Рабочая программа по внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС
рабочая программа (4 класс) на тему

Арзямова Надежда Ивановна

Рабочая программа по внеурочной деятельности в соответсвии с ФГОС. Кружок "Проектная деятельность в 4 классе ". Направление: социальное.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_vneurochnoy_deyatelnosti.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная программа

направление:

социальное

Кружок «Проектная деятельность в 4 классе»

Руководитель Арзямова Н.И

2014 – 2015 уч. г

Пояснительная записка

Начальная школа — важнейший этап в процессе общего образования школьника.  За четыре года ему надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться –  стать «профессиональным учеником».   

Стратегия, предлагаемая настоящим проектом ФГОС НОО, нацелена на:  

–  формирование  средств  и  способов  самостоятельного  развития  и продвижения ученика в образовательном процессе;  

–  поддержку  внеурочных,  внешкольных  и  внеучебных  образовательных достижений школьников, их проектов и социальной практики;  

–  непосредственное  участие  в  определении  приоритетов  социализации детей  и  в  оценке  качества  получаемого  ими  образования  гражданского родительского)  сообщества,  представленного  в  общественных  советах образовательных учреждений.

ФГОС  НОО  впервые  фиксирует  в  правовых  нормах  те  элементы  новой школы,  которые  за  много  лет  убедительно  доказали  свою  практическую целесообразность.  Инициативность  и  самостоятельность  участников образовательного  процесса  становятся  основным  ценностно-целевым ориентиром Стандарта.  

В проекте ФГОСов  задается следующий результат образования на выходе из начальной школы:

«– умение решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации;

– овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки;

– определение способов контроля и оценки деятельности (ответ на вопросы: «Такой ли получен результат?», «Правильно ли это делается?»); определение причин возникающих трудностей, путей их устранения; предвидение трудностей (ответ на вопрос «Какие трудности могут возникнуть и почему?»), нахождение ошибок в работе и их исправление;

– учебное сотрудничество: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности».

Поэтому в настоящее время все более актуальным становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования. В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решать, в частности, через организацию проектной деятельности. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.

Цель проекта: теоретическое обоснование, практическая разработка и апробация модели организации образовательной среды через проектную деятельность.

Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий по решению субъективно значимой проблемы ученика, завершающийся созданием продукта и его представлением в рамках устной или письменной презентации.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми», т.е., если теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.

Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.

.

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.

Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор.

По комплексности (иначе говоря, по предметно – содержательной области) можно выделить два типа проектов.

1) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.

2) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

.

Классификация проектов по продолжительности.

Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее.

Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков.

Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.

Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.

Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя.

В  начальной школе  проектная деятельность осуществляется на уроках, на свободной самостоятельной работе, во внеурочное время. Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком (может быть сдвоенными уроками) или одной - двумя неделями Практикуются совместные проекты всего класса по какой-либо проблеме, проекты, выполненные. совместно с родителями, индивидуальные проекты.

Презентация проектов.

Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта.

Важно, чтобы дети ощутили потребность в тех изделиях, которые они изготовили, почувствовали атмосферу праздника оттого, что они доставили радость людям.

Виды презентационных проектов могут быть различными, например:

- Воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа).

- Деловая игра.

- Демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий.

-.

- Игра с залом.

- Иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций…

- Инсценировка реального или вымышленного исторического события.

.

- Путешествие.

- Реклама.

- Ролевая игра.

- Соревнования.

- Спектакль.

- Спортивная игра.

  • В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта. Очень важно, чтобы дети рассказали, как именно они работали над проектом. При этом демонстрируется и наглядный материал, изготовлению которого была посвящена значительная часть времени, показывается результат практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений. То, что готовят дети для наглядной демонстрации своих результатов, названное нами продуктом работы над проектом, требует использования определенных знаний и умений по технологии его изготовления

 

Содержание программы

4 класс

Тема 1: «Введение»  (1ч)

Что такое технология проектного обучения? Значимость проектной технологии. Источники, из которых берется материал: книга, Интернет, информаторы, телевидение  и другие источники.  Выбор предполагаемых участников проекта.

Виды проектов.

По времени: краткосрочные, среднесрочные, длительный проект.

По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные.

По содержанию: монопредметный, межпредметный, над предметный.

Классификация проектов по ведущим видам деятельности: учебные исследования (очень популярный); информационный (сбор и обработка информации); игровые (занятия в форме игры); творческие проекты, практико - ориентированные (практические).  Некоторые отличия проектной деятельности от традиционной учебной деятельности.

Тема 2: Проект “Посмотри как хорош край, в котором ты живёшь ”. (5 ч)

  1. Познакомить с растениями и животными родного края, дать задание о сборе материала о редких растениях и животных нашего края. (1 ч)
  2. Создать Красную книгу растений  и животных  родного края. (1 ч)
  3. Оформить стенд «Как прекрасен наш край». (1 ч)
  4. Подготовить выставку рисунков и поделок о родном крае. (1 ч)
  5. Провести защиту проекта. (1 ч)

Тема 3:  Проект “Учимся решать экологические проблемы в школе”.(7 ч)

  1. Провести «Урок – экскурсию» по школе и прилегающей к ней территории. (1 ч)
  2. Определить с помощью тестирования экологическое состояние территории школы и пришкольного участка. (1 ч)
  3. Провести анкету «Что ты можешь сделать для улучшения экологического состояния коридора, класса в здании своей школы». (1 ч)
  4. Предоставить детям возможность написать сочинения на тему: «Экологическое состояние школы и его улучшение по моим представлениям» (изложить свою точку зрения на предмет улучшения экологического состояния школы и пришкольного участка.) (1 ч)
  5. Сформировать группу детей для улучшения экологического состояния школьного коридора, своего отдельно взятого школьного кабинета, выдвинуть перед ними определенные задачи, сформулировать правила по которым будет существовать данная группа (озеленение, развешивание гардин, влажная уборка подоконников на большой перемене). (1 ч)
  6. Приведения в порядок школьной территории (уборка осенней и весенней листвы, подравнивание кустарников силами детей, высадка однолетних и многолетних цветов и трав). (1 ч)
  7. Провести презентацию проекта. (1 ч)

Тема 4:  Проект  “Новый год в моих фантазиях». (4 ч)

  1. Проведение беседы на тему:   «Новый год в моих фантазиях».        Обогатить представления детей о празднике. Обратить внимания, откуда к нам пришел этот праздник, когда и почему мы начали праздновать новый год? (воспользоваться литературой, Интернетом, журналами и газетными публикациями  для расширения знаний и представлений детей в ходе подготовки проекта.) Откуда к нам пришла традиция ставить хвойное дерево на новогодний праздник и его украшать? Какие украшения вешали люди в далекой старине на елку? Какие новогодние традиции, остались у нас от далекой старины? (1 ч)
  2. Изготовление новогодних украшений для елки. (1 ч)
  3. Защита проекта в виде новогоднего представления.  (1 ч)
  4. Завершить проект конкурсом «Образ зимы в твоих картинках, поделках, рассказах, сочинениях, стихах» (сделанных руками детей). (1 ч)

Тема 5:   Проект  “Моя семья”.  (6 ч)

 Семья - это одна из главных ценностей для человека в жизни; небходимо знать историю своей семьи, уважать своих родственников и помнить о них.  Необходимо знать: часто о человеке судят по его семье; следовательно, свою семью надо создавать на принципах любви и уважения.  Понять это, должна помочь поисковая работа в виде проекта.

  1. Проведение беседы: «О понимание роли семьи  в жизни человека» (изучить историю данной семьи, род занятий членов семьи, их хобби, родственные связи и отношения, понять свою роль в этой семье.) (1 ч)
  2. Сбор фотографий, отражающих родственные и важные моменты в жизни отдельно взятой семьи. (1 ч)
  3. Оформление небольшого семейного альбома исследуемой семьи. (1 ч)
  4. Написание эссе о путешествиях, труде и отдыхе данной семьи. (1 ч)
  5. Изобразить древо, на плакатном листе данной семьи. Провести конкурс «Моя родословная». (1 ч)
  6. Завершить проект презентацией перед всем классом.  (1 ч)

Тема 6:  Проект «Наши бабушки и мамы»  (3 ч)

  1. Подготовка и выпуск рисунков, портретов: «Это мамочка моя», «Это бабушка моя». (1 ч)
  2. Подготовить и провести экскурсию на работу одной из мам. (1 ч)
  3. Защита проекта «Наши бабушки и мамы». (1 ч)

Тема 7:     Проект  “Перемена”.(4 ч)

  1. Провести беседу: «Развлекательная игра на перемене». В беседе дети узнают о том, что бывают игры, отличающиеся: по динамике, по целям воспитания. Дети должны понять, что одни игры подходят  для игры на перемене, а другие нет, потому,  что не соответствуют правилам поведения в школе. (1 ч)
  2. Нахождение и подбор игр детьми с 1 по 4 класс, в которые можно играть на перемене. (1 ч)
  3. Провести неделю «Переменка» (каждая группа представляет и показывает найденные игры) (1 ч)
  4. Провести презентацию проекта. (1 ч)

Тема 8:  Проект «До свидания четвёртый класс!»  (4 ч)

  1. Подбор стихов, загадок, песен о школьных принадлежностях (1 ч)
  2. Подготовка и проведение конкурса мини-сочинений: «Мой любимый предмет» (1 ч)
  3. Сбор материала и изготовление газет: «Прощай четвёртый класс», оформление зала. (1 ч)
  4. Защита проекта в виде праздничного концерта: «До свидания четвёртый класс!»  (1 ч)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КРУЖКА «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Тема занятия

Количество часов

1.

Введение.

1

2.

Проект ”Посмотри как хорош, край, в котором ты живёшь.

5

3.

Проект “Учимся решать экологические проблемы в школе”.

7

4.

Проект  “Новый год в моих фантазиях».

4

5.

Проект  “Моя семья”.  

6

6.

Проект «Наши бабушки и мамы».  

3

7.

Проект  “Перемена”.

4

8.

Проект «До свидания четвёртый класс!»  

4

Всего: 34 часа

Учебно-методическое обеспечение Программы

1.Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач. школа. – 2005. - №9.

2.Семенова Н. А. «Исследовательская деятельность учащихся»// Начальная школа  2006г. №2.

3. Аркадьева А.В. «Исследовательская деятельность младших школьников» // Начальная школа плюс До и После. – 2005г.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Оч. умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения

Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколени...

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе ФГОС клуб"Почемучки"

Программа клуба «Почемучки» разработана с целью расширения курса «Окружающий мир»  для 1-4 класса, предусмотренным федеральным компонентом государственного стандарта в обл...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Оригами" 1 класс ФГОС

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, содержание курса, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки, учебно-методическое обеспечение образовательного процесса....

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Что такое хорошо» ФГОС НОО (базовый уровень) 1 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности«Что такое хорошо»ФГОС НОО(базовый уровень) 1 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Развитие математической грамотности» ФГОС НОО 3 класс

Содержание курсаЛогические и комбинаторные задачиМагический квадрат. Комбинаторные задачи. Логические задачи. Задачи на множества.Арифметические действия и задачиЧисла от 1 до 100. Задачи на части. Чё...