ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья (здоровый образ жизни, 4 класс) на тему

Хворост Алла Валентиновна

 В статье описаны пути реализации данного проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_innovats._deyat.docx100.3 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                 Бирюкова Мария Петровна

                                                                 заведующий методическим кабинетом

                                                                 отдела образования г. Гуково

                              Матияш  Наталья Николаевна

                              директор МБОУ ООШ № 3

                              первой квалификационной категории

         

                   Хворост Алла Валентиновна

                                       учитель начальных классов

                                   высшей квалификационной категории

                                      МБОУ ООШ № 3

                                         

                                           

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ  ТЕХНОЛОГИЙ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ                         

     Здоровье человека – проблема достаточно актуальная во все времена и для всех народов, а в настоящее время она становиться первостепенной.

     Всемирная организация здравоохранения определила здоровье как состояние «полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» [1].

     Как и в воспитании нравственности и патриотизма, так и в воспитании уважительного отношения к здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Почему это происходит? Видимо, все дело в том, что взрослые ошибочно считают: для ребенка самое важное – это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя болит голова, если твой организм ослаблен болезнью и леностью?

     Интересно трактует слово «здоровье» этимологический словарь М.Фасмера. Согласно ему слово это, восходящее к древнеиндийскому языку означает хорошее, крепкое дерево [2].

     Здоровый человек подобен дереву с мощными корнями, стройным высоким стволом, пышной листвой.

     Как же вырастить такое дерево?

     Дети приходят в школу с уже сформировавшимися, с теми основами мировосприятия, которые заложены их родителями. «Корни» у них уже есть. Что может сделать школа? Помочь формировать «крону», через создание комфортных, благоприятных условий обучения и воспитания, которые можно создать, работая в предложенных направлениях: через совершенствование инфраструктуры, рациональную организацию учебного процесса, физкультурно-оздоровительную работу, просветительскую, методическую работу с педагогами и родителями, профилактику и мониторинг здоровья [3].

     По мнению экспертов Всемирной организации здравоохранения, система образования выступает идеальным каналом для формирования здоровья учащихся  и транслирования опыта укрепления здоровья на общество.

     Школа – это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребёнок ходит учиться. Это ещё и особый мир детства, в котором ребёнок проживает значительную часть своей жизни, где он не только учится, но и радуется, принимает различные решения, выражает свои чувства, формирует своё мнение, отношение к кому–либо или чему–либо.

     С 2010 года наша школа работает над проблемой  «Профилактика правонарушений  и преступлений среди детей и подростков через организацию здоровьесберегающего  пространства», которая является одним из ведущих направлений экспериментальной работы школы.

     В 2012 году в Ростовской области запущен проект по созданию единого здоровьеохранного образовательного пространства в системе образования.

      С 2013 года мы являемся областной инновационной площадкой по реализации проекта «Формирование здорового образа жизни участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС».

     Для реализации данного проекта в школе накопился достаточный опыт, сформировался хороший, стабильный коллектив, слаженный по своему составу и творческий по своей сути, всегда готовый к восприятию новых методик, с интересом следящий за новейшими разработками в области образования. Достаточная материально-техническая база.

     В нашей школе обучается 172 ученика. Работает 15 учителей, из них: 3 педагога – имеют высшую квалификационную категорию, 5 педагогов — первую квалификационную категорию, 3 педагога — вторую квалификационную категорию, 4 педагога – молодые специалисты. В работе школы выделены следующие направления: духовно-нравственное, краеведческое, художественно-эстетическое, интеллектуальное,  культурологическое, социологическое, спортивно-оздоровительное.

   Для эффективной работы данных направлений в школе проводилась и проводится большая организационная, методическая и психолого-педагогическая работа по оздоровлению учащихся и пропаганде ЗОЖ, которая разделена на три блока:

1.Организационно-управленческая работа.

2.Учебно-воспитательный процесс.

3.Внеклассная и внеурочная работа.

    Организационно-управленческий блок  - это совокупность различных по своей природе и свойствам компонентов (информация, ресурсы, программы, технологии, функции), связанных между собой. Этот блок предполагает создание нормативно – правовой базы, информацию и анализ, анализ состояния здоровья школьников, качества образовательных услуг. Ресурсного обеспечения процесса образования, создание аналитического обоснования для формирования целевых программ по сохранению здоровья и мотивации ЗОЖ школьников. Для этого были изучены многие нормативные документы  и на основе их изданы приказы,  разработаны локальные акты, регламентирующие инновационную деятельность, создана служба мониторинга здоровья, которая разработала систему диагностики физического развития, физической подготовленности детей, индивидуальной культуры здоровья. На их основе создали банк данных о состоянии здоровья всех обучающихся школы, паспорта здоровья классных коллективов.

     На основе анализа информации о состоянии индивидуального здоровья  и коллектива класса, в школе разработаны учебно-воспитательные программы по формированию индивидуального здоровья, сохранению и укреплению здоровья. Неотъемлемой частью организационно-управленческих технологий также является планирование и прогнозирование, контроль и диагностика. Планирование и прогнозирование предусматривает  создание комплексно-целевых программ, разработку и внедрение программ повышения компетентности учителя в вопросах формирования индивидуальной культуры и ЗОЖ школьников, проектирование и контролирование здоровьесберегающего образовательного процесса на основе анализа уроков с позиции здоровьесбережения.              Педагогическим коллективом школы созданы и используются различные рекомендации, анкеты, опросники по данной проблеме, сценарии спортивных праздников, мероприятий, классных часов. Имеется множество фотографий, рисунков, публикаций на школьном сайте о проведении спортивно-оздоровительной работы в школы. В ОУ разработана модель  системной комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся и педагогов.  Данная модель состоит из следующих блоков:

- здоровьесберегающая инфраструктура ОУ,

-рациональная организация учебного процесса,

-организация физкультурно-оздоровительной работы,

-образование учащихся в области здоровья,

-образование и взаимодействие педагогов, специалистов и родителей в области здоровья,

-психолого-педагогический и медицинский мониторинг состояния здоровья школьников и педагогов,

-профилактическая и восстановительная работа.

Очень важно научить ребёнка заботиться о своём здоровье, прежде всего физическом, а также духовном и нравственном. Данная работа осуществляется:

  • через непосредственное обучение школьников элементарным приёмам здорового образа жизни (пальцевая, дыхательная гимнастика, гимнастика для бодрости, для профилактики простудных заболеваний), простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи, привитие гигиенических навыков;
  • через здоровьесберегающие технологии процесса обучения и развития с использованием физкультминуток, подвижных перемен, «Подзарядки» в начале учебного дня;
  • через специально организованную двигательную активность детей (подвижные, спортивные игры, занятия в спортивных секциях);
  • в работе с семьёй (пропаганда здорового образа жизни через систему теоретических и практических занятий);
  • в работе с педагогическим коллективом.

     Приоритетным направлением является работа с педагогами, так как именно  он в дальнейшем будет осуществлять непосредственную работу по формированию здорового образа жизни. Педагог – психолог нашей школы проводит с педагогами тренинги, практикумы по освоению технологии релаксации. Ведётся работа с родителями и обучающимися: родительские собрания, тематические педсоветы и классные часы, публикации в СМИ. Результаты работы показывают эффективность деятельности психолого-педагогической службы школы, доказывают необходимость её сохранения и дальнейшего развития.

     На сегодняшний день мы можем представить количественные и качественные показатели по формированию здорового образа жизни участников инновационной деятельности.

 Среди обучающихся:

  • повышение динамики показателей здоровья обучающихся, соблюдающих режим дня, занимающихся оздоровительными методиками, спортом, туризмом, оформивших дневники здоровья и электронные паспорта здоровья, знакомых с основными принципами здорового образа жизни - на 5%;
  • снижение количества обучающихся, подверженных вредным привычкам – на 7%;
  • снижение количества обучающихся, подверженных компьютерной зависимости – на 3%.

Среди педагогических и руководящих кадров:

  • повышение динамики показателей здоровья педагогов (в области психологической комфортности, изменения показателей «профессионального выгорания»), владеющих здоровьесберегающими образовательными технологиями, владеющих оздоровительными методиками – на 8%;
  • наличие банка данных методик по педагогическому сопровождению и формированию ЗОЖ – имеется.

Среди родителей:

  • повышение динамики показателей у родителей, создающих условия для соблюдения режима дня ребенком, участвующих в совместной деятельности со школой по формированию ЗОЖ – на 6%.

     Основной задачей в процессе инновационной деятельности было создание и внедрение «Паспорта здоровья» в систему информационно-методического обеспечения формирования здоровьесберегающего образовательного пространства как особой здоровьесберегающей технологии, позволяющей создать информационную основу для непрерывного здоровьесберегающего сопровождения – за счет объединения в одном документе значимой для здоровья и развития ребенка информации. Кроме того, ведение индивидуального Дневника здоровья как элемента единого Паспорта здоровья помогает ребенку получить доступную и понятную информацию об особенностях своего здоровья и развития, а также – более ответственно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих.

     Вовлечение всех участников образовательного процесса в заполнение соответствующих разделов Паспорта здоровья ребенка позволяет  формировать культуру здоровья и мотивацию здорового образа жизни у детей, их родителей и педагогов.

     В ходе реализации инновационной деятельности по разработке «Паспорта здоровья» поэтапно проведены следующие действия:

  • определены теоретико-методологические подходы к проблеме создания комплексного «Паспорта здоровья» обучающихся как здоровьесберегающей технологии формирования у них культуры здоровья;
  • проведен мониторинг показателей здоровья обучающихся;
  • разработана, экспериментально обоснована система параметров и показателей «Паспорта здоровья и развития» (первого раздела данной технологии) для  школьников;
  • апробированы варианты разделов «Паспорта здоровья и развития» ребенка в сфере деятельности различных субъектов воспитательно-образовательного процесса: педагогов, занимающихся внедрением здоровьесберегающих технологий, для родителей и самого школьника;
  • выявлены критерии и показатели результативности «Паспорта здоровья и развития» в системе здоровьесберегающего сопровождения воспитательно-образовательного процесса.

     Сплочённая и грамотная работа педагогического коллектива и родителей позволяет добиться значительных результатов. Учащиеся нашей школы являются победителями и призёрами в спортивных соревнованиях по плаванию, дзюдо, лёгкой атлетике.

      Среди учащихся школы победители конкурсов, состязаний, соревнований не только спортивной направленности, но и творческих, интеллектуальных конкурсов (конкурсы рисунков, плакатов, сочинений, чтецов, конкурсы вокалистов, экологические марафоны и др.)

     Активное участие в этих конкурсах обеспечивает единство физического, психологического  и духовно-нравственного здоровья наших детей.

Литература

  1. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа  - М., 2004.
  2. Фасмер М. Этимологический словарь – М., 1986. - с.217.
  3. Шевченко Н.Н. Комплексное организационно-педагогическое сопровождение формирования  здоровьесберегающей среды школы  // Здоровьесберегающее образование, 2013. №5 (33).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в рамках реализации ФГОС.

Данный проект включает следующие части: обоснование актуальности проблемы, теоретическую базу опыта, технологическую схему опыта, результативность опыта....

Здоровьесберегающие технологии в рамках реализации ФГОС.

В работе представлен материал по здоровьесберегающим технологиям в рамках реализации ФГОС...

«Использование современных методов и технологий в рамках реализации ФГОС»

Учителю необходимо постоянно учиться.  Учиться друг у друга. И лучшим побудителем для этого должен стать взаимообмен профессиональным опытом. Данный мастер - класс познакомит коллег с одной из ф...

Прогрессивные педагогические технологии в рамках реализации ФГОС

Становление новой системы образования сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. В рамках реализации ФГОС учителю начальных классов не...

Здоровьесберегающие технологии в рамках реализации ФГОС.

Проблема сохранения и целенаправленного формирования здоровья детей, молодёжи в сложных современных условиях развития России исключительно значима и актуальна, поскольку связана напрямую с проблемой б...

Статья "Здоровьесберегающие технологии в рамках реализации ФГОС во внеурочной деятельности"

              Эффективность использования здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС можно проследить в возросшем уров...

Реализация системно – деятельностного подхода в коррекционной работе логопеда посредством игровых технологий в рамках реализации ФГОС О УО (ИН)

laquo;Настоящий архитектор показывает своему ученику не готовое здание, на которое положены тысячелетия труда, он ведёт его к зарабатыванию строительного материала, возводит здание  с ним ...