Технология "Портфолио" учителя и ученика начальной школы как педагогическая инновация в общеобразовательном учреждении
методическая разработка по технологии по теме
В современном образовательном пространстве становится востребованным и личностно значимым такие качества как самостоятельность, ответственность, инициативность
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технология "Портфолио" учителя и ученика начальной школы как педагогическая инновация в общеобразовательном учреждении
В современном образовательном пространстве становится востребованным и личностно значимым такие качества как самостоятельность, ответственность, инициативность.
Инновационные технологии, адекватные задаче формирования ключевых компетентностей, отличаются тем, что первостепенным условием их реализации выступает следующий принцип – ученик в рамках работы по данной технологии является субъектом своей деятельности. И это положение рассматривается не как окончательная цель, а как обязательное условие. Одной из образовательных технологий, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход в образовании, развитие самостоятельности является технология работы с портфолио.
Термин “портфолио” (такой термин используется в технологии критического мышления или портфель – адаптация термина в русском языке) пришел в педагогику, так же как и запрос на новую образовательную парадигму, из политики и бизнеса. Всем знакомы такие понятия, как “министерский портфель” или “портфель инвестиций”.
Существуют различные подходы к определению понятия портфолио.
Портфолио – это:
- Способ фиксирования, накопления и оценки (включая самооценивание) индивидуальных достижений школьника в определенный период обучения.
- Коллекция работ и результатов учащегося, демонстрирующая усилия, прогресс и достижения в различных избранных им областях.
- Систематический и специально организованный сбор доказательств, используемых учителем и учащимися для мониторинга знаний, навыков и отношений школьников. В данном случае ученик выступает как активный участник процесса оценивания, а само оценивание направлено на отслеживание прогресса в обучении, приложенных усилий и результатов учебно-познавательной деятельности. Причем портфолио позволяет учитывать самые разнообразные результаты образовательной активности ученика: собственно учебные, творческие, социальные, коммуникативные, что делает его важнейшим элементом практико-ориентированного подхода к образованию.
Портфолио могут быть служебными, профессиональными, деловыми и представляться как в текстовом, так и в электронном виде.
Портфолио представляет собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы с продуктами познавательной деятельности учащихся, предназначенных для демонстрации, анализа и оценки, для развития рефлексии, для осознания и оценки ими результатов своей деятельности, для осознания собственной субъектной позиции. Эти факторы определяют актуальность проблемы, ее значимость для современной системы образования.
Классический портфолио состоит из четырех разделов:
· “Портрет”,
- “Коллектор”,
- “Рабочие материалы”
- “Достижения”.
Раздел “Портрет” предназначен для представления информации об авторе портфолио. Раздел должен отображать особенности личности автора портфолио, может включать записи о нем других людей, характеристику, сертификаты и т.п. Например, в портфолио достижений в этом разделе может быть краткая история успехов. В этот раздел портфолио обязательно помещается вступительная статья – обоснование, в которой сформирована цель создания данного портфолио, а также аргументируется, почему те или иные материалы включены в портфолио, какие результаты деятельности они отражают. В некоторых видах портфолио в этот раздел помещаются комментарии, отражающие мысли автора по поводу представленных в портфолио работ.
“Коллектор” содержит материалы, авторство которых не принадлежит самому автору. Это могут быть материалы, которые предложены ученику педагогом (памятки, схемы, списки литературы), найденные учеником самостоятельно (ксерокопии статей, материалы периодических изданий, иллюстрации) или материалы товарищей по группе.
Раздел “Рабочие материалы” должен включать все те материалы, которые созданы и систематизированы самим автором.
В раздел “Достижения” помещаются те материалы, которые, по мнению автора, отражают его лучшие результаты и демонстрируют успехи. При этом во вступительной статье или введении к портфолио необходимо дать обоснование того, почему именно эти материалы лучше всего отражают его достижения и какие именно. Вступительная статья или введение к портфолио несет основную смысловую нагрузку, именно в ней высказывается ожидание ученика в отношении своих дальнейших действий и собственных перспектив, именно здесь ученик делает вывод о своих способностях достигать определенные результаты, дает оценку своего продвижения и потенциала.
Обобщив имеющийся опыт работы, можно говорить о том, что складывается система работы с портфолио, которая дает позитивные результаты.
Работа начинается на начальной ступени обучения.
Цель данной работы: создание условий, направленных на приобретение практического опыта формирования портфолио. Начальная школа дает базу для успешного продолжения образования, поэтому важно запустить технологию портфолио, чтобы в дальнейшем она применялась в разных сферах и на разных ступенях обучения.
В основу структуры портфолио положены основные компетентности, которые должны быть сформированы в начальной школе:
- Овладение общеучебными умениями и навыками, способами познавательной деятельности, обеспечивающими успешное изучение любого учебного предмета.
- Воспитание интереса к школе и учению, развитие учебно-познавательной мотивации, стремление к самообразованию, умения организовывать, контролировать и оценивать учебную деятельность.
- Формирование умений учебного сотрудничества, воспитания желания принимать участие в учебном диалоге, коллективно обсуждать предположения, проблемы (формирование коммуникативной речевой и языковой компетентности).
В начальной школе ведутся разные типы портфолио.
“Портфель достижений учащихся”
Одним их самых универсальных для младших школьников является “Портфель достижений”. Данный тип портфолио ведется в течение четырех лет. В нем отражается уровень продвижения ученика в период обучения в начальной школе.
Работа с портфолио ведется и с учетом возрастных особенностей. В начальной школе на первом месте стоит учебная деятельность, поэтому и в основу положена рефлексия учебной деятельности младших школьников.
“Портфель достижений” представляется следующими разделами:
- Обращение к автору;
- Визитная карточка:
- кое-что обо мне;
- я и другие;
- какой Я?
- Я и мои друзья;
- Каким я хочу быть?
- Мои трудности;
- Я – ученик:
- графическое изображение моего развития как учащегося;
- хочу знать;
- хочу уметь;
- мои любимые предметы;
- как я читаю;
- книги, которые я прочитал(а) и полюбил(а)
- Я это заслужил(а) (мои достижения: поощрения, награды).
При работе с дневником выдерживаются основные принципы:
- принцип добровольности (если в первом классе ученику сложно начинать работу, то он может включиться в течение любого периода начальной школы);
- оказание помощи со стороны учителя и родителя;
- увлечение количеством материала.
Обязательное условие успешной работы – знакомство родителей с данной технологией. Родители – участники создания портфолио, так как у ребят данного возраста нет навыка оформления работы. Работа должна быть красиво оформлена, ребенок должен чувствовать заинтересованность взрослых. Такого вида портфолио ведут учащиеся начальных классов по желанию.
Второй тип портфолио, который ведут учащиеся, это упрощенный вариант, в который заносятся индивидуальные образовательные достижения:
- результаты марафонов, олимпиад;
- результаты конкурсов, исследовательских работ;
- спортивные достижения;
- мир увлечений.
В приложении прикладываются грамоты, дипломы, сертификаты.
На начальном этапе обучения такой тип портфолио можно создавать, но на следующей ступени обучения он не продуктивен, так как он дает представление о результатах, но не описывает процесса индивидуального развития ученика, его учебного стиля, разнообразия его творческой активности, интересов.
“Портфель изучения темы”
Эффективной формой является и совместная работа учителя и ученика. Результатом такой работы может быть “Портфель изучения учебной темы”. Данный тип портфолио состоит из двух видов: портфолио учителя и портфолио ученика.
В портфель учителя входят программа, разработки уроков (раздел “Рабочие материалы”), дополнительный материал к урокам, работы учащихся (раздел “Коллектор”). В разделе “Достижения” представляется диагностика, проводимая по данной теме.
Параллельно с портфолио учителя учащиеся создают свой портфолио по этой же теме. Далее портфолио заполняется в течение изучения темы. В него входит:
- Содержание;
- Раздел “Коллектор” (памятки, схемы, списки литературы, ксерокопии статей, материалы периодических изданий, иллюстрации);
- Раздел “Рабочие материалы” (включают все те материалы, которые созданы и систематизированы самим автором).
- Раздел “Достижения” (помещаются те материалы, которые, по мнению автора, отражают его лучшие результаты и демонстрируют успехи: карта самодиагностики; проверочные, тестовые, контрольные работы).
“Портфель семинаров, конференций, лабораторий”
Одной из форм повышения профессионального мастерства учителя являются портфолио семинаров, конференций, лабораторий. Данный портфолио создается во время проведения мероприятия. В раздел “Рабочие материалы” включаются все записи, которые делает автор во время работы семинара, конференции. Материалы датируются (день 1, день 2 …). В разделе “Коллектор” находится раздаточный материал семинара.
Преимуществом данного типа портфолио является то, что участник в итоге имеет структурированный материал, который может использовать в дальнейшей работе. Примером служит портфолио на тему “Информационные технологии в деятельности учителя - предметника”
В разделе “Портрет” представляется информация об авторе.
Фамилия, имя, отчество
Дата рождения
Место работы
Дата назначения в данную школу
Образование
Год окончания
Номер диплома
Стаж
Учебная нагрузка
Квалификационная категория
Сведения о прохождении курсов повышения квалификации
Раздел “Рабочие материалы” открывает план.
План по теме “ Информационные технологии в деятельности учителя - предметника ”.
Руководитель: учитель начальных классов Морозова О. В.
Место проведения: МУ ЦРО г. Нижневартовск
№ п/п | Тема | Дата | Время | Кабинет |
1 | Введение в Microsoft Windows. Приемы работы в Microsoft Windows. | 09.00-15.00 | № 303 | |
2 | Приемы работы в Microsoft Office Excel. | 09.00-15.00 | № 303 | |
3 | Система подготовки презентации в Microsoft Power Point. | 09.00-15.00 | № 303 | |
4 | Интернет в образовательном пространстве. | 09.00-15.00 | № 303 |
К каждому занятию готовятся заготовки, которые заполняют участники во время занятия.
Результатом работы является создание портфолио всеми участниками стажировки.
Таким образом, учителя не только получают информацию по теме, но и учатся грамотно оформлять, структурировать полученный материал, углублять самостоятельно полученные знания, заполняя раздел “Коллектор”.
“Портфель учителя - экспериментатора”
Данный тип портфолио открывает тема эксперимента, прописываются цели. Далее учитель – экспериментатор заполняет таблицу.
Фамилия, имя, отчество учителя Должность | |||||
Этапы | Год | Выполненная работа | Представление работы(отметить свое участие, указать куда представляли) | Результаты | Примечание (курсы, выступления) |
|
|
|
|
|
|
В итоге получается общий портфель учителей – экспериментаторов, который показывает систему работы школы в экспериментальной площадке. Данный тип портфолио можно изменить в зависимости от направления, в котором работает учебное заведение
Практика нашей работы показывает, что портфолио учителя и ученика помогает в организации самостоятельной работы, учит рефлексировать свою деятельность и дает хорошую стартовую площадку учащимся для успешного продолжения обучения.
Таким образом, опыт работы с портфолио дает возможность к числу достоинств отнести следующие:
- в работе с портфолио важен не только результат, но и процесс создания преподавателем, школьником любого возраста своего стиля работы;
- портфолио позволяет сохранить в нем индивидуальность обучающегося, придает особое значение титульному листу, отражающему авторство портфеля;
- создание названий файлов – компонентов и работа с ними – это процесс творческий, ориентированный на самостоятельность выбора, воображение, открытие, поиск;
- процесс создания портфеля, работа с ним, обмен опытом друг с другом дают возможность авторам осуществлять самооценку своей самостоятельной познавательной деятельности и совершенствовать ее.
Работу с портфолио можно и нужно начинать с начальной школы, тогда данный процесс является целенаправленным, осуществляется прееемственность в обучении. Ученик, переходя на следующую ступень обучения, умеет представлять свои успехи и достижения.
Представленная система работы с портфолио может быть использована в условиях любого общеобразовательного учреждения.
Творческих успехов!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Портфолио Способ фиксирования, накопления и оценки (включая самооценивание) индивидуальных достижений школьника в определенный период обучения. Коллекция работ и результатов учащегося, демонстрирующая усилия, прогресс и достижения в различных избранных им областях. Систематический и специально организованный сбор доказательств, используемых учителем и учащимися для мониторинга знаний, навыков и отношений школьников.
Портфолио Служебные Профессиональные Деловые
Классический портфолио «Портрет» «Рабочие материалы» «Достижения» «Коллектор»
Раздел «Портрет» предназначен для представления информации об авторе портфолио. Раздел «Коллектор» содержит материалы, авторство которых не принадлежит самому автору. Раздел «Рабочие материалы» должен включать все материалы, которые созданы и систематизированы самим автором. В раздел «Достижения» помещаются те материалы, которые отражают его лучшие результаты и демонстрируют успехи.
Цель создание условий, направленных на приобретение практического опыта формирования портфолио.
Основные компетентности: Овладение общеучебными умениями и навыками, способами познавательной деятельности, обеспечивающими успешное изучение любого учебного предмета. Воспитание интереса к школе и учению, развитие учебно-познавательной мотивации, стремление к самообразованию, умения организовывать, контролировать и оценивать учебную деятельность. Формирование умений учебного сотрудничества, воспитания желания принимать участие в учебном диалоге, коллективно обсуждать предположения, проблемы (формирование коммуникативной речевой и языковой компетентности).
«Портфель достижений учащихся» Разделы Обращение к автору Визитная карточка Я и мои друзья Каким я хочу быть? Мои трудности Я – ученик Мои достижения
Основные принципы: принцип добровольности (если в первом классе ученику сложно начинать работу, то он может включиться в течение любого периода начальной школы); оказание помощи со стороны учителя и родителя; увлечение количеством материала.
Второй тип портфолио: результаты марафонов, олимпиад; результаты конкурсов, исследовательских работ; спортивные достижения; мир увлечений.
«Портфель изучения темы» В портфель учителя входят программа, разработки уроков (раздел “Рабочие материалы”), дополнительный материал к урокам, работы учащихся (раздел “ Коллектор”). В разделе “ Достижения” представляется диагностика, проводимая по данной теме. В портфель ученика входит: Содержание; Раздел “Коллектор” (памятки, схемы, списки литературы, ксерокопии статей, материалы периодических изданий, иллюстрации); Раздел “Рабочие материалы” (включают все те материалы, которые созданы и систематизированы самим автором). Раздел “Достижения” (помещаются те материалы, которые, по мнению автора, отражают его лучшие результаты и демонстрируют успехи: карта самодиагностики; проверочные, тестовые, контрольные работы).
Достоинства: в работе с портфолио важен не только результат, но и процесс создания преподавателем, школьником любого возраста своего стиля работы; портфолио позволяет сохранить в нем индивидуальность обучающегося, придает особое значение титульному листу, отражающему авторство портфеля; создание названий файлов – компонентов и работа с ними – это процесс творческий, ориентированный на самостоятельность выбора, воображение, открытие, поиск; процесс создания портфеля, работа с ним, обмен опытом друг с другом дают возможность авторам осуществлять самооценку своей самостоятельной познавательной деятельности и совершенствовать ее.
Творческих успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
психолого-педагогическая характеристика ученика начальной школы
Образец характеристики на учащегося начальных классов от учителя, необходимая при прохождении психолого-педагогической комиссии любого уровня. Характеристика пишется в двух экземплярах , подписывает у...
Использование новых педагогических технологий – портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личностного развития.
Педагогический проект.Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьников.Идея портфеля или папки индивидуальных учебных достижений учащихся становится в наше...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА В КЛАССЕ ДЛЯ СОЗДАНИЯ УСЛОВИЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ УЧЕНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
В статье представлен опыт работы с учащимися начальной школы по организации условий самоорганизации личности обучающихся. авторы предлагают ряд приёмов психологического изучени...
Психолого-педагогическое сопровождение учеников начальной школы с трудностями в обучении.
Статья посвящена вопросам педагогического сопровождения слабоуспевающих учеников начальной школы. Психолого-педагогическая помощь таким детям оказывается учителем начальных классов в системе инд...
Выступление на педагогическом форуме: "Технология разработки и оформления портфолио ученика начальной школы"
Рекомендации по оформлению портфолио ученика начльной школы с презентацией...
Психолого-педагогическое сопровождение учеников начальной школы с трудностями в обучении.
Статья посвящена вопросам педагогического сопровождения слабоуспевающих учеников начальной школы. Психолого-педагогическая помощь таким детям оказывается учителем начальных классов в системе индивидуа...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных обще...