Выступление на РМО Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся с ограниченными возможностями здоровья
учебно-методический материал

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx38.94 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование коммуникативных универсальных

учебных действий у учащихся с ограниченными

возможностями здоровья»  

 Курмаева Светлана Яковлевна

учитель начальных классов

   

   В настоящее время не только для нашей страны, но и для стран всего мира характерным является увеличение количества детей, имеющих различные отклонения в развитии.  

   

    У младших школьников с ЗПР формирование коммуникативных универсальных учебных действий происходит с запозданием.

    Вообще у  детей необходимо развивать следующие коммуникативные действия:  (слайд 2)

1) планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

2) постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

3) разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

4) управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;

5) умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

    В Примерной основной образовательной программе начального общего образования для детей с ЗПР указаны коммуникативные действия, которые должны быть сформированы у младших школьников с ЗПР в результате освоения данной программы:  (слайд 3   не читать!)

1) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

2) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

3) овладение навыками осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

4) готовность слушать собеседника и вступать в диалог и поддерживать его; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение;

5) умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

6) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.     

(на фоне слайда 3)

 К коммуникативным  УУД относятся: умение вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач. 

     Хочу поделиться опытом своей работы по данному направлению.    

Умения  формируются  в  деятельности,  а  коммуникативные  умения  формируются  и  совершенствуются  в  процессе  общения  учащихся,  как  на  уроках,  так  и  во  внеурочной  деятельности. 

    Я работаю в классе, в котором 18 детей обучаются по основной общеобразовательной  программе «Школа России» и два ученика  по адаптированным образовательным программам для учащихся с   умственной отсталостью. Обучение ведется совместно. Работаем как в малокомплектной школе. Это нелегко, так как дети ОВЗ требуют к себе повышенного внимания.  Обучающиеся с ОВЗ, как правило, не могут самостоятельно добывать знания.  При умственном напряжении они просто сразу отказываются работать: "Я не могу. Я не знаю", не могут найти границы между знанием и незнанием. Не в состоянии поставить цель. На этапе самоконтроля чаще всего паникуют или не в состоянии осуществить данную мыслительную операцию в силу нарушений развития. Также затрудняются подвести итог - забыли, какие задачи ставили в начале урока. Для детей с ОВЗ школа должна стать не источником информации, а учить ориентироваться в информационном пространстве и добывать нужную информацию самостоятельно. Учитель играет направляющую роль.  Приходится  полностью перестраивать  уроки.

                     На уроках  дети учатся задавать вопросы и понимать вопросы собеседника, отвечать на поставленные вопросы. Передают впечатления в рассказе о повседневной жизни. Обмениваются мнениями, спорят, доказывают свое мнение.

       Хорошо использовать такие задания, как «подготовь рассказ…», «опиши устно…», «объясни…» и т.д. Эти задания имеют чисто коммуникативную природу.   Дети могут советоваться друг с другом, подсказывать, спорить, доказывать.

   Предлагаю вашему вниманию упражнения и задания, которые способствуют формированию речевой активности и социальной компетентности.  

Большую возможность для этого предоставляют уроки чтения, обучения грамоте, развития речи, речевая практика.

На данных занятиях с целью обогащения словарного запаса и уменьшения времени на орг.момент часто планирую нестандартное начало:   (Слайд 4)

-назови слова, близкие (противоположные) по значению;

-найди третье (четвертое) лишнее слово (выделяют сходство, различие, что обосновывают связными высказываниями);

-назови слово, поменяв порядок букв;

-объясните значение (заменив одну букву: бочка-точка);

-в каких значениях употребляются одинаково звучащие слова (ключ, коса);

-измени ударение (стрелки, замки). Изменилось ли значение?

-отгадай (составь) загадку, дай развернутое объяснение;

-разгадывание кроссвордов.

Уже в начале урока  происходит:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; (слайд 5)

Оргмомент.

Математика сложна,
Но говорим с почтением,
Что математика нужна
Всем без исключения!

Без счёта не будет на улице света,
Без счёта не сможет подняться ракета,
Без счёта письмо не найдёт адресата,
И в прятки сыграть не сумеют ребята!

- Тихо сели.

- Проверьте, все ли готово к уроку. У вас должна быть тетрадь, учебник, пенал, дневник.

- Начинаем наш урок

Как вы думаете, почему я начала урок с этих строк? (это для тех и других)

(Слайд 6) Практически в каждый урок ввожу пословицы и поговорки -сокровище русской народной речи и народной мудрости -необходимо как для воспитательного воздействия, так и для запоминания. Крылатые слова так же кратки и выразительны, являются «строительным материалом» нашего языка.

   Главная моя задача  заключается в том, чтобы создать условия, когда обучение  это  активная  самостоятельная работа.

  • Важное место в учебно-воспитательном процессе занимает технология личностно-ориентированного обучения на основе системно-деятельностного подхода, а так же игровая и групповая технологии, которые способствуют реализации коммуникативных интересов и активизации деятельности учащихся.

(слайд 7-8)

  • Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке  создают групповые формы работы. При организации парной  работы каждый ученик мыслит, предлагает свое мнение, в парах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идет взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии и  диалога.  Ученики не просто решают, обсуждают, а сравнивают, группируют, делают выводы, определяют закономерности, выступают в роли исследователей.

     

 (слайд 9)

  • При изучении темы ударение  Прочитайте то, что записано на экране:

У Кати хорошие игрушки. Кати шар ко мне!

У Маши цветы в комнате. Не маши палкой!

Вот тут лежат пилы. У нас нет пилы.

- Сравните выделенные слова в левом столбике и в правом.

- Есть ли какая-нибудь разница в написании этих слов? А в произнесении?

(слайд 10) Задания из учебника метематики, предназначенные для групповой работы.

   Главным становится выработка умений договориться и  общаться, выполнение  правил   общения: при разговоре смотри на собеседника, тихо говори в паре, называй товарища по имени, как соглашаться, возражать, помогать, просить о помощи, внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять, дополнять, оценивать.

(слайд 11, 12, 13)

  • Уроки, пронизанные элементами игры, соревнования, содержащие игровые ситуации значительно способствуют  формированию коммуникативных УУД  младших школьников. Во время игры ученик – полноправный участник коммуникации, он самостоятельно ставит перед собой задачи и решает их. Для него игра – это не беззаботное и легкое времяпрепровождение,   самое важное – не по необходимости, не под давлением, а по желанию самих учащихся во время игр происходит многократное повторение материала в его различных сочетаниях и формах.

(слайд  14)

  •      Начинаем минутку чистописания.   Сегодня у нас в гостях буква Я.

-Посмотрите и скажите, на что похожа буква? (Ответы)

(Письмо буквы я.)

-Игра «Кто больше назовёт слов с буквой Я в начале слова».

(слайд  15,  16)

  • Развивать умение вступать в диалог с учителем.

Участвовать в беседе с учителем. 

(слайд  17)

  • Соблюдать правила речевого этикета.  (слайд 17-18)    Ребенок учится, развивается тактичность, предупр, терпимость, доброжелательность

(слайд  19-20)

  • Выделять необходимую информацию. 

(слайд  21-23)

  • Оформлять свои мысли в устной форме. 

(слайд  24-25)

  • Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

- Что изучали на уроке? Что узнали нового?

 - Что захочется рассказать дома родителям?

(слайд  26-27)

  • На занятиях следует не только многократно отрабатывать речевой материал, но и специально автоматизировать навык использования речевых способов организации в различных бытовых ситуациях.

  Разбор ситуаций: Я звоню себе домой,

                               В воскресенье все дома

                               Где я живу.

                               Моя дорога в школу.

                               Накрываем стол.

                                Мы в гостях.

(слайд  28)

Для учащихся с ОВЗ нужно регулярно предоставлять определенные готовые алгоритмы речевых действий и модели вариантов решения различных задач. Например, посещение музеев, театров, медицинских учреждений, банков, многофункциональных центров. Выявление представлений по теме, ситуации с опорой на наглядный материал.

Это отрабатывается на уроках Речевой практики. Там отрабатываются такие темы как:

  1. Расскажи мне о школе.
  2. Алло! Алло!  Правила ведения телефонного разговора. Совершенствование умения  участвовать в диалогах.
  3. Алло! Алло!   Заучивание информации для общения с диспетчерами экстренных служб.
  4. С днем рождения!    Моделирование диалогов на основе иллюстраций.
  5. С днем рождения!   Ролевые игры по теме ситуации.
  6. Новогодняя сказка. Подготовка письменных приглашений на новогодний праздник.
  7. Дежурство.  Ролевые игры по теме. Просьба, предложение, отказ, согласие.и др.

(слайд  29-30)

  • Особое место  на уроках и во внеурочной деятельности отводится театрализации и драматизации как одной из форм групповой деятельности учащихся.  Младшие  школьники очень любят инсценировать художественные сказки, басни.

(слайд  31)

  • Во внеурочной деятельности разбираем такие вопросы как

Решение конфликтных ситуаций

Решение проблемных ситуаций:

1. Кто-то из одноклассников нарочно толкнул вас и свалил с ног. Как вы поступите?

- будете плакать;

- ударите его;

- сделаете ему замечание;

- пожалуетесь учителю.

2. Один из одноклассников смеется над вашим другом. Как вы поступите?

- будете плакать;

- пожмете плечами;

- будете смеяться над ним;

- будете защищать товарища.

3. Приятель схватил вашу ручку без разрешения. Как вы поступите?

- пожалуетесь учителю;

- поговорите с приятелем;

- попытаетесь отобрать ее;

- отлупите приятеля.

Как вы думаете, какими качествами и чертами характера должен обладать толерантный человек? /пониманием, сочувствием, уважать других людей/

 

(слайд  32)

Игра «Аплодисменты»

Когда я назову качество, которое помогает жить в мире и согласии друг с другом, вы хлопаете в ладоши, а если мешает – сидите тихо.

Честный, смелый, грубый, терпеливый, надежный, злой, врун, верный, ябеда, чуткий, отзывчивый, насмешник, решительный, жадный, внимательный, хитрый, справедливый,  мужественный, добрый.

 (слайд  33)

                              Беседа по сказке.

 А сейчас послушайте сказку.

Жила-была девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить без подружек. Вот она и обратилась к старому седому волшебнику. Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла с ней дружить всю жизнь. Подумал волшебник и сказал: «Приходи ко мне завтра рано утром». Утром пришла Любовь в условленное место и видит, стоят пять прекрасных девушек, одна краше другой. «Выбирай, - сказал волшебник. Одну зовут Радость, другую Удача, третья Красота, четвертая Печаль, пятую Доброта». «Они все прекрасны», - сказала Любовь. «Да, они все хороши, ты в жизни встретишься с ними, но выбери одну из них», - ответил волшебник.

                              - А кого бы выбрали вы? Почему?

 Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

                              - Почему она выбрала доброту?

/необходимо быть добрым к другим, отзывчивым, терпеливым, уважать

окружающих/

 

(слайд  34)

   Таким образом, для развития коммуникативных способностей детей в младшем школьном возрасте с задержкой психического развития и умственной отсталостью учителю необходимо:

1. Создать в классе  атмосферу взаимной доброжелательности и взаимопомощи, только при этом каждый ребенок сможет чувствовать себя среди сверстников уверенным в себе, сможет спокойно выражать свое мнение;

2. Привлекать каждого ребенка  к общим делам, участие в которых способствует развитию сплоченности класса;

3. Использовать групповые, парные формы работы на уроке для развития у детей умений вступать в контакт,  диалог;

4. Использовать в работе с детьми коллективные игры, драматизации, развивающие мышление, творческую активность;

    Сейчас это выглядит так. Мы все вместе, вместо «Не хочу»,  слышу «Я хочу». Последнее нововведение это  замена учащимися учителя  в классах, проведение и  проверка тестов, контрольных работ.  Ребята справляются с подобными ролями, им это нравится. А у меня есть возможность уделить больше времени учащимся, которые занимаются по другой программе.

   Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель сегодня не в том, чтобы ученик знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях.

(слайд 35-38)

        К концу обучения младшего школьника в начальной школе определяются следующие  результаты формирования универсальных учебных действий.

К концу 1 класса учащиеся должны:

1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

2. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

3. Слушать и понимать речь других.

4. Взаимодействовать  в паре.

Во 2 классе:

1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

3 класс

1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

6. Критично относиться к своему мнению

7. Понимать точку зрения другого

8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.

К концу 4 класса:

1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.  

6. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

7. Понимать точку зрения другого

8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть  последствия коллективных решений.

За время, проведенное в школе,   мои дети уже многому научились. Конечно, не все еще у нас получается.   Многому предстоит научиться. Мы продолжаем работать в этом плане и очень надеемся, что добьемся положительных результатов.

Приложение

 На уроках развития речи при изучении темы «Времена года» или на обобщающем уроке этой темы можно использовать дидактическую игру  «Снеговики»

Цель: учим детей слушать внимательно, запоминать содержание, пересказывать, сочинять свои сказки.

Послушайте сказку, перескажите. Нарисуйте рисунок, отражающий ее содержание.

«В воскресенье я слепил трех замечательных снеговиков. Один получился большой, другой - поменьше, третий - совсем крохотный. Руки первого и второго - снежные комки, а у третьего - из сучков. Вместо носа вставлены морковки. Глаза из угольков. Стоят снеговики и меня дожидаются».

Подумайте, чем может закончиться сказка. Озаглавьте ее. Сочините свою сказку при снеговиков.

Игра «Круглый год»

Нужны картинки, изображающие времена года.

Рассмотрите картинки и определите время года на каждой из них. Что вам помогло найти правильный ответ? Какие признаки весны, лета, осени и зимы вы заметили? У художника было только 2 краски. А какие бы краски использовали вы, изображая лето, осень, зиму, весну? Нарисуй словами свои картинки и расскажи.

Игра «Знаешь ли ты...»

Цель: обогатить словарный запас названиями животных.

Нужно приготовить фишки. В первом ряду - звери, во втором -птицы, в третьем - рыбы, в четвертом - насекомые. Играющие поочередно называют сначала зверей, затем птиц и т.д. и выкладывают при правильном ответе фишку в ряд. Выигрывает тот, у кого будет выложено больше фишек.

Игра «Дикие домашние животные»

Цель: развитие речи, закрепить знания о диких и домашних животных.

Перед вами картинки. Закройте фишками домашних животных. Каких еще домашних животных вы знаете? Какую пользу они приносят человеку?

Назовите детенышей домашних животных…

Закончи предложения:

У волчицы появились...    У медведицы ...       У белки ...     У зайчихи ... У лисы ...    У ежика ...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся первого класса.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать, вступать в диалог; участвовать...

Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий у детей с ограниченными возможностями здоровья

 Школа сегодня старается идти в ногу со временем. По словам  Д. Медведева,  «новая школа - это школа для всех. В любой школе, должна обеспечивается успешная социализаци...

Формирования коммуникативных навыков на логопедических занятиях у учащихся с ограниченными возможностями здоровья ( задержкой психического развития).

Методические приемы формирования коммуникативных компетенций у учащихся с ограниченными возможностями здоровья на логопедических занятиях....

Формирование коммуникативной компетенции учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках чтения и развития речи.

Формирование коммуникативной компетенции учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках чтения и развития речи....

Мониторинг сформированности личностных и коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся 4 класса.

laquo;Проба на познавательную инициативу» по методике «Незавершенная сказка». Цель: выявление развития познавательных интересов и инициативы школьника. Оценивались следующ...

Статья. Формирование и развитие коммуникативной функции у учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

В последние годы вопросы обучения детей с интеллектуальными нарушениями в большей степени, чем когда-либо, рассматриваются с позиций обучения практическим умениям, формирования у детей жизненной компе...