Тематическое планирование по курсу "Образ и мысль" 2 класс
календарно-тематическое планирование (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
МЕСТО КУРСА «ОБРАЗ И МЫСЛЬ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Тематическое планирование рассчитано на 34 часа в год, 1 час в неделю.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Целью программы является развитие визуального мышления понимаемого как способность видеть смысловую ткань зрительного образа произведения. Развитие визуального мышления не только формирует художественный вкус, но оказывает влияние на познание окружающего мира, вдумчивое, осознанное, отношение к собственному опыту, к различным жизненным ситуациям.
Программа "Образ и мысль" была составлена специалистами американском организации - "Визуальное восприятие в образовании" при поддержке международной благотворительной организации ИОО, учрежденной финансистом Дж. Соросом,(1993г.)
В результате тесного сотрудничества американских и петербургских специалистов модель адаптированной программы "Стратегия визуального мышления" получила название "Образ и мысль" и была доказана возможность применения метода в российских условиях. Программа органично синтезировала наработки из различных областей: психологии, педагогики, искусствоведения, лингвистики, музейной педагогики представив принципиально новую содержательно-смысловую целостность.
Данная программа направлена на раскрытие творческих способностей человека средствами изобразительного искусства и имеет своей целью эстетический рост учащихся. Темпы же эстетического роста каждого ученика сугубо индивидуальны. Программа не ставит своей целью подведение всех учеников к единому результату, тем более одновременно. Результаты развития каждого учащегося соотносятся не с принятой нормой, а с его собственной точкой отсчета от начала движения.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВО 2 КЛАССЕ
Прежде всего, при обучении детей по этой программе исключается какая-либо информация о художниках или произведениях (пояснение сюжета, времени создания, особенностей образного языка). Это взаимосвязано с другим принципом программы - дать возможность ребенку (начинающему зрителю) использовать все имеющиеся у него способности воспринимать и интерпретировать произведения искусства. Отсутствие какой-либо дополнительной информации вынуждает человека обращаться к собственному опыту.
Эти основные принципы воплощаются в конкретной практике, организованной по особой системе, включающей в себя:
- Специально подобранные художественные произведения, выстроенные в последовательные ряды для демонстрации на экране, а также картины из постоянной экспозиции художественного музея, в котором дважды в год проводятся уроки по этой программе;
- Специально составленные вопросы, которые задаются детям во время рассматривания произведения;
- Дискуссию по поводу рассматриваемого произведения;
- Правила, которыми пользуется учитель при выполнении им роли организатора дискуссии.
Программа "Образ и мысль" организована т.о., что дети получают всю необходимую информацию для обучения и развития из самих произведений, поэтому подбор их является едва ли не самым существенным моментом этой программы. В зрительные ряды, предлагаемые детям на уроках, включены произведения, созданные в различных культурных традициях в разные временные периоды. Принципы подбора произведений из великого многообразия мирового искусства строго продуманы в соответствии с основными целями и задачами программы. Многозначность любого истинного произведения заложена в самой при роде искусства, именно это и является тем фундаментом, на котором строится весь процесс обучения.
В программе "Образ и мысль" преобладают произведения русского искусства 18-19 в.в., а также фотография, скульптура, произведения ДПИ.
Самым ценным для детей в процессе дискуссии оказывается то, что каждый из них самостоятельно убеждается в возможности существования различных мнений и оценок по поводу одного и того же предмета.
Одним из существенных преимуществ программы является то обстоятельство, что проводить её может учитель - неспециалист в области искусства. В процессе занятий не только у учеников, но и у учителей развиваются способности полнее и глубже воспринимать - произведения искусства.
Уникальность данной программы состоит в том, что она позволяет в комплексе решать такие задачи, как:
1. Создание условий для развития личности учащегося, в частности, таких качеств, как независимость и креативность мышления, способность к саморазвитию, решению нестандартных задач, толерантность.
2. Развитие грамотного и самостоятельно мыслящего зрителя, способного совершенствоваться на основе переживания контакта с произведением искусства.
3. Развитие диалогичных и интерактивных форм организации учебного процесса,
4. Расширение роли музеев в сторону решения образовательных и социальных задач.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема урока | Кол-во часов | Планируемые результаты обучения | Измерители, формы и виды контроля | Дата | |||
Освоение предметных знаний | Универсальные учебные действия | план | факт | |||||
П.Строев. В совхозе птицетреста. 1939 г. Н.Гончарова. Прачки. 1908 | 1 | Умения делать свои наблюдения и выражать их в словесной форме | Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы: - положительное отношение к освоению содержания курса «Образ и мысль»; – основы для эмоционального переживания произведения искусства; – начальные представления о нравственных понятиях, отраженных в произведениях искусства (родной дом, родители, малая Родина, ответственность за родных, свое дело; забота о других, смелость как преодоление страха, верность в дружбе); – эстетические чувства при восприятии красоты родной природы, отраженной в произведениях искусства; – понимание своих чувств на основе восприятия чувств героев произведений искусства. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: – принимать алгоритм выполнения учебной задачи; – участвовать в обсуждении плана выполнения заданий; –выполнять учебные действия в устной речи и оценивать их; Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: – рассматривать картины, понимать их содержание, выделять и сравнивать основные элементы; – понимать вопросы к рассмотрению картин; –анализировать доступные по содержанию произведения искусства; – сравнивать разные произведения искусства. Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: – участвовать в составлении рассказа по картине; – реализовывать потребность в общении со сверстниками; – проявлять интерес к общению и групповой работе; – воспринимать мнение собеседников; – следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности; – действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией. | сентябрь | ||||
Бихзаде. Постройка форта Харнавак. 1494г. Л.Плахов. В кузнице. 1845 | 1 | Умения делать свои наблюдения и выражать их в словесной форме | сентябрь | |||||
А.Толстов. Зима в деревне. 1974 г. Лаковая миниатюра. В.Сидоров. Дети, играющие в футбол у старых амбаров. 1975 г. | 1 | Умения делать свои наблюдения и выражать их в словесной форме | сентябрь | |||||
Кармен Л.Гарза. День рождения Лолы и Труди. 1989 г. Жан. Б.Грез. Избалованное дитя. 1760 г | 1 | Умения делать свои наблюдения и выражать их в словесной форме | сентябрь | |||||
Х. Андо. Лодки, нач. 19 века. И.Нивинский. Танец. 1917 г. | 1 | Умения делать свои наблюдения и выражать их в словесной форме | октябрь | |||||
Ю.Пименов. Первые модницы. Новые кварталы. 1961 г. П.Пикассо. Девочка на шаре. 1905 г. | 1 | Умения делать свои наблюдения и выражать их в словесной форме | октябрь | |||||
Б.Григорьев. Турки. 1921 г. З.Серебрякова. Карточный домик, 1919 г. | 1 | Умения делать свои наблюдения и выражать их в словесной форме | октябрь | |||||
А.Венецианов. Гадание на картах. 1842 г. П. Пнин. Игра в шашки. 1824 | 1 | Умения делать свои наблюдения и выражать их в словесной форме | октябрь | |||||
Д.Загоскин. Швея. 1 пол.20 Д.Улман. Без названия. фото | Умения делать свои наблюдения и выражать их в словесной форме | Конкурс рассказов по картине | ноябрь | |||||
Питер Я.Линга. Комната в голландском доме. 1660-е гг А.Венецианов. Утро помещицы. 1823 г | 1 | Умения делать свои наблюдения и выражать их в словесной форме, составлять рассказ по картине. | ноябрь | |||||
Рембрандт Харменс Ван Рейн. Святое семейство. 1645 г. К.Петров-Водкин. 1919 год. Тревога. 1934 г. | 1 | Умения делать свои наблюдения и выражать их в словесной форме, составлять рассказ по картине. | ноябрь | |||||
Д.Ланг. Беженцы. Калифорния. 1936 г. Фотография. П.Пикассо. Семья акробатов. 1905 год. | 1 | Умения делать свои наблюдения и выражать их в словесной форме, составлять рассказ по картине. | ноябрь | |||||
Музейный | 1 | Умения делать свои наблюдения и выражать их в словесной форме, составлять рассказ по картине. | декабрь | |||||
Жак Г.Лартиг. Дани и его внук Винсент. К.Петров-Водкин. Мать. 1915г. | 1 | Умения делать свои наблюдения и выражать их в словесной форме, составлять рассказ по картине. | декабрь | |||||
Мать и дитя. Деревянная скульптура. Африка. Л.Акишин. Семейный портрет. 1931 г. | 1 | Умения делать свои наблюдения и выражать их в словесной форме, составлять рассказ по картине. | декабрь | |||||
М.Врубель. Богатырь, 1898г. Декоративная панель. Каир. 6 век. | 1 | Умения делать свои наблюдения и выражать их в словесной форме, составлять рассказ по картине и редактировать рассказ товарища. | Конкурс рассказов по картине | декабрь | ||||
Сангацуди Истадайцзи. Шуконгоцзинь. Сер.7 в.н.э. Диего Ривера. Аграрный вождь Сапата. 1931 г. Фреска | 1 | Умения делать свои наблюдения и выражать их в словесной форме, составлять рассказ по картине и редактировать рассказ товарища. | январь | |||||
Без названия. Фотография. А.Ван Остаде. Деревенские музыканты. 2 пол. 17 в. | 1 | Умения делать свои наблюдения и выражать их в словесной форме, составлять рассказ по картине и редактировать рассказ товарища. | январь | |||||
Б.Кустодиев. Портрет Федора Шаляпина. 1922 г. Неизвестный художник. Семья. (Семейный портрет в интерьере). | 1 | Умения делать свои наблюдения и выражать их в словесной форме, составлять рассказ по картине и редактировать рассказ товарища. | январь | |||||
Суры Ахмеда Третьего. (1703-1730) К.Коровин. На Сенежском озере. 1898 г. | 1 | Умения делать свои наблюдения и выражать их в словесной форме, составлять рассказ по картине и редактировать рассказ товарища. | февраль | |||||
П.Брейгель Старший. Охотники на снегу. 1565 г. Ф.Васильев. Деревня. 1869 г. | 1 | Умения делать свои наблюдения и выражать их в словесной форме, составлять рассказ по картине и редактировать рассказ товарища. | февраль | |||||
С.Адливанкин. Трамвай Б. 1922 г. Н.Дормидонтов. Окраина Ленинграда. 1933-37 г. | 1 | Умения делать свои наблюдения и выражать их в словесной форме, составлять рассказ по картине и редактировать рассказ товарища. | февраль | |||||
В.Васнецов. Военная телеграмма. (Новости с фронта). 1878 г. И.Новиков. Приход Мессии на Таганку. 1989 г. | 1 | Умения делать свои наблюдения и выражать их в словесной форме, составлять рассказ по картине и редактировать рассказ товарища. | февраль | |||||
И.Репин.Не ждали, 1884г. П.Филонов. За столом. (Пасха). 1 пол.20 в. | 1 | Умения делать свои наблюдения и выражать их в словесной форме, составлять рассказ по картине и редактировать рассказ товарища. | март | |||||
Н.Ге. Петр 1 допрашивает царевича Алексея в Петергофе. 1872 г. Д.де Рибера. Пнгел освобождает св.Петра из тюрьмы. 1639 г. | 1 | Умения делать свои наблюдения и выражать их в словесной форме, составлять рассказ по картине и редактировать рассказ товарища. | март | |||||
М.Биринггейм. Счастливая женщина. 1949 г. Мануэль А.Браво. Дневная мечта. 1931 г. Фотография | 1 | Умения делать свои наблюдения и выражать их в словесной форме, составлять рассказ по картине и редактировать рассказ товарища. | март | |||||
К.Писсаро. Площадь Французского театра в Париже. 1898 г. Ян Лоренс. Больничная серия «Депрессия». 1950 г. | 1 | Умения делать свои наблюдения и выражать их в словесной форме, составлять рассказ по картине и редактировать рассказ товарища. | Конкурс рассказов по картине | март | ||||
Б.Кустодиев. Степан Разин. 1918 г. К.Хокусаи. Большая волна. 1823 г. | 1 | Умения делать свои наблюдения и выражать их в словесной форме, составлять рассказ по картине и редактировать рассказ товарища. | апрель | |||||
У.Гомер. Штормовое предупреждение. 1885 г. К.Богаевский. Корабли. 1912 | 1 | Умения делать свои наблюдения и выражать их в словесной форме, составлять рассказ по картине и редактировать рассказ товарища. | апрель | |||||
О.Домье. Вагон третьего класса. 1862-63 г. Б.Угаров. Возрождение. 1980 г. | 1 | Умения делать свои наблюдения и выражать их в словесной форме, составлять рассказ по картине и редактировать рассказ товарища. | апрель | |||||
Н.Ге. Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила. 1856 г. Э.Дега.Площадь Согласия (Виконт Лепик с дочерьми). 1875 г | 1 | Умения делать свои наблюдения и выражать их в словесной форме, составлять рассказ по картине и редактировать рассказ товарища. | апрель | |||||
Т.Киселева. Портрет якутского поэта Таллана Бурье. 1961 г И.Репин. Осенний букет. Портрет В.И.Репиной. 1892 г | 1 | Умения делать свои наблюдения и выражать их в словесной форме, составлять рассказ по картине и редактировать рассказ товарища. | май | |||||
Э.Л.Виже-Лебрен. Автопортрет. 1800 г. С.Харунобу. Женщина с зеркалом. 1770 г. Гравюра. | 1 | Умения делать свои наблюдения и выражать их в словесной форме, составлять рассказ по картине и редактировать рассказ товарища. | май | |||||
Обобщающий урок по теме курса. | 1 | Умения различать картины по жанрам, находить сходство и различия в сюжетах. | Конкурс сочинений по картине. | май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование по обучению грамоте 1 класс и литературное чтение 1 класс по ФГОС УМК "Планета знаний"
Тематическое планирование по обучению грамоте 1 класс и литературное чтение 1 класс по ФГОС УМК "Планета знаний"...
Рабочая программа и календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс по программе "Перспективная начальная школа" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовского района Ставропольского края Остренко Л. П.
Данные рабочая программа и календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс по программе "Перспективная начальная школа" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовског...
Календарно-тематическое планирование по английскому языку 4 класс, 6 класс, 9 класс
Планирование составлено на основе Рабочей программы основного начального образования Муниципального общеобразовательного учреждения МБОУ «СОШ № 10» по иностранным языкам с учетом требовани...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по математике для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по математике для 2 классаУМК "Школа России"...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по технологии для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по технологии для 2 классаУМК "Школа России"...
Планируемые результаты, учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности 1 класс «Уроки доброты».
Планируемые результаты, учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности 1 класс «Уроки доброты»....
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по технологии для 1 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по технологии для 1 класса УМК "Школа России"...