поиск предмета среди шариков в сухом бассейне в разных направлениях, стараясь не погружаться в них, прокатывание мяча под дугу, ползание на четвереньках в заданном направлении и т.д |
10 | Обучение пониманию признаков предметов (цвета, размера и т.п.).
| Обучение пониманию признаков предметов: цвета (красный, желтый, зеленый, синий); размера (большой, маленький); закреплять появившиеся у ребенка слова и фразы, всегда подхватывая его речевые реакции,
| Развитие сенсомоторной чувствительности, вестибулярного аппарата, зрительная дивергенция и конвергенция, переключаемость | «Помай мяч…», «Дай красный», «Поиск предметов», сенсорная тропа, массажные коврики, раскачиваясь на качелях, складывать паззлы, передавать мячи нужного цвета, величины и т.д. |
11 | Обучение отвечать на вопрос «Где?»
| Обучать умению отвечать на вопрос «Где?» с помощью невербальных и/или вербальных способов общения (зависит от индивидуального уровня развития речи) | Развитие сенсомоторной чувствительности, вестибулярного аппарата, зрительная дивергенция и конвергенция и т.д | Ходьба по сенсорной тропе, ходьба по коврику «ГОФР» Поиск предмета среди шариков в сухом бассейне в разных направлениях, стараясь не погружаться в них, прокатывание мяча под дугу, ползание на четвереньках в заданном направлении и т.д |
12 | Работа над увеличением числа спонтанных высказываний, просьб, пожеланий. | Добиваться закрепления слов, связанных с каждодневными потребностями ребенка; закреплять появившиеся у ребенка слова и фразы, всегда подхватывая его речевые реакции | Развитие вестибулярного аппарата, Пространственная ориентировка; постуральные подстройки, развитие ловкости, тонус мышц-разгибателей и т.д.
| Ползание на животе по прямой. Ползание на четвереньках в заданном направлении. Ползание по прямой линии через тоннель, или «трубу» и т.д |
13 | Активные непроизвольные словесные реакции. | Провоцирование ребенка на эхолалии и непроизвольные словесные реакции. | Развитие вестибулярного аппарата, Пространственная ориентировка; постуральные подстройки и т.д. | Кручения в гамаке, раскачивание на качелях, батут. Развивать данный навык с помощью: физических ритмов, ритмов движения ребенка; стихотворных ритмов, •рифм и мелодий стимулировать вокализации, словесные реакции аутичного ребенка в условиях совместной деятельности (например, постукивания по массажному коврику руками с изменением темпа. |
14 | Обучение фразам. Обучение фразам идет и с помощью изображенных на картинках событий. Слова указывают на определенную ситуацию.
| включения в эмоциональный комментарий; введения реплик, коротких диалогов в процессе взаимодействия на уроках адаптивной физической культуры. | В любой деятельности на уроках по адаптивной физической культуре |
15 | Использование методов эвритмии
| Вызывать интерес обучающихся к собственной, пусть даже эхололичной, речи и звукам окружающей среды на уроках адаптативной физической культуры; увеличивать набор повторяемых ребенком звуков, развивать интерес к звукоподражанию, развивать активность мышц речевого аппарата; |
Итоговый этап |
16 | Составление простых предложений: «Я хочу..», «Можно и нельзя» на уроках АФК и т.д. | Обучать детей, использовать простые предложения, обращенные к взрослому, а далее сверстнику на различные темы | В любой деятельности на уроках по адаптивной физической культуре |
17 | Составление книги активностей «Наш урок физической культуры», краткий рассказ «Что я делаю на уроке физической культуры» по картинкам. | Закрепление умения рассказывать о своей деятельности, последовательность действий на уроках адаптивной физической культуры; подкреплять умение составлять мини-рассказ по картинкам. | В любой деятельности на уроках по адаптивной физической культуре |
18 | Оценка эффективности данной программы | Обучающиеся должны знать и называть: спортивный инвентарь, называть различные виды деятельности, выполняемой здесь и сейчас; самостоятельно обращаться за помощью; пользовать простыми предложениями либо уметь использовать способы альтернативной коммуникации; Уметь: попросить о помощи, попросить что-то у взрослого или сверстника; отвечать на вопросы «Где?», «Что ты хочешь?», «Покажи где?», поддержать диалог насколько это возможно (учитывать особенности каждой группы детей)
| Обучающиеся овладеют: - способностью доступным способом контролировать положение собственного тела; - согласованными, последовательными движениями, - произвольными движениями; - координацией движениями обеих рук; - зрительно-моторной координацией; - целенаправленными движениями; -активными движениями и получают удовольствие от собственных движений; - игре в мяч: бросками, передачей, киданием, отстукиванием; - игровыми действиями с предметами (кегли, обруч, лента, камушки) в ходе подвижных игр, - интересом к плаванию, езде на велосипеде, лыжах, плаванию - навыками лазания по шведской стенке, - ходьбе по бревну, держась за руку взрослого
|