"Духовно-нравственное воспитание младших школьников через использование этнокультурных технологий в рамках реализации комплексно-целевой программы «Мой народ»"
статья (1, 2, 3 класс) по теме
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. В рамках современных педагогических поисков предлагаются новые стратегии и модели образования, основанные на признании самобытности отечественной культуры, возвращения российской школы к духовно-нравственным традициям народа. Обучение и воспитание должно быть неразрывно связано с усвоением культуры русского народа и, значит, с последовательным включением национально-культурного компонента. В статье раскрывается опыт работы в этом направлении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_vituleva_s.v.docx | 219.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 32 с углубленным изучением отдельных предметов"
Энгельсского муниципального района
Саратовской области
Духовно-нравственное воспитание младших школьников через использование этнокультурных технологий в рамках реализации комплексно-целевой программы «Мой народ»
Учитель начальных классов
МБОУ "СОШ № 32 с УИОП"
Энгельсского муниципального района
Саратовской области
Витулева С.В.
2017 г.
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.
Задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению.
Определяются базовые национальные ценности:
– Патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;
– гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;
– социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
– человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество,
– наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
– семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
– труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
– традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
– искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
– природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.
Сегодня наше общество активно пытается решить проблему снижения нравственного уровня современных детей.
.Чтобы направить усилия в решении этой проблемы в нужное русло, необходимо обратить взоры на народные традиции, использовав их, прежде всего, в воспитании подрастающего поколения,
По статистике, в тех странах, где сохранены национальные традиции, и дети являются носителями родной культуры, нравственный и интеллектуальный уровень детей и молодёжи достаточно высок.
Такая закономерность объяснятся тем, что традиционная культура располагает положительным опытом воспитания детей, накопленным многими поколениями.
В рамках современных педагогических поисков предлагаются новые стратегии и модели образования, основанные на признании самобытности отечественной культуры, возвращения российской школы к духовно-нравственным традициям народа. Считаю, что обучение и воспитание должно быть неразрывно связано с усвоением культуры русского народа и, значит, с последовательным включением национально-культурного компонента.
Цель такого обучения и воспитания в духовно-нравственном развитии детей, пробуждении стремления к совершенствованию через познание ценностей отечественной культуры, формировании национально-культурной идентификации учащихся, воспитании чувства сопричастности, прежде всего к собственной истории, своему народу, своей земле. При этом приоритетное изучение русской культуры должно осуществляться при полном уважении к истории и культуре других государств и наций на основе знания собственной культуры, ощущения своей самобытности и неразрывно связано с формированием толерантности.
По своей природе народные традиции гуманистичны, обращены к человеку. В них сфокусированы
- потребность в труде;
- гармония человека с природой;
- гуманистическое общение;
- проявление талантов и лучших качеств человека: достоинства, совести, милосердия, терпимости, добротворчества, заботы о сохранении окружающей среды, снисхождения к слабому, отвращения к насилию,
- того, что одновременно составляет нравственный потенциал и всего человечества. Народные традиции способствуют закреплению ценностных ориентиров, выступают важнейшим средством личностного развития детей.
Очевидно и то, что глубинная преемственность в культурных традициях возникнет тогда, когда ребенок начнет осваивать их с самого раннего возраста. Поэтому на начальном этапе обучения важно воспитывать детей в системе традиционных культурных ценностей, знакомства с культурой, историей своего народа.
Поэтому в своей работе по организации учебно-воспитательного процесса я опираюсь на формирование этнокультурной компетентности, использование богатств русской культуры. Созданная мною комплексно-целевая программа « Мой народ» направлена на формирование личности младшего школьника, на его духовно-нравственное развитие через использование этнокультурных технологий.
Авторская комплексно-целевая программа « Мой народ» позволяет не только работать по какому-то определённому направлению, а создаёт условия для развития личности ребёнка через воспитательную систему класса. Вот уже 11 лет я работаю в классе, все дети которого посещают группу продленного дня, это позволяет вести работу по реализации этнокультурного компонента во всех направлениях: в учебной деятельности, во внеурочной занятости, во внеклассной, во внешкольной работе и общественно-полезной деятельности.
Так в учебной деятельности использую такие формы работы:
- изучение лучших образцов художественной культуры, предметов искусства;
- ознакомление с героическими историческими событиями государства;
- просмотр и последующее обсуждение фрагментов художественных и документальных фильмов;
- проведение сюжетно-ролевых игр;
- организация дискуссионной формы общения;
- создание проблемных ситуаций;
- решение практических задач и т.д..
На уроках русского языка, чтения окружающего мира, технологии применяю фольклорный материал (пословицы, поговорки, загадки). При этом русский фольклор сочетаю с фольклорным материалом других народов.
Фрагмент урока чтения
- Подумай, о чем говорят пословицы разных народов?
- «Худой мир лучше доброй ссоры» (русск.)
- «Стремись завоевать не мир, а знание» (осетинск.)
- «Умному – весь мир Родина» (чеченск.)
- «Кто герой? – Превращающий в друга врага своего» (еврейск.)
В рамках внеурочной занятости все учащиеся класса (27 чел.) посещают занятия кружка «Народоведение.
Изучение программы кружка направлено на достижение следующих целей:
- дать представление о целостности народной культуры, показать самобытность и неповторимое своеобразие русской народной культуры, научить понимать художественный язык, воплощенный в обрядах, праздниках, костюмах, народном творчестве, традиционных промыслах;
- формировать интерес к истории своего народа, уважение и бережное отношение к национальному наследию страны;
- создавать условия для развития творческого потенциала личности каждого ребенка.
В 1 классе программа рассчитана на 30 занятий (1 час в неделю), во 2-4 классе на 34 занятия.
Программа 1 класса является пропедевтической. В ней предлагается предварительно познакомить детей с тремя ведущими проблемами курса. Это знакомство происходит на основе сравнения образов богатырей, сопоставления колыбельных песен, загадок, примет, закличек, пословиц, характерных для творчества разных народов. Такое сопоставление позволяет сделать вывод о том, как много общего в культуре разных народов мира и России.
Программа 2 класса построена на освоении мировоззренческой проблемы «Единство годового круга жизни природы и человека. Календарно-обрядовая деятельность народа предстанет перед детьми как способ, с помощью которого люди раньше выстраивали свои взаимоотношения с природой, со всем огромным миром, в котором они живут.
Программа 3 класса построена на основании философской проблемы «Смысл круга человеческой жизни от рождения до кончины». Жизнь человека представлена в главных своих этапах и важнейших семейно-бытовых обрядах. (Здесь рассматриваются вопросы устройства крестьянского дома, его убранство; объясняется охранительная символика народных узоров и орнаментов; поднимаются вопросы нравственных обязанностей, уважения младших перед старшими; как проходило воспитание в семьях девочки как будущей жены, матери, хозяйки дома; как проходило воспитание мальчика как будущего главы семьи, как человеку давали имя и др.)
Программа 4 класса посвящена освоению проблемы «История страны и храм души человеческой». Она решается на материале исторических жанров фольклора (былины, исторические песни, предания, легенды), духовных стихов, традиционных лирических песен. Выявляется роль многих регионов в истории страны и в становлении национального характера и культуры (Киевская Русь, древний Новгород, Москва, Владимир, Суздаль, Тверь, Псков и т.д.; характерные особенности местных традиций в изобразительно-прикладном народном творчестве.)
Результатом работы в этом учебном году стал исследовательский проект «Имя во благо себе и окружающим», ставший победителем на X городской научно-практической конференции «Мир глазами ребенка»
В этом учебном году дополнение к КЦП стало исследовательское объединение школьников «Мой родной край». Программа курса внеурочной деятельности «Мой родной край» разработана мною в соавторстве с педагогами школы Перепелкиной Т.Н., Коноваловой И.А. Цель программы: формирование основ духовно-нравственного, патриотического воспитания школьников и знаний истории Саратовской области и родного города.
Программа «Мой родной край» предполагает не только обучение и распространение знаний о прошлом и настоящем своего края, но и способствует развитию потребностей в действенной заботе о будущем родного края, в сохранении его культурного и природного наследия. Изучение краеведческого материала в рамках данной программы непосредственно связано с исследовательской деятельностью, поэтому учащиеся со школьной скамьи обучаются научному подходу в решении различных проблем, что пригодится им в дальнейшей жизни.
Результатом работы в этом направлении являются социально-ориентированный проект «Чистота на моей улице. Что я могу сделать с мусором?», который был представлен на X городской научно-практической конференции «Мир глазами ребенка» и завоевал призовое место, также общешкольное мероприятие «Улицы нашего города», где ребята знакомили учащихся из других классов с историей улиц города Энгельса- Покровска.
Для реализации программы «Мой народ» предполагается, что обучающиеся класса посещают группу продленного дня. Особым блоком в комплексно-целевой программе является оздоровительная работа, которая основывается на использовании русских народных подвижных игр. Во второй половине дня обучающиеся также получают второе дополнительное образование на фольклорном отделении ДШИ № 3, с которой наша школа 11 лет тесно сотрудничает. Занятия проходят на базе нашей школы, где ученики в группе продленного дня имеют возможность заниматься фольклорным пением, игрой на музыкальных инструментах: ребята осваивают игру на саратовской гармошке, балалайке, аккордеоне и др.
Развитию творческих способностей способствует блок с различными направлениями творческой деятельности, при этом ведущим используемым методом является метод совместных проектов, осуществляемых коллективом класса и преподавателями детской школы искусств. Это проекты:
- Народный календарь. Русская осень»
- «Покров»
- «Осенние посиделки»
- «Рождество Христово»
- «Масленица»
- Обряд встречи весны – праздник «Жаворонки»
- «Ярмарка»
- «Праздник Троицы»
Программа предполагает развитие и социокультурной компетентности - используются различные формы работы с социумом.
Совместные проекты позволяют познакомить и других учащихся нашей школы с народными традициями, обрядами, праздниками. Коллектив класса принимает активное участие в жизни школы, выступает на классных часах, на общешкольных праздниках. Какое бы мероприятие не проводилось, дети моего класса являются его активными участниками и с удовольствием делятся накопленными знаниями о традициях русской культуры со своими сверстниками. Т.о. осуществляется волонтерская деятельность, где главным результатом становится формирование у большего числа учеников нашей школы гражданских чувств, воспитание любви к Родине и семье, уважительного отношения к духовному и культурному наследию.
Ребята принимают участие в благотворительных концертах и социально-значимых акциях: выступление перед ветеранами на заводе ЖБК-3, в реабилитационном центре «Ударник».
Семейное воспитание
Духовно-нравственное воспитание ребенка начинается в семье и школа не заменяет, а усиливает этот процесс. Поэтому необходимо, соблюдая принцип преемственности и сотрудничества, устанавливать тесные взаимосвязи между семьей и школой. Для этого:
- проводим семейные праздники;
- использую систему творческих домашних заданий, при выполнении которых ребенку будет необходима помощь родителей;
- приобщаю родителей к участию во внеурочных школьных мероприятиях;
.
Также уделяю внимание изучению уровня воспитательного потенциала семей школьников, чтобы содействовать духовно-нравственному и гражданскому воспитанию родителей. Для этого провожу тематические лекции для родителей.
Подводя итог, хочу отметить, что работа, которая ведется в классе по духовно-нравственному воспитанию личности каждого обучающегося полностью отвечает целям и задачам воспитательной работы класса (созданию условий для сплочения коллектива и развития каждого воспитанника в разнообразной творческой, личностно и общественно значимой деятельности), а также формирует общеучебные компетентности, что полностью соответствует требованиям ФГОС. . Результат работы виден также и по портфолио учащихся. Ребята имеют самые высокие баллы среди учащихся в параллели 4-х классов. Особенно надо отметить развитие таких компетентностей как социальная ( участие детей в различных акциях, волонтерском движении) и общекультурная и поликультурная компетентность (результативность занятий художественно-эстетической направленности).
В заключении еще хочу обратиться к Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
«…Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.»
( Из Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России)
Учитель – это тот проводник, от которого зависит, каким будет старт, зависит дальнейшее развитие нового поколения, полнота и красота личности, успешность во взрослой самостоятельной жизни. И в наших силах подготовить достойное молодое поколение – будущее духовного государства.
Литература
1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.- М. Просвещение, 2009.
2. Дёмин В.Н. Тайны русского народа. В поисках истоков Руси. М. Вече. 2002.
3. Лаврентьева Л.С. Смирнов Ю.И. Культура русского народа. Обычаи, обряды, занятия, фольклор. -СПб Паритет 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование современных методов и технологий в рамках реализации ФГОС»
Учителю необходимо постоянно учиться. Учиться друг у друга. И лучшим побудителем для этого должен стать взаимообмен профессиональным опытом. Данный мастер - класс познакомит коллег с одной из ф...
Описание использования Современных технологий в рамках воспитательно-образовательного пространства в процессе реализации, апробации и адаптации авторской образовательной программы «Какое счастье быть человеком!» (Самосовершенствование личности 1-11 класс.
Процесс формирования и воспитания зреющей личности включает в себяиндивидно-групповой компонент. Ведь именно в групповом и, конечно же, успешном взаимодействии, учащемуся предстоит предъявить значимой...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье описаны пути реализации данного проекта....
«Духовно – нравственное направление развитие личности как одно из важнейших условий реализации Программы «Воспитательной компоненты»
«Духовно – нравственное направление развитие личности как одно из важнейших условий реализации Программы «Воспитательной компоненты»...
Использование здоровьесберегающих технологий в рамках реализаций ФГОС (из опыта работы курса «Здоровая нация»)
из опыта работы...
«Использование здоровьесберегающих технологий в рамках реализации УМК «Планета знаний»
Выступление на ХIV Республиканской научно-практической конференции «Инновации в системе образования Республики Мордовия»....
Презентация «Использование современных методов и технологий в рамках реализации ФГОС»
Тема «Использование современных методов и технологий в рамках реализации ФГОС»Цель: передача педагогического опыта с целью повышения профессиональной компетентности педагогов.Задачи: ...