Учитель новой формации начальной школы: настоящее и будущее
учебно-методический материал на тему
доклад на семинар учителей района
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchitel_novoy_formatsii_nachalnoy_shkolydokladlangolf_t_v.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
«Учитель новой формации начальной школы: настоящее и будущее»
Ни один завоеватель не может изменить сущности масс, ни один государственный деятель не может поднять мировые дела выше идеи и способности поколения взрослых, с которыми он имеет дело. Но учитель я употребляю это слово в самом широком смысле — может совершить больше, нежели завоеватель и государственные главы. Они, учителя, могут создавать новое воображение и освободить скрытые силы человечества».
(Н.К. Рерих).
Вступив в третье тысячелетие, мы вступили в Новую эпоху, которая предъявляет новые эволюционные требования к человеку и обществу, к Жизни в целом. Эти высокие требования предъявляются Эволюцией и к образованию XXI века, так как ведущей ролью современного образования является распространение духовных и культурных ценностей, формирование нового миропонимания и раскрытие высшего духовного потенциала человека. Решение этих глобальных задач возложено, прежде всего, на школьного учителя как созидателя человека Новой формации, человека высокой Культуры Духа.
Время самое насущное, требующее нестандартных путей и неординарных решений. Новизна и необычность решений самых насущных проблем реформирования современного образования явится залогом становления, расцвета и утверждения Новой гуманной педагогики, а значит и Новой школы, в центр которой должен быть поставлен ребенок как субъект познавания.
Новый человек, Новое образование, Новая школа эти великие понятия наступившей Светлой эпохи неразрывно связаны с учителем и предъявляют к нему высокие требования. Новой школе необходим и новый учитель, который примет на себя ответственность за воспитание Нового человека, способного к самосовершенствованию: самопознанию, саморазвитию и самореализации.
У меня никогда не было проблем с выбором профессии. С раннего детства я решила быть учителем. И не просто учителем, а именно учителем начальных классов. Знаю, многие выбирают профессию учителя из-за большой любви и глубокого уважения к своей первой учительнице. И я не исключение. Большое спасибо моей первой учительнице. «Учитель — это не профессия, учитель — это жизнь». Эту фразу я прочитала в книге «Избранное», посвященной юбилею Татьяны Ивановны Шамовой.
Ключевой фигурой современной школы является учитель, поскольку качество образования не может быть выше качества работающих в этой среде учителей. Государственным приоритетом в сфере повышения статуса учителя становится разработка политики по формированию новой генерации учителей как новой общественной элиты.
Каким образом можно прийти к складыванию новой формации учителей?
Теоретический подход к проблеме роли учителя новой формации.
*«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель».
Л. Н. Толстой
Необходимость реформирования образования как одного из «важнейших инструментов, позволяющих обеспечить реальную конкурентоспособность Казахстана», создание современной системы образования, как отмечает Президент РК, соответствующей потребностям экономической и общественной модернизации, ставит перед нами новые задачи – формирование педагогического корпуса новой формации.
Школа 21 века требует от нас радикальных изменений, позволяющих адаптироваться к условиям быстро меняющегося мира, творчески реализовать себя в профессиональной деятельности. Очевидно, что переход на 12-летнее образование потребует обновления всей системы образования, приведение её в соответствие возрастным, индивидуально-психологическим и творческим способностям школьников, их социальными притязаниями. Содержание 12-летнего образования ориентировано на обеспечение самоопределение личности, создание условий для её самореализации, а также формирование у обучающихся адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира.
Достижение всех целей невозможно без качественно подготовленных педагогических кадров. В связи с этим, в настоящее время возросла потребность в учителе, способном обновлять содержание своей деятельности посредством критического, творческого её освоения, применения достижений науки и педагогического опыта. Перед учителем встают проблемы ориентации и отбора информации, пересмотра своей «Я – концепции», обновления прежних форм и методов работы.
Это означает, что сегодня преподаватель, учитель приобретает новый статус, не менее значимый, чем ранее, но совершенно другой по сущности. Основная цель его деятельности теперь заключается не только в умелой организации процесса обучения и воспитания, построенного на личностно-ориентированном подходе, а также в умелой организации самостоятельной познавательной деятельности обучающегося, формировании творческого мышления, развития его потенциала. Этот момент является отправной или исходной точкой в построении модели учителя новой формации. Именно это определяет содержание деятельности педагога, как менеджера и как преподавателя.
*В «Концепции 12- летнего среднего общего образования в РК» указывается на то, что * педагог обязан обладать высоким уровнем сформированности ряда компетентностей.
* Компетенция – (от латинского - добиваюсь, соответствую, подхожу). Совокупность способностей, качеств, свойств личности, необходимых для успешной профессиональной деятельности в изменяющихся условиях.
*1. Специальная компетентность – способность заниматься профессиональной деятельностью на высоком уровне и проектировать своё дальнейшее профессиональное развитие.
*2. Социальная компетентность – способность заниматься совместной (коллективной, групповой) профессиональной деятельностью, сотрудничать.
*3. Образовательная компетентность – интерес к освоению профессиональных знаний, умений и навыков, целеполагание в образовательной деятельности, способность применять основы педагогической и социальной психологии.
Так какой же должна быть сегодня эта ключевая фигура – учитель новой формации?
В Концепции непрерывного педагогического образования педагога новой формации РК даётся следующее определение: «Учитель новой формации – это духовно-нравственная, активно-созидательная, экологически образованная, творческая личность, обладающая способностью к рефлексии, стремлением к саморазвитию и самореализации, характеризуемая высоким уровнем сформированности методологической, исследовательской, дидактико-методической, социально-личностной, коммуникативной, информационной и других видов компетентностей».
Для перехода на качественно новый профессиональный уровень важно, чтобы педагог определил свою позицию, которая отражает его отношение к следующим составляющим:
- К смыслу, ценностям и целям профессии (осмысление своего призвания как профессионала).
- К содержанию обучения и преподавания.
- К ученику как субъекту собственной жизни (обретение позиции воспитателя - гуманиста)
- К коллегам как представителям профессионального общества (осознание себя со-трудником и со-творцом).
- К себе как к развивающейся и творческой индивидуальности (сохранить в себе интеллигента, выход на диалоговую позицию)
Новым ориентиром в научно – методической работе города становится уже не столько процесс информирования учителей о научных достижениях, сколько новое направление - проектирование деятельности самих педагогов путём самообразования, самоорганизации и саморазвития по овладению новыми компетенциями и развитию педагогического творчества.
Таким образом ключевые компетенции учителя новой формации - интеллектуальная, коммуникативная, мировоззренческая определяют содержание мотивации самообразования:
- Стремление к познанию инновационных процессов.
- Стремление к анализу педагогических фактов, явлений и процессов.
- Стремление к максимальной самореализации профессионально - педагогической деятельности.
- Осмысление новой парадигмы развития общества.
- Восприятие смены парадигмы образования.
- Восприятие тенденций развития системы среднего образования.
- Осознание новой парадигмы педагогической деятельности.
- Осмысление нового содержания образования.
- Участие в процессе новых идей в системе образования.
- Познание педагогических законов, принципов, категорий.
- Моделирования системы собственной деятельности.
- Выявление, развитие, обучение и воспитание одарённых детей.
Современный учитель как главное действующее лицо системы образования должен сегодня обладать высоким уровнем профессионально-педагогической компетентности, способностями глубокого аналитического, творческого и созидательно-конструктивного характера мышления, направленного на совершенствование и кардинальное изменение классической педагогической парадигмы.
Чтобы возвести надёжное здание - необходим надёжный фундамент. Педагог готовый «добиваться и соответствовать» – это и есть учитель новой формации – надёжный фундамент обновления образования.
Практическая часть
Русский язык 4 класс.
Тема: « Прошедшее время глагола»
Цель: познакомить уч-ся с образованием глаголов прошедшего времени, формировать умение выбирать орфограмму перед суффиксом, употреблять в речи глаголы прошедшего времени, прививать любовь к предмету.
Ход урока.
- Орг. момент.
Психологический настрой.
Колокольчик наш звенит
И урок начать велит
Слышишь звонкий голосок
Нам пора начать урок.
- Повторение изученного материала.
Прежде, чем приступить к изучению новой темы, давайте вспомним изученный материал.
а) фронтальный опрос.
-Что такое глагол? (часть речи)
-На какие вопросы отвечает? (что делать?, что сделать?, что будет делать?)
-Что обозначает? (действие предмета)
Примеры.
-Как изменяется? (по лицам, числам, по временам, по родам)
-Сколько временных форм имеет глагол? (три)
-Назовите. (настоящее время, прошедшее время, будущее время)
-Какие 2 вида имеет глагол? (совершенный что сделать?, несовершенный что делать?)
-Как пишется не с глаголами? ( не с глаголами пишется раздельно)
б) индивидуальная работа.
Фонетический разбор - конь
Проспрягать глагол лечить в настоящем времени ед. и мн числе
Разбор по составу: пригорка, полетели, походка, поиграл.
Синтаксический разбор предложения с указанием частей речи:
Снежинки на деревьях заблестели и стали осыпаться.
в) работа по карточкам.
Класс работает с учителем. Открываем тетради, число , классная работа
3 Словарно-орфографическая работа
-Списать, вставить пропущенные буквы, поставить ударение.
Зв..неть, г..реть, бл..снуть, сер..брится, жу…..ать, см..шить, заг..в..рить.
Проверка.
- Работа над новой темой.
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с временными формами глагола.
- Давайте, вспомним какие временные формы глагола мы знаем?
(настоящее время, будущее время.)
Но сегодня мы с вами будем говорить о глаголах прошедшего времени.
Итак, тема нашего урока: «Прошедшее время глагола»
Цель: знать глаголы прошедшего времени, уметь находить и употреблять глаголы прошедшего времени в речи.
Внимание на доску.
Дан глагол закипеть.
Составить и записать словосочетание употребив глагол закипеть в прошедшем времени со следующими существительными:
работа
мотор
море
самовары
-На какие вопросы отвечают данные глаголы? (что сделала?, что сделал?, что сделало? что сделали?).
- Какой вывод можно сделать? (это глаголы прошедшего времени, отвечают на вопросы что сделал, что делал?, изменяются по числам, а в ед. числе по родам)
-Какой суффикс имеет глагол прошедшего времени? (суффикс -л-)
Суффикс –л- говорит о том, что глагол стоит в прошедшем времени.
5. Работа с учебником.
а) работа с правилом.
Стр. 124 прочитать правило
- про себя
- вслух
- что нового узнали из правила?
-так, на какие вопросы отвечает глагол прошедшего времени? (что делал? что сделал?)
- как изменяется глагол прошедшего времени? ( по числам, в ед числе по родам)
б) упражнение для закрепления
- работа в парах.
На каждой парте лежат слова.
Задание: собрать слова, чтобы получилась пословица.
Хлеб- всему голова.
Объяснить смысл этой пословицы.
Чем славится казах. народ, когда приходит в дом гость? (гостеприимством)
Казахский народ всегда славится своим гостеприимством. Обязательно угостит чаем с баурсаками, лепешками.
- работа с упражнением стр 125 у.439.
Прочитайте внимательно текст.
-Как вы думаете, почему А. Аимбетов назвал этот рассказ « Солнце на ладони»
-Почему лепешка дышит теплом?
Задание: выписать из текста глаголы прошедшего времени, выделить суффикс.
(1уч-ся работает у доски). Проверка.
Так, на какие вопросы отвечает глагол прошедшего времени?
Какой суффикс имеет?
3.работа со схемами.
Задание по рядам. Подобрать и написать слова по следующим схемам.
1 ряд
2 ряд
3 ряд
Для всех:
Вывод: О чем это говорит? Доказать, что это глаголы прошедшего времени.
- Игра «Угадай-ка»
(читаю четверостишие, если уч-ся услышали глагол прошедшего времени- хлопайте)
Вывод: Так, на какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени?
Какой суффикс имеет глагол прошедшего времени?
- Самостоятельная работа
Карточка с заданием для каждого уч-ся.
Проверка, вывод.
6. Разноуровневые задания.
-записать 3-4 глагола прошедшего времени
-составить предложения с этими глаголами
-синтаксический разбор этих предложений.
Проверка. Вывод.
Итог урока.
Что узнали на уроке?
О чем мы говорили сегодня?
Оценка за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка для учителей физкультуры в начальной школе. Музыка на уроках физкультуры
. Задача учителя в процессе обучения дать ученикам начальную хореографическую подготовку, выявить наклонности детей, удовлетворить их потребность в двигательн...
Технология "Портфолио" учителя и ученика начальной школы как педагогическая инновация в общеобразовательном учреждении
В современном образовательном пространстве становится востребованным и личностно значимым такие качества как самостоятельность, ответственность, инициативность...
Анализ работы методического объединения учителей коррекционных классов начальной школы
Методическая работа в современной школе – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязан...
Формирование информационной компетентности учителя и учащегося начальной школы
Под информатизацией начальной школы понимаю включение в образовательный процесс информационных и коммуникационных технологий в качестве средств обучения, воспитания и развития младших школьников...
Каталог интернет-ресурсов для учителей и учеников начальной школы
Для учителей в каталоге представлен перечень основных поисковых систем сети Интернет, коллекции электронных образовательных ресурсов, образовательные Интернет-порталы. Для учащихся начальных клас...
Доклад на тему: "Ключевые понятия и основные принципы построения новой гуманистической начальной школы".
Проведённый анализ современного начального образования позволил выявить ключевые понятия и основные принципы построения новой гуманистической начальной школы....
Статья ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ЗАБОТА О БУДУЩЕМ ПОКОЛЕНИИ
Современное общество ставит перед нами множество вызовов, и одним из наиболее актуальных является забота о здоровье детей. В условиях всеобщей цифровизации и быстрого технологического развития особенн...