Доклад на тему: "Ключевые понятия и основные принципы построения новой гуманистической начальной школы".
материал по теме

Назаренко Людмила Николаевна

Проведённый анализ современного начального образования позволил выявить ключевые понятия и основные принципы построения новой гуманистической начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Основные принципы построения гуманистической начальной школы

Проведённый анализ современного начального образования позволил выявить ключевые понятия и основные принципы построения новой гуманистической начальной школы.

Гуманистический принцип

Гуманизм, являясь отличительной чертой культуры, ее духовной основой, означает признание достоинства и свободы личности, ее социально-культурным завоеванием.

Гуманистический принцип предполагает:

  • создание благоприятных условий для жизни и обучения всех детей, уважение их достоинства, признание значимости и ценности каждого ученика независимо от уровня его знаний и материальной обеспеченности;
  • организацию обучения и воспитания на основе моделей гуманистических отношений, связанных с усвоением нравственных норм и обязанностей по отношению к окружающим людям и миру в целом (взаимопонимание, миролюбие, уважение, ответственность и доброта);
  • реализацию свободы, самовыражения и обеспечение самостоятельного выбора.

Следует отметить, что самостоятельный выбор, у которого нет критериев правильного выбора, превратится в «своевольное хотение», если ни семья, ни школа не познакомят детей с «золотым правилом нравственности» («Ни делай другому того, чего не желаешь себе»), и с более высокими библейскими истинами («Возлюби ближнего своего, как самого себя»).

Новая модель школы ориентирует на воспитание отношений, построенных на основе духовного чувства любви, миролюбия, дружелюбия и взаимопонимания. Духовное чувство любви к людям и окружающему миру преобразует личность человека и обеспечивает ему подлинную свободу.

По-настоящему свободный человек не стремится подчинить себе кого-либо и не подчиняется слепо другому. Он открыт для диалога с людьми и миром. Подлинный гуманизм осознает коммуникативную природу личности, ее связь с другими людьми. Не случайно проблема общения сегодня становится одной из ключевых в образовании.

Коммуникативный принцип

Коммуникативный принцип в новой гуманистической школе реализуется на предметном уровне, т.е. в системе учебных предметов, в межличностном общении и в таких организационных формах обучения, как сотрудничество. Ключевым понятием, помогающим реализовать указанный принцип, является общение.

Общение – это такое речевое взаимодействие партнеров, в процессе которого появляется определенный результат, духовный или материальный. Партнеры, соучастники общего дела, совместно вырабатывая информацию, стремятся прийти к общей цели.

Понятие общение становится предметом обучения на уроках русского языка, связано с решением актуальных проблем межличностного взаимодействия и содействует воспитанию коммуникабельной личности, способной строить свои отношения на основе гуманистической модели общения, основанной на взаимопонимании, уважении и дружелюбии.

В новой системе понятие общение рассматривается не только с лингвистической точки зрения (акт говорения и слушания), но и с философской, расширяющей сферу его применения: от непосредственного общения людей до условного общения с миром природы и предметами материальной культуры и опосредованного общения через книгу с автором литературного произведения и его героями. У детей формируется представление о цели общения с художником или писателем, каждый из которых стремится не просто сообщить какую-либо истину своему читателю, не поучать его, а желает завязать с ним воображаемый диалог и тем самым приобщить читателя к своим нравственным ценностям, идеалам, убеждениям, эстетическим переживаниям. Поэтому общение рассматривается не только как процесс информационный (обмен знаниями и умениями), но и как процесс духовно-практический.

Коммуникативный принцип позволяет:

  • строить обучение на основе общения равноправных партнеров и собеседников, процесс которого обеспечивает учащимся свободу высказывания при их взаимном уважении;
  • ввести общение в качестве предмета обучения на уроках русского языка, обеспечить интенсивное формирование коммуникативно-речевых навыков и развивать умение договариваться при решении конфликтных ситуаций;
  • развить систему межличностного общения на основе усвоения норм и правил нравственности; сформировать культуру речевого общения;
  • понимать общение не только как процесс информационный, но и духовно – практический, обогащающий собеседников духовно-нравственными ценностями и идеалами.

Культурно-исторический принцип

Культура в узком значении - совокупность всех видов искусства; представление о ценностях и идеалах, которые одухотворяют жизнь и придают ей ценностно-мировоззренческую направленность.

Культура  в широком значении – совокупность всех материальных и духовных ценностей человечества; искусственный мир, созданный мыслью и руками человека, отличный от мира природы. В этом широком значении понятие культура объединяет науку, искусство, религию и другие формы культуры, оно используется в качестве ключевого понятия в новой гуманистической системе обучения.

Культурно-исторический принцип предполагает:

  • реализацию важнейших методологических принципов: системности и историзма и принципа единства сознания и деятельности
  • изучение предметных курсов или их разделов в культурно-историческом контексте;
  • структурирование содержания учебных дисциплин с учетом логики и истории развития самого предметного знания;
  • выделение в предметах основных, значимых единиц усвоения, отражающих сущностное содержание предмета (в учебниках русского языка и литературы в качестве такой единицы выступает слово; в математике такой значимой единицей является число; предмет «окружающий мир» базируется на важнейших понятиях курса: человек, природа, общество, культура;
  • введение в содержание предметных курсов, изучение религии одной из форм культуры, что дает возможность детям сопоставлять разные точки зрения на одну и ту же проблему, например, взгляд на происхождение человека и мира: научный, религиозный, мифологический. Подобное сопоставление взглядов на какую-либо общую проблему активизирует творческое мышление учащихся, способствует выработке у них собственного мнения, формирует целостное представление о мире;
  • формирование целостной единой картины мира на основе процессов дифференциации и интеграции естественно-научного и гуманитарного знания (наука, искусство, философия  религии), что помогает создавать для каждого ученика на рационально-образной основе целостную картину миру.

Культурно-исторический принцип обучения значительно расширяет культурное поле образования, поскольку позволяет включить в содержание учебников помимо научной картины мира мифологическую, религиозную и художественную картины, которые используют внерациональные способы познания (художественно-образное мышление и интуицию – специфический познавательный процесс).

Новый принцип обучения меняет логику движения в постижении предметного содержания. Его освоение с самого начала строится не на усвоении готовых форм знаний, готовых результатов, закрепленных в абстрактных понятиях, а разворачивается в виде процесса, ведущего к определенному результату, когда знание приобретает конкретно-историческое содержание и становится доступным детям.

         В новой школе освоение навыка чтения разворачивается как речевая деятельность: от предыстории письменной речи со средствами общения рисунок, жесты, пиктограмма и другое к звуко-буквенному письму и последующему формированию навыка чтения – речевого действия и общеучебного умения.

В новой школе обучение строится по трехступенчатой схеме

Формирование обобщенных учебных действий в новой системе имеет не только обучающий, но и жизненный смысл, так как система усвоенных действий становится стилем жизни, позволяет избежать хаоса в выполняемых умственных и практических действиях.

У учащихся формируются свойства личности:

  • направленность (система мотивов и интересов);
  • организованность;
  • произвольность (умение подчинять свои действия осознанной цели)

Принцип творческой активности

Творчество – создание новых по замыслу культурных ценностей обычно связывают с самостоятельной созидательной деятельностью, в результате которой появляется что-либо новое, оригинальное.

Современное общество предъявляет новые требования к развитию личности человека: сегодня каждому человеку необходимо обладать творческим мышлением, собственным мнением, гибкостью в различных жизненных ситуациях.

Гуманистическая школа признает за каждым ребенком творческое начало, которое должно быть реализовано в любой деятельности. Творческая деятельность учащихся направляется в позитивную созидательную сферу деятельности, иначе она может вылиться в агрессию и разрушение окружающего мира и самого себя.

Задача учителя в этой ситуации – не разрушать творческие способности школьника, а поощрять его способности, которые способствуют развитию коллектива и тем самым развитию его личности.

Эти принципы обозначили пути качественного обновления содержания образования и легли в основу создания новой модели гуманистической школы. Она призвана побудить желание учащихся общаться на основе гуманистической системы отношений к людям и окружающему миру, построенной на миролюбии, уважении и родственном чувстве любви, стремления к творчеству в любой деятельности.

  1. Организация работы учащихся в школе

Гуманизация обучения требует строить изучение учебного материала на деятельностной основе, т.е. делать в нем главный акцент не столько на «основах науки», сколько на организации взаимодействия растущего и развивающегося человека с самим собой и всем тем, что его окружает.

В связи с этим учитель должен организовать работу учащихся в школе, исходя из следующих гуманистических принципов:

  • Ребенок учится только через действие;
  • Ребенок имеет свои индивидуальные возможности и особенности в учебной деятельности;
  • Ребенок осваивает мир в целостном восприятии;
  • Ребенок учится от другого ребенка, также как и от учителя на уроке;
  • Ребенок успешен в учении:
  • когда ему хорошо
  • когда он самореализуется;
  • когда его поддерживают и вдохновляют;
  • когда учитель является свободной личностью;
  • когда родители активно задействованы в его учении.

  1. Факторы гуманизации образовательной среды

  • востребованность в процессе образования субъективного опыта ученика, опора на этот опыт;
  • здоровьесберегающая направленность процесса образования;
  • удовлетворение в равной мере социальных и индивидуальных образовательных потребностей в соответствии с возрастом ученика;
  •  поддержание комфортности обучения (создание ситуации успеха, сотрудничество, сопереживание и т.п.);
  • предоставление возможности выбора (способа получения нового знания, объема, вида и сложности задания, вида, средства учебной деятельности, позиции исполнителя или лидера и т.п.) и ответственности за него;
  • включение в учебный процесс новой информации.

Школа должна построить такую среду, которая предоставляет ученику все возможные средства и условия для самообразования, т.е. помогает открыть в себе то положительное, что в нем есть, стимулирует развитие всех человеческих качеств ученика, а не формирует извне только социально заданных качеств личности.

Гуманизация образовательной школьной среды является условием личностно-ориентированного образования.

Учитель должен быть убежден в том, что нет плохих детей, они просто другие.

Его задача – присмотреться к индивидуальным особенностям личности и учебной деятельности школьника, попытаться их понять, принять такими, как есть, и пробудить у них стремление к достижениям, без которого не может быть  успеха в учении.

А для этого педагог должен знать следующее:

дети с активной динамикой основных психических процессов

быстро включаются в работу

не любят: долго слушать учителя

быстро переключаются с одного вида задания на другое

планировать свою работу

любят устные ответы, обсуждения

работать по алгоритму

с удовольствием работают в парах и микрогруппах

осуществлять самоконтроль

не боятся высказываться

устают от однотипных заданий со сложными преобразованиями и длительными вычислениями

быстро заканчивают работу

не всегда прилежны

дети с инертной динамикой основных психических процессов

медленно включаются в работу

могут долго слушать учителя

медленно переключаются с одного задания на другое

работать с  текстом, одним и тем же материалом, вникать в суть, в детали

боятся внезапных ответов

любят читать, расширять кругозор

лучше выполняют письменные задания

умеют рассчитывать свои силы

не могут работать в шумной обстановке

склонность к самостоятельной работе

затрудняются при выполнении одновременно сложных и разнообразных по содержанию и способам выполнения заданий

хорошо запоминают

работают медленно

достаточно прилежны

Дети одного и другого генотипа имеют много положительных особенностей, значит, могут быть успешными. Не правильно медлительных детей отождествлять с теми, кто имеет предпосылки к неуспешности. Нужен индивидуальный и дифференцированный подход.

  1. Выводы и заключения

На основе анализа проблемы можно сделать следующие выводы:

Гуманистическое педагогическое общение следует рассматривать как важнейший аспект профессиональной деятельности.

Недооценка его значения приводит к резкому снижению эффективности педагогической работы, а в рамках развивающего обучения – к задержке в становлении учебной деятельности и субъективности обучаемого.

Гуманистическое педагогическое общение является необходимым условием психологического благополучия школьника, раскрытия его индивидуальности.

Выработка гуманистических установок представляет собой длительный и сложный процесс, поэтому психологическая работа учителя в этом направлении – основная задача самообразования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация технологии деятельностного метода и система дидактических принципов на уроках в начальной школе.

Технология деятельностного метода, типология уроков деятельностной направленности, типы проблемных ситуаций и методы постановки учебной проблемы....

Доклад на тему: «Ключевые компетентности в начальной школе: Структура, показатели и особенности формирования».

Доклад на тему:«Ключевые компетентности в начальной школе: Структура, показатели и особенности формирования»....

Доклад на тему:"Преемственность результатов освоения основной общеобразовательной программы ДОУ и начальной школы".

В докладе на тему: "Преемственность результатов совоения основной общеобразовательной программы ДОУ и начальной школы" содержится план работы по преемственности начальной школы и детского сада. Я дума...

Статья «Интегрирование природоведческих знаний в общеобразовательные дисциплины - один из принципов развивающего обучения в начальной школе»

Организация учебно-воспитательного процесса в новых инновационных технологиях требует от современного учителя совершенствования  практической деятельности путем поиска новых ценностных приоритето...

Методическое пособие для учителей и родителей «Структура, содержание и принципы формирования портфолио учащегося начальной школы»

В методическом пособие мной рассматриваются разные подходы к смысловому содержанию понятия портфолио, его цели и задачи. Рассмотрены основные функции, порядок формирования и структура портфолио учащих...

Здоровьесберегающий подход к построению урока в начальной школе.

Состояние здоровья ребёнка при поступлении в первый класс – это стартовая позиция, которая во многом определяет его успешность не только в первый год обучения, но и в последующие годы. Свою работу по ...

Деловая игра «Что? Где? Когда?» по теме: «Основные ориентиры в осуществлении преемственности начальной школы и основного общего образования»

Начальная школа и среднее звено – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества универсальных учебных действий, сформированных в...