Учитель новой формации начальной школы: настоящее и будущее
учебно-методический материал на тему

доклад на семинар учителей района

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Учитель новой формации начальной школы: настоящее и будущее»

Ни один завоеватель не может изменить сущности масс, ни один государственный деятель не может поднять мировые дела выше идеи и способности поколения взрослых, с которыми он имеет дело. Но учитель я употребляю это слово в самом широком смысле — может совершить больше, нежели завоеватель и государственные главы. Они, учителя, могут создавать новое воображение и освободить скрытые силы человечества».
     (
Н.К. Рерих).

Вступив в третье тысячелетие, мы вступили в Новую эпоху, которая предъявляет новые эволюционные требования к человеку и обществу, к Жизни в целом. Эти высокие требования предъявляются Эволюцией и к образованию XXI века, так как ведущей ролью современного образования является распространение духовных и культурных ценностей, формирование нового миропонимания и раскрытие высшего духовного потенциала человека. Решение этих глобальных задач возложено, прежде всего, на школьного учителя как созидателя человека Новой формации, человека высокой Культуры Духа.
   Время самое насущное, требующее нестандартных путей и неординарных решений. Новизна и необычность решений самых насущных проблем реформирования современного образования явится залогом становления, расцвета и утверждения Новой гуманной педагогики, а значит и Новой школы, в центр которой должен быть поставлен ребенок как субъект познавания.
   Новый человек, Новое образование, Новая школа эти великие понятия наступившей Светлой эпохи неразрывно связаны с учителем и предъявляют к нему высокие требования. Новой школе необходим и новый учитель, который примет на себя ответственность за воспитание Нового человека, способного к самосовершенствованию: самопознанию, саморазвитию и самореализации.

У меня никогда не было проблем с выбором профессии. С раннего детства я решила быть учителем. И не просто учителем, а именно учителем начальных классов. Знаю, многие выбирают профессию учителя из-за большой любви и глубокого уважения к своей первой учительнице. И я не исключение. Большое спасибо моей первой учительнице.  «Учитель — это не профессия, учитель — это жизнь». Эту фразу я прочитала в книге «Избранное», посвященной юбилею Татьяны Ивановны Шамовой.

Ключевой фигурой современной школы является учитель, поскольку качество образования не может быть выше качества работающих в этой среде учителей. Государственным приоритетом в сфере повышения статуса учителя становится разработка политики по формированию новой генерации учителей как новой общественной элиты.
Каким образом можно прийти к складыванию новой формации учителей?

Теоретический подход к проблеме роли учителя новой формации.

*«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель».

Л. Н. Толстой

Необходимость реформирования  образования как одного из «важнейших инструментов, позволяющих обеспечить реальную конкурентоспособность Казахстана», создание современной системы образования, как отмечает Президент РК, соответствующей потребностям экономической и общественной модернизации, ставит перед нами новые задачи – формирование педагогического корпуса новой формации.                          

Школа 21 века требует от нас радикальных изменений, позволяющих адаптироваться к условиям быстро меняющегося мира, творчески реализовать себя в профессиональной деятельности. Очевидно, что переход на 12-летнее образование потребует обновления всей системы образования, приведение её в соответствие возрастным, индивидуально-психологическим и творческим способностям школьников, их социальными притязаниями. Содержание 12-летнего образования ориентировано на обеспечение самоопределение личности, создание условий для её самореализации, а также формирование у обучающихся адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира.

Достижение всех целей невозможно без качественно подготовленных педагогических кадров. В связи с этим, в настоящее время возросла потребность в учителе, способном обновлять содержание своей деятельности посредством критического, творческого её освоения, применения достижений науки и педагогического опыта. Перед учителем встают проблемы ориентации и отбора информации, пересмотра своей «Я – концепции», обновления прежних форм и методов работы.            

  Это означает, что сегодня преподаватель, учитель приобретает новый статус, не менее значимый, чем ранее, но совершенно другой по сущности. Основная цель его деятельности теперь заключается не только в умелой организации процесса обучения и воспитания, построенного на личностно-ориентированном подходе, а также в умелой организации самостоятельной познавательной деятельности обучающегося, формировании творческого мышления, развития его потенциала. Этот момент является отправной или исходной точкой в построении модели учителя новой формации. Именно это определяет содержание деятельности педагога, как менеджера и как преподавателя.

*В «Концепции 12- летнего среднего общего образования в РК» указывается на то, что * педагог обязан обладать высоким уровнем сформированности ряда компетентностей.

* Компетенция – (от латинского - добиваюсь, соответствую, подхожу). Совокупность способностей, качеств, свойств личности, необходимых для успешной профессиональной деятельности в изменяющихся условиях.

*1. Специальная компетентность – способность заниматься профессиональной деятельностью на высоком уровне и проектировать своё дальнейшее профессиональное развитие.

*2. Социальная компетентность – способность заниматься совместной (коллективной, групповой) профессиональной деятельностью, сотрудничать.

*3. Образовательная компетентность – интерес к освоению профессиональных знаний, умений и навыков, целеполагание в образовательной деятельности, способность применять основы педагогической и социальной психологии.

Так какой же должна быть сегодня эта ключевая фигура – учитель новой формации?

 В Концепции непрерывного педагогического образования педагога новой формации РК даётся следующее определение: «Учитель новой формации – это духовно-нравственная, активно-созидательная, экологически образованная, творческая личность, обладающая способностью к рефлексии, стремлением к саморазвитию и самореализации, характеризуемая высоким уровнем сформированности методологической, исследовательской, дидактико-методической, социально-личностной, коммуникативной, информационной и других видов компетентностей».

Для перехода на качественно новый профессиональный уровень важно, чтобы педагог определил свою позицию, которая отражает его отношение к следующим составляющим:

  • К смыслу, ценностям и целям профессии (осмысление своего призвания как профессионала).
  • К содержанию обучения и преподавания.
  • К ученику как субъекту собственной жизни (обретение позиции воспитателя - гуманиста)
  • К коллегам как представителям профессионального общества (осознание себя со-трудником и со-творцом).
  • К себе как к развивающейся и творческой индивидуальности (сохранить в себе интеллигента, выход на диалоговую позицию)

Новым ориентиром в научно – методической работе города становится уже не столько процесс информирования учителей о научных достижениях, сколько новое направление - проектирование деятельности самих педагогов путём самообразования, самоорганизации и саморазвития по овладению новыми компетенциями и развитию педагогического творчества.

Таким образом ключевые компетенции учителя новой формации - интеллектуальная, коммуникативная, мировоззренческая  определяют содержание мотивации самообразования:

  • Стремление к познанию инновационных процессов.
  • Стремление к анализу педагогических фактов, явлений и процессов.
  • Стремление к максимальной самореализации профессионально - педагогической деятельности.
  • Осмысление новой парадигмы развития общества.
  • Восприятие смены парадигмы образования.
  • Восприятие тенденций развития системы среднего образования.
  • Осознание новой парадигмы педагогической деятельности.
  • Осмысление нового содержания образования.
  • Участие в процессе новых идей в системе образования.
  • Познание педагогических законов, принципов, категорий.
  • Моделирования системы собственной деятельности.
  • Выявление, развитие, обучение и воспитание одарённых детей.

Современный учитель как главное действующее лицо системы образования должен сегодня обладать высоким уровнем профессионально-педагогической компетентности, способностями глубокого аналитического, творческого и созидательно-конструктивного характера мышления, направленного на совершенствование и кардинальное изменение классической педагогической парадигмы.

Чтобы возвести надёжное здание  - необходим надёжный фундамент. Педагог готовый «добиваться и соответствовать» – это и есть учитель новой формации – надёжный фундамент обновления образования.

        Практическая часть

Русский язык 4 класс.

Тема:   « Прошедшее  время  глагола»

Цель:  познакомить  уч-ся с  образованием  глаголов  прошедшего  времени, формировать  умение  выбирать орфограмму  перед  суффиксом, употреблять  в  речи  глаголы  прошедшего времени, прививать любовь  к  предмету.

                        Ход  урока.

  1. Орг. момент.

Психологический  настрой.

Колокольчик  наш  звенит

И урок  начать  велит

Слышишь  звонкий голосок

Нам пора  начать  урок.

  1. Повторение  изученного  материала.

Прежде, чем  приступить  к  изучению  новой  темы, давайте  вспомним  изученный  материал.

а) фронтальный  опрос.

-Что такое  глагол?  (часть  речи)

-На  какие вопросы  отвечает?  (что делать?, что сделать?, что  будет делать?)

-Что обозначает?  (действие  предмета)

Примеры.

-Как изменяется?  (по лицам, числам, по временам, по родам)

-Сколько  временных  форм  имеет  глагол? (три)

-Назовите. (настоящее время, прошедшее время, будущее  время)

-Какие 2 вида  имеет  глагол?  (совершенный что  сделать?, несовершенный что  делать?)

-Как  пишется  не  с  глаголами? ( не с  глаголами  пишется раздельно)

б) индивидуальная  работа.

Фонетический разбор  -   конь

Проспрягать глагол  лечить  в  настоящем времени  ед. и мн числе

Разбор  по  составу:  пригорка, полетели, походка, поиграл.

Синтаксический разбор  предложения с  указанием  частей  речи:

Снежинки  на  деревьях  заблестели  и  стали  осыпаться.

в) работа  по  карточкам.

Класс  работает  с  учителем. Открываем тетради, число , классная  работа

3 Словарно-орфографическая  работа

-Списать, вставить пропущенные  буквы, поставить ударение.

Зв..неть, г..реть,  бл..снуть,  сер..брится,  жу…..ать,  см..шить, заг..в..рить.

Проверка.

  1. Работа  над  новой  темой.

Сегодня на  уроке  мы  продолжим  знакомство  с  временными  формами  глагола.

- Давайте, вспомним  какие  временные формы  глагола  мы  знаем?

(настоящее время,  будущее время.)

Но  сегодня  мы  с  вами  будем  говорить  о  глаголах  прошедшего времени.

Итак, тема  нашего  урока:  «Прошедшее время  глагола»

Цель: знать глаголы  прошедшего  времени, уметь находить и  употреблять глаголы прошедшего  времени в  речи.

Внимание  на  доску.

Дан  глагол  закипеть.

Составить  и  записать словосочетание  употребив глагол  закипеть  в  прошедшем  времени  со  следующими  существительными:

работа

мотор

море

самовары

-На  какие  вопросы  отвечают  данные  глаголы? (что  сделала?, что сделал?, что сделало? что  сделали?).

- Какой  вывод  можно  сделать? (это  глаголы прошедшего  времени, отвечают  на вопросы  что сделал, что делал?,  изменяются  по  числам, а  в  ед. числе  по  родам)

-Какой  суффикс имеет  глагол  прошедшего  времени?  (суффикс  -л-)

Суффикс –л- говорит  о  том, что глагол  стоит  в  прошедшем времени.

5. Работа с  учебником.

а) работа  с  правилом.

Стр. 124   прочитать  правило

- про  себя

- вслух

- что нового узнали  из  правила?

-так, на  какие вопросы  отвечает глагол  прошедшего  времени? (что делал? что сделал?)

- как изменяется  глагол  прошедшего  времени?  ( по  числам, в  ед  числе  по  родам)

б) упражнение  для  закрепления

  1. работа в  парах.

На  каждой  парте  лежат  слова.

Задание:  собрать  слова, чтобы  получилась  пословица.

Хлеб- всему голова.

Объяснить смысл  этой  пословицы.

Чем славится  казах. народ, когда  приходит в  дом  гость?  (гостеприимством)

Казахский  народ  всегда  славится  своим  гостеприимством.  Обязательно  угостит  чаем  с  баурсаками, лепешками.

  1. работа с  упражнением  стр 125  у.439.

Прочитайте  внимательно  текст.

-Как  вы  думаете, почему  А. Аимбетов  назвал  этот  рассказ « Солнце  на  ладони»

-Почему  лепешка  дышит  теплом?

Задание: выписать  из  текста  глаголы  прошедшего времени, выделить  суффикс.

(1уч-ся  работает  у  доски).  Проверка.

Так, на  какие  вопросы  отвечает  глагол  прошедшего  времени?

Какой  суффикс  имеет?

3.работа  со  схемами.

Задание  по  рядам.  Подобрать  и  написать  слова  по  следующим  схемам.

1 ряд

2 ряд

3 ряд

Для всех:

Вывод: О  чем  это  говорит?  Доказать, что  это глаголы  прошедшего  времени.

  1. Игра  «Угадай-ка»

(читаю  четверостишие, если  уч-ся  услышали  глагол  прошедшего  времени-  хлопайте)

Вывод: Так, на  какие  вопросы  отвечают  глаголы  прошедшего  времени?

               Какой  суффикс  имеет  глагол  прошедшего  времени?

  1. Самостоятельная  работа

Карточка  с  заданием  для  каждого  уч-ся.

Проверка,  вывод.

6. Разноуровневые  задания.

-записать 3-4 глагола  прошедшего времени

-составить  предложения с  этими  глаголами

-синтаксический  разбор  этих  предложений.

Проверка.  Вывод.

 Итог урока.

       Что  узнали  на  уроке?

       О  чем  мы  говорили  сегодня?

       Оценка за  урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка для учителей физкультуры в начальной школе. Музыка на уроках физкультуры

. Задача учителя  в процессе обучения  дать ученикам  начальную  хореографическую подготовку, выявить наклонности детей, удовлетворить их  потребность  в  двигательн...

Технология "Портфолио" учителя и ученика начальной школы как педагогическая инновация в общеобразовательном учреждении

В современном образовательном пространстве становится востребованным и личностно значимым такие качества как самостоятельность, ответственность, инициативность...

Анализ работы методического объединения учителей коррекционных классов начальной школы

Методическая работа в современной школе – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязан...

Формирование информационной компетентности учителя и учащегося начальной школы

Под информатизацией начальной школы понимаю включение в образовательный процесс информационных и коммуникационных технологий в качестве средств обучения, воспитания и развития младших школьников...

Каталог интернет-ресурсов для учителей и учеников начальной школы

Для учителей в каталоге представлен перечень основных поисковых систем сети Интернет, коллекции электронных образовательных ресурсов, образовательные Интернет-порталы. Для учащихся начальных клас...

Доклад на тему: "Ключевые понятия и основные принципы построения новой гуманистической начальной школы".

Проведённый анализ современного начального образования позволил выявить ключевые понятия и основные принципы построения новой гуманистической начальной школы....

Статья ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ЗАБОТА О БУДУЩЕМ ПОКОЛЕНИИ

Современное общество ставит перед нами множество вызовов, и одним из наиболее актуальных является забота о здоровье детей. В условиях всеобщей цифровизации и быстрого технологического развития особенн...