Тематическое планирование по курсу "Образ и мысль" 1 класс
календарно-тематическое планирование (1 класс) по теме
Тематическое планирование к курсу "Образ и мысль"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obraz_i_mysl.1_klass.doc-1.doc | 134.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Тематическое планирование рассчитано на 33 часа в год, 1 час в неделю.
Целью программы является развитие визуального мышления понимаемого как способность видеть смысловую ткань зрительного образа произведения. Развитие визуального мышления не только формирует художественный вкус, но оказывает влияние на познание окружающего мира, вдумчивое, осознанное, отношение к собственному опыту, к различным жизненным ситуациям.
Программа "Образ и мысль" была составлена специалистами американском организации - "Визуальное восприятие в образовании" при поддержке международной благотворительной организации ИОО, учрежденной финансистом Дж. Соросом,(1993г.)
В результате тесного сотрудничества американских и петербургских специалистов модель адаптированной программы "Стратегия визуального мышления" получила название "Образ и мысль" и была доказана возможность применения метода в российских условиях. Программа органично синтезировала наработки из различных областей: психологии, педагогики, искусствоведения, лингвистики, музейной педагогики представив принципиально новую содержательно-смысловую целостность.
Данная программа направлена на раскрытие творческих способностей человека средствами изобразительного искусства и имеет своей целью эстетический рост учащихся. Темпы же эстетического роста каждого ученика сугубо индивидуальны. Программа не ставит своей целью подведение всех учеников к единому результату, тем более одновременно. Результаты развития каждого учащегося соотносятся не с принятой нормой, а с его собственной точкой отсчета от начала движения.
Принципы программы. Прежде всего, при обучении детей по этой программе исключается какая-либо информация о художниках или произведениях (пояснение сюжета, времени создания, особенностей образного языка). Это взаимосвязано с другим принципом программы - дать возможность ребенку (начинающему зрителю) использовать все имеющиеся у него способности воспринимать и интерпретировать произведения искусства. Отсутствие какой-либо дополнительной информации вынуждает человека обращаться к собственному опыту.
Эти основные принципы воплощаются в конкретной практике, организованной по особой системе, включающей в себя:
- специально подобранные художественные произведения, выстроенные в последовательные ряды для демонстрации на экране, а также картины из постоянной экспозиции художественного музея, в котором дважды в год проводятся уроки по этой программе:
- специально составленные вопросы, которые задаются детям во время рассматривания произведения;
- дискуссию по поводу рассматриваемого произведения;
- правила, которыми пользуется учитель при выполнении им роли организатора дискуссии.
Программа "Образ и мысль" организована т.о., что дети получают всю необходимую информацию для обучения и развития из самих произведений, поэтому подбор их является едва ли не самым существенным моментом этой программы. В зрительные ряды, предлагаемые детям на уроках, включены произведения, созданные в различных культурных традициях в разные временные периоды. Принципы подбора произведений из великого многообразия мирового искусства строго продуманы в соответствии с основными целями и задачами программы. Многозначность любого истинного произведения заложена в самой при роде искусства, именно это и является тем фундаментом, на котором строится весь процесс обучения.
В программе "Образ и мысль" преобладают произведения русского искусства 18-19 в.в., а также фотография, скульптура, произведения ДПИ.
Самым ценным для детей в процессе дискуссии оказывается то, что каждый из них самостоятельно убеждается в возможности существования различных мнений и оценок по поводу одного и того же предмета.
Одним из существенных преимуществ программы является то обстоятельство, что проводить её может учитель - неспециалист в области искусства. В процессе занятий не только у учеников, но и у учителей развиваются способности полнее и глубже воспринимать - произведения искусства.
Уникальность данной программы состоит в том, что она позволяет в комплексе решать такие задачи, как:
1. Создание условий для развития личности учащегося, в частности, таких качеств, как независимость и креативность мышления, способность к саморазвитию, решению нестандартных задач, толерантность.
2. Развитие грамотного и самостоятельно мыслящего зрителя, способного совершенствоваться на основе переживания контакта с произведением искусства.
3. Развитие диалогичных и интерактивных форм организации учебного процесса,
4. Расширение роли музеев в сторону решения образовательных и социальных задач.
Учебно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Планируемые результаты обучения | Измерители, формы и виды контроля | Дата | |||
Освоение предметных знаний | Универсальные учебные действия | план | факт | |||||
1. Ф.М.Славянский (1819(?)-1876) "Семейная картина" ("На балконе") 1851. Холст, масло 2. И. Билибин Иллюстр. к сказке "Перышко Финиста Ясна-Сокола". М.. 1967 | 1 | Умения делать свои наблюдения и выражать их в словесной форме | Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы: - положительное отношение к освоению содержания курса «Образ и мысль»; – основы для эмоционального переживания произведения искусства; – начальные представления о нравственных понятиях, отраженных в произведениях искусства (родной дом, родители, малая Родина, ответственность за родных, свое дело; забота о других, смелость как преодоление страха, верность в дружбе); – эстетические чувства при восприятии красоты родной природы, отраженной в произведениях искусства; – понимание своих чувств на основе восприятия чувств героев произведений искусства. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: – принимать алгоритм выполнения учебной задачи; – участвовать в обсуждении плана выполнения заданий; –выполнять учебные действия в устной речи и оценивать их; Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: – рассматривать картины, понимать их содержание, выделять и сравнивать основные элементы; – понимать вопросы к рассмотрению картин; –анализировать доступные по содержанию произведения искусства; – сравнивать разные произведения искусства. Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: – участвовать в составлении рассказа по картине; – реализовывать потребность в общении со сверстниками; – проявлять интерес к общению и групповой работе; – воспринимать мнение собеседников; – следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности; – действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией. Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы: - положительное отношение к освоению содержания курса «Образ и мысль»; – основы для эмоционального переживания произведения искусства; – начальные представления о нравственных понятиях, отраженных в произведениях искусства (родной дом, родители, малая Родина, ответственность за родных, свое дело; забота о других, смелость как преодоление страха, верность в дружбе); – эстетические чувства при восприятии красоты родной природы, отраженной в произведениях искусства; – понимание своих чувств на основе восприятия чувств героев произведений искусства. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: – принимать алгоритм выполнения учебной задачи; – участвовать в обсуждении плана выполнения заданий; –выполнять учебные действия в устной речи и оценивать их; Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: – рассматривать картины, понимать их содержание, выделять и сравнивать основные элементы; – понимать вопросы к рассмотрению картин; –анализировать доступные по содержанию произведения искусства; – сравнивать разные произведения искусства. Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: – участвовать в составлении рассказа по картине; – реализовывать потребность в общении со сверстниками; – проявлять интерес к общению и групповой работе; – воспринимать мнение собеседников; – следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности; – действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией. | Составление рассказа по картине | сент. | |||
1. А.И.Корзухин (1836-1894) «Птичьи враги». 1887. Холст, масло. 2.А.Пластов (1893-1972) «Первый снег». 1946. Холст, масло. | 1 | Умения делать свои наблюдения и выражать их в словесной форме | Составление рассказа по картине | сент. | ||||
1.А.Матис (1869-1954) «Красные рыбы». 1911. Холст, масло. 2."Рыбы". Фотография | 1 | Умения делать свои наблюдения и выражать их в словесной форме | Составление рассказа по картине | сент. | ||||
1.Сапунов «Карусель». Холст, масло. 2.В.Бахтеев (1878-1971) Эскиз афиши для цирковых представлений. 1921. Бумага, акварель, графический карандаш, гуашь, уголь. | 1 | Умения делать свои наблюдения и выражать их в словесной форме | Составление рассказа по картине | сент. | ||||
1. К.Шпицвег (1808-1885) "Испанская серенада". 1864. Холст, масло 2. "Музыканты на пиру" Древнеегипетская стенная роспись. Фивы, 15 в. до н. э. (деталь) | 1 | Умения делать свои наблюдения и выражать их в словесной форме | Составление рассказа по картине | окт | ||||
1.П.Л.Давид. (1748-1825) "Клятва Горациев". 1795. Лувр 2. Штандарт из Ура. Сцена войны. Шумер. Лазурь, раковина. Ок. 2500-г. до н.э. | 1 | Умения делать свои наблюдения и выражать их в словесной форме | Составление рассказа по картине | окт | ||||
1."Озорные сельские школьники", XII в. Шелк, тушь, краски 2. П.И. Пнин (1803-1937) "Игра в шашки". 1824. Холст, масло | 1 | Умения делать свои наблюдения и выражать их в словесной форме | Составление рассказа по картине | окт | ||||
1.Ф.А. Васильев (1850 - 1873) 2.Р. Фальк (1886-1958) | 1 | Умения делать свои наблюдения и выражать их в словесной форме | Составление рассказа по картине | окт | ||||
1. П.Гоген (1848-1903) "Сладкие грезы". 1894. Холст, масло 2.Б.Кустодиев (1878-1927) | Умения делать свои наблюдения и выражать их в словесной форме | Конкурс рассказов по картине | нояб | |||||
1.. И.Михайлов "Овощи и фрукты". Холст, масло 2. П.Кузнецов (1878-1968) "Натюрморт с японской гравюрой"". 1912. Картон, темпера. | 1 | Умения делать свои наблюдения и выражать их в словесной форме, составлять рассказ по картине. | Составление рассказа по картине | нояб | ||||
1. П. Брейгель (1525(30)-1569) 2."Охота на водяных птиц в нильских зарослях" Роспись на гробнице Небамуна в Фивах. 1400 г. до н.э. | 1 | Умения делать свои наблюдения и выражать их в словесной форме, составлять рассказ по картине. | Составление рассказа по картине | нояб | ||||
1.К.Хокусаи (1760-1849) «Волна». 1823. 2.Н.Котел и В.Вышинский "Иллюстрация к книге Э.Распе "Приключения барона Мюнхаузена". Киев, 1981 | 1 | Умения делать свои наблюдения и выражать их в словесной форме, составлять рассказ по картине. | Составление рассказа по картине | нояб | ||||
1.А. Руссо (1844-1910) "Тропическая гроза с тигром". 1891. Холст, масло 2.М.Рахлеева "Друзья". 1981. Бумага, темпера. | 1 | Умения делать свои наблюдения и выражать их в словесной форме, составлять рассказ по картине. | Составление рассказа по картине | декаб | ||||
1.Ф.Буше (1703-1770) «Лес». 1740. Холст, масло. 2.М. Сарьян "Ереван". 1924. Холст, масло. | 1 | Умения делать свои наблюдения и выражать их в словесной форме, составлять рассказ по картине. | Составление рассказа по картине | декаб | ||||
1.Пьетро Лонги (1702-1785) «Концерт». 1741. Холст, масло. 2."Играющий на авлосе и кифаре", 475 г. до н.э. Этрусская стенная роспись (деталь). Тарквиния. | 1 | Умения делать свои наблюдения и выражать их в словесной форме, составлять рассказ по картине. | Составление рассказа по картине | декаб | ||||
Экскурсия в музей имени Радищева. | 1 | Умения делать свои наблюдения и выражать их в словесной форме, составлять рассказ по картине и редактировать рассказ товарища. | Конкурс рассказов по картине | декаб | ||||
1.И.Хруцкий (1805- после 1855) «Цветы и фрукты». Холст, масло. 2.К. Малевич (1878-1935) "Натюрморт". 1908 или 1910-1911 гг. Бумага, акварель, гуашь. | 1 | Умения делать свои наблюдения и выражать их в словесной форме, составлять рассказ по картине и редактировать рассказ товарища. | Составление рассказа по картине | январь | ||||
1. «Чудо Георгия о змие» Новгородская икона XIV в. 2. Д. Ривьера (1886-1957) | 1 | Умения делать свои наблюдения и выражать их в словесной форме, составлять рассказ по картине и редактировать рассказ товарища. | Составление рассказа по картине | январь | ||||
1. Г. Гербах (1617-168 1) "Мальчик, ищущий блох у собаки", ок. 1675. Холст, масло 2. Б. Кустодиев (1878-1927) "Японская кукла". 1908. Картон, темпера, цветные карандаши. | 1 | Умения делать свои наблюдения и выражать их в словесной форме, составлять рассказ по картине и редактировать рассказ товарища. | Составление рассказа по картине | январь | ||||
«Танец». 1926. Холст, масло.
"Портрет Хрущевой и Хованской".. 1773. Холст, масло. | 1 | Умения делать свои наблюдения и выражать их в словесной форме, составлять рассказ по картине и редактировать рассказ товарища. | Составление рассказа по картине | февр | ||||
1. К. Писсаро (1830 - 1903) "Женщина с ребенком у колодца". 1882. Холст, масло 2. Ф.Герард (1770-1837) "Ж.-Б. Изабэ, художник-миниатюрист, со своей дочерью". 1795. | 1 | Умения делать свои наблюдения и выражать их в словесной форме, составлять рассказ по картине и редактировать рассказ товарища. | Составление рассказа по картине | февр | ||||
1. Мастер полуфигур. «Мадонна с младенцем». 2. Ренато Гуттузо (1912-) «Отец и сын». | 1 | Умения делать свои наблюдения и выражать их в словесной форме, составлять рассказ по картине и редактировать рассказ товарища. | Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы: - положительное отношение к освоению содержания курса «Образ и мысль»; – основы для эмоционального переживания произведения искусства; – начальные представления о нравственных понятиях, отраженных в произведениях искусства (родной дом, родители, малая Родина, ответственность за родных, свое дело; забота о других, смелость как преодоление страха, верность в дружбе); – эстетические чувства при восприятии красоты родной природы, отраженной в произведениях искусства; – понимание своих чувств на основе восприятия чувств героев произведений искусства. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: – принимать алгоритм выполнения учебной задачи; – участвовать в обсуждении плана выполнения заданий; –выполнять учебные действия в устной речи и оценивать их; Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: – рассматривать картины, понимать их содержание, выделять и сравнивать основные элементы; – понимать вопросы к рассмотрению картин; –анализировать доступные по содержанию произведения искусства; – сравнивать разные произведения искусства. Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: – участвовать в составлении рассказа по картине; – реализовывать потребность в общении со сверстниками; – проявлять интерес к общению и групповой работе; – воспринимать мнение собеседников; – следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности; – действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией. | Составление рассказа по картине | февр | |||
1. П.Гоген (1848-1903) "Таитянские пасторали". Холст, масло
Лубок (цветная гравюра). | 1 | Умения делать свои наблюдения и выражать их в словесной форме, составлять рассказ по картине и редактировать рассказ товарища. | Составление рассказа по картине | февр | ||||
1. А. Ватто (1703-1770) 2. К. Брюллов (1799-1852) | 1 | Умения делать свои наблюдения и выражать их в словесной форме, составлять рассказ по картине и редактировать рассказ товарища. | Составление рассказа по картине | март | ||||
1. А.Матисс (1869-1954) "Красная комната". 1908. Холст, масло 2. М.Шагал (1887-1985) "Окно в сад", ок. 1917. Бумага на картоне, масло. | 1 | Умения делать свои наблюдения и выражать их в словесной форме, составлять рассказ по картине и редактировать рассказ товарища. | Составление рассказа по картине | март | ||||
А. Тулуз-Лотрек (1864-1901) "В цирке Фернандо. Инспектор манежа". 1888. Холст, масло | 1 | Умения делать свои наблюдения и выражать их в словесной форме, составлять рассказ по картине и редактировать рассказ товарища. | Составление рассказа по картине | март | ||||
Битва Еруслана с драконом Горынычем" | 1 | Умения делать свои наблюдения и выражать их в словесной форме, составлять рассказ по картине и редактировать рассказ товарища. | Конкурс рассказов по картине | март | ||||
Ван Эйк (ок. 1390- 1441) "Портрет четы Арнольфини". 1434. Холст, масло. | 1 | Умения делать свои наблюдения и выражать их в словесной форме, составлять рассказ по картине и редактировать рассказ товарища. | Составление рассказа по картине | апр | ||||
М. Шагал (1887-1985) | 1 | Умения делать свои наблюдения и выражать их в словесной форме, составлять рассказ по картине и редактировать рассказ товарища. | Составление рассказа по картине | апр | ||||
К. Малевич (1878-1935) "Дачник", 1910-12 или после 1927 г. Дерево, масло | 1 | Умения делать свои наблюдения и выражать их в словесной форме, составлять рассказ по картине и редактировать рассказ товарища. | Составление рассказа по картине | апр | ||||
В. Ван Гог (1853-1890) | 1 | Умения делать свои наблюдения и выражать их в словесной форме, составлять рассказ по картине и редактировать рассказ товарища. | Составление рассказа по картине | апр | ||||
Экскурсия в музей имени Радищева. | 1 | Умения делать свои наблюдения и выражать их в словесной форме, составлять рассказ по картине и редактировать рассказ товарища. | Составление рассказа по картине | май | ||||
Обобщающий урок по теме курса. | 1 | Умения делать свои наблюдения и выражать их в словесной форме, составлять рассказ по картине и редактировать рассказ товарища. | Конкурс сочинений по картине. | май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование по обучению грамоте 1 класс и литературное чтение 1 класс по ФГОС УМК "Планета знаний"
Тематическое планирование по обучению грамоте 1 класс и литературное чтение 1 класс по ФГОС УМК "Планета знаний"...
Рабочая программа и календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс по программе "Перспективная начальная школа" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовского района Ставропольского края Остренко Л. П.
Данные рабочая программа и календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс по программе "Перспективная начальная школа" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовског...
Календарно-тематическое планирование по английскому языку 4 класс, 6 класс, 9 класс
Планирование составлено на основе Рабочей программы основного начального образования Муниципального общеобразовательного учреждения МБОУ «СОШ № 10» по иностранным языкам с учетом требовани...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по математике для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по математике для 2 классаУМК "Школа России"...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по технологии для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по технологии для 2 классаУМК "Школа России"...
Планируемые результаты, учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности 1 класс «Уроки доброты».
Планируемые результаты, учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности 1 класс «Уроки доброты»....
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по технологии для 1 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по технологии для 1 класса УМК "Школа России"...