Программа развития коммуникативных качеств на уроках по предмету «Адаптивная физическая культура» в 1-м и в подготовительном классах для детей с расстройствами аутистического спектра.
проект по физкультуре на тему

Седых Ирина Олеговна

Программа развития коммуникативных качеств на уроках по предмету «Адаптивная физическая культура» в 1-м и в подготовительном классах для детей с расстройствами аутистического спектра.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение 2.

Программа развития коммуникативных качеств на уроках по предмету «Адаптивная физическая культура» в 1-м и в подготовительном классах для детей с расстройствами аутистического спектра.

1.Начальный этап обучения пониманию речи.

Направления деятельности

Задачи этапа

Развиваемые физические качества

Варианты  возможных активностей

0

Адаптация обучающихся к новым условиям среды.

1.Опередить, имеется ли дефицит:

сенсорной модуляции;

двухсторонней интеграции и нарушение последовательности движений;

наличие/отсутствие соматодиспраксии;

 контролируемых движений глаз.

2. Установить эмоциональный контакт с ребенком и создать атмосферу доверительных отношений;

_____

Диагностический этап работы. Заполнение бланков- коммуникативных матриц. Оценка нейромоторной сферы. Наблюдение за ребенком в естественных условиях: проверка умени1 детей имитировать определенные действия

Обучение выполнению инструкций по простым движениям

1

Обучение выполнения инструкции «На».

Развивать умение устанавливать контакт с взрослым на уровне элементарных предметных действий;

обучение выполнению инструкций по простым движениям;

расширять пассивный словарь обучающихся;

развивать понимание обращенной речи в естественных условиях

Удержание равновесия, постуральные подстройки, конвергенция и дивергенция

Ловля брошенного или катящегося мяча;

захват неподвижных предметов: гимнастической палки, массажных мячей;

попеременный захват предметов то одной ,то другой рукой;

наклоны, повороты корпуса, реакция на обращенную речь педагога.

захват подвижных предметов (например, необходимо поймать качающуюся в воздухе веревку, находясь в гамаке или на тренажере, либо сидя на гимнастическом мяче

2

Обучения выполнению инструкции «Дай».

Развивать умение устанавливать контакт с взрослым на уровне элементарных предметных действий;

развивать понимание обращенной речи в естественных условиях: «Дай мне…»

Пространственная ориентировка; динамическое и статическое равновесие, постуральные подстройки, зрительная конвергенция и дивергенция

Захват и передача педагогу неподвижных предметов: гимнастической палки, массажных мячей;

попеременный захват предметов то одной. то другой рукой;

наклоны, повороты корпуса, реакция на обращенную речь педагога.

Захват и передача педагогу подвижных предметов.

Например, требуется поймать и принести мяч, скатившийся с горки; достать мяч, находящийся высоко и передать его учителю, находясь на нестабильной опоре (качели, мяч, гамак) и возвратить учителю мяч.

3

Обучение выполнению инструкции: «Покажи». Ориентировка в схеме тела

Развивать умение устанавливать контакт с взрослым на уровне элементарных предметных действий.

реагировать на просьбу взрослого: «Покажи мне.»

Повысить тонус мышц-разгибателей и постуральную стабильность, задания с перемещениями, постуральный праксис, зрительная конвергенция и дивергенция

Использовать тренажер «Вертолет»,  перетягивание эластичной ленты, на конце которой прикрепленынебольшая игрушка, большие подушки, игра «Черепаха», «Бутерброд» , ящики с чечевицей, шишки, игольчатые мячи, большие рыхлые маты

4

Предметы. Действия с предметами

Продолжать развивать понимание обращенной речи в естественных условиях; знакомить обучающегося со спортивным инвентарем;

расширять предметный и  глагольный словарь

Пространственная ориентировка; постуральные подстройки, зрительная конвергенция и дивергенция

Ходьба с предметами, удержание мешочков-утяжелителей, элементы игры «футбол», прыжки на мячах, раскачивание на тренажерах «Лошадка», «Диск», ловля мяча, передача предметов из рук в руки, массажные мячи, массажные ролики и т.д.

5

Обучение пониманию действий по фотографиям (картинкам)

продолжать развивать понимание обращенной речи в естественных условиях; знакомить обучающегося со спортивным инвентарем;

расширять предметный и глагольный словарь;

развивать умение соотносить предмет или действие с картинкой

Пространственная ориентировка; постуральные подстройки, зрительная конвергенция и дивергенция

Например, поймать и принести мяч, скатившийся с горки; достать мяч, находящийся высоко и передать ее учителю, находясь на нестабильной опоре (качели, мяч, гамак) и возвратить учителю мяч и т.д с опорой на определенные заранее подготовленные картинки

2.Начальный этап обучения экспрессивной речи

1

Обучение умению использовать указательный жест для выражения своего желания.

Развивать умение использовать указательный жест для выражения своего желания;

продолжать развивать понимание обращенной речи в естественных условиях; знакомить обучающегося со спортивным инвентарем;

развивать умение соотносить предмет или действие с картинкой

Развитие вестибулярного аппарата, пространственная ориентировка; постуральные подстройки, развитие ловкости, тонус мышц-разгибателей

Упражнение в пролезании на четвереньках под дугой;

пролезании  в воротца, составленные из мягких модулей;

упражнения и игры в сухом бассейне;

любая деятельность: раскачивание в гамаке, проползание через трубу, прыжки на гимнастических мечах. Последовательность выполнения заданий выбирает обучающийся по визуальному расписанию

2

Развитие умения делать выбор предстоящей деятельности с использованием жеста.

Развивать умение использовать указательный жест для выражения своего желания;

продолжать развивать понимание обращенной речи в естественных условиях; знакомить обучающегося со спортивным инвентарем;

Развитие ловкости и вестибулярного аппарата, пространственная ориентировка; постуральные подстройки, усиление тонуса мышц-разгибателей

Прыжки в глубину, игры с бегом, ползание по поверхности шариков в сухом бассейне в разных направлениях, стараясь не погружаться в них, подвижная игра

«Метко в цель»,

прокатывание мяча под дугу, полезание на четвереньках в заданном направлении и т.д.

3

Развитие умения отвечать на вопрос «Что ты хочешь?» с использованием визуального расписания (безречевой этап)

Развивать умение использовать указательный жест для выражения своего желания;

продолжать развивать понимание обращенной речи в естественных условиях; знакомить обучающегося со спортивным инвентарем;

подкреплять умение учащегося отвечать на вопрос взрослого «Что ты хочешь?», используя невербальные способы общения (жест, мимика).

Пространственная ориентировка; постуральные подстройки, зрительная конвергенция и дивергенция, меткость

Ходьба с предметами, удержание мешочков-утяжелителей, элементы игры «футбол», прыжки на мячах, раскачивание на тренажерах «Лошадка», «Диск», ловля мяча, передача предметов из рук в руки, массажные мячи, массажные ролики и т.д.

4

Развитие умения отвечать на вопрос «Что ты хочешь?» с использованием визуального расписания и называнием тех, предметов с которыми обучающийся будет взаимодействовать

Развивать умение использовать указательный жест для выражения своего желания;

продолжать развивать понимание обращенной речи в естественных условиях; знакомить обучающегося со спортивным инвентарем;

подкреплять умение учащегося отвечать на вопрос взрослого «Что ты хочешь?», используя вербальные способы общения (произнесение названия)

Пространственная ориентировка; постуральные подстройки, зрительная конвергенция и дивергенция, меткость.

Игры с мячом:

"Скачущий мяч", "Кати мяч", "Передай мяч", " Попади в корзину", «Говорящий мяч», "Шлепанки"

катание, бросание, ловля округлых предметов

игры "Лунки","Кегля", "Найди предмет" и т.д.

5

Обучение словам, выражающим просьбу «Дай», «Помоги», использование замещающих слова картинок в естественной ситуации.

Добиваться закрепления слов, связанных с каждодневными потребностями ребенка;

закреплять появившиеся у ребенка слова и фразы - «Дай», «Помоги», всегда подхватывая его речевые реакции.

Пространственная ориентировка; меткость, ловкость

Подвижные игры. "Кошки-мышки», «Лиса и зайцы», «Гуси-лебеди», «Два мороза», "Воробушки и кот»

"Лохматый пес" и т.д.

3.Закрепление навыков

7

Умение выражать согласие и несогласие при выборе последовательности видов деятельности «да/нет»

Развивать умение выражать согласие или не согласии при конструировании последовательности, выполняемых упражнений;

добиваться закрепления слов, связанных с каждодневными потребностями ребенка;

закреплять появившиеся у ребенка слова и фраз «да», «нет»

Развитие сенсомоторной координации, умения дифференцировать усилия при передаче мяча, способности быстро переключать внимание и изменять направление действий; развитие двигательной реакции, мелкой моторики, быстроты и точности движений кисти.

Игра «Быстрые мячи», Игра «Солнышко — дождик», «Мешочки»,

ходьба с предметами, удержание мешочков-утяжелителей, элементы игры «футбол», прыжки на мячах, раскачивание на тренажерах «Лошадка», «Диск», ловля мяча, передача предметов из рук в руки, массажные мячи, массажные ролики и т.д.

8

Функциональное значение спортивного инвентаря.

Развивать умение обучающегося отвечать на вопрос: «Что ты делаешь?»;

добиваться закрепления слов, связанных с каждодневными потребностями ребенка;

закреплять появившиеся у ребенка слова и фраз

Развитие вестибулярного аппарата, Пространственная ориентировка; постуральные подстройки, развитие ловкости, активизация тонуса мышц-разгибателей

Упражнение в пролезании на четвереньках под дугой;

пролезание в воротца, составленные из мягких модулей;

упражнения и игры в сухом бассейне;

любая деятельность: раскачивание в гамаке, пролезание через трубу, прыжки на гимнастических мечах. Последовательность выполнения заданий выбирает обучающийся по визуальному расписанию.

9

Обучение отвечать на вопросы о себе. Называние видов деятельности коротким словом (существительным)

Развивать умение отвечать на вопрос «Где?» с помощью невербальных и/или вербальных способов общения (зависит от индивидуального уровня развития речи)

Развитие сенсомоторной чувствительности, вестибулярного аппарата, зрительная дивергенция и конвергенция и т.д

Ходьба по сенсорной тропе, ходьба по коврику «ГОФР» Поиск предмета среди шариков в сухом бассейне в разных направлениях, стараясь не погружаться в них, прокатывание мяча под дугу, ползание на четвереньках в заданном направлении и т.д

10

Обучение пониманию признаков предметов (цвета, размера и т.п.).

Обучение пониманию признаков предметов:

цвета (красный, желтый, зеленый, синий); размера (большой, маленький);

закреплять появившиеся у ребенка слова и фразы, всегда подхватывая его речевые реакции,

Развитие сенсомоторной чувствительности, вестибулярного аппарата, зрительная дивергенция и конвергенция, переключаемость

«Помай мяч…», «Дай красный», «Поиск предметов», сенсорная тропа, массажные коврики, раскачиваясь на качелях, складывать паззлы, передавать мячи нужного цвета, величины и т.д.

11

Обучение отвечать на вопрос «Где?»

Обучать умению отвечать на вопрос «Где?» с помощью невербальных и/или вербальных способов общения (зависит от индивидуального уровня развития речи)

Развитие сенсомоторной чувствительности, вестибулярного аппарата, зрительная дивергенция и конвергенция и т.д

Ходьба по сенсорной тропе, ходьба по коврику «ГОФР» Поиск предмета среди шариков в сухом бассейне в разных направлениях, стараясь не погружаться в них, прокатывание мяча под дугу, ползание на четвереньках в заданном направлении и т.д

12

Работа над  увеличением числа спонтанных высказываний, просьб, пожеланий.

Добиваться закрепления слов, связанных с каждодневными потребностями ребенка;

закреплять появившиеся у ребенка слова и фразы, всегда подхватывая его речевые реакции

Развитие вестибулярного аппарата, Пространственная ориентировка; постуральные подстройки, развитие ловкости, тонус мышц-разгибателей и т.д.

Ползание на животе по прямой.

Ползание на четвереньках в заданном направлении.

Ползание по прямой линии через тоннель, или «трубу» и т.д

13

Активные непроизвольные словесные реакции.

Провоцирование ребенка на эхолалии и непроизвольные словесные реакции.

Развитие вестибулярного аппарата, Пространственная ориентировка; постуральные подстройки и т.д.

Кручения в гамаке, раскачивание на качелях, батут.

Развивать данный навык с помощью:

физических ритмов, ритмов движения ребенка;

стихотворных ритмов,

•рифм и мелодий стимулировать вокализации, словесные реакции аутичного ребенка в условиях совместной деятельности (например, постукивания по массажному коврику руками с изменением темпа.

14

Обучение фразам. Обучение фразам идет и с помощью изображенных на картинках событий. Слова указывают на определенную ситуацию.

включения в эмоциональный комментарий;

введения реплик, коротких диалогов в процессе взаимодействия на уроках адаптивной физической культуры.

В любой деятельности на уроках по адаптивной физической культуре

15

Использование методов эвритмии

Вызывать интерес обучающихся к собственной, пусть даже эхололичной, речи и звукам окружающей среды на уроках адаптативной физической культуры;

увеличивать набор повторяемых ребенком звуков,

развивать интерес к звукоподражанию, развивать  активность мышц речевого аппарата;

Итоговый этап

16

Составление простых предложений: «Я хочу..», «Можно и нельзя» на уроках АФК и т.д.

Обучать детей, использовать простые предложения, обращенные к взрослому, а далее сверстнику на различные темы

В любой деятельности на уроках по адаптивной физической культуре

17

Составление книги активностей «Наш урок физической культуры», краткий рассказ «Что я делаю на уроке физической культуры» по картинкам.

Закрепление умения рассказывать о своей деятельности, последовательность действий на уроках адаптивной физической культуры;

подкреплять умение составлять мини-рассказ по картинкам.

В любой деятельности на уроках по адаптивной физической культуре

18

Оценка эффективности данной программы

Обучающиеся должны знать и называть:

спортивный инвентарь, называть различные виды деятельности, выполняемой здесь и сейчас;

самостоятельно обращаться за помощью;

пользовать простыми предложениями либо уметь использовать способы альтернативной коммуникации;

Уметь:

попросить о помощи, попросить что-то у взрослого или сверстника;

отвечать на вопросы «Где?», «Что ты хочешь?», «Покажи где?»,

поддержать диалог насколько это возможно (учитывать особенности каждой группы детей)

Обучающиеся овладеют:

- способностью доступным способом контролировать положение собственного тела;

- согласованными, последовательными движениями,

- произвольными движениями;

- координацией движениями обеих рук;

- зрительно-моторной координацией;

- целенаправленными движениями;

-активными движениями и получают удовольствие от собственных движений;

- игре в мяч: бросками, передачей, киданием, отстукиванием;

- игровыми действиями с предметами (кегли, обруч, лента, камушки) в ходе подвижных игр,

- интересом к плаванию, езде на велосипеде, лыжах, плаванию

- навыками лазания по шведской стенке,

- ходьбе по бревну, держась за руку взрослого

*Длительность освоения каждого этапа зависит от уровня развития коммуникативных навыков. Обучение по данной программе может быть пролонгированным, поэтому следует обязательно учитывать индивидуальные особенности обучающегося.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная программа по предмету "Лепка,рисование,ручное творчество" для учащихся 4-специального класса со сложным дефектом, расстройством аутистического спектра

     Программа направлена на обучение доступным приёмам труда, развитие творческих способностей обучающихся, формирование умения работать в коллективе....

Теоретические основы исследования зависимости коммуникативно-личностного развития детей с расстройствами аутистического спектра

Теоретические основы исследования зависимости коммуникативно-личностного развития детей с расстройствами аутистического спектра...

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА...

Адаптивная физкультура для детей с расстройствами аутистического спектра.

Выступление на педагогическом совете: адаптивная физическая культура для детей с расстройствами аутистического спектра....

Система оценки коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра

Данный материал будет интересен как учителям, так и специалистам....

Рабочая программа начального основного общего образования (ФГОС НОО) по предмету «Адаптивная физическая культура» для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (Вариант 8.2) 1-4 класс

Образовательная программа по адаптивной физической культуре для обучающихся с растройствами аутистического спектра (РАС) 1-4 классов, Вариант 8.2 В программе расскрываются разделы планирования: целево...