Психологическое занятие для первоклассников на развитие внимания как часть работы по формированию регулятивных УУД
статья (1 класс) на тему

В рамках работы по формированию регулятивных УУД, педагог-психолог совместно с учителем начальных классов проводит занятие на развитие внимания.  Чтобы замотивировать детей на активное взаимодействие, применяются информационные технологии (мультимедийная презентация). Занятие проходит в форме тематического классного часа, посвященного развитию внимания, может быть использовано как занятие в рамках внеурочной деятельности. Название «ВНИМАНИЕ! УСПЕХ!  ВНИМАНИЕ = УСПЕХ!» отражает важность этого процесса для успешности учебной деятельности ребенка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развивающее психологическое занятие в первом классе

на развитие внимания (в рамках реализации программы формирования УУД)

«ВНИМАНИЕ! УСПЕХ!

ВНИМАНИЕ = УСПЕХ!»

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет первоочередной задачей современного образования - формирование совокупности универсальных учебных действий (УУД), определяемых как общее «умение учиться». Среди УУД выделяются  регулятивные УУД, которые позволяют человеку ставить себе определенные цели, планировать свои действия и  жизнь в целом, прогнозировать возможное развитие разных ситуаций. Эти умения -  залог нормальной адаптации человека в обществе, его успеха и роста.

Основные задачи регулятивных УУД – это организация обучающимся своей учебной деятельности, создание условий для волевой саморегуляции как способности к контролю, сосредоточению, мобилизации сил и своей энергии.

Развитое внимание – одно из составляющих этих умений. А понимание детьми значимости и важности этого процесса – путь к успешной учебной деятельности.

В 1ом классе на тематическом классном часе или в рамках внеурочной деятельности (во втором полугодии) предлагается к проведению занятие на развитие внимания, которое проводят педагог-психолог и учитель начальных классов. Алгоритм занятия приводится ниже:

  1. Все столы (парты) в классе стоят кругом, дети сидят за столами. Тематический классный час, посвященный развитию внимания, ведут учитель и психолог. Занятие сопровождается компьютерной презентацией. Открыт Слайд №1  (название)
  2. Знакомство с психологом:   Давайте поиграем.  

Учитель: Мы начнем с (Маши) – Маша называет имя ученика, который сидит СЛЕВА от нее и хлопает ОДИН раз. Следующий называет снова имя того, кто сидит СЛЕВА от него и хлопает уже ДВА раза. Третий снова называет имя сидящего СЛЕВА, но хлопает опять 1 раз. Четвертый тоже называет имя, и хлопает уже 2 раза. Чередуем. 1 раз. 2 раза. Все поняли? Начали. На экране Слайд № 2 (хлопки)

  1. Учитель и Психолог: После игры разбираем – кто ошибся? Почему это случилось. Подводим к мысли о том, что здесь требуется ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ. Слайд №  3 (лупа)
  2. Психолог: Спрашиваем детей — что такое ВНИМАНИЕ. Где оно находится в человеке. На что оно похоже. Где оно требуется? Хвалим за ответы.  Слайд № 4 (фонарик)

              Объяснение: Внимание (как избирательная направленность восприятия на тот или иной объект) - это когда мы что-то заметили и стали специально это рассматривать.  Внимание похоже на ЛУЧ фонарика: фонарик включается, когда есть что-то ВАЖНОЕ для нас, или что-то, что нам НУЖНО. РАЗ! Фонарик зажегся, и его луч направлен только на важную вещь. Фонарик не такой уж и большой, и другие вещи он пока не освещает. Но если нам надо обратить внимание на что-то другое, -  мы сразу переводим луч нашего фонарика.

4.1. Психолог: Давайте руками изобразим такой лучик внимания, идущий  у нас прямо из глаз! (Показываем, как это сделать, указываем детям на на направленность луча).

  1. Учитель: Снова поиграем. На экране Слайд № 5 (Задание: найти различия в картинках, ПЕРЕРИСОВАТЬ с экрана себе на листочек вторую картинку и дорисовать в ней детали, чтобы она стала похожа на 1ую).
  2. Психолог: в этом задании были задействованы наши глазки: чтобы выполнить задание правильно - нужны внимательные глазки. А в первой игре – нужны были и внимательные ушки. Т. Е. Внимание бывает – 1) когда мы смотрим, и 2)когда мы слушаем!

А какое внимание более важно на уроке? Подводим к мысли – что оба вида внимания.

  1. Учитель: давайте выполним упражнение, где улучшается наше внимание, когда мы слушаем (Упражнение – например, на запретное слово (не отвечать «ДА») ) Слайд № 6
  2. Психолог: а теперь мы выполним упражнение на улучшение нашего внимания, когда мы смотрим.  Дети на раздатках выполняют упражнение «Шифровальщик». Слайд № 7
  3. Учитель: а теперь посмотрим на экран (Слайд № 8 - «Корректор» - найти в тексте фрагмент по образцу). К экрану выходит (Миша) – ищет. Потом Слайд № 9 - проверка.
  4. Учитель: Групповое упражнение «Лабиринт»: несколько человек по выбору Учителя называют маршрут для ежика (Слайд № 10 - в какую сторону ему идти – вверх, вниз, налево или направо, остальные поправляют)
  5. Психолог: Сегодня мы много узнали про внимание и то, как оно важно в нашей жизни. У кого-то внимание сильнее (как мощность фонарика), у кого-то - слабее. НО самое главное, что нужно запомнить: внимание МОЖНО в себе развить и улучшить!  Слайд № 11  (заключительный)
  6. Даем раздатку для самостоятельных занятий дома с родителями. (Слайды №№  12- 18)

Педагог-психолог Куценко Валентина Александровна


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ВНИМАНИЕ! УСПЕХ! ВНИМАНИЕ = УСПЕХ!

Слайд 2

Предмет: математика

Слайд 5

Задание: Найти различия и дорисовать рисунки так, чтобы они стали одинаковыми

Слайд 6

«Запретное слово» Не отвечать «ДА»

Слайд 7

Зарисовать все фигуры по образцу в рамке «Шифровальщик»

Слайд 8

Задание : найти в общем списке такой же фрагмент, как в рамке. «Корректор»

Слайд 10

Помочь ежику добраться до яблока

Слайд 19

Презентация создана педагогом-психологом Куценко Валентиной Александровной


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа занятий по коррекции и развитию внимания учащихся младшего школьного возраста (2-3 классы). Программа составляет 20 занятий, продолжительность 1 час.

Внимание учащихся – одно из основных условий эффективности учебно-воспитательного процесса. В процессе обучения и воспитания, деятельности и общения у школьника развиваются свойства внимания, его виды...

Работа по формированию регулятивных и коммуникативных УУД в начальной школе

В работе представлен краткий материал, повсященный тому, как построена моя работа  по формированию УУД. Имеются конкретные примеры уроков....

Этапы становления первоклассника. Формирование и развитие внимания в период адаптации.

Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погру...

Конспект развивающего занятия на тему «Радуга эмоций» (из программы коррекционно-развивающих занятий для первоклассников «Уроки психологического развития» по профилактике школьной дезадаптации).

Коррекционно-развивающее занятие посвящено теме эмоций и рассчитано на возраст 5-7 лет. В целом занятие направлено на развитие эмоциональной и коммуникативной сфер личности ребенка. На занятии дети зн...

Как интересно провести психологическое занятие в первом классе на развитие внимания (в рамках реализации программы формирования УУД)

Аннотация: Чтобы замотивировать детей на активное взаимодействие, мы применяем информационные мультимедийные технологии. Занятие проходит в форме тематического классного часа, посвященного развитию вн...

Открытое психологическое занятие: Мастер-класс "Развитие и активизация внимания у обучающихся с ОВЗ"

На занятии раскрываются приемы активизации внимания у обучающихся с ОВЗ"...

Коррекционно-развивающее занятие для дошкольников по развитию внимания

В презентации представлено практическое занятие педагога-психолога по развитию внимания у дошкольников. На слайдах четко прослеживается структура занятия:1. Приветствие2. Тематичекий блок. Работа по т...