«Использование современных методов и технологий в рамках реализации ФГОС»
материал по теме
Учителю необходимо постоянно учиться. Учиться друг у друга.
И лучшим побудителем для этого должен стать взаимообмен профессиональным опытом.
Данный мастер - класс познакомит коллег с одной из форм организации учебного процесса, предполагающей творческую деятельность учащихся по построению собственных знаний в рамках той или иной учебной темы (урок - исследование), познакомит со структурой урока исследовательской направленности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер - класс «Использование современных методов и технологий в рамках реализации ФГОС» | 82.5 КБ |
Презентация к мастер классу | 2.53 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема мастер – класса: «Использование современных методов и технологий в рамках реализации ФГОС»
Цель: передача педагогического опыта с целью повышения профессиональной компетентности педагогов.
Задачи:
- Познакомить коллег с одной из форм организации учебного процесса, предполагающей творческую деятельность учащихся по построению собственных знаний в рамках той или иной учебной темы (урок - исследование)
- Познакомить с общим алгоритмом работы;
- Показать конкретные примеры заданий на различных этапах;
- Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер – класс и участников мастер – класса.
Учителю необходимо постоянно учиться. Учиться друг у друга.
И лучшим побудителем для этого должен стать взаимообмен профессиональным опытом.
I. ВСТУПЛЕНИЕ
Тема моего мастер – класса «Использование современных методов и технологий в рамках реализации ФГОС».
Сегодня главной задачей учителя является подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение.
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ МАСТЕР – КЛАССА.
В одной притче говорится: “Жил мудрец, который знал всё.
Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?”
А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”.
- Какова роль учителя на современном этапе обучения?( научить ребенка учиться)
В наших с вами руках, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, нужным, а главное – успешным.
Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех.
III. РАСКРЫТИЕ ТЕМЫ МАСТЕР - КЛАССА:
Современный урок в начальной школе будет радостным и интересным, если он, активизируя творческие и познавательные силы учащихся, расширяя кругозор, ставит их перед принятием самостоятельного решения.
Ребёнок хочет быть активным, самостоятельным в учебно-познавательной деятельности.
В своей работе использую новую инновационную технологию, которая получила название «мастерская».
В педагогической мастерской меняются традиционные роли учителя и учащихся – здесь они равноправные соучастники творческого процесса. Учитель является ведущим, «мастером», который организовывает творческий процесс, принимает участие в нем, а не передает свои знания незнающему и не умеющему ученику. Закон мастерской: делай по-своему, исходя из своих способностей, интересов и личного опыта.
Конечная цель такого урока – образовательные продукты учеников.
Участники мастерской могут, используя имеющиеся у них знания и навыки, дружно работая в поисковых группах (4-6 человек), самостоятельно вывести, «открыть» орфографическое правило, закон, определение. Однако истинным результатом деятельности мастерской является внутреннее, личностное развитие ребенка.
Одним из видов работы «мастерской» являются уроки-исследования. Эти уроки предусмотрены ФГОСами.
Они связаны с возрастными особенностями младших школьников, оригинальностью их проведения.
Урок-исследование – один из типов нетрадиционных уроков . Обычно, на таких уроках, предлагаю детям заняться научной деятельностью.
Имитируя исследовательскую деятельность, ученики осваивают элементы научного анализа. Чаще всего на уроке-исследовании присутствуют элементы ролевой игры. Ученики выступают в роли ученых-специалистов: ботаников, зоологов, экологов.
Здесь они занимаются довольно сложной для них аналитической деятельностью, заполняют таблицы, выбирают примеры и т.п. Ребенок с радостью делает то, что никогда не стал бы делать не в игровой ситуации.
Самый благоприятный возраст для развития творческих способностей ребёнка, его самореализации – возраст младшего школьника. Ребёнку гораздо легче изучать науку, действуя подобно учёному, - проводя собственные исследования, чем получать кем-то добытые знания.
Существует некий общий алгоритм работы в мастерской:
Структура урока - исследования
Первый шаг «Индуктор» - прием, обеспечивающий «наведение на проблему».
"Индукция" - создание эмоционального настроя, включение чувств ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения. Это должно быть нетрудное задание вокруг слова, звука, музыкального или видеофрагмента, предмета или рисунка.
Цель индуктора – затронуть внутренние пружины сознания, погрузить в безбрежное фантазирование, пробудить желание включиться в учебный процесс.
Сущность данного приема заключается в постановке задания, которое отвечает следующим требованиям:
– Актуализация личного жизненного опыта каждого ученика.
– Доступность, “нетрудность” задания, снимающая внутренние препятствия для включения в деятельность по его выполнению.
– “Открытость” задания, предполагающая возможность выбора вариантов его выполнения.
– Неожиданность, оригинальность задания, вызывающая эффект новизны и эмоциональную привлекательность.
Здесь будет не важен сам вопрос или ответ на него, а важно пробудить активный познавательный процесс!!!
На моем уроке в качестве индуктора был использован виднофрагмент.
(Проводится фронтальная работа с аудиторией)
- Сейчас покажу вам фрагмент из фильма, после просмотра попробуйте ответить: какой предметный урок я провела с детьми?
- Какие вы испытывали чувства во время просмотра видеофрагмента?
- Без чего невозможна жизнь на Земле?
- Попробуйте сформулировать тему этого урока.
Далее идет технологический этап «Самоконструкция» – диалог ученика с самим собой (что я знаю, что не знаю, что хочу узнать). На данном этапе дети ставят перед собой цели на данный урок.
Чтобы помочь ученикам даю слова-помощники:
познакомиться…
узнать…
научиться…
Следующий этап урока - столкновение с проблемой.
(Проводится фронтальная работа с аудиторией)
Сегодня у нас урок-исследование, поэтому наша аудитория превратиться в научную лабораторию. А вы станете её научными сотрудниками.
- Итак, что такое вода? (жидкость). Давайте поговорим.
- Как в любую научную лабораторию, к нам на экспертизу отдают различные вещества. Вот и сейчас в нашу лабораторию поступило вот это вещество. Показываю сосуд с прозрачной жидкостью.
- Как вы думаете, что это? Вода
- Похоже на воду. Можно ли точно сейчас сказать, что это вещество – вода? Нет Да! – ПОЧЕМУ?
- А кто – нибудь из вас встречал в жизни вещества, похожие на воду? Сравнение с перекисью.
На данном этапе у нас с ребятами обозначилась проблема!
- Как вы считаете, что значит проблема?
(Проблема - противоречие между вопросом и отсутствием информации.)
Следующий этап урока – выдвижение рабочей гипотезы.
(Проводится фронтальная работа с аудиторией)
- Значит, что будет предметом нашего исследования? Жидкость в сосуде.
- Какую цель поставим перед собой? Узнать, что находится в сосуде.
Формулируем гипотезу. Её можно формулировать по-разному.
Нашу гипотезу мы сформулируем в форме вопроса.
- К концу урока мы должны узнать:
«Является ли жидкость в сосуде – водой?»
Следующий этап урока – исследование через призму гипотезы
- Уважаемые коллеги. Мы сформулировали гипотезу в форме вопроса.
Что нам нужно сделать, чтобы ответить на вопрос?(наблюдать, анализировать).
- Именно этим сейчас и займемся.
Научная лаборатория начинает свою работу.
(Проводится фронтальная работа с аудиторией)
- Что видите перед собой? (стаканы с жидкостью)
- Можно ли каким-то способом, не видя содержимого стаканов, узнать о том,
что в них находится? (Понюхать, попробовать на вкус).
- Приглашаю группу экспертов. Вам предстоит определить вещество в каждом стакане, попробовав их. Начинают пить
- Правильно ли поступили наши эксперты? Кто согласен, не согласен? Почему?
- Внимание на экран. Видеофрагмент «Безопасность».
Случайно проливаю воду.
- Зачем, с какой целью я пролила воду? Чтобы показать еще одно свойство воды – текучесть.
Следующий этап урока – подтверждение гипотезы.
- Какое вещество было объектом нашего исследования? Вода
- Какими свойствами она обладает?
- Мы возвращаемся к проблемному вопросу, чтобы ответить на него. «Является ли жидкость в сосуде – водой?»
- Что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос? (Сравнить св-ва воды и жидкости в сосуде).
- Именно это мои ученики и сделали.
Заканчивается исследование подведением итогов.
- Мы доказали гипотезу и подтвердили ее на практике.
- А теперь минутка релаксации.
(Проводится фронтальная работа с аудиторией)
Расслабьтесь, послушайте как вода с нами разговаривает. Звуки воды.
Заканчивается урок - рефлексией. Это момент самоанализа.
Именно она позволяет ученику осознавать свою индивидуальность и уникальность. Такой подход соответствует формированию образа собственного “Я”.
В зависимости от обстоятельств, на уроке можно использовать один из видов рефлексивной деятельности, отражающих сферы человеческой сущности:
- сенсорную (комфортно – дискомфортно)
- интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал)
На уроке была проведена рефлексия, где дети дали оценку своих знаний на конец урока.
V. РЕФЛЕКСИЯ МАСТЕР - КЛАССА:
(Проводится фронтальная работа с аудиторией)
Давайте проведем рефлексию с вами. Назовем её «Рефлексивная мишень».
Перед вами мишень, в которую вы должны попасть. Она состоит из трех цветов. Ответьте на вопрос:
- На сколько понятна вам технология
- Возможно ли использование на ваших уроках
Мы производим выстрел. Чем ближе к центру, тем у вас глубже погружение в данную технологию, чем дальше от центра – тем она менее для вас значима.
Зел. – да, мне понятно, буду применять на уроках;
Жел. – вы сомневаетесь, затрудняетесь;
Крас. - вам не понятна и далека эта технология, вы не будете её использовать.
… И снова звенит звонок с урока. Но завтра снова урок, и послезавтра урок, и будут они разные, но самые лучшие те, когда ученики спорят, спрашивают, высказывают свои мнения, творят и созидают. Самые приятные минуты, когда они говорят, что урок понравился, а для того, чтобы урок понравился, в нем должны быть изюминки. И задача учителя – найти эти изюминки.
Вот уже сколько лет я работаю в школе с детьми. Это были годы поисков, раздумий, разочарований. Опираясь на свой опыт, с уверенностью могу сказать: для того чтобы стать хорошим учителем, одного желания и старания мало. Надо терпеливо и последовательно овладевать педагогическим мастерством, изучать особенности школьников, предвидеть возможные затруднения. В этом разнообразии позиций, подходов, важно выбрать собственную позицию.
Этот урок я освоила не сразу. Поэтому, считаю, что настоящий учитель тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение. Это стало первым принципом, которым я сегодня руководствуюсь в своей педагогической деятельности.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Всё в твоих руках
Виды уроков, предусмотренные ФГОС:
Структура « мастерской » Индуктор 1
Структура « мастерской » Индуктор 1 «Самоконструкция» 2 Столкновение с проблемой 3
Структура « мастерской » Индуктор 1 «Самоконструкция» 2 Столкновение с проблемой 3 Выдвижение рабочей гипотезы 4 Исследование через призму гипотезы 5
Научная лаборатория
Структура « мастерской » Индуктор 1 «Самоконструкция» 2 Столкновение с проблемой 3 6 Подтверждение гипотезы Выдвижение рабочей гипотезы 4 Исследование через призму гипотезы 5
Структура « мастерской » Индуктор 1 «Самоконструкция» 2 Столкновение с проблемой 3 6 Подтверждение гипотезы 7 Рефлексия Выдвижение рабочей гипотезы 4 Исследование через призму гипотезы 5
« Настоящий учитель тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение »
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий в рамках реализаций ФГОС (из опыта работы курса «Здоровая нация»)
из опыта работы...
Презентация «Использование современных методов и технологий в рамках реализации ФГОС»
Тема «Использование современных методов и технологий в рамках реализации ФГОС»Цель: передача педагогического опыта с целью повышения профессиональной компетентности педагогов.Задачи: ...
Мастер - класс «Применение современных педагогических технологий в рамках реализации ФГОС НОО»
Цель: показать целесообразность применения современных образовательных технологий для достижения высоких результатов в обучении, соответствующих ФГОС.Задачи: 1. Повышение мотивации педагогов на ...
"Современные технологии в рамках реализации ФГОС в начальной школе"
ФГОС предполагает определённые изменения в системе НОО, т к представляес новые требования как к процессу обучения и воспитания, так и к его результатам....
Современные педагогические технологии в рамках реализации ФГОС
Доклад на тему "Современные педагогические технологии в рамках реализации ФГОС"...
Доклад на ШМО. "Современные технологии в рамках реализации ФГОС в начальной школе"
Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает определенные изменения в системе НОО, так как предъявляет новые требования как к процессу обучения и воспитания, т...
Современные технологии в рамках реализации ФГОС в начальной школе
Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает определенные изменения в системе НОО, так как предъявляет новые требования как к процессу обучения и воспитания, так и к его результат...