Формирование информационной компетентности учителя и учащегося начальной школы
статья на тему

Щиголева Елена Анатольевна

 

Под информатизацией начальной школы понимаю включение в образовательный процесс информационных и коммуникационных технологий в качестве средств обучения, воспитания и развития младших школьников.

С раннего возраста мы должны развивать коммуникативные компетенции, а значит развивать знание языков, способы взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области. Достичь результатов развития коммуникативных компетенций мне помогает использование информационных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon informacionnye_kompetencii_2.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

        

Комитет по  образованию Администрации

 Центрального района г. Барнаула

Формирование информационной компетентности

учителя и учащегося начальной школы

Творческая работа

Выполнила:

Щиголева Елена Анатольевна,

Учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия №27» имени Героя Советского Союза В.Е.Смирнова»

Барнаул, 2012

Он рисует, он считает, проектирует заводы,

Даже в космос он летает, и даёт прогноз погоды.

Миллионы вычислений может сделать за минуту.

Догадайся, что за гений?

Ну, конечно же – компьютер!

В настоящее время наблюдается все большее увеличение влияния медиа - технологий на человека. Особенно это сильно действует на ребенка, который с большим удовольствием посмотрит телевизор, чем прочитает книгу. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Существенно изменяется и характер его любимой практической деятельности - игры, изменяются и его любимые герои и увлечения. Ранее информацию по любой теме ребенок мог получить по разным каналам: учебник, справочная литература, лекция учителя, конспект урока. Но, сегодня,  учитывая современные реалии, учитель должен вносить в учебный процесс новые методы подачи информации. Возникает вопрос, зачем это нужно.  Мозг ребенка, настроенный на получение знаний в форме развлекательных программ по телевидению, гораздо легче воспримет предложенную на уроке информацию с помощью медиасредств.

Действительно, компьютеризация охватила все стороны жизни человека: производство и культуру, быт и науку, искусство и образование. Обязанностью школы является подготовка детей к жизни в современном обществе, которое характеризуется созданием мировой информационной структуры, превращением информации в экономическую категорию, развитием различных информационных технологий. Согласно Концепции модернизации российского образования на период  до 2010 года,  одним из приоритетов образовательной политики является обеспечение всеобщей компьютерной грамотности. Планируется введение  обязательного экзамена по информационным технологиям за курс основной школы. Поэтому понятны причины, побуждающие педагогов использовать новейшие информационные, в частности, компьютерные технологии в практике начальной школы.

В связи с этим, я и педагоги начальных классов нашей школы активно начали активно осваивать информационные технологии и приёмы работы с компьютером. Ведь «чем больше будет учитель сам учиться…, тем легче будет учиться ученик».

И когда после многочисленных упражнений начинает получаться «управлять компьютером», когда достаточно быстро формируются отчёты, диаграммы, презентации появляется уверенность, тогда  и начинается творчество. Буквально за последние пару лет мы стали смотреть на компьютер гораздо смелее и заинтересованнее.

Цель обучения информатике в начальной школе: формирование начальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в частности с использованием компьютера.

Работая в режиме информатизации, я активно использую пособия на электронных носителях.  Главная задача для меня как учителя – это «чувствовать», где применение компьютерных технологий на уроке будет наиболее эффективно, наглядно, ярко.

Стоит учитывать, что особое значение для младшего школьника приобретают нравственные категории, он претендует на независимость мышления, интеллектуальную свободу, и, наконец, испытывает потребность создавать иерархическую структуру с распределением ролей внутри группы.  А компьютеризация начальной школы может осложнить эти процессы. Здесь важна моя роль как посредника между учеником и компьютером. Стараюсь сделать компьютер  средством, а не целью в образовательно-воспитательном процессе. Организовывая обучающее компьютерное пространство, недостаточно просто разместить материал. Педагог должен не только отлично знать, как работать с каждым материалом, но и уметь быстро переключаться с одного материала на другой. После презентации обязательно предложить ребёнку самому выполнить упражнение. Этот приём я часто применяю на уроках.

Сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, являясь универсальной игрушкой, современный компьютер вместе с тем является для ребёнка тем равноправным партнёром, способным очень тонко реагировать на его действия и запросы, которого ему так порой не хватает.  Это хороший инструмент, но он влияет на здоровье и нервную систему ребёнка. Начиная работу в режиме информатизации, я провела среди учащихся своего класса социологический опрос:

- иметься ли у вас дома компьютер (21чел.);

- сколько времени вы проводите перед компьютером (1 – 3 часа);

- как вы используете компьютер (для игры).

Анализ анкетирования показал полное отсутствие культуры работы наших детей и их родителей с этим новым средством коммуникации. Поэтому приходится большое внимание уделять работе по привитию правильных навыков работы на компьютере. С этой целью провела серию классных часов для учащихся и родительское собрание  по теме «Дети и компьютер». С ученицей своего класса Терентьевой Анной провели исследовательскую работу по теме: «Компьютер – друг или враг?» На классном часе и родительском собрании ознакомили учеников и родителей с полученными результатами. Вот они:

Некоторые недостатки использования ПК:

  1. Нагрузка на зрение;
  2. Отсутствие эмоционального восприятия материала.
  3. Снижение уровня эмоциональных связей между учащимися.
  4. Снижение потребности читать художественную литературу.
  5. Снижение физической активности – гиподинамия.

Но, наряду с этим можно выделить и преимущества:

  1. Использование игровых моментов в обучении.
  2. Многоуровневая система обучения и контроля.
  3. Ликвидация психологических факторов в отношении «учитель-ученик».
  4. Мониторинговая деятельность.
  5. Индивидуальный подход.
  6. Мотивация обучения.

Родителям моих учеников также были предложены для обсуждения вопросы: «Компьютер. Что это: новая угроза для здоровья или современный друг и помощник?», «Стоит ли отказываться от компьютера? Бояться его?».

И вот к каким выводам они пришли:

1. Наступивший век – эпоха информационных технологий. Отлучить детей от компьютера всё равно не удастся, да и не нужно.

2. Всё зависит от того, как подойти к организации работы на компьютере. При правильном подборе рода занятий он превращается из монстра из страшилок в очень полезный инструмент, весьма облегчающий нашу жизнь.

3. А детское здоровье оградить от компьютерных вредностей можно – достаточно следить, чтобы чадо выполняло те правила, которых придерживаются взрослые, сидя за компьютером.

Таким образом, на вопрос нужен ли компьютер в начальной школе как элемент образовательной среды, все мы дали ответ утвердительный: да, нужен.

Наша жизнь движется вперёд и школа должна идти в ногу со временем. Стоять в стороне от общих процессов и тенденций в развитии образования наша страна более не может и не должна. Усиливается роль компетенций в образовании. А развитие компетенций, основывается на главных целях общего образования, структурном представлении социального опыта и опыта личности, а также основных видах деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе. Для этого нам нужно перейти на новый вид работы с учащимися. И чтобы научить и развить образовательные компетенции помогает новый вид работы – презентация.  Применять презентации я начала на уроках окружающего мира и математики. Я работала над созданием электронных пособий по этим предметам. Это такие, как: «Мир животных», «Путешествие по Золотому кольцу России», «Незаметные защитники урожая», «Растениеводство в нашем крае», занимательные задания по математике. Сегодня я накопила целый банк собственных компьютерных разработок.

 С какой целью я использую  презентации?

Во-первых, презентация -  это представление чего-либо нового,  она представляет сочетание компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда, которые организованы в единую систему. Как правило, презентация имеет сюжет, сценарий и структуру, организованную для удобного восприятия информации.

Во-вторых, презентация - это новый вид работы, применяемый в школе на  уроках. Презентации повышают интерес к предмету, развивают умственную активность. Я думаю, что ребёнок  не только воспринимает информацию, но и  запоминает, когда видит на экране. «Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать» гласит пословица. 

В-третьих, презентация помогает учителю при проведении уроков, мероприятий, защиты проектов, исследований. Можно показать и рассказать о красоте, о любом авторе произведения, о памятниках архитектуры. Мы ведь живём далеко от нашей столицы. Как передать детям красоту этого города, её величие, её достопримечательности? Конечно, в этом помогают презентации. Учат детей грамотной  научной речи, развивают кругозор, дают ясное и чёткое восприятие действительности.

Что это дает мне, как учителю?

Учителю отведена главная роль в учебно-образовательном процессе. Создавая презентацию, учитель должен учитывать, во-первых, возрастные особенности ребёнка. Поэтому, прежде всего при составлении презентации, я четко отбираю материал. При этом нужно много просмотреть литературы, чтобы выбрать главное. Следовательно,  не замечая, получаю какие-то знания и обогащаю свой словарный запас, то есть получаю самообразование в той или иной области. Во-вторых, наглядный материал должен быть подобран, соответствующий теме урока. В связи с этим я просматриваю огромное количество наглядного материала, замечаю краски, оттенки, мастерство изображения. Этим повышается эстетическое восприятие окружающего мира, повышается творческий потенциал. В-третьих, материал должен иметь научное направление. В этом случае бывает, что открываешь для себя что-то новое. Создавая  презентацию, вкладываешь в неё всё своё творчество, талант, теплоту души. При этом учишься сравнивать, анализировать, рассуждать. 

Что это дает моим ученикам?

С раннего возраста мы должны развивать коммуникативные компетенции, а значит развивать знание языков, способы взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области. Достичь результатов развития коммуникативных компетенций мне помогают презентации.

Параллельно с разработкой мультимедийных уроков предпринимались попытки привлечь третьеклассников к созданию неких информационных продуктов для использования на уроках в начальной школе. Начали мы с освоения текстового редактора Word из 2003 Офиса.

Работа велась во внеурочной деятельности в школе (в классе есть компьютер, на котором дети работают) и дома. Мы не пытались и не пытаемся освоить все и сразу, знакомство с новыми возможностями идет от конкретной практической задачи. Надо сказать, что дети принимают достаточно активное участие в обмене необходимой информацией, т.е. передача знаний идет не только по направлению учитель-ученик, но и ученик-ученик и ученик-учитель, таким образом, «все обучают всех».

В третьем классе мы начали с так называемых «рефератов» по Окружающему миру. Ребята учились отбору, систематизации информации, редактированию текстов, вставке картинок. Получив список из 3-4 интернет-ресурсов, дети создавали некий «микс» из цитат и картинок в качестве опоры для выступления на уроке.

Скоро этого оказалось мало...

С первых дней появления в классе компьютера дети особенно интересовались презентациями PowerPoint. Наконец, нашлись желающие узнать «как там все само двигается». Приносили заготовки из дома, что-то доделывали в классе, обменивались секретами.

Самые первые работы были сделаны с помощью взрослых: родителей и учителя. Вот, например, работа по проекту «Животный мир Австралии» в четвертом классе. Девочка обобщает результаты исследования, которое она проводила.  

Кроме работы над проектами, ребята стали принимать участие в подготовке презентаций к уроку. Обычно в конце урока я сообщаю тему будущего и предлагаю желающим подобрать интересные материалы, подготовить небольшое выступление. Вот, например, презентация к уроку по теме «Животные нашего края», самостоятельно выполненная учеником 4-го класса.

Использование детских презентаций на уроке многократно повышает мотивацию детей, особенно авторов материалов. В данном случае ученик выполняет роль учителя, комментируя не только содержание собственной презентации, но и объясняя, аргументируя использование тех или иных возможностей PowerPoint. После просмотра ребята задают уточняющие вопросы по содержанию, дают советы по оформлению и использованию эффектов анимации. Это помогает ребятам не только усвоить материал урока, но и научиться разрабатывать простейшие мультимедийные продукты. Таким образом, мы постепенно выходим к обучению 2.0, когда каждый обучает каждого.

Ведь в подготовке к проекту информацию ищут ребята в разных источниках.  Я, как участник проекта и как учитель, стараюсь всё делать так, чтобы учащиеся думали, что делают, придумывают они всё сами. Я незаметно сопровождаю их в деятельности, позволяя им идти впереди, помогая им, если они просят.  В течение этого времени мы все познаем мир, делаем открытия, удивляемся, разочаровываемся, совершаем ошибки, исправляем их, приобретаем опыт общения. Но каждый ученик идет путём открытий незнакомого, неизведанного ранее, а вместе мы делаем одно дело: учимся и учим друг друга. Следовательно: презентация открывает возможности формирования жизненного опыта; стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в  самореализации самовыражении;  выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир; Реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, сочетая коллективное и индивидуальное; ведёт учащихся по ступенькам роста личности; вызывает интерес к предмету; учит общаться; развиваться интеллектуально.

Но каким бы замечательным не было бы использование ИКТ, мало создать очень-очень красивую презентацию для урока. Более того, последние наблюдения показали, что применение обучающих презентаций на уроках должно проходить с большой осторожностью, учитывая психологические и возрастные качества учащихся. Необходимо помнить, что ученики младших классов нуждаются в особой защите от негативного влияния компьютера на их здоровье, поэтому показ презентаций ограничиваю до 10 – 15 минут. Во время урока учитель подстраивается под аудиторию, может привлечь внимание учеников в нужный момент, подобрать интонацию и скорость речи, повторить пропущенное и внести необходимые пояснения. Ни одна программа, ни одна презентация не могут сделать и сотой доли того, что может человек. Поэтому, презентации использовать на каждом уроке нельзя – существует огромное количество других приемов и все их необходимо учитывать.

Я также с удовольствием использую компьютерные игры. В качестве примера могу привести игры: «Алик. Занимательная математика», «Поди, туда – не знаю куда». Яркие рисунки, необычные интересные задания способствуют повышению интереса к математике, позволяют в игровой форме закрепить навыки счёта, устных вычислений, предоставляют широкие возможности для самоконтроля и учебной рефлексии. Использование стандартных средств управления программой способствует формированию у школьников первой ступени обучения информационно-коммуникативной компетентности. Дифференциация достигается с помощью выбора заданий различного уровня сложности. Для эффективного применения компьютерных игр, учебных пособий на уроке я решаю ряд организационно-педагогических задач. Это и размещение в учебном кабинете компьютера, и наличие проекционной аппаратуры; или посещение компьютерного класса. Первоначальное знакомство с программой  провожу и во внеурочное время. При этом важно следить за соблюдением санитарно-гигиенических норм пребывания школьников за компьютером.

6 – 7 лет – 10 минут

2-3 класс - 15 минут;

4-6 класс - 20 минут;

8-9 класс - 25 минут;

10-11 класс - 30 минут.

Внеурочная деятельность является одним из важных компонентов образовательного процесса, как с образовательной, так и с воспитательной точки зрения. Именно по наличию данной работы, ее содержанию, можно судить о качестве работы образовательного учреждения. Мною разработаны презентации к внеклассным мероприятиям. Таким, как «Спорт против наркотиков», «Что я знаю о России» и др.

Мной постоянно накапливается банк электронных данных, применяемый  в урочной  и внеурочной системе.

При работе с родителями я так же использую информационные технологии.

Родительское собрание. Каким содержанием наполнить его, чтобы решить сразу несколько задач:

- просветительскую (родительский всеобуч)

- обеспечить высокую посещаемость (поддержать мотивацию)

- сплочение родительского коллектива

- экономия родительского времени

Каждое родительское собрание открывается слайд-шоу из фотографий, что помогает родителям получить полную, содержательную информацию о жизнедеятельности класса.

Родительское собрание сопровождается мультимедийной презентацией, что дает: 

  1. качественное раскрытие и осознание темы в сжатые временные сроки (дополнительный педагогический эффект)
  2. эмоциональная окраска мероприятия
  3. повышение престижа

Спектр средств для оптимизации взаимодействия классного руководителя и родителей широк.

Остается лишь  накопить достаточное количество ресурсов и выбрать наиболее подходящие и удобные для решения тех или иных задач.

Важным направлением в моей работе является обеспечение компьютерного сопровождения собственной педагогической деятельности. Возможности здесь неограниченны. Накопила электронные версии  контрольных работ,  раздаточных дидактически карточек, схем анализа различной деятельности (вычислительных навыков, техники чтения, мониторинг учебного процесса, УВ).

Информационные технологии применяются мною на различных уровнях. И, прежде всего при обобщении своего опыта. Педагогические и методические советы не обходятся без использования компьютерных технологий. В качестве примера приведу несколько педагогических советов, на которых я представляла как учитель начальных классов свой опыт с использованием презентаций по темам «Нетрадиционные формы работы с родителями», «Новое качество образования», на курсах повышения квалификации делилась опытом работы по теме «Двуполушарный подход в обучении младших школьников русскому языку». Сегодня эти компьютерные презентации вошли в методический банк МО учителей начальной школы. Выступала на районном уровне с использованием средств мультимедиа, которые создаю сама. Конкурс «Самый классный классный».

И думаю, что не стоит долго объяснять, чем такая форма проведения отличается от традиционных выступлений. Хочу подчеркнуть лишь одно: переложив на машину большую часть своих рутинных формальных действий, остаётся больше времени на творчество, недоступное машине.

В заключение хочется сказать, что применение компьютера учителем начальных классов не должно и не может быть самоцелью модернизации начального образования. Недопустимо, чтобы основную часть времени младшие школьники проводили за компьютерами, а разнообразные формы вербального взаимодействия учителя и учеников, детей друг с другом сводились к минимуму. Одним из средств сохранения баланса между использованием современных технических средств в обучении и традициями начального образования является технологическая культура учителя. Технологическая культура определяет то, КАК, КАКИМ ОБРАЗОМ, с помощью чего достигается результат, отвечает на вопрос: «Почему именно так, а не иначе?» Технологическая культура  предполагает психологическую, личностную и профессиональную готовность учителя к построению функционального педагогического процесса, который будет отвечать заданным целям и давать эффективный результат.

К.Д.Ушинский писал, что ученик должен учиться самостоятельно, а учитель должен умело руководить этим самостоятельным трудом. Но чтобы была достигнута цель образования, чтобы образование состоялось, учитель должен не только руководить, но и увлечь детей, вести их за собой. Недаром  пословица гласит:

«Скажи мне – и я забуду.

Покажи мне – и я могу запомнить.

Вовлеки меня – и это станет моим навсегда».

 Я начала изучать азы информатики с 2003 года и понимаю, что мой опыт в этой области невелик. Мне нравится искать новые пути использования ИКТ в процессе обучения младших школьников. Анализируя свою работу, я пришла к выводу, что детям очень нравятся уроки информатики и интегрированные уроки с ней. Я думаю, что использование ИКТ на уроках в начальной школе представляется перспективным, а эффективность их использования достаточно высокой. Л.Н. Толстой говорил: «Учитель всегда невольно стремится к тому, чтобы выбрать самый для себя удобный способ преподавания. Чем способ преподавания удобней для учителя, тем он удобнее для учеников. Только тот образ преподавания верен, которым довольны ученики». Будем же искать и применять те способы обучения, которыми будут довольны ученики.


Литература

  1. Методическое письмо по вопросам обучения информатике в начальной школе. – Минобразования России.
  2. Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. – Минобразования России.
  3. Завьялова О.А. Воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников. - Журнал «Начальная школа» №11, 2005.
  4. Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс. – Журнал «Начальная школа» №1, 2008.
  5. Иванов В.В., Зайцева С.А. Этическая составляющая в информационной культуре учителя. - Журнал «Начальная школа» №11, 2005.
  6. Каминский В.Ю. Использование образовательных технологий в учебном процессе. – Научно-практический журнал «Завуч» №3, 2005.
  7. Стадник М.В. Использование медиауроков для развития мышления       младших школьников. Библиотека сообщества учителей начальных      классов. Образовательный портал «Сеть творческих учителей», 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование Универсальных учебных действий у учащихся начальной школы.

В данной статье показаны основные приемы и метода формирования универсальных учебных действий и эффективные средства включения детей в творческий процесс....

Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальной школы на уроке английского языка

В настоящий момент модернизация образовательной системы ставит нас перед необходимостью формировать у учащихся способность к обучению в течение всей жизни. для достижения этой цели учителю необходимо,...

Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальной школы на уроке английского языка

Необходимость формирования у учащихся осознаётся особенно остро всвязи с модернизацией российского образования, поэтому необходимо научит обучающихся учиться. В статье представлены планомерные действи...

Формирование ИКТ-компетентности учителя и учащихся информационными и коммуникационными технологиями в учебном процессе

Занятие для педагогов в форме педагогической мастерской с целью повышения квалификации педагогов по вопросам использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе и разраб...

Выступление на педагогическом совете школы по теме: «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЧНЫХ НАВЫКОВ ВЫЧИСЛЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ».

  Формирование вычислительных навыков – одна из главных задач, которая должна быть решена в ходе обучения детей в начальной школе.Программы по математике  включают большой интересный ...

Формирование основ экологической культуры у учащихся начальной школы в ходе проектной деятельности . Из опыта работы МБУ «Школа №93» г.о.Тольятти

Из опыта работы МБУ «Школа №93» г.о.Тольятти. Проектная деятельность спланирована с учётом интеграции учебных предметов. Она помогла детям освоить и осмыслить новые знания, расширить круго...

Доклад: "Формирование ИКТ- компетентностей учителя и учащихся в аспекте требований ФГОС начального общего образования "

В настоящее время компьютеры и иные информационные технологии прочно обосновались в жизни как педагогов, так и обучающихся. Без навыков владения ПК в современном мире очень сложно, так как компьютериз...