Мир науки и искусства-школьнику
проект (2 класс)
Предварительный просмотр:
Проект «Мир науки и искусства - школьнику»
Актуальность. Изменения, происходящие с современным миром, с обществом побуждают искать новые педагогические средства проектировать актуальные развивающие формы организации образовательного процесса в школе и вне её. Этот проект является инновационной формой полезного сотрудничества музея, школы и вуза.
Результатом взаимодействия становится создание особой образовательно-культурной среды, интегрирующей полезные возможности трех субъектов – музея, школы и педагогического вуза – в достижении высоких образовательных результатов, соответствующих требованиям ФГОС , и в одновременном обогащении культурологической составляющей образовательного процесса.
Основные цели субъектов взаимодействия :
-ШКОЛЫ как общественного института – обеспечение качества образовательных результатов, выделенных во ФГОС,
-МУЗЕЯ-ПАМЯТНИКА как учреждения, собирающего, изучающего, сохраняющего пропагандирующего культурное наследие ,
-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА, в особенности, его научно-методических структур- обеспечение школы современными профессиональными кадрами, разработка научных концепций образовательных систем и их методического обеспечения, повышение качества образовательных результатов в системе общего образования.
В качестве системообразующего компонента выступают ресурсы музея-памятника – материализованного продукта творческого труда человека, вобравшего в себя результаты многовекового развития строительства, архитектуры и многих искусств, при возведении и украшении которого были использованы достижения научно-технической мысли разных эпох. Изучение культурно-исторического наследия музеев-памятников позволяет интегрировать субъектный опыт ученика с содержанием учебных предметов и развивать у детей ощущения причастности к отечественной культуре.
Основной целью разработки и реализации проекта является приобщение школьников к сосредоточенным в музеях-памятниках ценностям культуры, развитие у них духовного начала и формирование расширенных знаний и представлений о традициях и достижениях разных стран как во внеурочное ( в музеях ), так и в урочное время при изучении различных дисциплин. Основой проекта как метаметодического явилась идея интеграции. Эта идея реализуется на уровне содержания разных научных областей, изучаемых в школе, и на уровне научного опыта с культурным наследием нашего города, представленным такими объектами культуры как музеи-памятники.
Проект содержит три блока.
Первый блок включает комплекс разработанных музейными педагогами экскурсий и занятий и представляет культурологическую основу содержания двух следующих блоков .Осуществляется работниками музеев.
Второй блок разрабатывается сотрудниками научно-исследовательского института общего образования, включает подготовку учебно-методических материалов по разным учебным предметам для школьников на основе культурно-исторического наследия музеев.
Третий блок разрабатывается сотрудниками НИИ ОО и реализуется совместно с педагогами для школьников, с которыми ведется работа в рамках первого и второго блоков.
Итоговым мероприятием был выбран интеллектуальный турнир, как составная часть проекта и оно может рассматриваться как показатель , результат реализации проекта.
Интеллектуальный турнир- составная часть проекта, которая являет собой пример практической реализации рузультатов научных исследований.
Интеллектуальный турнир-это многоэтапная композиция, выполняющая одновременно образовательно-культурную и диагностическую функции. Участие в интеллектуальном турнире дает ощутимые метапредметные образовательные результаты, т. е. учащиеся осваивают способы деятельности, применяемые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях,освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов (ФГОС). Происходит формирование целостного мировоззрения.
Участниками интеллектуального турнира являются учащиеся 1-В и 1- Г классов.
Этапы организации и проведения межпредметного интеллектуального турнира в рамках проекта « Мир науки и искусства—школьнику»:
-в класс
-между классами
-итоговая игра
1 ЭТАП | 2 ЭТАП | 3 ЭТАП |
Формирование команд в классе | Выявление участников интеллектуального турнира | Диагностика, итоговый срез сформированности УУД |
Ознакомление с форматом и содержанием межпредметных заданий и задач | Диагностика сформированности УУД, научно-методическая поддержка | Апробация новых разработанных типов межпредметных заданий и задач и форм их предъявления |
Диагностика сформированности УУД, научно-методическая поддержка | Апробация разработанных межпредметных заданий и задач и форм их предъявления, разработанных форм интеграции урочной и внеурочной деятельности | Рефлексия, обобщение опыта, корректировка |
Деятельность ОУ на этапах организации и проведения интеллектуального турнира в рамках проекта « Мир науки и искусства-школьнику».
1 ЭТАП | 2 ЭТАП | 3 ЭТАП |
Формирование рабочих групп из учащихся и педагогов | Работа над межпредметным проектом | Подготовка « проектной папки» |
Посещение экскурсий | Решение разработанных конкурсных межпредметных заданий и задач | Подготовка заданий , разработка межпредметной задачи противнику |
Пробное решение разработанных НИИ ОО межпредметных заданий и задач | Посещение экскурсий | Выступление команды на итоговой игре |
Включение учителей – предметников методических разработок НИИ ОО | Посещение педагогом семинаров, обмен опытом | Подведение итогов участия в межпредметном интеллектуальном турнире в рамках проекта «Мир науки и искусства-школьнику» (рефлексия) |
Выбор темы для межпредметного проекта в рамках предложенного проектного задания | Презентация промежуточных результатов проекта |
Временная шкала интеллектуального турнира в рамках проекта « Мир науки и искусства-школьнику»
ЯНВАРЬ | ФЕВРАЛЬ | МАРТ | АПРЕЛЬ | МАЙ |
Выбор темы Постановка целей | Классный тур Выявление победителей | Семинар для педагогов Турнир между классами | Итоговая игра | Итоговый семинар Рефлексия |
Межпредметные задания и задачи.
Межпредметные задания и задачи имеют не только « конкурсную» суть, но и оказывают и образовательный , развивающий эффект, используются для выявления разных уровней ( репродуктивный, продуктивный, творческий) сформированности познавательных УУД .
Выполнение межпредметных проектов позволяет учащимся практиковаться в использовании новых приемов работы с информацией, осваивать метаметодические способы переноса ранее освоенных учебных действий на другое содержание , осознать взаимосвязь различных предметных областей и общность гуманитарных и точных наук. Представленные задания удовлетворяют потребность в системном, интегрированном подходе к изучению экскурсионного материала. Использование фабулы , включение в содержание заданий информации об объектах культуры, требует переноса знаний и их применение во внеучебной ситуации, что способствует развитию ключевых компетентностей у учащихся.
Интеллектуальный межпредметный турнир « Юбиляры Петербурга. Календарь знаменательных дат сквозь призму школьного образования»
Межпредметные задания и задачи.
№ | Название | Суть | Формируемые УУД | Этап |
1 | Проект в определенной заданной форме | Проектные задания определяются тематикой турнира. В рамках проектных заданий классы самостоятельно строят проектный маршрут исходя из особенностей и предпочтений классов. Промежуточные результаты проекта могут быть представлены в виде печатных материалов , образно-графической модели и т.д. В итоговой игре результаты проекта представляются в виде сообщения, интерактивного доклада. | Исследовательские умения, регулятивные У У Д в рамках проектной деятельности ( также У У Д разных групп) | Межкл Итоговая игра |
2 | Идентификация | Идентификация и отнесение объекта \ персоналии по определенным признакам к событию, временному отрезку, области знаний и др. (в зависимости от цели). Идентифицируемый объект может быть представлен на слайде в различных формах: текстовом, визуально-графическом, символьном и т.д. | Навыки работы с информацией, представленной разными способами, на продуктивном уровне,( общеучебные У У Д, коммуникативные У У Д) | Итоговая игра |
3 | Блиц-конкурс | Комплекс кратко сформулированных вопросов (закрытых) 3-4 варианта ответов.Вопросы сопровождаются фотографией (картиной),имеющей непосредственное отношение к теме турнира.Учащиеся выбирают один ответ. В случае выбора правильного ответа команда получает право открыть 1-2 квадратика и по открывшемуся фрагменту узнать и назвать что изображено на фотографии. Если фотография названа правильно, команда получает дополнительный балл. | Навыки работы с тестовыми заданиями (логические У У Д на продуктивном уровне) | Итоговая игра |
4 | Конкурс для знатоков | Мнжпреметные задачи и задания, конструирование, решение и обоснование которых предполагает использование не только предметных знаний и умений. Материал разных предметных областей или «жизненный» может быть представлен как в требовании, так и в условии задания. | Навыки работы с межпредметными понятиями и метапредметными заданиями открытого и закрытого типа (познавательные т коммуникативные У У Д), навыки работы с текстами разных типов | Итоговая игра |
5 | Рукотворное произведение | Деятельность учащихся, предполагающая включение изобразительных навыков и умений. Изготовление и представление поделки, макета, модели, образно-графической модели, иного изображения в соответствии с заданием и темой турнира. | Коммуникативные У У Д | Итоговая игра |
6 | Разминочные вариации | Короткие вопросы и задания, предполагающие плавное «вхождение» в игру. | Общие У У Д , нвыки работы с информацией, представленной разными способами | Итоговая игра |
7 | Задание противнику | Межпредметная задача, созданная по аналогии с конкурсом 4 самими учащимися. | Владение межпедметными понятиями | Итоговая игра |
8 | Фотоконкурс о теме межпредметной игры | Создание «фотосессий», раскрывающей предложенную идею. Может быть выполнено в виде фотоколлажа, серии фотографий и т.п. | Логические У У Д , систематизация ( творческий уровень) | Итоговая игра |
9 | Собирание пазла и подобные задания на восстановление | Восстановление и идентификация изображения, связанного с темой турнира, выполненного в виде «пазла»-разборной картинки. | Анализ и синтез | Итоговая игра |
Результаты проекта
« Мир науки и искусства-школьнику»
Взаимодействие с музеем-памятником представляет школе широкие перспективы для получения качественного образовательного и воспитательного результата в соответствии с ФГОС, для повышения собственного социального статуса, для профессионального роста педагогических кадров.
Школа основной адресат процесса взаимодействия. Сотрудничество способствует достижению высоких образовательных результатов, а школа отвечает за их качество.
Участие в проекте « Мир науки и искусства-школьнику» развивает не только детей, но и учителей: формирует междисциплинарное методическое мышление, позволяет смелее выходить за рамки своего предмета и использовать на своих уроках обширный культурологический материал.
Участие в проекте вносит позитивные изменения и оказывается неизменно полезным и интересным для всех участников зваимодействия.
Юбиляры Петерберга.Календарь знаменательных дат сквозь призму школьного образования.
- Гангутское сражение - 27 июля ( 7 августа) 1714 года
- Власть-величие –гордость ЭРМИТАЖ
- Сила знания – в просвещении АКАДЕМИЯ НАУК
- « У лукоморья дуб зеленый ……» ПУШКИН
Визитная карточка проекта
«Мир науки и искусства-школьнику»
Проект «Мир науки и искусства -школьнику» реализуется с 2008 года на базе Р Г П У им. Герцена (научно-исследовательского института общего образования) (Н И И О О),Государственного музея памятника « Исаакиевский собор» (Г М П « Исаакиевский собор») и сети общеобразовательных школ Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
У его истоков стояли основатели Н И И общего образования Р Г П У им. А.И. Герцена – академик ,д.п.н. Г.А. Бордовский, директор Г М П «Исаакиевский собор»,д.п.н. Н.В.Нагорский, первый директор Н И И О О, член-корр. Р А О ,д.п.н., профессор И.М.Титова. Этот проект уникальный опыт создания инновационной универсальной модели взаимодействия общеобразовательной школы, научного подразделения педагогического вуза и музея-памятника, в разработке которой принимала участие и второй директор Н И И О О , д.п.н., профессор Е.П.Суворова.
В настоящее время проект курируют:
Директор Г М П « Исаакиевский собор», профессор, народный артист России Н.В.Буров,
зам. директора Н И И О О Р Г П У им. А.И. Герцена, д.п.н., профессор Н.С. Подходова.
Проект активно поддерживается директором Н И И ОО Р Г П У им.А.И.Герцена, член-корр. Р А О,д.п.н., профессором А.П.Тряпицыной.
Разработчики:
Сотрудники Н И И общего образования Р Г П У им. А.И. Герцена:
Н.С.Подходова-зам.директора НИИ ОО д.п.н.,профессор,
С.В.Аранова-ведущий научный сотрудник НИИ ОО,к.п.н.
О.В.Леонтьева-ведущий научный сотрудник НИИ ОО, к.п.н.,
Б.А.Комаров-доцент кафедры методики обучения физики,к.п.н.;
Сотрудники ГМП «Исаакиевский собор»:
Е.Н.Корчагин – зам.директора ГБУК ГМП «Исаакиевский собор»,канд.пед.наук, заслуженный работник культуры
А.С.Шарий-зав.сектором музейной педагогики ГБУК ГМП «Исаакиевский собор».
В рамках разработки проекта учёными Н И И ОО РГПУ им.А.И.Герцена было проведено исследование «Проектирование образовательно-культурной среды на основе взаимодействия музея, школы и вуза». Исследование было поддержано Российским гуманитарным научным фондом в 2010-2013г.г. (проект №11-6а).
Цель исследования-разработка методологических основ создания универсальной модели трехстороннего взаимодействия объектов культурно-образовательного пространства, обеспечивающей:
-полезное взаимодействие школы, музея и педагогического ВУЗа в рамках образовательно-культурной среды;
- формирование ценностных ориентаций у участников образовательного процесса, духовное развитие, воспитание чувства любви к Родине и бережного отношения к культурным памятникам, осознание собственной ответственности за их сохранность;
-создание условий для реализации требований образовательных стандартов второго поколения к метапредметным и личностным результатам, в том числе универсальным учебным действиям.
Основные результаты исследования:
-определены теоретические основы обновления содержания школьного обучения за счет привнесения культурологического компонента и интеграции материала об объектах культуры, в частности, музеях России разных направлений,
-разработаны принципы построения и условия эффективного взаимодействия музея, школы и вуза в образовательно-культурной среде;
-спроецирована модель трехстороннего взаимодействия «музей-школа-ВУЗ», включающая:
1. методы включения информационной, эстетической и духовной составляющих культурно-исторического наследия объектов культуры ( в частности, музеев- памятников России) в образовательный процесс;
2. технологии наукоемкого обогащения учебных исследовательских проектов и заданий интегрированного характера в современной форме;
3. классификацию межпредметных заданий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наука даром не даётся - наука трудом берётся.
Очень важно сформировать умение слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и уважительного отношения к иному мнению.Формирование умения понимать пр...
Особенности психологии как науки, ее связь с педагогической наукой и практикой.
Существует два понятия психология: Психология житейская – психологические знания, почерпнутые из обыденной жизни.Отличительные характеристики:§...
Риторика-наука всех наук
Статья о том, что необходимо ребенку для успешного общения и развития его коммуникативных компетенций....
Технологическая карта урока «Люди науки» «Представитель науки — русский учёный Дмитрий Иванович Менделеев»
Материал для ознакомления младших школьников с русским учёным Д.И. Менделеевым....
Классный час "Наука для планеты, наука для людей"
Классный час...
Классный час в 3 классе. "Наука для планеты, наука для людей"
Классный час в 3 классе. "Наука для планеты, наука для людей"...