Интегрированный урок по русскому языку и литературе И.КРЫЛОВ "Ворона и Лисица",глаголы 1 и 2 спряжения.
план-конспект урока (3 класс) на тему
Урок проводится в 3 классе, позволяет на интересном литературном материале усваивать одну из трудных тем русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_chteniyu_i_russkomu_yazyku.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по чтению и русскому языку ( интегрированный ) в 3 классе.
Тема:
Учитель высшей категории
Козык Н.И.
Кинель,2016
Тема: И.А. Крылов. Басня « Ворона и лисица». Глаголы Ι и ΙΙ спряжения.
Цели:
- познакомить с новой басней Крылова;
- повторить ранее изученные басни; расширить знания о И.А. Крылове;
- Воспитывать неприязнь к лести и льстивым людям;
- Развивать навыки выразительного чтения;
- Учить слушать музыку, находить соответствие настроения музыки настроению героев;
Закрепить правописание ударных и безударных окончаний глаголов Ι и ΙΙ спряжения.
Оборудование: ноутбук, электронная доска, книги с произведениями И.А.Крылова, портрет, учебники «Живое слово» и «Русский язык»3 класс, запись голоса вороны, записи мелодий «Веселая и грустная», изображения вороны и лисы, рисунки к басне разных художников, тетради.
Ход урока.
Ι Организационный момент. Проверка готовности к уроку. ( 2 учебника, тетради, памятки)
Ι Ι Сообщение темы и цели урока.
- Ребята, посмотрите, чей это портрет? Закрыть надпись.
(На электронной доске. И.А. Крылов. 1769-1844(156) Сначала запись закрыта.
- Что вы знаете о нем?
- Чем интересны басни?
- Как вы отличаете этот жанр от других жанров?
- Какой это жанр?
- Мы говорим великий русский поэт – баснописец. Почему мы говорим русский?
( Крылов любил все русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство)
- Сколько басен подарил нам баснописец?( 205)
- В его баснях, как в ясном зеркале отражаются человеческие недостатки . Крылатые крыловские слова стали пословицы и поговорками, вошли нашу обиходную речь.
Повторение домашнего задания.
- Откуда пришла данная пословица.
( На доске. Что ты посеял – то и жни. И.А. Крылов « Волк и кот».
- Чему учит басня? ( как ты относишься к другим , так отнесутся и к тебе)
- Прочтем в лицах.
Ι Ι Ι Повторение других басен.
- Игра « Скажи как Крылов»
( 6 человек к доске. Каждой паре карточка)
- Я говорю обычную фразу, вы должны заменить фразеологизмом из какой- то басни Крылова.
- О человеке, который все умеет.( Недаром говориться, что дело мастера боится).
- Если дело не сдвигается с места . ( А вот и ныне там)
- Когда хвалят друг друга. Или льстят.
- Любят осуждать других?
Б) Упражнение 128. Русский язык ( стр.56 и 61 в новых учебниках)
2 –по которым( тетради оформить заранее)
1 задание, как в учебнике
- Из цветных строк выпишите глаголы, укажите спряжение.
- Вспомним окончания глаголов Ι и Ι Ι
Проверка.
В) эпизод из басни «Стрекоза и муравей» .( Пантомима и слова)
Мораль. Так все пела – это дело, так иди же попляши.
- Чему учит? ( трудолюбию)
Г) Назовите предмет, с помощью которого можно увидеть «что там за рожа» ( Зеркало)
- Какая басня? ( Зеркало)
_ Чтение басни.
Мораль. « Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя кума, оборотиться.» ( Хором)
ΙV. Физминутка.
V . Работа над новым материалом.
- Вот мы повторили с вами все изученные басни. Познакомиться с новой басней – значит стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и о людях.
- Словарная работа.
На доске Лесть- угодливое восхваление
Зоб- расширенная часть пищевода птиц.
Гнусный – внушающий отвращение.
-Познакомимся с героями новой басни.
Загадка + ребус
Ро на |
Особа всем известная
Она крикунья местная.
Увидит тучку темную,
Взлетит на ель высокую
И смотрит , словно с трона.
Кто это?
- Как пишется? Запишите в тетради с проверочным. Опишите птицу. ( На доску картина).
Описание: крупнее голубя, туловище пепельно - серое, а клюв, ноги, голова, крылья хвост черные).
- Послушайте пение птицы.
Что скажете о пении.( Магнитофонная запись). – А кто это.
В народных легендах ворон, ворона вещие птицы. Вещунья – предсказательница.
(На доске) Любопытная, рыжая, хитрая, порой коварная.
- Опишите. (появляется рисунок)
( Описание. Зубы острые, рыльце тоненькое, ушки на макушке, шубка тепленькая, свой пушистый хвост носит бережно).
- Запишите проверочным.
- Неотразимо действует на лису сыр( виноград), из за него она готово на все?
- А теперь слушаем басню.
Б) Слушание в записи « Ворона и лисица» ( стр. 155) Открыть большую картинку)
В) первые впечатления
- Чем вы хотите поделиться?
- Какова основная мысль? ( не хорошо врать, чтобы добиться чего –то)
- Как вы думаете каково основная мораль басни? ( Лесть гнусна, вредна)
- Чтение детьми.
Г) Анализ.
- Какой момент вы считаете началом описанного случая, т.е. « завязкой действия». Прочитайте.
- Когда действие достигло наивысшего момента своего развития?
Докажите текстом.
(Ведь ты б у нас была царь – птица)
- Прочитаем развязку действия. ( сыр выпал – с ним была плутовка такова)
- Что же являлось основным, стержнем в развитии действия? ( Льстивая речь лисицы, от которой у Вороны вскружилась голова)
- 1,2,3 задания учебника стр. 156
- Крылов показал не только ее похвальные речи, но и интонацию ее голоса, ее движения.
Спишите глаголы, вставив пропущенные окончания. Кому, трудно подглядите.
На доске Подход т, верт. Т, не свод . т, говор .т. ( все 2 спряжения)
- Какие вставили. Докажите.
-Какова ворона?
- Как автор подчеркнул, что в самом деле ворона не такова.
- Прочитаем строки о ней.
(Взгромоздилась) На доске.
-Как можно было еще сказать? ( словами синонимами – уселась, взобралась, села, опустилась, пристроилась)
- Неуклюжая, громоздкая, не очень умная птица.
На доске Ворона каррркнула во все воррронье горло.
- Это скороговорка. Ее речь.
- Почему Лисице удалось обмануть Ворону.
Причины.
- Лисица умела льстить Это их объединяет.
- Ворона любила петь.
- И окончательно поможет раскрыть нам образы музыка- язык чувств, которую очень любил Крылов, и сам отдыхал, играя на скрипке.
- Слушание отрывков.
- Какая музыка по характеру?
- Чей образ помогает раскрыть?
- Почему вы так решили? ( Музыка медленная, нежная, плавная, мягкая; тревожная, таинственная, напряженная)
- Кого осуждает своей басней? ( и того, кто льстит, и того, кто любит лесть).
- Прочитаем мораль басни хором. ( Первые три строки)
( Лесть гнусна – незаслуженная похвала отвратительна)
- Но только все не впрок?
- Как сказать иначе. ( Все не на пользу)
- И в сердце, льстец, всегда отыщет уголок? ( Льстивый человек сумеет привлечь другого на свою сторону)
VΙ Закрепление.
5 задание
- А теперь почитаем басню в лицах. Покажите хитрость лисы, глупость Вороны, отразите их характеры.( Маски животных на столе)
VΙΙ Повторение.
На доске Лисица – хитрая льстица.
Хитрый как лис.
- В народе не случайно сложились такие образные выражения.
VΙΙΙ Домашнее задание.
- стр. 154-156 басню наизусть, выбрать роль.
- составить кроссворд по известным басням Крылова.
- Выучить мораль данной басни, придумать другое окончание басни, записав в тетрадь.
X Резервы.
Мой кроссворд.
- У кого к зиме под листом « был готов и стол и дом» ( Муравей)
- Героиня, которая увидела свой образ в зеркале.
- Она осталась без обеда, благодаря своей глупости и любви к лести.
- Один из героев, которые «вместе с поклажей за воз взялись»
- Что общего?
-Какое лишнее? Почему?
- Теперь какое?
Добавьте несколько к оставшимся.
1 | |||||||
| 3 | ||||||
|
| ||||||
|
|
|
|
| |||
|
|
|
|
| 4 | ||
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по русскому языку в 4 классе с применением здоровье-сберегающих технологий «Спряжение глаголов»
Здоровьесберегающий аспект: работа по предупреждению и сохранению здоровья ...
Разработка урока по русскому языку для 4 класса по теме "Обобщение знаний о спряжении глаголов". УМК "Школа России"
Данная разработка представлена в виде технологической карты урока, разработанной в сосответствии с ФГОС....
Урок по русскому языку для 4 класса (УМК "Школа 2100") по теме "Спряжение глаголов"
Урок с презентацией знакомит учеников с понятием "спряжение глагола", помогает запомнить отличительные признаки двух спряжений, потренироваться в определении спряжения глаголов....
Конспект интегрированного урока по русскому языку и литературе "Чтение слов с буквами Ее, Яя. Письмо слов и предложений с буквами Ее и Яя"
Конспект пробного урока, составленный в соответствии с требованиями ФГОС....
Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру на тему: "Спряжение глаголов в стране Пожарной безопасности"
- Сегодня наш разговор посвящен важной теме. А какой, назовёте, отгадав загадку.«Чему на свете нет ни меры, ни весу, ни цены?»...
Интегрированный урок по русскому языку и литературе "Роль имён прилагательных в речи. С.Я. Маршак "Двенадцать месяцев"
Цель урока: обобщить и систематизировать изученные признаки прилагательного, закрепить знания литературных произведений и их авторов. Данный урок развивает умение подбирать по смыслу имена прилагатель...