Выступление на РМО Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся с ограниченными возможностями здоровья
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
«Формирование коммуникативных универсальных
учебных действий у учащихся с ограниченными
возможностями здоровья»
Курмаева Светлана Яковлевна
учитель начальных классов
В настоящее время не только для нашей страны, но и для стран всего мира характерным является увеличение количества детей, имеющих различные отклонения в развитии.
У младших школьников с ЗПР формирование коммуникативных универсальных учебных действий происходит с запозданием.
Вообще у детей необходимо развивать следующие коммуникативные действия: (слайд 2)
1) планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
2) постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
3) разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
4) управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;
5) умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
В Примерной основной образовательной программе начального общего образования для детей с ЗПР указаны коммуникативные действия, которые должны быть сформированы у младших школьников с ЗПР в результате освоения данной программы: (слайд 3 не читать!)
1) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
2) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
3) овладение навыками осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
4) готовность слушать собеседника и вступать в диалог и поддерживать его; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение;
5) умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
6) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
(на фоне слайда 3)
К коммуникативным УУД относятся: умение вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
Хочу поделиться опытом своей работы по данному направлению.
Умения формируются в деятельности, а коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе общения учащихся, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Я работаю в классе, в котором 18 детей обучаются по основной общеобразовательной программе «Школа России» и два ученика по адаптированным образовательным программам для учащихся с умственной отсталостью. Обучение ведется совместно. Работаем как в малокомплектной школе. Это нелегко, так как дети ОВЗ требуют к себе повышенного внимания. Обучающиеся с ОВЗ, как правило, не могут самостоятельно добывать знания. При умственном напряжении они просто сразу отказываются работать: "Я не могу. Я не знаю", не могут найти границы между знанием и незнанием. Не в состоянии поставить цель. На этапе самоконтроля чаще всего паникуют или не в состоянии осуществить данную мыслительную операцию в силу нарушений развития. Также затрудняются подвести итог - забыли, какие задачи ставили в начале урока. Для детей с ОВЗ школа должна стать не источником информации, а учить ориентироваться в информационном пространстве и добывать нужную информацию самостоятельно. Учитель играет направляющую роль. Приходится полностью перестраивать уроки.
На уроках дети учатся задавать вопросы и понимать вопросы собеседника, отвечать на поставленные вопросы. Передают впечатления в рассказе о повседневной жизни. Обмениваются мнениями, спорят, доказывают свое мнение.
Хорошо использовать такие задания, как «подготовь рассказ…», «опиши устно…», «объясни…» и т.д. Эти задания имеют чисто коммуникативную природу. Дети могут советоваться друг с другом, подсказывать, спорить, доказывать.
Предлагаю вашему вниманию упражнения и задания, которые способствуют формированию речевой активности и социальной компетентности.
Большую возможность для этого предоставляют уроки чтения, обучения грамоте, развития речи, речевая практика.
На данных занятиях с целью обогащения словарного запаса и уменьшения времени на орг.момент часто планирую нестандартное начало: (Слайд 4)
-назови слова, близкие (противоположные) по значению;
-найди третье (четвертое) лишнее слово (выделяют сходство, различие, что обосновывают связными высказываниями);
-назови слово, поменяв порядок букв;
-объясните значение (заменив одну букву: бочка-точка);
-в каких значениях употребляются одинаково звучащие слова (ключ, коса);
-измени ударение (стрелки, замки). Изменилось ли значение?
-отгадай (составь) загадку, дай развернутое объяснение;
-разгадывание кроссвордов.
Уже в начале урока происходит:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; (слайд 5)
Оргмомент.
Математика сложна,
Но говорим с почтением,
Что математика нужна
Всем без исключения!
Без счёта не будет на улице света,
Без счёта не сможет подняться ракета,
Без счёта письмо не найдёт адресата,
И в прятки сыграть не сумеют ребята!
- Тихо сели.
- Проверьте, все ли готово к уроку. У вас должна быть тетрадь, учебник, пенал, дневник.
- Начинаем наш урок
Как вы думаете, почему я начала урок с этих строк? (это для тех и других)
(Слайд 6) Практически в каждый урок ввожу пословицы и поговорки -сокровище русской народной речи и народной мудрости -необходимо как для воспитательного воздействия, так и для запоминания. Крылатые слова так же кратки и выразительны, являются «строительным материалом» нашего языка.
Главная моя задача заключается в том, чтобы создать условия, когда обучение это активная самостоятельная работа.
- Важное место в учебно-воспитательном процессе занимает технология личностно-ориентированного обучения на основе системно-деятельностного подхода, а так же игровая и групповая технологии, которые способствуют реализации коммуникативных интересов и активизации деятельности учащихся.
(слайд 7-8)
- Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы. При организации парной работы каждый ученик мыслит, предлагает свое мнение, в парах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идет взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии и диалога. Ученики не просто решают, обсуждают, а сравнивают, группируют, делают выводы, определяют закономерности, выступают в роли исследователей.
(слайд 9)
- При изучении темы ударение Прочитайте то, что записано на экране:
У Кати хорошие игрушки. Кати шар ко мне!
У Маши цветы в комнате. Не маши палкой!
Вот тут лежат пилы. У нас нет пилы.
- Сравните выделенные слова в левом столбике и в правом.
- Есть ли какая-нибудь разница в написании этих слов? А в произнесении?
(слайд 10) Задания из учебника метематики, предназначенные для групповой работы.
Главным становится выработка умений договориться и общаться, выполнение правил общения: при разговоре смотри на собеседника, тихо говори в паре, называй товарища по имени, как соглашаться, возражать, помогать, просить о помощи, внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять, дополнять, оценивать.
(слайд 11, 12, 13)
- Уроки, пронизанные элементами игры, соревнования, содержащие игровые ситуации значительно способствуют формированию коммуникативных УУД младших школьников. Во время игры ученик – полноправный участник коммуникации, он самостоятельно ставит перед собой задачи и решает их. Для него игра – это не беззаботное и легкое времяпрепровождение, самое важное – не по необходимости, не под давлением, а по желанию самих учащихся во время игр происходит многократное повторение материала в его различных сочетаниях и формах.
(слайд 14)
- Начинаем минутку чистописания. Сегодня у нас в гостях буква Я.
-Посмотрите и скажите, на что похожа буква? (Ответы)
(Письмо буквы я.)
-Игра «Кто больше назовёт слов с буквой Я в начале слова».
(слайд 15, 16)
- Развивать умение вступать в диалог с учителем.
Участвовать в беседе с учителем.
(слайд 17)
- Соблюдать правила речевого этикета. (слайд 17-18) Ребенок учится, развивается тактичность, предупр, терпимость, доброжелательность
(слайд 19-20)
- Выделять необходимую информацию.
(слайд 21-23)
- Оформлять свои мысли в устной форме.
(слайд 24-25)
- Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
- Что изучали на уроке? Что узнали нового?
- Что захочется рассказать дома родителям?
(слайд 26-27)
- На занятиях следует не только многократно отрабатывать речевой материал, но и специально автоматизировать навык использования речевых способов организации в различных бытовых ситуациях.
Разбор ситуаций: Я звоню себе домой,
В воскресенье все дома
Где я живу.
Моя дорога в школу.
Накрываем стол.
Мы в гостях.
(слайд 28)
Для учащихся с ОВЗ нужно регулярно предоставлять определенные готовые алгоритмы речевых действий и модели вариантов решения различных задач. Например, посещение музеев, театров, медицинских учреждений, банков, многофункциональных центров. Выявление представлений по теме, ситуации с опорой на наглядный материал.
Это отрабатывается на уроках Речевой практики. Там отрабатываются такие темы как:
- Расскажи мне о школе.
- Алло! Алло! Правила ведения телефонного разговора. Совершенствование умения участвовать в диалогах.
- Алло! Алло! Заучивание информации для общения с диспетчерами экстренных служб.
- С днем рождения! Моделирование диалогов на основе иллюстраций.
- С днем рождения! Ролевые игры по теме ситуации.
- Новогодняя сказка. Подготовка письменных приглашений на новогодний праздник.
- Дежурство. Ролевые игры по теме. Просьба, предложение, отказ, согласие.и др.
(слайд 29-30)
- Особое место на уроках и во внеурочной деятельности отводится театрализации и драматизации как одной из форм групповой деятельности учащихся. Младшие школьники очень любят инсценировать художественные сказки, басни.
(слайд 31)
- Во внеурочной деятельности разбираем такие вопросы как
Решение конфликтных ситуаций
Решение проблемных ситуаций:
1. Кто-то из одноклассников нарочно толкнул вас и свалил с ног. Как вы поступите?
- будете плакать;
- ударите его;
- сделаете ему замечание;
- пожалуетесь учителю.
2. Один из одноклассников смеется над вашим другом. Как вы поступите?
- будете плакать;
- пожмете плечами;
- будете смеяться над ним;
- будете защищать товарища.
3. Приятель схватил вашу ручку без разрешения. Как вы поступите?
- пожалуетесь учителю;
- поговорите с приятелем;
- попытаетесь отобрать ее;
- отлупите приятеля.
Как вы думаете, какими качествами и чертами характера должен обладать толерантный человек? /пониманием, сочувствием, уважать других людей/
(слайд 32)
Игра «Аплодисменты»
Когда я назову качество, которое помогает жить в мире и согласии друг с другом, вы хлопаете в ладоши, а если мешает – сидите тихо.
Честный, смелый, грубый, терпеливый, надежный, злой, врун, верный, ябеда, чуткий, отзывчивый, насмешник, решительный, жадный, внимательный, хитрый, справедливый, мужественный, добрый.
(слайд 33)
Беседа по сказке.
А сейчас послушайте сказку.
Жила-была девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить без подружек. Вот она и обратилась к старому седому волшебнику. Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла с ней дружить всю жизнь. Подумал волшебник и сказал: «Приходи ко мне завтра рано утром». Утром пришла Любовь в условленное место и видит, стоят пять прекрасных девушек, одна краше другой. «Выбирай, - сказал волшебник. Одну зовут Радость, другую Удача, третья Красота, четвертая Печаль, пятую Доброта». «Они все прекрасны», - сказала Любовь. «Да, они все хороши, ты в жизни встретишься с ними, но выбери одну из них», - ответил волшебник.
- А кого бы выбрали вы? Почему?
Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.
- Почему она выбрала доброту?
/необходимо быть добрым к другим, отзывчивым, терпеливым, уважать
окружающих/
(слайд 34)
Таким образом, для развития коммуникативных способностей детей в младшем школьном возрасте с задержкой психического развития и умственной отсталостью учителю необходимо:
1. Создать в классе атмосферу взаимной доброжелательности и взаимопомощи, только при этом каждый ребенок сможет чувствовать себя среди сверстников уверенным в себе, сможет спокойно выражать свое мнение;
2. Привлекать каждого ребенка к общим делам, участие в которых способствует развитию сплоченности класса;
3. Использовать групповые, парные формы работы на уроке для развития у детей умений вступать в контакт, диалог;
4. Использовать в работе с детьми коллективные игры, драматизации, развивающие мышление, творческую активность;
Сейчас это выглядит так. Мы все вместе, вместо «Не хочу», слышу «Я хочу». Последнее нововведение это замена учащимися учителя в классах, проведение и проверка тестов, контрольных работ. Ребята справляются с подобными ролями, им это нравится. А у меня есть возможность уделить больше времени учащимся, которые занимаются по другой программе.
Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель сегодня не в том, чтобы ученик знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях.
(слайд 35-38)
К концу обучения младшего школьника в начальной школе определяются следующие результаты формирования универсальных учебных действий.
К концу 1 класса учащиеся должны:
1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.
2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.
2. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
3. Слушать и понимать речь других.
4. Взаимодействовать в паре.
Во 2 классе:
1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.
4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
3 класс
1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.
4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.
6. Критично относиться к своему мнению
7. Понимать точку зрения другого
8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.
К концу 4 класса:
1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.
4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.
6. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
7. Понимать точку зрения другого
8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений.
За время, проведенное в школе, мои дети уже многому научились. Конечно, не все еще у нас получается. Многому предстоит научиться. Мы продолжаем работать в этом плане и очень надеемся, что добьемся положительных результатов.
Приложение
На уроках развития речи при изучении темы «Времена года» или на обобщающем уроке этой темы можно использовать дидактическую игру «Снеговики»
Цель: учим детей слушать внимательно, запоминать содержание, пересказывать, сочинять свои сказки.
Послушайте сказку, перескажите. Нарисуйте рисунок, отражающий ее содержание.
«В воскресенье я слепил трех замечательных снеговиков. Один получился большой, другой - поменьше, третий - совсем крохотный. Руки первого и второго - снежные комки, а у третьего - из сучков. Вместо носа вставлены морковки. Глаза из угольков. Стоят снеговики и меня дожидаются».
Подумайте, чем может закончиться сказка. Озаглавьте ее. Сочините свою сказку при снеговиков.
Игра «Круглый год»
Нужны картинки, изображающие времена года.
Рассмотрите картинки и определите время года на каждой из них. Что вам помогло найти правильный ответ? Какие признаки весны, лета, осени и зимы вы заметили? У художника было только 2 краски. А какие бы краски использовали вы, изображая лето, осень, зиму, весну? Нарисуй словами свои картинки и расскажи.
Игра «Знаешь ли ты...»
Цель: обогатить словарный запас названиями животных.
Нужно приготовить фишки. В первом ряду - звери, во втором -птицы, в третьем - рыбы, в четвертом - насекомые. Играющие поочередно называют сначала зверей, затем птиц и т.д. и выкладывают при правильном ответе фишку в ряд. Выигрывает тот, у кого будет выложено больше фишек.
Игра «Дикие домашние животные»
Цель: развитие речи, закрепить знания о диких и домашних животных.
Перед вами картинки. Закройте фишками домашних животных. Каких еще домашних животных вы знаете? Какую пользу они приносят человеку?
Назовите детенышей домашних животных…
Закончи предложения:
У волчицы появились... У медведицы ... У белки ... У зайчихи ... У лисы ... У ежика ...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся первого класса.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать, вступать в диалог; участвовать...
Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий у детей с ограниченными возможностями здоровья
Школа сегодня старается идти в ногу со временем. По словам Д. Медведева, «новая школа - это школа для всех. В любой школе, должна обеспечивается успешная социализаци...
Формирования коммуникативных навыков на логопедических занятиях у учащихся с ограниченными возможностями здоровья ( задержкой психического развития).
Методические приемы формирования коммуникативных компетенций у учащихся с ограниченными возможностями здоровья на логопедических занятиях....
статья Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся начальной школы в системе развивающего обучения Л.В. Занкова
Из опыта работы учителя в системе развивающего обучения Л.В. Занкова...
Формирование коммуникативной компетенции учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках чтения и развития речи.
Формирование коммуникативной компетенции учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках чтения и развития речи....
Мониторинг сформированности личностных и коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся 4 класса.
laquo;Проба на познавательную инициативу» по методике «Незавершенная сказка». Цель: выявление развития познавательных интересов и инициативы школьника. Оценивались следующ...
Статья. Формирование и развитие коммуникативной функции у учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
В последние годы вопросы обучения детей с интеллектуальными нарушениями в большей степени, чем когда-либо, рассматриваются с позиций обучения практическим умениям, формирования у детей жизненной компе...