Как сберечь и приумножить юные таланты
статья на тему
Развитие творческой одаренности учащихся начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Как сберечь и приумножить юные таланты | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Как сберечь и приумножить юные таланты.
Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают -
значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - кто-то хочет, чтобы они были?
В.В. Маяковский
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы выявления и развития одаренности волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, и это объясняется общественными потребностями. (слайд 2)
Одаренный ребенок[1]. С одной стороны, бальзам на душу родителей, воспитателей, учителей. С другой стороны, их повышенная ответственность и сопутствующие проблемы – отношение ребенка со сверстниками и учителями, особенности психики, отставание по нелюбимому предмету…
Способные дети не идут впереди сверстников по общему развитию, но их отличает особое своеобразие умственной работы, которое указывает на их незаурядность. Оно заключается в оригинальности и самостоятельности суждений, в неординарности точки зрения по разным вопросам.
Одаренность часто понимается как интеллектуальная одаренность, то есть способность к выдающимся (для данного возраста) интеллектуальным достижениям. Однако существуют и другие виды одаренности. (слайд 3)
Современными научными исследованиями доказано существование особого вида одаренности — творческой, то есть способности к творческой самореализации в различных областях жизнедеятельности. Творческая одаренность не связана однозначно с интеллектом. Как указывает известный авторитет в области одаренности Э. Торранс, если бы мы выявляли одаренных детей на основе тестов на интеллект, то мы бы отсеяли 70% наиболее творческих из них.
В основе творческой одаренности лежит творческий потенциал — нереализованные возможности, имеющиеся у каждого человека. Проблема заключается не столько в том, чтобы выявлять и отбирать детей, обладающих этим видом одаренности, сколько в том, чтобы развивать ее у всех учащихся без исключения. (слайд 4)
В настоящее время развитие творческой одаренности учащихся является одним из основных запросов, которые жизнь предъявляет к образованию.
Существует определенная зависимость между возрастом, в котором проявляется одаренность, и областью деятельности. Наиболее рано дарования проявляются в сфере искусства, особенно в музыке. Несколько позднее одаренность проявляется в сфере изобразительного искусства. В науке достижение значимых результатов в виде выдающихся открытий, создания новых областей и методов исследования и т.п. происходит обычно позднее, чем в искусстве. (слайд 5)
Если у дошкольников игра является ведущим видом деятельности, то в жизни учащихся начальных классов она занимает меньшее место, хотя продолжает влиять на их развитие. (слайд 6)
Занятия игровой театрализованной деятельностью не только вводят обучающихся в мир прекрасного, но и побуждают их к состраданию и сопереживанию, активизируют мышление и познавательный интерес, а главное - развивают творческие способности. (слайд 7)
Театральная художественно-эстетическая деятельность является одним из основных средств развития личности ребенка – его интеллектуальных качеств, развития речи и памяти , эмоциональной отзывчивости . Постигая технику актерской работы ребенок знакомится с тренингами сценического движения , упражнениями по правильному дыханию , дикции и артикуляции, приемами постижения нужного художественного образа.
Общеизвестно, что дети, которые целенаправленно занимались театральными занятиями, показывают лучшую успеваемость за счет именно этих качеств: разработанного произвольного внимания, тренинга памяти, приобретенных навыков выразительного чтения. (слайд 8)
Творческие способности личности на уроках в начальной школе могут осуществляться лишь в творческой деятельности в процессе обучения.
Одним из путей развития художественного творчества, по моему мнению, является наблюдение за реальностью, явлениями и предметами окружающей жизни: всматривание, вслушивание, выявление характерных признаков. (слайд 10)
Богатая фантазия, образность мышления находят своё выражение: дети «оживляют», «очеловечивают» неодушевленные предметы.
Даже первоклассники придумывают сценки, с удовольствием разыгрывают по ролям рассказы из учебников.
При этом детям дается возможность выступить в несвойственных для них ролях: лидерам - в роли мышки или зайчика, а ведомым - в роли петуха или лисы. (слайд 11)
Интересными являются сочинения, типа, «О чем рассказала бы падающая звезда» или «Песня снежинки». (слайд 12)
Наряду с созданием художественных произведений дети работают и как авторы-публицисты, которые размышляют о жизни. Например, такие работы, как «На самом ли деле я такой?», «Моё любимое место на земле» помогают детям разобраться в своем настроении, поступках, в отношениях со взрослыми, сверстниками.
Важным условием творческого развития школьника является использование межпредметных связей. (слайд 13)
Результатом деятельности в рамках интеграции стали: театрализованная сказка «Эко-Теремок», спектакль «Байки деда Щукаря», «Как старик корову продавал», «Почему волк был злой?». О том, что будет представлено в очередной раз можно, узнать из афиши. Например, когда инсценировали сказки, ребята готовили афишу, указывая исполнителей ролей, режиссера-постановщика, художника оформителя. Такой вид работы носит соревновательный характер. (слайд 14)
Конкурсы сочинений, составление словариков, тестов, написание басен, сказок, различные виды инсценирования, иллюстрации эпизодов произведений, проектно-исследовательские работы, выпуск журнала - альманаха – вот те виды и формы работы, которые позволяют раскрыть творческие способности ребенка, способствуют формированию положительной учебной мотивации, развитию интереса к учению. Детям представляется возможность для самореализации, для выражения собственного Я.
Таким образом, работа педагога с одаренными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных, а также тесного сотрудничества с родителями одаренных детей. Он требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.
К сожалению, очень мало сделано для детей, превосходящих свою возрастную норму в различных отношениях.
Между тем, именно высоко одаренные люди способны внести наибольший вклад в развитие общества, государства.
[1] Слово одаренность происходит от слова дар. В Толковом словаре С.И.Ожегова одаренность определяется как способность к выдающимся достижениям в любой сфере человеческой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Слет юных талантов
На слет приглашаются: отличники и хорошисты, победители школьных и районных олимпиад, конкурсов, фестивалей, спортивных соревнований...
Авторская программа внеурочной деятельности "Юные таланты"
"Яшь талантлар” программасы – комплекслы , интеграль программа; “Риторика”, “Театр” курсларын үз эченә ала. Программаның максатлары гомуми белем бирү максатларына туры килә.Башлангыч мәктәпнең персп...
смотр-конкурс "Мы- юные таланты"
Смотр-конкурс "Мы - юные таланты"...
Городской конкур "Эстафета искусств" в рамках XII фестиваля детского и юношеского творчества "Юные таланты Московья".
Сценарий к празднику "Юные таланты Московья"....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юные таланты" 2 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности предназначена для занятий с театральным направлением....
Оценочный лист Международного творческого конкурса «Юные таланты. Я -исследователь»
Оценочный листМеждународного творческого конкурса «Юные таланты. Я -исследователь»...
Рабочая программа по дополнительному образованию "Юные таланты"
Цель программысоздание условий для развития у воспитанников способностей к осмыслению, пониманию, самостоятельному техническому освоению и творческому исполнению музыкальных произведений в ансамбле и ...