Педагогическая эффективность УМК "Диалог"
учебно-методический материал (1 класс) на тему

Лемешко Любовь Иннокентьевна

Данный УМК создает условия для мотивации ученика к учению, так как учитывает возрастные особенности детей, современные подходы к созданию мотивации через адекватно подобранные проблемные ситуации на уроках, подбор нестандартных продуктивных заданий, вызывающих активизацию интеллектуальной сферы деятельности учащихся, интересное для детей оформление и конструкцию учебных пособий.

Все учебные технологии, на которых базируется данный УМК, требуют совместной работы учителя с классом и учащихся друг с другом.

Многие тексты упражнений носят духовно-нравственный смысл

Так, например, материалы и задания по литературному чтению отражают интересы и потребности современного ребенка через подбор текстов художественных произведений, прежде всего отечественной классики и современной детской литературы, через многообразие тематики, жанровое многообразие. Включены произведения о самих детях и их сверстниках, о семье (заботе и любви к близким, взаимопонимании и взаимопомощи, совместном труде и творчестве), о друзьях и дружбе, о животных и природе, путешествиях и познании мира и самого себя и т.д. Содержание учебников предоставляет детям возможность выбора собственных читательских предпочтений и ориентированы в том числе на этот выбор.

Все учебники комплекса сконструированы таким образом, что уроки, связанные с приобретением нового знания или умения, основаны на диалоге педагога с классом.

В УМК предусмотрена система работы учителя и класса по развитию умений детей переносить конкретные предметные умения, сформированные при решении учебных задач, для решения задач практического характера.

Так, например, читательские умения, приобретённые в курсе литературного чтения, эффективно используется в параллельных содержательных курсах УМК (математики, окружающего мира), а также в проектной деятельности

Все предметные УМК, составляющие комплекс основываются на совокупности нескольких технологий, эффективное использование которых позволяет педагогу в полном объёме реализовать деятельностный подход в работе с учащимися.

Это:

проблемно-диалогическая технология,

технологии формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивного чтения);

технологии оценивания учебных успехов;

проектной технологии.

Каждый учебник данного УМК написан лично для каждого ребенка и обращен к нему.
Предполагается работа ребенка над учебными заданиями в личной траектории развития, выбор заданий для домашней работы, система работы над ними ориентирована индивидуальность ребенка. Этот подход, который характеризует всех авторов данного УМК, основывается на общем для УМК принципе диалогизации и вариативности обучения.

Система перекрестных взаимных ссылок между учебниками, включение словарей разного назначения во все учебники  создают условия для их применения при решении конкретных учебных задач или в качестве дополнительного источника информации. Это постоянная организация специальной работы по поиску информации внутри учебника, комплекта в целом и за его пределами

Каждый учебник создает не только свою, но и общую «картину мира»

Считаю, что УМК «Диалог»- междисциплинарный комплекс предусматривающий  формирование УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskaya_effektivnost_umk_dialog.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая эффективность  УМК «Диалог»

Данный УМК создает условия для мотивации ученика к учению, так как учитывает возрастные особенности детей, современные подходы к созданию мотивации через адекватно подобранные проблемные ситуации на уроках, подбор нестандартных продуктивных заданий, вызывающих активизацию интеллектуальной сферы деятельности учащихся, интересное для детей оформление и конструкцию учебных пособий.

Все учебные технологии, на которых базируется данный УМК, требуют совместной работы учителя с классом и учащихся друг с другом.

Многие тексты упражнений носят духовно-нравственный смысл

Так, например, материалы и задания по литературному чтению отражают интересы и потребности современного ребенка через подбор текстов художественных произведений, прежде всего отечественной классики и современной детской литературы, через многообразие тематики, жанровое многообразие. Включены произведения о самих детях и их сверстниках, о семье (заботе и любви к близким, взаимопонимании и взаимопомощи, совместном труде и творчестве), о друзьях и дружбе, о животных и природе, путешествиях и познании мира и самого себя и т.д. Содержание учебников предоставляет детям возможность выбора собственных читательских предпочтений и ориентированы в том числе на этот выбор.

Все учебники комплекса сконструированы таким образом, что уроки, связанные с приобретением нового знания или умения, основаны на диалоге педагога с классом.

В УМК предусмотрена система работы учителя и класса по развитию умений детей переносить конкретные предметные умения, сформированные при решении учебных задач, для решения задач практического характера.

Так, например, читательские умения, приобретённые в курсе литературного чтения, эффективно используется в параллельных содержательных курсах УМК (математики, окружающего мира), а также в проектной деятельности

Все предметные УМК, составляющие комплекс основываются на совокупности нескольких технологий, эффективное использование которых позволяет педагогу в полном объёме реализовать деятельностный подход в работе с учащимися.

Это:

проблемно-диалогическая технология,

технологии формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивного чтения);

технологии оценивания учебных успехов;

проектной технологии.

Каждый учебник данного УМК написан лично для каждого ребенка и обращен к нему.
Предполагается работа ребенка над учебными заданиями в личной траектории развития, выбор заданий для домашней работы, система работы над ними ориентирована индивидуальность ребенка. Этот подход, который характеризует всех авторов данного УМК, основывается на общем для УМК принципе диалогизации и вариативности обучения.

Система перекрестных взаимных ссылок между учебниками, включение словарей разного назначения во все учебники  создают условия для их применения при решении конкретных учебных задач или в качестве дополнительного источника информации. Это постоянная организация специальной работы по поиску информации внутри учебника, комплекта в целом и за его пределами

Каждый учебник создает не только свою, но и общую «картину мира»

Считаю, что УМК «Диалог»- междисциплинарный комплекс предусматривающий  формирование УУД.

Анализ  учебника «Математика.1 класс» УМК «Диалог»

Авторы: О.А Ивашова, Н.С. Подходова

На мой взгляд, у учебника математики есть ряд недостатков:                 Изучение первого  десятка заканчивается на  10-й неделе, этого времени явно мало, чтобы хорошо изучить первый десяток, тем более что наблюдается отрыв изучения числа от написания соответствующей цифры. Знакомство с числом 1 на 3-ей неделе, а учимся писать цифру 1 – на 6-й неделе. Начинаем изучать второй десяток, а учимся писать цифры 5, 2, 8. Целесообразно, на мой взгляд, учить детей писать цифру на уроке знакомства с числом. Таким образом запоминание идёт гораздо быстрее. Ученик пишет цифру и проговаривает её. Цифру 8 учимся писать во II четверти! Очень мало практического материала на отработку навыков счёта.  Мало времени отводится на изучение состава числа. После изучения состава числа даётся приём счёта по палочкам, по линейке. Для чего? На 12 неделе – счёт по палочкам!

Несколько мелких недочётов:

с. 24, № 2 – предполагается знакомство с латинскими буквами?

С.38, № 1 – непонятно задание под значком «ключ»;

С. 62, работа с рисунком. Составить по рисункам рассказы к примерам. (Невозможно по каким –либо признакам сгруппировать рисунки);

С. 138,№ 2, Вопрос. О количестве каких грибов рассказывает каждый отрезок? (На картинке отрезки и  ёлочные игрушки в коробках!)

С.148, № 3 Сделай к сказке рисунок или подделку. Ошибка в слове поделка!  

Учебник красочный, много интересных творческих заданий, работа в проектах, странички для любознательных – всё это отличает данный учебник от уже существующих. Интересны и понятны детям формулировки тем уроков, т.к. представлены в занимательной форме. Навигационная система учебника понятна детям. Возможно, есть необходимость включить значки к упражнениям, предполагающим работу в парах и группах, как это сделано в других учебниках этого комплекта. Оформление учебника «Математика» в едином стиле с другими учебниками целесообразно, так как подчёркивает суть УМК «Диалог».

Недельный принцип расположения тем может помочь педагогу при составлении календарно-тематического планирования на год и проведении корректировки планирования в течение учебного года. Уроки достаточно насыщены интересным  материалом, виды работ разнообразны, материалы упражнений нацелены на расширение кругозора учащихся. Прививается интерес к другим этносам, другим культурам, формируется уважение к другим народам и в соответствии с этим культуросообразное поведение. Учащиеся приобретают опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностного отношения к миру.

Анализ учебника «Русский язык .1 класс» УМК «Диалог»

Авторы: Л.В.Савельева, Е.А.Гогун, Г.С. Щеголева.

Учебник «Русский язык», на мой  взгляд, очень удачный, хотя и           имеются несколько мелких недочётов:

С.68, упр. 111. Даны слова МАЛИНА, ЯГОДА и их звуковые схемы, которые не соответствуют данным словам.

Малина – 6 звуков, а в схеме 5значков;     ягода – 6 звуков, в схеме 5 значков.

С.56 Алфавит. В названии букв допущены ошибки    

ЭР (написано РЭ),              ТЭ  (написано ЕЭ) .

С.81 № 128 На рисунке Медведь и Мышка. Вопрос. Кто из них является героем сказки «Теремок»? Предполагаемый ответ – Мышка.  (А не медведь ли раздавил теремок?)  Оба персонажа являются героями этой сказки!

В целом учебник хорош. Целесообразно распределение учебного материала, очень много познавательного материала,  идёт знакомство с логическим ударением, что немаловажно при обучении выразительному чтению. Материалы упражнений нацелены на расширение кругозора учащихся, прививается интерес к другим этносам, другим культурам, формируется уважение к другим народам и в соответствии с этим культуросообразное поведение. Учащиеся приобретают опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностного отношения к миру. За счёт анализа языковых явлений реализуется идея диалога культур. Разнообразные виды работ обеспечивают динамичность урока. Продумана работа над развитием речи, разработаны памятки по развитию речи, что позволит ребёнку успешно работать самостоятельно. Введены ключевые слова в начале урока – это термины,  которые должны на данном уроке усвоить учащиеся, их полезно включать в минутки чистописания и обращаться к ним неоднократно во время урока. Радует то, что детей учат работать со словарями. Представлены несколько видов словарей: «Толковый словарь», «Орфоэпический словарь», «Словарь научных слов», «Орфографический словарь».

 Недельный принцип расположения тем может помочь педагогу при составлении календарно-тематического планирования на год и проведении корректировки планирования в течение учебного года.

Удачно сформулированы темы уроков (в виде вопросов), что позволяет детям понять, над чем они будут работать на уроке и на какой главный вопрос найдут ответ к концу урока. Занимательные домашние задания будят интерес ребёнка к обучению, что создаёт положительную мотивацию, позволяет получить опыт творчества.

Навигационная система учебника понятна детям. Однако, целесообразно было бы условное обозначение ( * )  - словарное слово или узнай значение слова в словаре, развести.  Например, для словарных слов придумать другой значок, т.к. ребёнку трудно будет сориентироваться,  в каком словаре искать слово и в каком направлении с ним работать.

Оформление учебника «Русский язык» в едином стиле с другими учебниками целесообразно, так как подчёркивает основную суть УМК «Диалог».

Хорошо просматривается принцип вариативности обучения. Ученик имеет право выбора домашнего задания, самостоятельно выбирает вид и объём заданий, работает в проектах по желанию. В учебнике много заданий позволяющих выйти за рамки одного предмета, за рамки урока и проявить себя  в той области, где ребёнок может показать свою творческую самостоятельность. Это отличает УМК «Диалог» от уже существующих учебников.

  Анализ  учебника «Окружающий мир.1 класс» УМК «Диалог»

Авторы: Е.П. Суворова, Е.А. Купирова

Учебная книга «Окружающий мир. 1класс» успешно выполняют все функции: обучающую, развивающую, воспитывающую, побуждающую. Учебник учит ученика учиться. По форме изложения он краток, лаконичен, содержит в себе необходимый конкретный материал и вместе с тем, содержит в себе достаточный объем фактического материала. Материал, содержащийся в учебнике, отражает изложение подлинной науки, доступен возрасту учащихся, учитывает их интересы, особенности их психических процессов — восприятия, мышления памяти; возбуждает интерес ученика к знаниям и самому процессу познания, стимулировать у него потребность в самообразовании.

Так, например рубрика «Понаблюдай» предусматривает экскурсии, самостоятельные наблюдения за природой, опыты, моделирование.

Научный материал излагается с учетом принципов сезонности; краеведческой, экологической и практической направленностей. Поэтому здесь имеются задания не только для наблюдений и опытов, но и для практических, творческих работ.

Учебник имеет продуманную навигационную систему: рубрикация, оглавление (к сожалению, без указания страниц), условные обозначения (значки) понятные детям и родителям

В рубрике «Рассмотри  и расскажи» - задания и вопросы для проверки знаний; осуществления обратной связи;  

В рубрике «Подумай и расскажи» - задания и вопросы, требующие практического применения полученных знаний; -

Рубрика «Проект» позволяет включать задания, стимулирующие развитие самостоятельности, творческого подхода к поиску средств и методов решения поставленных проблем, формирование умений свободно пользоваться запасом имеющихся знаний, умений и навыков для решения нестандартных задач;

Очень полезны рубрики « Помни», «Угадай-ка», «Для любознательных».

В рубрике «Мир прекрасен» дети знакомятся с высокохудожественными произведениями о мире природы.

В учебнике множество текстов для продуктивного чтения.

Особое преимущество данного учебника,  по сравнению с уже существующими, - это знакомство с архитектурой и  экспонатами музеев (картины, скульптуры, изделия древности и т.д.) Работа с этим материалом формирует у школьников умение эмоционально воспринимать окружающую действительность, оценивать свои впечатления, давать им характеристику.

В учебнике много  иллюстраций, которые помогают активизировать мыслительную деятельность школьников, развивают чувство прекрасного. Фотографии передают документальность объекта без искажений — именно в этом их ценность. Не все предметы и явления природы ученик может увидеть лично, не всегда в школе есть необходимые наглядные средства. В этом случае создать правильное представление об изучаемых объектах помогут фотографии.

 Рисунки отдельных предметов природы (например, грибов), пейзажей (осень, зима), помогают формированию правильных и четких представлений. На этих учебных рисунках подчеркнуты те признаки объектов, которые необходимо усвоить детям.

Оформление учебника «Окружающий мир» в едином стиле с другими учебниками целесообразно, так как подчёркивает основную суть УМК «Диалог».

Организация учебника способствует использованию разнообразных форм учебной деятельности. Так, например, работая с учебником окружающего мира в проблемно-диалогической технологии, учитель может использовать задания учебника.

Очень хорошо, что в учебнике есть толковый словарик, который помогает учащимся самостоятельно узнать значение непонятных слов.

  Анализ  учебника «Литературное чтение.1 класс» УМК «Диалог

Авторы: М.П. Воюшина, С.И. Петрова, Н.Н. Чистякова, Е.В. Лебедева

              Учебник по литературному чтению отражает интересы и потребности современного ребенка через подбор текстов художественных произведений, прежде всего отечественной классики и современной детской литературы, через многообразие тематики, жанровое многообразие, включение произведений о самих детях и их сверстниках, о семье (заботе и любви к близким, взаимопонимании и взаимопомощи, совместном труде и творчестве), о друзьях и дружбе, о животных и природе, путешествиях и познании мира и самого себя и т.д. Содержание учебников предоставляет детям возможность выбора собственных читательских предпочтений и ориентированы в том числе на этот выбор.

Учебник «Литературное чтение» выстраивается как синтетический: предполагающий знакомство с литературой как с искусством слова, как с одним из видов искусства в ряду других (живопись, музыка), как с явлением художественной культуры. Приоритетной задачей является формирование российской  гражданской  позиции  в условиях многообразия    культур.   Идея диалога культур реализуется за счет анализа различных культурных объектов (произведений литературы, изобразительного, музыкального искусства)

Учебник имеет продуманную навигационную систему: рубрикация, оглавление (к сожалению, без указания страниц), условные обозначения (значки) понятные детям и родителям.

В рубрике «Рассмотри  и расскажи» - задания и вопросы для проверки знаний; осуществления обратной связи;  

В рубрике «Думай, доказывай, действуй» задания и вопросы, требующие практического применения полученных знаний;

Рубрика «Выбери, выполни, поделись с другими» предусматривает право выбора домашнего задания. Учащийся самостоятельно выбирает вид и объём заданий, работает в проектах по желанию. В учебнике много заданий позволяющих выйти за рамки одного предмета, за рамки урока и проявить себя  в той области, где ребёнок может показать свою творческую самостоятельность, это работа в проектах, в рубриках «Музыкальная цитата», «Учимся слушать друг друга».

 Оформление учебника «Литературное чтение» в едином стиле с другими учебниками целесообразно, так как подчёркивает основную суть УМК «Диалог».

Недельный принцип расположения тем может помочь педагогу при составлении календарно-тематического планирования на год и проведении корректировки планирования в течение учебного года.

Уроки достаточно насыщены интересным  материалом, виды работ разнообразны, материалы нацелены на расширение кругозора учащихся. Прививается интерес к другим этносам, другим культурам, формируется уважение к другим народам и в соответствии с этим культуросообразное поведение. Учащиеся приобретают опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностного отношения к миру, например в рубрике «Учимся читать картину». Хорошо, что указываются полные имена авторов произведений, т.к. у младших школьников есть проблема запоминания имён авторов.

Очень хорошо, что в учебнике есть терминологический  словарик, который помогает учащимся самостоятельно узнать значение непонятных слов.

Модульный курс «Литература народов России», авторы Е.А.Найдёнова, Р.З. Хайруллин, Е.А.Чумакова, Е.В. Верхоломова, М.В. Чепайтите,  хорошо вписывается в структуру УМК «Диалог». Стиль оформления и навигация единообразны. Занимательно и просто представлена карта России со всеми текстами и заданиями. Орнаменты народов России можно использовать на уроках изобразительного искусства. Настоящей находкой являются задания  «Создай ромашку». Каждый учебник создает не только свою, но и общую «картину мира», созданы условия для применения  материалов курса «Литература народов России»  при решении конкретных учебных задач или в качестве дополнительного источника информации.

Лемешко Л.И., учитель начальных классов    2013 год            г. Иркутск                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете "Профессиональная компетентность учителя. Эффективность образовательного процесса"

В выступлении даётся понятие "компетенции", предлагается сравнительный анализ уроков, построенных на различных основах (традиционный, развивающий). Определяется цель, которую ставит перед собой учител...

Статья на тему:"Использование инновационных педагогических технологий для повышения эффективности обучения и воспитания младших школьников"

Работа посвящена проблеме повышения эффективности обучения и воспитания учащихся начальной школы. В данной работе содержится анализ традиционной системы образования, и исследуются пути реформиро...

Педагогическая диагностика как эффективная форма контроля динамики становления универсальных учебных действий младших школьников.

В комплекте «Начальная школа 21 века» в качестве такой новой формы контроля предлагается регулярно проводимая учителем педагогическая диагностика. Выполнение заданий педагогической диагностики тр...

Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков

В этой работе описана педагогическая технология, которую я успешно применяю на своих уроках...

Выступление на педагогическом совете. Тема: "Современные педагогические технологии как эффективное средство совершенствования образовательного процесса в условиях реализации ФГОС".

Данный материал представляет собой отчет работы кафедры начального образования с 2013 по 2015 гг. В нем даны современные  технологии обучения, разработанные учителями задания и проекты с сылками,...

Технологии педагогического взаимодействия как условие эффективного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ

Ведущей целью взаимодействия является развитие личностей взаимодействующих сторон, их взаимоотношений, развитие коллектива и реализация его воспитательных возможностей.Все типы взаимодействия взаимосв...

Сообщение на тематическом педагогическом совете «Обновление педагогических позиций по проблеме духовно-нравственного воспитания обучающихся в рамках модернизации воспитательного пространства» на тему: «Пути реализации и эффективные формы ра

Сообщение на тематическом педагогическом совете«Обновление педагогических позиций по проблеме духовно-нравственного воспитания обучающихся в рамках модернизации воспитательного пространства&raqu...