№ | Тема урока | Часы | Страницы учебника, тетради | Характеристика деятельности обучающихся | Дата | Примечание |
План | Факт |
В мире общения (2 часа)
|
1. | В мире общения. Цели и формы общения.
| 1 | c. 4-6 р.т. с. 4-5 | Работа в парах. Коллективный обмен мнениями. Ориентирование в учебнике по заданиям учителя. Рассматривание рисунков, их словесное описание. Составление и построение делового диалога учителя с учениками и сюжетного диалога учащихся между собой в ролевой коммуникативной ситуации: мама с дочкой. Составление устных рассказов по рисунку (монологическое высказывание). | 11.03 |
|
|
2. | Родной язык – средство общения.
| 1 | с.7-9 р.т.с.6 | Рассказывание о том, с кем любят общаться дети. Формирование представлений о языке как средстве общения. Описывание ситуаций, изображенных на рисунках, опираясь на поставленные вопросы. Учебная дискуссия с целью разграничения умений в устном и письменном общении, в развитии представлений о речевой культуре. Объяснение смысла пословиц. | 12.03 |
|
|
Роль слова в общении (2 часа)
|
3. | Слово, его роль в нашей речи.
| 1 | с.10-12 р.т. с.7
| Постановка проблемы урока. Прогнозирование содержания художественного текста. Сравнение слов мама, мамочка, мамуля с целью выявления эмоциональных оттенков второго, третьего слова (наполнены ласкательным, нежным, любовным оттенком), побуждение учащихся к их более частому употреблению. | 13.03 |
|
|
4. | Текст. Культура речевого общения. | 1 | с.13-14 р.т. с. 8 | Постановка проблемы урока. Прогнозирование содержания художественного текста. Сравнение слов мама, мамочка, мамуля с целью выявления эмоциональных оттенков второго, третьего слова (наполнены ласкательным, нежным, любовным оттенком), побуждение учащихся к их более частому употреблению. | 16.03 |
|
|
Слово и его значение (3 часа)
|
5. | Слово и его значение.
| 1 | с. 15-16 р.т.с. 9-10
| Сравнение слов по звучанию и значению. Языковые игры. Построение модели слова радуга (в сочетании с рисунком, звуковой схемой, буквенной записью). Закрепление представлений о значении слова и его форме. | 17.03 |
|
|
6. | Функции слова. | 1 | с. 17-18 р.т. с.11 | 18.03 |
|
|
7. | Развитие речи. Слово как средство создания образа.
| 1 | с.19-20 р.т. с.12 | Работа в парах. Коллективный обмен мнениями. Ориентирование в учебнике по заданиям учителя. Письмо по памяти. Чтение и обсуждение текста А. Митяева. Решение поставленной проблемы через доказательство на конкретных примерах. Списывание с образца первого предложения из рассказа А. Гайдара. | 19.03 |
|
|
Имя собственное (3 часа) |
8. | Знакомство с именами собственными. Отличие имени собственного от нарицательного. | 1 | с.21-23 р.т. с.13-14 | Обсуждение сообщения И. Самоварова о том, как по-разному слова называют предметы. Письменная работа предваряется примерами кличек, их толкованием. Работа в парах. Составление рассказов о своих собаках (или каких-то других домашних животных). | 20.03 |
|
|
9. | Имя собственное. Правописание имен собственных. | 1 | с. 24-26 р.т.с. 15-16
| Выразительное чтение диалога дяди Федора и кота Матроскина из повести Э. Успенского. Придумывание кличек животным с опорой на контекст, дополнив предложения. | 31.03 |
|
|
10. | Упражнение в написании имён собственных. Проверочная работа по теме «Имя собственное». | 1 | с. 27-28 р.т. с.17-18 | Оценка сделанных рисунков с учетом соответствия окраски кота его кличке Матроскин. Стилистический анализ фрагмента сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Чтение диалога героев сказки (по ролям). Сравнение имен героев сказки. Сам. работа. | 1.04 |
|
|
Слова с несколькими значениями (1 час) |
11. | Слова с несколькими значениями.
| 1 | с.29-30 | Уточнение значений слова язык. Объяснение значения слова язык с опорой на рисунки, затем по словарю С. И. Ожегова. (Толкование пословиц о языке как словесной речи можно провести с привлечением словаря В. И. Даля.) Знакомство с толковыми словарями В. И. Даля, С. И. Ожегова. | 2.04 |
|
|
Слова, близкие и противоположные по значению ( 2 часа) |
12. | Слова, близкие по значению (синонимы).
| 1 | с.31-32 | Работа с моделями слов. Составление предложений со словами, близкими по значению. Сравнивание букв и – ц – у, нахождение общих элементов и различий. Знакомство со страничкой словаря синонимов М. Р. Львова (с. 32). | 3.04 |
|
|
13. | Слова, противоположные по значению (антонимы).
| 1 | с.33-34 | Рассуждение, почему Г.-X. Андерсен назвал свое произведение «Гадкий утенок», а С. Аксаков выбрал для названия своей сказки слово «аленький», а не «красненький». Работа над словами с противоположным значением. Знакомство со словарем антонимов, то есть со словарем слов с противоположным значением; анализ антонимических пар, запись пословиц. Подбор антонимов, запись предложений. | 6.04 |
|
|
Группы слов (4 часа) |
14. | Знакомство с разными группами слов. | 1 | с. 35-36 р.т. с.19 | Упражнения на классификацию слов по группам. Чтение и обсуждение сообщения Ивана Самоварова о том, что слова в языке живут группами. | 7.04 |
|
|
15. | Предмет и слово как название предмета.
| 1 | с.37-38 | Работа со словом в художественном тексте. Нахождение слов-названий признаков предметов после прочтения стихов К. Бальмонта и А. Майкова, их запись. Проведение игры «Кто быстрее?» | 8.04 |
|
|
16. | «Узелки на память». Слова, отвечающие на вопросы: кто? что? | 1 | с.39-41 р.т. с.20 | Различение слов, обозначающих одушевленные и неодушевленные предметы. Запись слов, отвечающих на вопрос кто?, в один столбик, а слов, отвечающих на вопрос что?, в другой столбик (работа в парах). Работа над отрывком из сказки «Кот, петух и лиса». Словесная разминка: игра «Составь пару». | 9.04 |
|
|
17. | Знакомство со старинными учебниками.
| 1 | с. 42-44 р.т.21 | Знакомство со старинными учебниками. Выполнение задания на классификацию. Составление загадок (может быть вынесено на коллективное обсуждение в классе). Работа в паре. Составление простейших высказываний (текстов) в реальном общении, условном общении с явлениями мира природы и вещей, воображаемом общении с героями литературных произведений. | 10.04 |
|
|
Звуки и буквы. Алфавит (3 часа) |
18. | Звуки и буквы.
| 1 | с. 45-46 р.т. с .22 | Уточнение понятия «звуки речи». Наблюдение, как в художественных текстах изображают звуки окружающего мира с использованием звуков речи, звукоподражательных слов. Формулирование вывода о том, что звуки речи выразительны. Звуковой анализ слов. Уточнение представлений о букве как значке звука. | 13.04 |
|
|
19. | Сходство и различие звуков и букв. | 1 | с.47-49 р.т.с.23 | Разграничение звуков и букв (устное объяснение с последующей записью). Работа с загадками, сопровождение сведениями по истории письменности: буквы сравниваются с черными птичками, так как в старину писали птичьими перьями, окуная их в чернила, сделанные из сажи. Упражнения в культуре произношения. Наблюдения над смыслоразличительной ролью звука. | 14.04 |
|
|
20. | Алфавит. Проверочное тестирование по теме «Группы слов. Алфавит». | 1 | с. 50-51 р.т.24 | Обсуждение сообщения Ивана Самоварова об алфавите. Проверка знания алфавита в игровой форме: «цепочкой», «назови следующую букву после М» и др. Практическая работа: запись имен собственных в алфавитном порядке, применение правила записи имен собственных. Самостоятельная работа. | 15.04 |
|
|
Гласные звуки. Обозначение их буквами. Согласные звуки. Обозначение их буквами (4 часа)
|
21. | Гласные звуки.
| 1 | с. 52-53 р.т.25-26
| Повторения сведений, полученных в период обучения грамоте о гласных звуках. Расширение сведений о звуках и буквах. Сравнение слов по значению, звучанию, написанию. Стилистические наблюдения над изобразительными возможностями гласных звуков в художественной речи. | 16.04 |
|
|
22. | Обозначение гласных звуков буквами. | 1 | с.54-55 р.т. с.27 | 17.04 |
|
|
23. | Согласные звуки.
| 1 | с.56-57 р.т. с.28 | Работа над значением слов: сравнение словосочетания «светлый класс» – «дружный класс». Приведение примеров согласных звуков, их характеристика, соотнесение с буквами. Звукобуквенный анализ слов карандаш, парта по их моделям. Чтение сведений о языке Упражнения в произношении согласных звуков. Подбор к звукам звукоподражательных слов: [г] – гогочет, [х] – хохочет. | 20.04 |
|
|
24. | Обозначение согласных звуков буквами. Комплексная контрольная работа. | 1 | с.58-60 р.т. с.29 | Наблюдение над ролью согласных звуков в словесном творчестве. Работа в группах. Выполнение задания «Говори правильно». Практическое употребление словосочетания «много дел». | 21.04 |
|
|
Слоги. Перенос слов (4 часа) |
25. | Слоги.
| 1 | с. 61-62 р.т.с.30-31 | Рассматривание рисунка в учебнике, чтение предложений. Обсуждение сообщения Ивана Самоварова о слоге. Упражнения в делении слов на слоги. | 22.04 |
|
|
26. | Деление слов на слоги.
| 1 | с. 63-65 р.т.32 | Упражнения в делении слова на слоги, определение в слове количества слогов. Освоение слогового проговаривания как средства речевой выразительности в потешках, закличках. Составление рассказа о весне по опорным словам. | 23.04 |
|
|
27. | Перенос слов.
| 1 | с. 67-68 р.т.с.33 | Чтение рассказа Н. Сладкова, проведение беседы. Коллективное чтение и обсуждение сообщения Ивана Самоварова о правилах переноса. Воспроизведение правила переноса слов по памяти, приведение собственных примеров. Работа со словарными словами. Обсуждение работ, выполненных Аней и Ваней. Исправление ошибок Ктототама. Коллективное составление пословицы, ее запись. Определение односложных и двусложных слов. | 24.04 |
|
|
28. | Упражнение в переносе слов. Проверочная работа по теме «Слоги. Перенос слов». | 1 | с. 69-70 р.т. 34 | Проведение тренировочных упражнений (упр. 3–5) в парах. Выполнение игрового упражнения (устно), придав ему дополнительное произносительное значение (произношение звука [р]). Самостоятельная работа. | 27.04 |
|
|
Ударение. Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами (4 часа) |
29. | Ударение.
| 1 | с.71-72 р.т. с.35-36 | Работа с моделями слов «кру́жки» – «кружки́». Определение в словах ударения через выяснение значения слова на основе контекста. Развитие речи учащихся на основе текста К. Д. Ушинского «Два петушка». | 28.04 |
|
|
30. | Обозначение ударения в словах. | 1 | с.73-74 р.т. 37-38 | Работа с орфоэпическим словарем. Контрольное списывание: учитывание орфографической и каллиграфической стороны письма | 29.04 |
|
|
31 | Орфоэпические нормы языка. Словарь «Говори правильно».
| 1 | с. 75-77 р.т. с.38-39 | Орфоэпическая работа на литературном материале: литературные стихотворные образцы позволяют с помощью ритма запомнить место ударения в слове. Заучивание отрывка из стихотворения С. Маршака. Сравнение выражений «Спáла с деревьев листва»; «Ах, как долго я спалá!». | 30.04 |
|
|
32 | Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами. | 1 | с 78-79 р.т. с.40-42 | Оформление выставки рисунков к есенинским строкам «Солнца луч золотой...». Устные описания изображенного на рисунках. Звукобуквенный анализ слов слоны, кроты, дома, леса. Обозначение ударения в словах, подчеркивание букв, обозначающих безударные гласные.Сопоставление произношения и написания слов: говорим [слан-], а пишем «слон-». Упражнения в нахождении безударных гласных звуков и их проверке. Изменение слова так, чтобы оно обозначало один предмет.
| 1.05 |
|
|
Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме (4 часа)
|
33. | Твёрдые и мягкие согласные звуки.
| 1 | с. 80-82 р.т.с. 43-44 | Работа с моделями слов, сравнение количества звуков и букв. Сравнение пар слов, различающихся своим значением и звучанием. Лексическая работа на основе текста загадок. Звуковой анализ слов, при записи которых требуется писать на конце мягкий знак (конь, гусь). Дополнение предложений словами, подходящими по смыслу. | 4.05 |
|
|
34. | Обозначение мягкости согласных звуков на письме. | 1 | с.83-85 р.т. с.45-46 | Работа с моделями слов пальцы, пальто. Коллективная запись слов большой, указательный. Сравнение пар слов по значению и звучанию. Составление предложений по вопросам. Каллиграфическое письмо. Игра-соревнование «Кто больше?» | 5.05 |
|
|
35. | Обозначение мягкости согласных звуков с помощью букв е, ё, и,ю, я.
| 1 | с. 86-88 р.т. с.47 | Включение в диалог Ани и Вани. Звукобуквенный анализ слов рысь и рис. Работа со скороговоркой. Сравнение обозначения мягкости согласных звуков в схемах и на письме с помощью букв. | 6.05 |
|
|
36. | Упражнения в обозначении мягкости согласных звуков с помощью букв е, ё, и,ю, я. | 1 | с.89-90 р.т. с.48 | Обобщение представлений о способах обозначения мягкости согласных на письме. Составление предложений по уточнению смысла употребления слов. Нахождение мягких согласных звуков в словах, их подчеркивание. Объяснение способов обозначения мягкости согласных на письме в словах. Классификация слов. Работа с текстом Л. Толстого: чтение, запись.
| 7.05 |
|
|
Правописание буквосочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу (3 часа)
|
37. | Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу. | 1 | с.91-93 р.т. с.49 | Речевая разминка: чтение, слушание, проговаривание звукоподражательного текста. Выполнение характеристики согласных звуков [ж], [ш], [ч’], [щ’] как шипящих. Повторение правил правописания буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу. Коллективное составление цепочек слов. Изменение слов в форме единственного числа на слова в форме множественного числа (устно). Игровые тренировочные упражнения. Чтение и заучивание речевок. | 8.05 |
|
|
38. | Повторение правописания буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу | 1 | с. 94-95 р.т. с.50
| Упражнение в чтении, произношении слов с буквосочетаниями жи –ши, ча– ща, чу – щув связи с их правописанием. Подчеркивание буквосочетаний, написание которых надо запомнить. Обучение изложению текста по вопросам: чтение текста, придумывание заглавия («Вот так щука!»). Решение проблемной ситуации: можете ли вы изложить этот текст по памяти, если книга будет закрыта?
| 9.05 |
|
|
39. | Закрепление правописания буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу. Проверочная работа. | 1 | с.96-98 р.т. с.51 | Восприятие текста про Третьяковскую галерею через организацию заочного путешествия. Работа по вопросам: «Кто видел работы художника? Где можно увидеть его картины?». Чтение текста. Нахождение в тексте ответов на вопросы, осмысление их, обсуждение прочитанного. Самостоятельная работа.
| 11.05 |
|
|
Разделительный мягкий знак. Разделительный твёрдый знак (3 часа)
|
40. | Разделительный мягкий знак.
| 1 | с. 99-100 р.т. с.52 | Сравнение на слух произношения слов с разделительным мягким знаком и без него: «Коля» – «колья», «семя» – «семья». Чтение сведений рубрики «Узелки на память», слов и противопоставление их по произношению и смыслу:солю – солью, пылю́ – пы́лью. Сочинение шуточного поздравления одноклассникам с днем рождения как «с днем варенья» с использованием рифмованных слов. | 12.05 |
|
|
41. | Роль разделительного мягкого знака. | 1 | с.101-102 р.т. с.53 | Сравнение мягкого знака как показателя мягкости согласных и разделительного мягкого знака. Каллиграфическое списывание пословицы. | 13.05 |
|
|
42. | Разделительный твердый знак. Проверочное тестирование. | 1 | с.103-105 р.т. с. 54 | Сравнение звучания и значения слов. Упражнение в звуковом анализе слов. Чтение и осмысление пословиц. | 14.05 |
|
|
Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами (2 часа)
|
43. | Звонкие и глухие согласные звуки, их обозначение буквами. | 1 | с.106-108 р.т. 55-56 | Сравнение звучания и значения слов. Упражнение в звуковом анализе слов. Чтение и осмысление пословиц. Развитие творческого воображения. | 15.05 |
|
|
44. | Непарные звонкие и глухие согласные звуки.
| 1 | с.109-111 р.т. с.57 | Ознакомление со способом проверки парных согласных на конце слова. Упражнение в правописании слов с парными согласными на конце. Составление ответов на вопросы к тексту (коллективно), их запись (самостоятельно). Развитие поэтического слуха, наблюдение над ролью согласных звуков в поэтических текстах рубрики «Словесное творчество».
| 18.05 |
|
|
От слова к предложению. Знаки препинания в конце предложения (3 часа) |
45. | Предложение.
| 1 | с.112-113, р.т. с.58
| Сопоставление отдельных слов и предложений через сравнение их функций. Упражнения в составлении предложений, пословиц на основе связи слов по смыслу. Составление длинных предложений с помощью вопросов | 18.05 |
|
|
46. | Отличие слова от предложения. | 1 | с.114-115 р.т.с.59 | 19.05 |
|
|
47. | Знаки препинания в конце предложения.
| 1 | с.116-119 | Работа с текстом учебника – учебная дискуссия. Работа по озаглавливанию текста – передать в заголовке ласковое отношение к животному. Формулирование ответа на проблемный вопрос: «А почему автор К. Ушинский озаглавил рассказ не “Корова”, а “Коровка”?». Создание текстов (устных, письменных) по опорным словам по теме. | 19.05 |
|
|
От предложения к тексту (3 часа) |
48. | Итоговая контрольная работа. | 1 |
|
| 20.05 |
|
|
49. | Текст.
| 1 | с. 120-122 р.т.с. 60-61 | Составление текста записки. Рассуждение по вопросу (в упражнении), который не предполагает однозначного ответа: «Если записка или письмо состоит хотя бы из двух предложений, связанных по смыслу, то это уже текст». Создание собственных текстов (устных, письменных) по опорным словам по теме. | 21.05 |
|
|
50. | Отличие предложения от текста. | 1 | с. 123-124 р.т. с. 62-63 | Раскрытие особенностей письма как текста. Учебный диалог с Ктототамом, Алешей: уточнение имеющихся представлений о том, как писать письмо (в частности, обсуждается письмо Алеши). Создание собственных текстов (устных, письменных) по опорным словам на предложенную тему. | 22.05 |
|
|