СОЧЕТАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
статья по логопедии

Успешное овладение знаниями в начальных классах   невозможно без интереса детей к учёбе.   Инновационные методы воздействия и здоровьесберегающие технологии  в деятельности логопеда -  перспективные средства коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей. На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx132.96 КБ

Предварительный просмотр:

СОЧЕТАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ

ТЕХНОЛОГИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Розова Юлия Евгеньевна  

учитель-логопед ,

ГБОУ  школа-интернат   № 8 Пушкинского района, Санкт-Петербург

Целью образования в коррекционной  (специальной) общеобразовательной школе является выявление и развитие способностей каждого ученика на основе личностно - ориентированного подхода в обучении и постепенного перехода к личностнодеятельному, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями средней школы, способной адаптироваться к условиям нестабильного социума.

 В последнее время нестабильные экономические и экологические условия нашей страны  влияют на рост рождаемости детей с ограниченными возможностями здоровья и различными патологиями, в структуру которых входят и  нарушения речи. Все чаще  речевые патологии    имеют комбинированную форму, когда у ребенка одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики,   эмоционально-волевая сфера.  

Успешное овладение знаниями в начальных классах   невозможно без интереса детей к учёбе.   Инновационные методы воздействия и здоровьесберегающие технологии  в деятельности логопеда -  перспективные средства коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей. На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавая психофизиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах.  

На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много (игро-, сказко-, смехо-, изо-, глина-, воско-, библио-, хорео-, имаго- (рисование под  музыку), кристаллотерапия и др.), но хочется остановиться на тех, которые  являются наиболее целесообразными и эффективными: арома-, музыко-, хромотерапия, су-джок терапия, песочная терапия, водотерапия. Все эти методы направлены на нормализацию мышечного тонуса (который, как правило, нарушен при дизартрических расстройствах речи) и улучшение психоэмоционального состояния детей.

Ароматерапия — лечение с помощью эфирных масел разных растений, способствующее   нормализации мышечного тонуса, улучшению  психоэмоционального состояния, повышению  работоспособности, настроения, уверенности в себе.

Аэрофитотерапия основана на использовании в искусственных условиях природных  концентраций летучих компонентов эфирных масел. Аэрофитотерапия может применяться в сочетании с лечебной гимнастикой, дыхательными упражнениями, мышечной релаксацией, массажем мышц грудной клетки. При этом повышается влияние летучих биологически активных веществ на организм за счет активации мышечной деятельности и функции дыхательной системы.

Музыкотерапия - бессловесное внушение какого-либо настроения, гармонизирующее  развитие личности человека через развитие способностей, саморазвитие, самопознание. Музыкотерапия помогает создавать положительный эмоциональный фон реабилитации; стимулировать двигательные функции; развивать и корректировать сенсорные процессы  и сенсорные способности; развивать дыхательный и артикуляционный аппарат; растормаживать речевую функцию. Положительное эмоциональное возбуждение при звучании приятных мелодий усиливает внимание, тонизирует центральную нервную систему.  

На логопедических занятиях мы используем следующие приёмы музыкотерапии:  прослушивание музыкальных произведений,  ритмические движения, динамические паузы под музыку, проведение гимнастики для глаз под музыкальное сопровождение,  сочетание музыкотерапиии с работой по развитию мелкой моторики,  пропевание  чистоговорок под музыкальное сопровождение.

Хромотерапия — наука, изучающая свойства света и цвета.

 Использование элементов хромотерапии на занятиях логопеда помогает нормализовать мышечный тонус, нейтрализовать негативное состояние.

 Терапевтические возможности цвета были подтверждены результатами научных исследований. Воздействие цвета на людей не однозначно, а сугубо индивидуально, носит избирательный характер, и педагогам необходимо это учитывать в работе. Было замечено, что хромотерапия на индивидуальных коррекционных занятиях благотворно действует на нервную систему. Так, в зависимости от состояния ребенка можно создать цветовой фон освещения, выполнять работу, используя определенные цвета.  (Рис. 1, рис. 2.)

D:\РАБОТА\ФОТО РАБОТА\шарики\PA310119.JPG             D:\РАБОТА\ФОТО РАБОТА\УРОКИ ФОТО\уроки\Буратино урок\Изображение 047.jpg

Рис. 1                                          Рис. 2

На логопедических занятиях ведется  работа по развитию мелкой  моторики и пальцевого праксиса с помощью массажёров с целью воздействия на рефлекторные точки организма. Это позволяет нормализовать мышечный тонус, развивать мелкую моторику и пальцевый праксис, опосредованно стимулировать речевые области в коре головного мозга.

Су-джок акупунктура («су» — кисть, «джок» — стопа)  достижение восточной медицины. Исследования невропатологов, психиатров и физиологов показали, что морфологическое и функциональное формирование речевых областей коры головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов, идущих от пальцев рук. Поэтому наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием, ниткографией в логопедических целях су-джок терапия активизирует развитие речи ребенка.

Стимуляция рефлекторных точек массажёрами (Рис. 3, рис. 4) эффективно лечит многие заболевания, стимулирует работу всех внутренних органов. Массаж кистей, стоп (на специальных резиновых ковриках) и пальцев рук заменяет общий  массаж тела, улучшает энергетический баланс, стимулирует или успокаивает (в зависимости от способа воздействия) вегетативную нервную систему, усиливает артериальное кровоснабжение, регулирует  питание тканей,   снижает нервное и мышечное напряжение, способствует повышению тонуса, работоспособности, оказывает общее профилактическое действие.

Изображение 078   D:\РАБОТА\ФОТО РАБОТА\ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ\P1170076.JPG

Рис. 3                                          Рис. 4

Су-джок терапия — это высокая эффективность, безопасность и простота. С помощью массажных шариков, пружинных массажёров, резиновых ковриков, мячей («ёжиков») удобно массировать пальцы рук, ног для благотворного влияния на весь организм.

Песочная терапия и водотерапия - это мощный ресурс для коррекционно-развивающей и образовательной работы.

         С помощью игр на песке и воде решаются самые сложные коррекционно-развивающие задачи: нормализация мышечного тонуса, развитие и совершенствование мелкой моторики и пальцевого праксиса, коррекция и развитие психических и сенсорно-перцептивных способностей, развитие мышления, активизация развития устной речи.

В логопедической работе с детьми с нарушениями речи технологии пескотерапии и водотерапии используются на всех этапах развития речи.

 Логопедические  игры с песком и водой на занятиях с детьми являются достаточно эффективными. Они вызывают у детей положительные эмоции, желание вновь и вновь играть и сочетаются с другими видами ежедневной коррекционной работы: с движениями, игрой с мячом, дыхательной гимнастикой, хоровым и индивидуальным пением (10—15 мин).  

Часто занятия, на которых применяются элементы водо-, пескотерапии,  мы проводим в Светлой сенсорной комнате.(Рис. 5, рис. 6 )

F:\ШВД 3 конкурс\сенсорная статья в логомаг\Сенсорная комната дек 2011\IMG_5229.jpg            F:\ШВД 3 конкурс\сенсорная статья в логомаг\Сенсорная комната дек 2011\IMG_5224.jpg

               Рис. 5                                                          Рис. 6

Светлая сенсорная комната – это  организованная окружающая среда, наполненная разнообразными стимуляторами, воздействующими на органы зрения, слуха, осязания, обоняния и другие. Полифункциональная среда сенсорной комнаты способствует развитию психических процессов (восприятия, внимания, памяти,  мышления), органов чувств,  вестибулярного аппарата, позволяющих в полном объеме формировать познавательные функции, обогащать представления детей об окружающем предметном и природном мире. «Волшебная комната» оказывает влияние на коррекцию личностных особенностей и эмоционально-волевой сферы, кроме того, сенсорная комната обеспечивает быстрое установление эмоционально-положительного контакта между ребенком и логопедом, что повышает уровень доверия и уважения ребенка к педагогу и настраивает его на эффективную и результативную работу.

Учитывая особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в своей коррекционно-логопедической работе  стараемся  находить новые методы и формы работы, интегрировать в логопедию знания смежных дисциплин, что стимулирует к разработке инновационных технологий в области коррекционно-развивающего обучения.

Итогом работы можно считать, что у большинства учащихся, посещавших логопедические занятия, отмечалась стабильная положительная динамика коррекции речевого развития, данные отражены в гистограмме 1.

Гистограмма1.

Динамика коррекционно-логопедической работы в 1-4 классах.

Помощь ребёнку может быть по настоящему действенной, когда мы верим в ценность его личности, как бы она ни была своенравна, принимаем ребёнка таким, какой он есть, и делаем всё зависящее от нас, чтобы способствовать его развитию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

С каждым годом количество детей с ограниченными возможностями здоровья становиться все больше, несмотря на усилия, принимаемые обществом, с целью их социализации...

Использование песочной терапии в логопедической работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В работе с категорией детей с ОВЗ недостаточно использовать традиционные методы и формы коррекционной работы. В связи с этим я ищу новые подходы,  технологии и приемы для устранения недостатков р...

Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Дети с ОВЗ — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети -инвалиды либо другие дети в возрасте д...

«ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ СНЯТИЯ АГРЕССИИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Работая с данной категорией детей необходимо помнить, что снять агрессию не возможно, если сам педагог остается агрессивным....

Использование Светлой сенсорной комнаты в коррекционно-логопедической работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Учитель-логопед    с целью формирования коммуникативных навыков в связи со специфическими осо­бенностями поведения и вза­имодействия  детей с ограниченными возможностями здоровь...

«Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья».

В настоящее время система образования в России ориентирована на обучение детей с ОВЗ в образовательных учреждениях совместно со здоровыми детьми.Главной целью коррекционного обучения и воспитания явля...

Возможности песочной терапии при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В статье раскрываются показания и противопоказания для занятий песочной терапией. Так же приведены ряд упражнений, которые можно использовать для занятий в песочнице....