Рабочая программа по внеурочной деятельности "Оригами" 1 класс ФГОС
рабочая программа (1 класс) на тему
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, содержание курса, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки, учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_vneurochnoy_deyatelnosti_origami_1_klass_fgos.docx | 42.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа внеурочной деятельности «Оригами» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Программа предусматривает преподавание материла по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе.
Программа предполагает и постепенное изменение видов работы: от создания фигурок до сочинения сказок, коллективных работ, творческих альбомов детей, сказочных персонажей с последующей драматизацией, участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.
Основная задача на всех этапах освоения программы – содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.
Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование занимает одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своѐ отражение особенности восприятия человеком окружающего мира: природы, общественной жизни, а также особенности развития воображения.
Актуальность данной программы обусловлена тем, что новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования: быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения; быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Важная особенность занятий оригами — практически неограниченные комбинаторные возможности, скрывающиеся в обычном листе бумаги. Мы привыкли, что любой конструктор состоит из определенного набора деталей, которые можно соединять, с помощью которых создается множество форм. Теория изобретательства утверждает, что Идеальный Конструктор должен состоять из одной детали, с помощью которой создается бесконечное разнообразие форм. Оказывается, такой конструктор существует. Это — ОРИГАМИ, где из одной детали (листа) складываются тысячи и тысячи разнообразнейших фигурок! Несложные приемы складывания и безграничная фантазия детей способны сотворить целый мир. Мир особый, радостный, веселый, добрый и ни на что иное не похожий. Искусство ОРИГАМИ открыто всему миру.
Организация занятий направлена на поддержание постоянного интереса детей. Развитие интереса к творчеству происходит поэтапно в виде лестницы, ведущей наверх: от мотивации через мануальную практику, процесс познания, практическое творчество — к профессиональной пробе.
В программе предусмотрены различные учебно-игровые формы проведения занятий:
- копирование детьми действий педагога (самая распространённая форма);
- взрослый показывает несколько этапов складывания фигурки, а затем дети по памяти повторяют увиденные действия (выбор количества этапов позволяет упрощать или усложнять игру);
- педагог даёт команды, а дети, не имея перед глазами примера действия, выполняют их, таким образом осуществляется формирование логического мышления (педагог переводит зрительные образы в понятия и поправляет действия детей по уговору, как в игре «тепло» или «холодно»);
- дети отворачиваются или зажмуриваются, а педагог выполняет одну или несколько оригамных операций, после чего дети с большим или меньшим затруднением отгадывают, что было сделано;
- дети получают задание изготовить фигурки по готовой схеме (с разрешением её развернуть);
Запоминание последовательности операций изготовления модели представляет определенные трудности и для детей, и для взрослых. Как ребёнку легче запомнить длинную цепочку действий, которые необходимо проделать для изготовления той или иной фигурки? Мнемоника советует создавать цепочки ассоциаций. Лучше если цепочки ассоциаций будут представлять собой логически связанные образы. Для преодоления трудностей применяется показ изготовления моделей в сопровождении сказки. Промежуточные операции складывания могут ассоциироваться с реальными действиями. Фигурки на промежуточных этапах сложения также могут ассоциироваться с реальными образами.
Дети охотно ищут и находят образные сравнения, после чего последовательность действий с бумагой запоминается гораздо легче. Педагог и сам может демонстрацию изготовления фигурки сопровождать сказкой, где образы действующих лиц и их действия по ассоциации иллюстрируют совершаемые операции складывания квадратного листка бумаги.
Личностные универсальные учебные действия | |
«У ученика будут сформированы»: | «Выпускник получит возможность для формирования»: |
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; -желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; - осваивание новых видов деятельности, участие в творческом, созидательном процессе; | - осознания себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам; - стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья. |
Регулятивные универсальные учебные действия | |
-принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; - самостоятельно ставить цель предстоящей творческой работы, обдумывать замысел, находить необходимый художественный материал. | - контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. -адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления. |
Познавательные универсальные учебные действия | |
-самостоятельно ключаться в творческую деятельность; -осуществлять выбор вида творческой деятельности в зависимости от цели -проявлять способность к познанию окружающего мира; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме. | - устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения -понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач; -готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации. |
Коммуникативные универсальные учебные действия | |
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной; Учитывать различные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | -адекватно использовать творческие навыки для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач -умение обсуждать индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности, в процессе сотрудничества и создания коллективных творческих проектов. |
Изобретательство для старших ребят бывает двух видов: изобретение модели по заданию и самостоятельное изобретение по собственному выбору (на основе ранее полученных знаний и опыта).
Таким образом, приобретается опыт творчества, который даёт основу для более успешного приспособления к постоянно меняющимся задачам и условиям, какие ставит перед детьми жизнь.
.
Содержание программы внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
В соответствии с ООП ООО в основе программы внеурочной деятельности по оригами лежит системно-деятельностный подход, который заключается в вовлечении учащихся в учебную деятельность, формировании компетентности учащегося в рамках программы.
Образовательный процесс по оригами для начинающих можно разбить на три крупных раздела, обязательных для полноты представления предмета.
Учёт возрастных возможностей учащихся состоит в различном количестве тем в каждом из разделов. Опыт подсказывает оптимальное соотношение учебных часов между разделами.
Занятия оригами
- позволяют «совершать путешествия» по сказкам народов мира, от русских народных до восточных, активно использовать образы восточной поэзии, тонко чувствовать природу, знакомить детей с произведениями живописи и графики;
- обеспечивают выход за рамки репродуктивного труда, увеличивают удельный вес творчества на занятиях, являются средством формирования развивающейся, духовно богатой личности;
- делают процесс занятия оригами и результаты практической работы не целью, а действенным средством познания материального мира и более глубоко, эмоционального выражения внутренних чувств ребенка, а значит, его сенсорного развития;
- дают возможность выработать у детей умения перенести ЗУН и способы умственных действий в новую ситуацию, на новый материал, а также умение комбинировать ранее усвоенные способы деятельности.
К концу обучения обучающиеся должны | |
знать | уметь |
что такое оригами | подбирать бумагу нужного цвета |
историю возникновения оригами | выполнять разметку листа бумаги |
основные приемы работы, способ складывания базового треугольника | пользоваться схемой, технологической и пооперационной картой |
название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, и других материалов | пользоваться чертежными инструментами, ножницами |
название, приемы складывания модулей | собирать игрушки – «оригамушки» |
необходимые правила техники безопасности в процессе всех этапов работы | составлять композицию из готовых поделок |
уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку | |
анализировать образец, анализировать свою работу |
1 класс (34 часа)
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Характеристика основных видов деятельности ученика | |
1 | Знакомство с оригами | 1 | Познавательная деятельность: Правила поведения на занятиях оригами. Правила пользования материалами и инструментами. Знакомство с видами бумаги и её основными свойствами, с инструментами для обработки. Практическая деятельность: Тренажёр по правилам безопасности труда при работе ручным инструментом. | |
2 | Квадрат – основная форма оригами | 5 | Познавательная деятельность: Знакомство с понятием «базовые формы». Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. Практическая деятельность: Изготовление моделей по плану (схемам) Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа). Упражнения в получении квадрата из произвольного листа бумаги Изготовление настольной игры «Кузнечики и их дом» «Ветряная мельница» Стаканчик для игры «Попадай-ка» Артисты пальчикового театра | |
3 | Базовая форма: | 5 | Познавательная деятельность: Знакомство с базовой формой «треугольник». Демонстрация складывания базовой формы «треугольник». Изготовление модели по плану. Письмо-конверт с войны. Солдатский треугольник. Практическая деятельность: Изготовление моделей по плану (схемам), оформление композиции по теме. Стилизованный цветок. Лисёнок и собачка. Яхта и пароход. Стаканчик. Синица и снегирь. Композиция «Птицы в лесу». | |
4 | Базовая форма: | 5 | Познавательная деятельность: Знакомство с базовой формой «воздушный змей». Демонстрация складывания базовой формы «воздушный змей». Алгоритм изготовления модели . Загадки, стихи, раскрывающие тему занятия; энциклопедические сведения о предмете занятия (домашние животные, сказочные и лесные птицы) Практическая деятельность: Изготовление моделей по плану (схемам), оформление композиции по теме. Кролик и щенок. Курочка и петушок. Сова. Сказочные птицы. Композиция «Домашние птицы на лужайке». | |
5 | Базовая форма: | 4 | Познавательная деятельность: Знакомство с базовой формой «двойной треугольник». Демонстрация складывания базовой формы «двойной треугольник». Изготовление модели по плану. Повторение названий базовых форм; повторение действий прошедших занятий; повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники безопасности. Загадки, стихи, раскрывающие тему занятия; энциклопедические сведения о предмете занятия (рассказы о жизни насекомых, рыб; интересные истории и т.п.) Практическая деятельность: Изготовление моделей по плану (схемам) Рыбка и бабочка. Головастик и жук. Лилия. | |
6 | Базовая форма: | 4 | Познавательная деятельность: Знакомство с базовой формой «двойной квадрат». Демонстрация складывания базовой формы «двойной квадрат». Изготовление модели по плану. Показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций о жизни животных. Практическая деятельность: Изготовление моделей по плану (схемам), оформление композиции по теме. Жаба. Яхта. Композиция «Островок в пруду». | |
7 | Базовая форма «Конверт» | 2 | Познавательная деятельность: Знакомство с базовой формой «конверт». Демонстрация складывания базовой формы «конверт». Изготовление модели по плану. Информация познавательного характера о плавательных средствах передвижения по воде. Практическая деятельность: Изготовление моделей по плану (схемам), оформление композиции по теме. Пароход и подводная лодка. Композиция «В море». | |
8 | Цветы к празднику 8 Марта | 2 | Познавательная деятельность: 8 марта – международный женский праздник. Легенды о цветах (Нарцисс, волшебный цветок папоротника). Практическая деятельность: Изготовление моделей по плану (схемам), Оформление композиции по теме. Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток. | |
9 | Впереди – лето! | 2 | Познавательная деятельность: рассматривание образца, анализ (названия; форма основной детали; дополнительные детали, их парность и расположение по отношению к основной; способ соединения деталей; отделка готовой фигурки) Практическая деятельность: Изготовление моделей по плану (схемам) Парусный кораблик. Соревнования «Гонки на столе». | |
10 | Итоговые занятия Оформление выставочных работ Резерв учебного времени | 4 | Познавательная деятельность: Самооценка культуры труда и трудовых навыков. Оценка умений: организовывать свое рабочее место, рационально использовать необходимые материалы, аккуратно выполнять работы. Подведение итогов работы за год. Беседа на тему «Чему мы научились на занятиях?» Практическая деятельность: Оформление композиций по теме. Выставка моделей, изготовленных в течение года. Проведение конкурса «Самые умелые руки». Вручение грамот, призов. Контрольное тестирование. |
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ | Тема занятия | Количество часов | |
Раздел I | 11 ч | ||
1 | Знакомство с оригами
| 1 | |
2 | Квадрат – основная форма оригами | 5 | |
3 | Базовая форма: | 5 | |
Раздел 2 | 16ч | ||
1 | Базовая форма: «Воздушный змей» | 5 | |
2 | Базовая форма: «Двойной треугольник» | 4 | |
3 | Базовая форма: «Двойной квадрат» | 4 | |
4 | Базовая форма «Конверт» | 3 | |
Раздел 3 | 4ч | ||
1 | Цветы к празднику 8 Марта | 2 | |
2 | Впереди – лето! | 2 | |
Раздел 4 | 3ч | ||
1 | Итоговые занятия. Оформление выставочных работ. | 2 | |
2 | Резерв учебного времени | 1 | |
ИТОГО | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по матеиатике 1 класс ФГОС
Рабочая программа по математике для 1 класса ФГОС УМК "Школа России"...
рабочая программа окружающий мир 2 класс ФГОС
Тематическое планирование по ФГОС 2 класс По программе "Начальная школа XXI века"...
рабочая программа изобразительное искусство 2 класс ФГОС
Тематическое планирование по ФГОС 2 класс по программе "Начальная школа XXI века"...
Рабочие программы 2012-2013 1 класс, ФГОС, школа России
В учебном материале представлены рабочие программы для 1 класса на 2012-2013 учебный год, осотавленные в соответствии с требованиями ФГОС. К каждой программе прилагается календарно-тематическое планир...
Рабочая программа по математике 2 класс ФГОС Школа 21 век
Рабочая программа составлена на новый учебный год по программе Школа 21 век с учетом ФГОС...
Рабочая программа по математике 2 класс ФГОС по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с ОВЗ VII вида.
Рабочая программа по математике 2 класс ФГОС по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с ОВЗ VII вида.Рабочая программа по учебному предмету «Математика» сос...
Образовательная рабочая программа по внеурочной деятельности по ФГОС на 2015 - 2016 учебный год для 2 класса
В данной рабочей программе прописаны цели, задачи, уровни развития учащихся, УУД, ожидаемые результаты. Составлен календарный план - сетка на учебный год. Представлена примерная тематика классных часо...