Работа по формированию регулятивных и коммуникативных УУД в начальной школе
учебно-методический материал по теме

Надточиева Галина Николаевна

В работе представлен краткий материал, повсященный тому, как построена моя работа  по формированию УУД. Имеются конкретные примеры уроков. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_yyd.docx18.45 КБ

Предварительный просмотр:

Работа по формированию регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий в начальной школе

учитель начальных классов
Надточиева Г. Н.

2013г.

Проработав в начальной школе четверть века, в прошлом году, когда я набрала 1 класс, я испытала чувство, которое можно сравнить с чувством страха. Не от того, что я не смогу научить читать, писать, считать, а от того, что надо начинать реализовывать ФГОС. Были курсы, семинары, но это все теория в большей степени. А смоделировать урок по формированию универсальных учебных действий оказалось делом непростым, но сегодня – это требование времени.

Большую помощь оказывает учебно-методический комплект, где материал построен на применении технологии деятельностного метода, метода продуктивного чтения, метода проблемного диалога и технологии оценивания учебных успехов.

Сегодня я немного расскажу о том, как на своих уроках я формирую регулятивные и коммуникативные УУД.

Так, обучение целеполаганию, формированию темы урока возможно через введение в урок проблемного диалога. Необходимо создать проблемную ситуацию для определения границ знания-незнания.

Например, на уроке русского языка во 2 классе по теме «Разделительный Ь» предлагаю учащимся вписать в предложение пропущенные слова.

«Таня … (польет) цветы. Мы совершили… (полет) на самолете.»

Пройдя по классу, и посмотрев записи в тетрадях, выписываю на доске варианты написания и задаю вопросы:

- Задание было одно?

- А какие получились результаты?

- Как вы думаете, почему?

приходим к выводу, что мы чего-то еще не знаем. Мы не знаем о написании слов с мягким знаком, о его роли в словах. И я задаю вопрос: «Какова же цель нашей работы на уроке? (Узнать больше о Ь). Продолжаю: «Для чего нам это необходимо?» (Что бы правильно писать слова).

так, через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога учащиеся сформулировали тему и цели урока.

На уроке математики:

- Откройте стр.34-35

-рассмотрите предлагаемые задания

-Будет ли сегодня на уроке откртытие новых знаний?

- Чем сегодня нам предстоит заниматся?

-Сформулируйте цели урока.

- Давайте составим план и выберем задания, необходимые дл достижения цели.

- Давайте посмотрим, какие задания лучше сделать дома. (Я часто предлагаю 5-6 примеров, а нужно выбрать 2-3. это очень нравится детям.)

Так, мы учимся планировать свою деятельность.

Обучение прогнозированию дает возможность предвосхищать результат своей деятельности.

На уроках литературного чтения, используя технологию продуктивного чтения, ученики прогнозируют содержание текста до чтения. Я предлагаю им такие вопросы и задания:

- Предположите, о чем этот текст,  по названию?

- А иллюстрация подтверждает это?

Например, при изучении «сказки о глупости» и.Франко, я задаю вопрос: «Почему у охотника такие удивительные глаза?». дети высказывают свои предположения.

Во время чтения ведем диалог с автором: задаем вопросы, прогнозируем ответы, проверяем себя по тексту.

Например, чтение в режиме диалога с автором «Сказка про мужика-бедняка».

«Однажды мужик пошел в лес дрова рубить. подошел  озеру, сел на берег ми нечаянно уронил топор в воду».

- Догадались, что случиться дальше? (ответы, предложения)

На уроке математики.

Даю задание «Найти значение выражения 63:7+56:8+(5+49)»

-Какие трудности могут возникнуть при выполнении этого задания?

Мы должны научить детей осуществлять пошаговый контроль выполнения действий, контроль за результатом работы по правилам и установленному образцу.

Для этого я предлагаю детям задания типа: «Проверь, прав ли он?».

Например, задаю вопрос «Что надо сделать, чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова?». Один отвечает, а у другого спрашиваю: «Прав ли он?». Никто не знает, кого именно я спрошу. поэтому все слушают ответы друг друга очень внимательно.

Или же я могу задать немного другие вопросы: «Кто из героев правильно …?», «Такой ли получен результат, как в образце? Можешь ли ты доказать это?»

К регулятивных УУД относится умение определять качество работы , знаний, и.к. давать им оценку.

Ученики 1 класса учатся давать оценку своей деятельности, деятельности одноклассников и всего класса в целом.

Например, на уроках чтения я предлагаю детям высказывать свое мнение по поводу рассказанного наизусть стихотворения или прочитанного отрывка по критериям (громко-тихо, выразительно- нет). При этом разъясняю ребятам, что при оценивании ответов одноклассников, надо, в первую очередь, отмечать положительное, а о недочетах высказываться с позиции пожелания. В результате такой работы дети приучаются внимательно слушать, объективно оценивать.

Дети так и себя учатся оценивать достойно и объективно. Например, после выполнения любого задания я спрашиваю:

- Какое задание нужно было выполнить?

- Какие знания тебе пригодились?

- Ты сам справился с заданием или с чьей-то помощью?

С 1 класса мы с дет ьми рисовали кружки на полях, которыми учащиеся показывали сво оценку деятельности на уроке.

В конце урока проводится итог по таким схемам:






Практические каждый день на своих уроках я создаю необходимые условия, связанные с внедрением сотрудничества в обучении, для формирования коммуникативных УУД.

В учебниках на каждом уроке предлагают задания для работы в паре, которые обозначаются определенными символами. Дети очень любят такой вид работы, они понимают необходимость такой работы. Но, прежде чем ввести такую форму, мы определили позиции эффективного взаимодействия. Ребята учатся слушать друг друга, совместно вырабатывать общее решение, учатся договариваться между собой. Сначала, мне казалось, что работа в паре только нарушает дисциплину, но потом понимаешь, что так и должно быть.

Учитель признан быть творцом уроков. Если учитель знает, что прежние методы помогают реализовывать требования нового стандарта, не стоит их отбрасывать совсем. Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование регулятивных УУД на уроках в начальной школе

Итоговая работа в рамках повышения квалификации....

"Навыки самоорганизации" рекомендации родителям и педагогам по формированию регулятивных учебных действий у учащихся начальной школы

Уже несколько лет образовательные учреждения  Самарской области строят свою учебную деятельность по Федеральным государственным образовательным стандартам. На протяжении многих лет ро...

Формирование регулятивных УУД на уроках в начальной школе

 Согласно требованиям нового федерального образовательного стандарта на каждом уроке в начальной школе необходимо формировать у детей универсальные учебные действия. Моделирование уроков п...

Приёмы формирования регулятивных УУД на уроках в начальной школе

Важное место в формировании умения учиться занимают регулятивные универсальные учебные действия, которые обеспечивают организацию, регуляцию и коррекцию учебной деятельности.Для успешного существовани...

Научная статья Дневник младшего школьника как инструмент формирования регулятивных универсальных учебных действий в начальной школе.

Статья содержит исследование, основанное на опыте использования "Дневника младшего школьника" Ю.Ясеня....

Педагогические приемы формирования регулятивных УУД на уроках в начальной школе

Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные...